УДК 617.753.2-053.2:373(470.51-25)
Лялин А.Н., Корепанов А.В., Черных Н.А., Чермак С.Б.
Ижевская государственная медицинская академия Республиканская офтальмологическая клиническая больница, г Ижевск
Е-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПРИОБРЕТЕННОЙ БЛИЗОРУКОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ «ЗЕНИЦА»
У ШКОЛЬНИКОВ
Возникновение и прогрессирование школьной миопии является острой социальной проблемой. Близорукостью страдают около 35 % населения земного шара, из них миопия высокой степени отмечается у 7 %. Причинами возникновения близорукости в школьном возрасте являются интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, широкое распространение гаджетов у школьников, начиная с 1 класса.
По данным обследования школьников 2-х и 3-х классов общеобразовательной школы г. Ижевска было выявлено 29,8 % лиц с миопической рефракцией. Острота зрения у миопов до лечения составила 0,41, а после лечения повысилась до 0,42. Причем, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в 3 глазах). У эмметропов в начале наблюдения острота зрения составила 0,98, а в конце - 0,96. После проведенных курсов с тренажером дезаккомода-ционным (ТДО) «Зеница» отмечалось достоверное повышение запасов аккомодации на 0,6 дптр. Повышение устойчивости к дефокусировке для дали - расширение фокусной зоны с разрешением 40 % у эмметропов-7,0Д и миопов -5,75Д.
В результате использования ТДО «Зеница» отмечается повышение остроты зрения у детей с миопической рефракцией. В обеих группах повысилась устойчивость остроты зрения к дефокусировке для дали с отрицательными линзами. Следовательно, повысилась устойчивость к гиперметропическому дефокусу, который ускоряет рост глазного яблока. Возможность развития пассивной адаптации в процессе рефрактогенеза существует на протяжении всего «периода риска формирования миопии». Поэтому курсы тренировок, направленные на сохранение баланса зрительных нагрузок, мы рекомендуем проводить на постоянной основе в возрастном интервале от 6-7 до 18-25 лет 2 раза в течение года.
Ключевые слова: школьная миопия, ТДО «Зеница», оптико-рефлекторные тренировки, результаты лечения.
Актуальность
В настоящее время ученые и практикующие врачи уделяют особое внимание проблеме близорукости и это не случайно, так как близорукостью страдают около 35 % населения земного шара, из них миопия высокой степени отмечается у 7 %. [1], [4]. Близорукость с каждым годом приобретает все большее значение в структуре заболеваемости, остается одной из острых социальных проблем ввиду тяжести возникающих хориоретинальных осложнений и сохранения высокого процента первичной инвалидности - 17 % в общей нозологической структуре инвалидности органа зрения.
Особое внимание следует уделить близорукости школьного возраста.
Причинами возникновения близорукости в школьном возрасте являются интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, широкое распространение гаджетов у школьников, начиная с 1 класса.
Надо отметить, что чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии на фоне наследственного фактора и низкого уровня ре-
зервов адаптации, вызывают развитие пассивной адаптации путем увеличения длины ПЗО, что приводит к формированию миопической рефракции [2], [3], [5].
Существует множество способов лечения и профилактики близорукости, наиболее интересный для нас стал метод поддержания и сохранения нормарефрактогенеза - тренировки с помощью комплекта тренажеров дезаккомода-ционных (ТДО) «Зеница».
Цель работы
Изучение структуры рефракционных нарушений среди учащихся 2-3 классов. Изучить результаты курсового оптико-рефлекторного лечения с применением комплекта тренажеров «Зеница» у учащихся 2-х - 3-х классов.
Материалы и методы
В исследовании участвовали школьники 2-х и 3-х классов 97 общеобразовательной школы г. Ижевска (Всего 181 человек: из них 2-е классы - 72, 3-и классы - 109 человек). Методом выборки и приверженности к лечению
школьники были разделены на 2 группы: 24 человека (48 глаз) - с миопической рефракцией слабой степени, которая в среднем составила 1,5±0,5 дптр., 22 школьника (44 глаза) - с эм-метропической рефракцией. Было проведено
2 курса оптико-рефлекторного лечения комплектом тренажеров «Зеница» по 10 сеансов каждый.
Наблюдение за группами составило 6 месяцев.
Результаты и обсуждения
В результате проведенного анкетирования 59 % детей имели наследственную предрасположенность к развитию миопии. Снижение остроты зрения у 40 % детей наблюдалось в течение двух лет, что связано с ростом постоянных интенсивных зрительных учебных нагрузок. В результате этого с каждым последующим классом происходило увеличение количества близоруких детей.
Острота зрения у миопов до лечения составила 0,41, а после лечения повысилась до 0,42 (рис. 1). Причем, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в
3 глазах). У эмметропов в начале наблюдения острота зрения составила 0,98, а в конце - 0,96 (рис. 2).
Наблюдалось положительная динамика запаса относительной аккомодации у школьников в результате оптико-рефлекторного лечения: у детей с миопической рефракцией запасы относительной аккомодации повысились с 2,8до 3,2 дптр., а у детей с эмметропией с -4,8 до -5,4 дптр (рис. 3 и 4).
В результате проведения дефокусировки остроты зрения для дали у детей с миопией наблюдалось то, что максимальная ширина расхождения кривых при низком разрешении до и после лечения равна, и составляла от +3,0 до -5,0 дптр., что свидетельствует о стабилизации процесса [6]-[7] (рис. 5).
Устойчивость остроты зрения при разрешении 40 % (то есть при остроте зрения 0,4 необходимого для бинокулярного зрения) составила до лечения: +2,0 и - 3,0 дптр.; после лечения: +1,75 и - 4,0 дптр., наблюдалось незначительное, но положительное расширение устойчивости остроты зрения к дефокусировке.
После лечения на графике зафиксировано расширение фокусной зоны и увеличение устойчивости остроты зрения при разрешении в интервале 90 % - 100 % с +0,5 до -2,0 дптр.
Ширина диапазона устойчивости остроты зрения у эмметропов при разрешении 95 % до лечения составляет 2,5 дптр, после лечения устойчивость увеличилась до 3,5 дптр (рис. 6). Стоит заметить, что вдвое увеличилась устойчивость к гиперметропическому дефокусу в -4,5 Д, до лечения острота зрения составляла 22 %, после лечения 45 %.
острота зрения у миопов
0,41 1 0,42
ди лечения поелелечения
острота зрения у эмллетропоэ
дйлеч^ння нй^лелеч^ния
Рисунок 1 и 2. Динамика изменения остроты зрения
Миопы
-|2,8 до лечения
-3,3 -3,2 -3,1 -3 -2,9 -2,8 -2,7 -2,5 -2,5 -2,4 -2,3 -2,2 -2,1 -2 Запас аккомодации в диоптриях
Эмметропы
I Г I 1 1
-6 -5,5 -5 -4,5 -4 -3,5 -3
Запас аккомодации в диоптриях
Рисунок 3 и 4. Динамика запаса относительной аккомодации
Медицинские науки
Рисунок 5. Дефокусировка остроты зрения для дали у детей с миопией
-До лечения
о и"' О ^ О ^ Ю О и"' О ^ О ^ О ^ О и О и" — ГГ ГГ~1 гО г^ г^" т-Н т-Н О О тН тН ГО ГО ир о
Сила линзы в диоптриях
Рисунок 6. Дефокусировка остроты зрения для дали у детей с эмметропией
Максимальная ширина фокусной зоны при разрешении 40 % у данной группы составляла 7,0 Д (от +2,0 до -5,0). Устойчивость остроты зрения при разрешении 95 % составила 3,0 Д. При разрешении в 80 % эти показатели увеличиваются в 1,5 раза до 4,5 Д. Но стоит заметить, что точка максимального провала устойчивости соответствовала -3,0 Д.
Выводы
В результате лечения у миопов отмечено повышение остроты зрения с 0,41 до 0,42, полное восстановление остроты зрения до 1,0 отмечено в 6,25 % случаев (в 3 глазах). В результате тренировок комплектом тренажеров «Зеница» удалось повысить адаптационные возможности зрительной системы: у детей с миопией - уве-
личение запасов аккомодации в среднем на 0,4 дптр., у школьников с эмметропической рефракцией в среднем 0,6 дптр.
В обеих группах повысилась устойчивость остроты зрения к дефокусировке для дали с отрицательными линзами. Следовательно, повысилась устойчивость к гиперметропическо-му дефокусу, который ускоряет рост глазного яблока [6] (до лечения - 22 %, после - 45 %). Возможность развития пассивной адаптации в процессе рефрактогенеза существует на протяжении всего «периода риска формирования миопии». Поэтому курсы тренировок, направленные на сохранение баланса зрительных нагрузок, мы рекомендуем проводить на постоянной основе в возрастном интервале от 6-7 до 18-25 лет 2 раза в течение года [2], [3].
10.09.2015
Список литературы:
1. Аветисов С. Э. Современные аспекты коррекции рефракционных нарушений. // Вестник офтальмологии - 2004. - № 1. - С. 19 - 22.
2. Дашевский А.И. Ложная близорукость. - М.:Медицина, 1973г. - 151с.
3. Жаров В.В., Лялин А.Н., Егорова А.В. Оптико-рефлекторная терапия адаптационной близорукости, - Ижевск: КногоГрад, 2010 г., - 80с.
4. Киреева Н.В., Жаров В.В., Голикова Е.В. Проблема школьной близорукости// Вестник Оренбургского универстита, №14 (133) 2011г.
5. Кузнецова М. В. Причины развития близорукости и ее лечение. М., Медпрессинформ. - 2004., - С. 38-39, 110-112.
6. Тарутта Е.П., Тарасова Н.А. Сравнительная оценка эффективности различных методов лечения расстройств аккомодации и приобретенной прогрессирующей близорукости.//Вестник офтальмологии - 2015 - №1 - С.24-28.
7. Шелудченко В.М. Оценка зрительного восприятия при имплантации мультифокальных интраокулярных линз с различной пресбиопической добавкой по результатам дефокусировки остроты зрения.//Вестник офтальмологии 2012.-№ 1.-С.19-22.
Сведения об авторах: Лялин Анатолий Николаевич, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук
Корепанов Александр Валентинович, заведующий кафедрой офтальмологии Ижевской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук
Черных Наталья Александровна, врач-офтальмолог Республиканской офтальмологической клинической больницы
Чермак Светлана Борисовна, врач-офтальмолог Республиканской офтальмологической
клинической больницы