ФЕВРАЛЬ №2 (275) ЗНиСО
11
УДК 614.2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ОТКАЗЕ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.К. Яблонский, О.А. Суховская
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия
Представлены результаты исследования функционирования всероссийской «горячей линии» по оказанию помощи в отказе от потребления табака. Целью создания телефонной консультативной линии помощи в отказе от табакокурения являлись информирование населения о пагубном воздействии табачного дыма на организм, современных методах помощи в отказе от табака и обучение адаптивным формам поведения при появлении симптомов отмены в ситуациях, провоцирующих начало курения.
Ключевые слова: «горячая линия», табакокурение, отказ от табакокурения, информирование, консультирование.
P.K. Yablonsky, O.A. Sukhovskaya □ THE RESULTS OF «HOTLINE» TO PROMOTE SMOKING CESSATION IN THE RUSSIAN FEDERATION □ Sankt-Petersburg Research Institute of Phtisiopulmonology of the Ministry of Health of the Russian Federation, Sankt-Petersburg, Russia.
The results of research of functioning of the All-Russian «hotline» to assist in smoking cessation are presented. The purpose of the consultative telephone helpline is to inform the public about the harmful effects of smoking on the body, modern methods of assistance in smoking cessation and to teach adaptive behavior for the withdrawal symptoms appearance in situations, provoking the smoking. Key words: «hotline», smoking, smoking cessation, information, counseling.
В 2013 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Федеральный закон № 15-ФЗ), которым установлены не только запретительные меры в отношении потребления табака, но и требования по осуществлению просвещения и информирования населения о вреде потребления табака, пагубном воздействии окружающего табачного дыма, а также по оказанию помощи в отказе от табакокурения (ТК) [4].
Как показал проведенный анализ реализации положений Федерального закона № 15-ФЗ [1], представляется необходимым разработать и утвердить нормативным правовым актом Минздрава России порядок создания и функционирования «горячих линий», способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости.
Цель исследования — проанализировать работу действующей федеральной «горячей линии» помощи в отказе от ТК.
Основа для организации «горячей линии» была заложена в 2008 г. принятием Федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» [3]. В 2010 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 годы [2], в которой определены меры по снижению числа курящих в нашей стране, в частности по организации бесплатной и доступной телефонной линии по оказанию помощи в отказе от потребления табака.
В 2011 г. в рамках реализации Концепции приказом Минздравсоцразвития России на базе Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии был создан Консультативный телефонный центр помощи в отказе от потребления табака (КТЦ), который обеспечивает функционирование телефонной «горячей линии» по оказанию информационной и квалифицированной консультативной помощи людям, желающим отказаться от табакокурения [5].
Задачами КТЦ являются:
1) повышение информированности населения о пагубном воздействии табачного дыма на организм и методах помощи в отказе от ТК;
2) повышение мотивации к отказу от употребления табачных изделий;
3) изменение психологических установок в отношении ТК и обучение адаптивным формам поведения;
4) поддержка при отказе от ТК и обучение навыкам самопомощи при появлении симптомов отмены;
5) разработка индивидуальных мер профилактики рецидивов ТК;
6) проведение анализа особенностей ТК у лиц, желающих отказаться от употребления табака, и разработка наиболее эффективных мер оказания консультативной телефонной помощи в отказе от потребления табака.
Материалы и методы. В ноябре 2011 г. КТЦ приступил к приему звонков (для жителей России — на бесплатной основе) и консультированию по вопросам отказа от ТК по многоканальному телефону 8 (800) 200-0-200. Заявки на консультирование стали приниматься также по электронной почте: [email protected].
12
ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (270
Всего в КТЦ работают 20 операторов с медицинским или психологическим образованием. Абонентов с хроническими заболеваниями по вопросам лекарственной терапии консультируют врачи (терапевты, психотерапевты, нарколог).
Для обеспечения работы КТЦ было разработано программное обеспечение, позволяющее фиксировать время поступления звонка и регион абонента. В случае одновременного поступления большого числа входящих звонков они направляются в очередь в режим «пропущенные звонки» с регистрацией номера телефона абонента для последующего перезвона оператора этому абоненту позднее.
При консультировании в базу данных вводится имя, возраст, пол, особенности ТК, опыт предыдущих отказов от курения, выраженность и конкретные проявления синдрома отмены при предыдущих попытках отказа от ТК, а также данные анкетирования в ходе консультации: тест для определения степени никотиновой зависимости (НЗ), мотивации к курению, мотивации к отказу от курения, особенностей личности, наличия провоцирующих курение факторов. Это позволяет при последующем консультировании не повторяться с вопросами, заранее выработать тактику оказания поддержки и проводить индивидуальное сопровождение при отказе от ТК.
Кроме того, при каждом последующем консультировании специалист КТЦ вносит в базу данных (карточку курящего человека) информацию о своем взаимодействии (консультациях) и статус курения абонента (курит, не курит, были ли срывы в отказе от ТК). Все взаимодействия записываются и «привязываются» к конкретному абоненту, что позволяет анализировать качество оказанных услуг, проводить обучение консультантов центра и в случае возникновения сложных случаев (слабо мотивированный курящий; неудачные попытки отказа; необычные вопросы) заранее проводить разбор этих случаев для выработки оптимальной схемы консультирования.
КТЦ работает в комплексе с «горячей линией» Минздрава России по вопросам здорового образа жизни, операторы которой пересылают данные о курящих, желающих получить помощь при отказе от курения, но не дозвонившихся в центр в связи с большим числом обращений в период проведения в СМИ антитабачных кампаний. В обычном режиме при звонке на телефонный номер КТЦ с помощью голосового меню абонент
Таблица 1. Число зарегистрированных звонков
и первичных обращений в 2012—2014 гг.
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Общее число звонков 121 664 83 932 194 571
Число входящих звонков 46 832 15 713 62 430
Число граждан, записавшихся на консультацию по электронной почте 14 637 2983 1222
Общее число первичных обращений 23 633 13 266 39 942
август сентябрь октябрь
Рис. Число первичных обращений в КТЦ в 2012 г.: до проведения антитабачной кампании в СМИ в мае—августе; во время проведения — в сентябре; после проведения — в октябре
сам переводится на линию центра после набора цифры «1».
В 2011 г. КТЦ осуществлял только реактивный тип консультирования — для курящих, непосредственно позвонивших по указанному номеру. Практика работы показала, что такой тип консультирования подходит для слабо мотивированных граждан и его эффективность значительно ниже, чем при проактивном режиме консультирования, когда абонент назначает день отказа от курения и консультант договаривается о сессии звонков в день отказа на 3-й, 7-й, 14-й, 30-й дни после отказа от курения. Кроме того, анализ данных специальной литературы свидетельствовал о необходимости применения проактивного подхода, поскольку именно этот режим консультирования считается оптимальным и необходимым для работы телефонных линий по оказанию помощи в отказе от курения [6, 7].
С 2012 г. всем позвонившим абонентам специалисты центра предлагают месячное телефонное сопровождение при отказе от курения (проактивный подход) и осуществляют однократное консультирование (реактивный подход) в случае несогласия абонента на продолжительное взаимодействие с консультантами или отсутствия мотивации к отказу от курения. В последнем случае цель консультирования состоит в выяснении причин отказа от прекращения курения, в информировании о воздействии табака на здоровье и повышении уровня мотивации к отказу от ТК. Кроме того, некоторые абоненты звонят для получения ответов на конкретные вопросы, например: как помочь близкому человеку в отказе от ТК, есть ли вред от электронных сигарет и т. п. В этих случаях так же осуществляется однократное консультирование.
Для оценки эффективности оказанной помощи абонентам, получившим месячное сопровождение при отказе от ТК, проводятся контрольные звонки через один и шесть месяцев после проведенной консультации для фиксации в базе данных КТЦ
ФЕВРАЛЬ №2 (27Е) ЗНиСО
13
Таблица 2. Результаты оценки продолжительности воздержания от табака у лиц, получивших месячное телефонное сопровождение при отказе от курения
Продолжительность воздержания от курения Количество некурящих, % Количество курящих, % Результат неизвестен (количество не ответивших на звонок), %
30 дней (1 месяц) 42,2 (95 %ДИ=41,4—43,1) 34,0 23,8
180 дней (6 месяцев) 24,3 (95 % ДИ=23,6—25,1) 41,7 34,0
статуса курения и степени удовлетворенности оказанной помощью.
Результаты исследования. В 2011 г. (начиная с 17 ноября) в КТЦ обратились 748 курящих, в 2012 г. - 23 633, 2013 г. - 13 266 и в 2014 г. -39 893 человека.
Разница в обращаемости в КТЦ в различные годы обусловлена в первую очередь информированностью населения о возможности получения такой помощи.
Так, в 2012 г. антитабачные передачи по телевидению и озвучивание номера, по которому можно получить помощь при отказе от ТК, привело к значительному увеличению числа звонков. В частности, в активные периоды антитабачной кампании в СМИ происходило увеличение числа первичных обращений: к концу мая — до 3 885, в июне — до 4 144 и сентябре 2012 г. — до19 515 обращений (рис.).
В 2013 г. (с 20 ноября по 7 декабря) в период проведения передач по телевидению (каналы «МузТВ» и «Ю») о вреде табачного дыма, пользе отказа от ТК бегущей строкой транслировался номер горячей линии «Здоровая Россия». За этот период число первичных обращений в КТЦ выросло до 1 862 по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, когда в период с 20 октября по 7 ноября 2013 г. в КТЦ обратилось 1 110 человек, то есть число обратившихся увеличилось в 1,7 раза.
В структуре обращений наибольший удельный вес занимают вопросы помощи в отказе от табакокурения — 91 %. Нецелевые звонки (ошибочно набранный номер телефона, баловство детей) в разные годы составляли от 4,5 до 15 %. Наибольшее число нецелевых звонков (15 %) было в 2014 г. в связи с временным прекращением работы операторов «горячей линии» Минздрава России по вопросам здорового образа жизни, поэтому специалисты КТЦ принимали все звонки на указанный номер в период с 1 января по 23 сентября 2014 г.
КТЦ был проведен ряд исследований, направленных на определение информированности населения о влиянии табачного дыма на здоровье, об отношении к отдельным статьям Федерального закона № 15-ФЗ, а также была проведена оценка эффективности однократных консультаций и месячного телефонного сопровождения при отказе от ТК.
Анализ результатов анкетирования показал, что практически все опрошенные (99 %) знали о пагубном воздействии табачного дыма на здоровье, а в период принятия Федерального закона № 15-ФЗ (май — июнь 2013 г.) среди позвонивших в КТЦ 47 % лиц ответили, что приняли решение об отказе от ТК под влиянием информации о принимаемом законе.
Эффективность однократных консультаций была оценена по выборочному опросу 1 200 курильщиков, обратившихся на «горячую линию». Через 30 дней не курили 11,1 % лиц, получивших однократное консультирование (95 % ДИ=8,59-13,61 %). Через шесть месяцев оставались некурящими 8,2 % лиц, получивших однократное консультирование (95 % ДИ=7,48-8,72 %).
Эффективность воздержания лиц, получивших месячное телефонное сопровождение при отказе от курения (по результатам телефонного опроса), представлена в таблице 2.
Таким образом, месячная телефонная поддержка при отказе от курения приводила к достоверно большему числу людей, воздерживающихся от табакокурения в течение как 30 дней (р=0,0005; ОЯ=5,81; 95 % ДИ=4,47-7,58; ИЯ=3,78; 95 % ДИ=3,01-4,79), так и шести месяцев (р=0,0005; ОЯ=3,61; 95 % ДИ=2,26 4,91; ИЯ=2,98; 95 % ДИ=2,26 3,95) по сравнению с однократным консультированием.
Специалистами КТЦ было проведено исследование удовлетворенности оказанной помощи через 30 дней после отказа от курения. Были заданы следующие вопросы: «Вы удовлетворены оказанной помощью? Оцените, пожалуйста, насколько мы смогли Вам помочь (от 1 до 10 баллов)»; «Полученная информация соответствовала Вашим ожиданиям?»; «С нашей помощью Вам легче было отказаться от курения, чем раньше?». Большинство абонентов высоко оценили качество оказанных услуг: удовлетворены были оказанной помощью 84 % абонентов, при этом средний балл оценки работы составил 9,1 при 10 максимально возможных. В 71 % случаев помощь соответствовала ожиданиям или была лучше, чем ожидалось, и в 84 % случаев курящим абонентам, получавшим помощь специалистов КТЦ, было легче при отказе от курения, чем при предыдущих попытках отказа от ТК.
В марте 2015 г. на заседании Координационного совета по борьбе против табака при Минздраве России было одобрено внесение устрашающих картинок на пачках сигарет с номером телефона «горячей линии» по оказанию помощи в отказе от потребления табака. Несомненно, это дало возможность значительно увеличить число лиц, отказывающихся от ТК и обращающихся за помощью при отказе в КТЦ.
В этом случае могут быть два пути решения проблемы: увеличение числа консультантов федеральной линии либо организация региональных линий. Мировой опыт показал, что централизованная работа линии позволяет организовать более качественное обучение консультантов, осуществлять контроль качества выполнения услуг [8] и облегчает продвижение этого вида помощи в отказе от курения, поскольку легче
14
ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (27Е)
и дешевле продвигать один номер телефона в СМИ.
Для оценки возможного числа обращений целесообразно обратиться к опыту других стран. В частности, как прозвучало на Всемирной конференции «Табак или здоровье», состоявшейся 17—21 марта 2015 г., в Аргентине введение устрашающих картинок с номером телефона «горячей линии» привело в первый месяц введения этой нормы к увеличению числа обращений в 15 раз и последующему увеличению в 2—3 раза по сравнению с предыдущим периодом.
Выводы. С учетом данного опыта для консультирования ожидаемого числа обратившихся граждан целесообразно удвоить или даже утроить имеющийся штат консультантов. Существующее программное обеспечение позволяет это сделать без дополнительных затрат на доработку и, следовательно, значительно сократить возможные затраты по сравнению с организацией дополнительных региональных линий.
Результаты исследований подтверждают необходимость и востребованность работы по тематическому консультированию курящих с одновременным информированием, направленным на повышение мотивации к отказу от курения. Работа по информированию несет в себе и превентивную функцию: она призвана способствовать противодействию началу ТК у подростков и отказу от курения — у регулярно курящих.
В связи с этим в КТЦ большое внимание уделяется анализу мотивации в разных возрастных группах в зависимости от пола, возраста и социального положения. Эти исследования могут помочь в создании материалов, предназначенных для самоинформирования граждан. В целях популяризации отказа от ТК специалистами КТЦ разрабатываются тематические памятки, брошюры, методические рекомендации для врачей в целях донесения информации по эффективным методам помощи при отказе от курения до различных групп населения и оказания помощи в отказе от курения.
Используется также сайт Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Минздрава России, где размещена информация о КТЦ, адреса электронной почты для записи на консультацию, отзывов и предложений. Специалисты проводят и разнообразные тематические мероприятия, посвященные дням отказа от курения и дням без табака, а также проведению лекций и акций по отказу от курения в школах и высших учебных заведениях.
Консультативный телефонный центр помощи в отказе от потребления табака тесно сотрудничает с телевидением, газетами и журналами Российской Федерации. Все перечисленные действия способствуют повышению мотивации к отказу от курения, информированности населения, в том числе в области законодательства в сфере ограничения табакокурения, а также к увеличению числа обращений в центр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасименко Н.Ф. и др. Разработка механизма реализации норм Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ / Н.Ф. Герасименко, О.Ю. Александрова, А.М. Биксолт // Вестник Роспотребнадзора. 2014. № 2. С. 70—81.
2. О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р.
3. О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака: Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ.
4. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Ст. 9, 15, 17.
5. Яблонский П.К. и др. Организация консультативной телефонной помощи при отказе от табакокурения в Российской Федерации / П.К. Яблонский, О.А. Су-ховская // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. № 1. С. 30—34.
6. Hoddinott P. et al. Process evaluation for the Feeding Support Team (FEST) randomised controlled feasibility trial of proactive and reactive telephone support for breastfeeding women living in disadvantaged areas / P. Hoddinott, L. Craig, G. Maclennan [et al.] // BMJ Open. 2012. Vol. 2 (2). P. e001039.
7. Stead L.F. et al. Telephone counselling for smoking cessation / L.F. Stead, J. Hartmann-Boyce, R. Perera [et al.] // Cochrane database of syst. rev. (online). 2013. Aug. 12.
8. Zhua S.N. et al. A centralised telephone service for tobacco cessation: the California experience / S.H. Zhua, C.M. Anderson, C.E. Johnsona [et al.] // Tobacco control. 2000. Vol. 9 (Suppl 2).
Контактная информация:
Суховская Ольга Анатольевна, тел.: +7 (812) 244-96-25, e-mail: [email protected] Contact information: Sukhovskaya Olga, рЬс^: +7 (812) 244-96-25, e-mail: [email protected]