• Период времени, за который реализованное управленческое решение принесло результат. Не всегда управленческое решение начинает работать сразу. Задержка решения во времени может обернуться большими издержками, даже если в дальнейшем оно окажется эффективным. Но это в лучшем случае, а в худшем такое решение может «зависнуть» и так и не воплотиться в жизнь.
• Издержки, понесенные органами местного самоуправления после реализации управленческого решения. Во время разработки управленческого решения обязательно учитываются все затраты, которые понесут органы местного самоуправления во время разработки и реализации управленческого решения. Любой расчет может быть только приблизительным (особенно касающийся реализации управленческого решения). Нельзя с точностью до копейки рассчитать затраты, поэтому риск непредвиденных расходов существует всегда.
В случае, если управленческое решение отвечает указанным параметрам одновременно, можно говорить о высокой эффективности управленческого решения.
Ещё одна из особенностей эффективности управленческих решений заключается в том, что эффективное сегодня управленческое решение может завтра оказаться негативным. Времена меняются, жизнь не стоит на месте, вместе с развитием технологического прогресса растут потребности населения, и с каждым годом ожидания населения, связанные с результатами работы органов местного самоуправления, возрастают. В быстро изменяющейся среде просто необходимо умение менеджера своевременно реагировать на происходящие изменения, т.е. одним из главных требований к муниципальным менеджерам является умение своевременно разработать качественное управленческое решение. Это значительно увеличивает вероятность того, что решение будет эффективным.
Список литературы
1. Атаманчук Г.В. Модернизация государственного управления (теоретико-методологические основания). М.: Изд-во РАГС, 2001. 38 с.
2. Кузнецова Л. А. Разработка управленческого решения. Челябинск, 2001. 120 с.
3. Лафта Дж.К. Управленческие решения. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. 304 с.
4. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. 140 с.
СОЦИОЛОГУ НА ЗАМЕТКУ
Т.Е. Зерчанинова
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ
Общество создало такой социальный институт, как государство, для обслуживания своих интересов и социальных потребностей. На сегодняшний же день в России государство диктует обществу свои законы, стоит над обществом и существует в параллельной социальной реальности.
Можно констатировать факт, что государство не справляется со своими функциями: не обеспечивается достойный уровень жизни граждан, социальная защищенность населения оставляет желать лучшего, не обеспечивается стабильность социально-экономического развития страны, общество не чувствует себя защищенным от проявлений преступности, в органах власти процветает коррупция, граждане не верят в то, что смогут получить защиту от произвола властей.
В табл. 1 приведены данные социологического исследования, целью которого было выявление оценки своего материального положения российскими гражданами.
Таблица 1
Оценка респондентами своего материального положения1 (в % от числа опрошенных)
РФ Свердловская область
Нет никаких материальных затруднений Особых материальных затруднений нет, но не все покупки 1,7 0,8
«по карману» 22,5 19,4
Денег хватает лишь на основные продукты и одежду 48,7 52,4
Денег не хватает на продукты, лекарства, одежду 19,3 25,0
Живу в крайней нужде 5,8 0,8
Затрудняюсь ответить 2,0 1,6
Более половины респондентов утверждают, что имеют доходы на уровне или ниже официального уровня бедности. В структуре семейных расходов более 50% занимают расходы на продукты питания, что также свидетельствует о невысоком уровне жизни населения страны.
Отношение населения к социальной поддержке со стороны государства очень скептическое. Если возникнут какие-либо серьезные проблемы, связанные с утратой дееспособности, потерей имущества или здоровья, подавляющее большинство респондентов не надеются на помощь государства, а рассчитывают на поддержку близких и организаций, в которых работают.
Главный отрицательный результат социальной политики, с нашей точки зрения, заключается в том, что большая часть населения не чувствует защищенности от экономических потрясений, проявлений преступности и других негативных явлений в нашем обществе.
Таблица 2
Оценка респондентами степени своей защищенности от экономических кризисов, подобных тем, которые были в нашей стране в 90-е гг.2 (в % от числа опрошенных)
Очень высокая 0,6
Высокая 3,4
Средняя 21,0
Низкая 35,9
Очень низкая 31,5
Затрудняюсь ответить 7,6
Общество, прекрасно осознавая, что государство не справляется со своими функциями, склонно выражать недоверие органам государственной власти. Это подтверждают данные социологических опросов населения страны. Однако это недовольство носит скорее латентный характер. Общество остается пассивным по отношению к действиям (или бездействиям) органов власти. Активные формы протеста используются крайне редко, несмотря на то положение, в котором сегодня находится большинство членов нашего общества.
Отсутствие правового государства и развитого гражданского общества в современной России создает предпосылки для несовпадения государственных и национальных интересов.
1 Использованы данные социологического исследования, проведенного Социологическим центром РАГС под руководством В.Э. Бойкова в октябре 2002 г. Опрошены 1 930 человек в возрасте 18 лет и старше в 25 субъектах Российской Федерации по репрезентативной общероссийской выборке.
2 Использованы данные социологического исследования, проведенного Социологическим центром РАГС под руководством В.Э. Бойкова в феврале 2003 г. Опрошены 2 010 человек в возрасте 18 лет и старше в 24 субъектах Российской Федерации по общероссийской выборке, репрезентирующей работников основных отраслей народного хозяйства, занятых на предприятиях различных форм собственности.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы понимаются как совокупность «сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах», однако данные социологических исследований показывают, что население не чувствует заботы о своих интересах.
Е.В. Позднякова
СПЕЦИФИКА УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА
В условиях перехода к рынку в социальной сфере, в том числе в сфере социализации подростков и молодежи, весьма рельефно проявляется тенденция к регионализации социальных процессов. Особую проблему в этом плане представляет организация жизнедеятельности населения и, прежде всего, функционирования социальных институтов образования и воспитания молодежи в условиях российского Севера. Актуальность этой проблемы детерминирована, с одной стороны, статусом и ролью Севера в социально-экономической жизни России и, с другой стороны, - спецификой природно-климатических, экономических, демографических, этнических и социально-педагогических процессов, составляющих основу общественного воспроизводственного процесса в регионе, сотрудничества и преемственности поколений.
Ханты-Мансийский автономный округ как субъект Федерации имеет свои особенности, обусловленные его историей, национально-этническим составом населения, природногеографической средой и климатическими условиями, характером экономического развития, социально-экономическими ориентациями населения, его отношением к традициям, содержанию духовной жизни.
Важной особенностью жизнедеятельности подростков российского Севера являются экстремальные условия жизни. Такие общеизвестные неблагоприятные обстоятельства, как многомесячная депривация света в полярные ночи, сверхсуровая зима, изолированность от урбанизированных центров, дефицит естественных витаминов существенно влияют на сохранение и воспроизводство здоровья детей. Длительные низкие температуры воздуха обусловливают кислородную недостаточность, что вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Близость к Северному географическому полюсу и связанная с ней высокая магнитная напряженность поля приводят к резким суточным перепадам атмосферного давления, что также отрицательно отражается на состоянии здоровья населения.
В последние годы увеличивается количество молодых людей, обучающихся в школе, что говорит о высоком уровне рождаемости в предыдущее десятилетие. Этот в целом позитивный процесс несет в себе и проблемные черты. Увеличение количества подростков, вступающих в трудоспособный возраст, создает дополнительные сложности для включения их в трудовую деятельность и обеспечения гарантированного жизненного минимума в социальной сфере.
Безусловно, радует постоянный рост в округе числа образовательных учебных учреждений. В период с 2000 по 2001 г. этот показатель увеличился в 2,4 раза, а количество обучающихся - в 3,4 раза. Еще несколько лет назад в округе не было высшей школы. Сегодня в его городах действуют 63 вуза различного подчинения, в которых обучается более 27 тыс. студентов.
Государственная молодежная политика, направленная, в частности, и на содействие созданию рабочих мест для молодежи, должна учесть и скорректировать развитие процессов социально-профессиональной ориентации подрастающего поколения. Однобокое развитие экономики округа, ориентированное на нефтегазовый комплекс, нерентабельность произ-