Научная статья на тему 'Результаты профессиографического исследования специальностей, на которые проводится обучение в пограничных институтах России'

Результаты профессиографического исследования специальностей, на которые проводится обучение в пограничных институтах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / FRONTIER SERVICE / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT CHARACTERISTICS OF SPECIALISTS / SPECIALITIES CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубный С. Е.

в статье проведен анализ структуры профессионально-важных качеств будущих специалистов-пограничников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубный С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the structure of professionally significant characteristics of the future frontier guards is described in the article.

Текст научной работы на тему «Результаты профессиографического исследования специальностей, на которые проводится обучение в пограничных институтах России»

Литература

1. Бодров В. А. Психологический стресс: Развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

2. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу / Автореферат дис. ... канд. психол. н. М.: ИПРАН, 2007.

3. Величковский Б. Б., Марьин М. И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние - устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. №2. С. 34-46.

4. Изард К. Е. Психология эмоций / Пер с англ. СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 368 с.

6. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

7. Медведев В. И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 3. С. 362-347.

8. Фирсов К. В. Психическая надежносп> летного состава. / Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1996.

9. Endler N. S. Stress, anxiety, coping: The

multidimensional interaction model // Canadian Psychology. 1997. V. 38. P. 136-153.

10. HobfollS. E. Theinfluence ofculture,community, and the nested-self in the stress process: Advancing Conservation of Resources Theory // Applied Psychology. 2001. V. 50. P. 337-421.

11. Holmes T. H., Rahe R. H. The Social Re-adjustmentRating Scale// Journal ofPsychosomatic Research. 1967. V. 11. P. 213-218.

12. Lazarus R. S. Theory-based stress measurement // Psychological Inquiry. 1990. V. 1. P. 3-13.

13. Lazarus R. S. Progress on a cognitive-motivational-relational theory of emotion // American Psychologist. 1991. V. 46. P. 819-834.

14. Lazarus R. S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European Journal of Personality. 1987. V. 1. P. 141-169.

15. Scherer K. R. On the nature and function of emotion: a component process approach // Approaches to emotion / Scherer K. R., Ekman P. (Eds.). - Hillsday, NJ: Erlbaum, 1984. P. 293-318.

16. Spielberger C. D. Anxiety as an emotional state. // Anxiety: Current trends in theory and research. Vol. 1 / Spielberger C. D. (Ed.). - N.-Y.: Academic Press, 1972. P. 23-49.

17. Spielberger C. D. State-trait anger expression inventory: professional manual. Revised research edition. Odessa, FL: PAR, 1988.

Результаты , ; , ; исследования специальностей,

на которые проводится обучение в пограничных институтах России

С. Е. Поддубный

Материалы и методы исследования

С целью определения профессионально важных качеств специалистов, подготовка которых производится в пограничных институтах России было проведено исследование, направленное на изучение качеств, влияющих на успешность профессиональной деятельности. Экспертам, из числа ведущих преподавателей, заместителей и начальников выпускающих кафедр, была предложена специально разработанная (С. Е. Поддубный, М. И. Серый,

К. В. Сугоняев,) профессиографическая анкета, содержащая перечень из 64 профессиональных качеств. Степень значимости указанных качеств для успешного выполнения профессиональной деятельности оценивалась по следующей 5 балльной шкале:

1 балл - качество играет отрицательную роль в профессиональной деятельности, оно мешает в работе, препятствует достижению успеха (крайне нежелательное качество);

2 балла - качество незначимо для

0187000130310131013132

профессиональной деятельности, успех в работе достигается независимо от уровня развития данного качества (нейтральное качество);

3 балла - качество играет незначительную роль в профессиональной деятельности, высокий уровень данного качества может способствовать достижению более высоких результатов деятельности (нейтрально-желательное качество);

4 балла - качество играет значительную роль в профессиональной деятельности, высокий уровень данного качества может способствовать достижению более высоких результатов деятельности, низкий уровень развития данного качества может затруднять достижение профессионального успеха (желательное качество);

5 баллов - качество играет очень важную роль, имеет особое значение для профессиональной деятельности, только при высоком уровне развития данного качества возможно ее эффективное осуществление (крайне необходимое качество).

Изучались следующие основные массовые специальности, по которым осуществляется подготовка в базовых пограничных институтах (условные обозначения):

1. Пограничный контроль (ПК).

2. Оперативно-розыскная деятельность оперативных подразделений пограничных органов (ОРД).

3. Управление служебно-боевой деятельностью подразделений пограничных органов (УСД).

4. Социальный педагог-психолог (СПП).

5. Эксплуатация применение специальных средств минирования и раз-

минирования (СС).

6. Эксплуатация и ремонт технических средств пограничного контроля (ТС ПК).

7. Эксплуатация и ремонт технических средств охраны государственной границы (ТС ОГ).

Всего была проанализирована 51 анкета, по 5-7 анкет на каждую из указанных выше специальностей. Применялись методы описательной статистики, кластерный и факторный анализ.

Результаты анализа ПВК

специальностей, по которым проводится подготовка в пограничных институтах России

На основании результатов статистической обработки экспертных оценок по обобщенной выборке (все специальности) составлен рейтинг профессионально-важных качеств исследуемых специальностей (табл.1).

Как видно из табл.1, наиболее высокие экспертные оценки получили:

1. Ценностно-мотивационные характеристики: интерес и любовь к профессии (4,00), стремление к профессиональному совершенствованию (3,373).

2. Особенности характера: принципиальность (3,569), ответственность и добросовестность (3,549); настойчивость в достижении поставленной цели (3,431); дисциплинированность и исполнительность (3,235); следование правовым и нравственным нормам (3,325).

3. Нервно-эмоциональная устойчивость: выдержка, самообладание, самоконтроль (3,314), способность к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (3,157).

4. Особенностикогнитивных процессов: способность творчески подходить к

Таблица 1

Ранжированный список профессионально-важных качеств для всех специальностей, по которым производится подготовка в пограничных институтах

Наименования качеств (их порядковые номера по анкете) Средние значения Станд. отклонения Ранги

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,588 0,572 1

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности(61) 3,569 0,539 2

Ответственность и добросовестность (62) 3,549 0,61 3

Настойчивоснь в достижении поставленной цели (59) 3,431 0,64 4

Стремление к профессиональному совершенствованию (5) 3,373 0,599 5

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (58) 3,314 0,735 6

Следование правовым и нравственным нормам (60) 3,235 0,79 7,5

Дисциплинированность и исполнительность (4) 3,235 0,651 7,5

Способност 1 к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (57) 3,157 0,612 10

Способноснь рационально планировать свое время и организовывать его (5) 3,157 0,784 10

Способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (17) 3,157 0,857 10

Способноснь к обучению и воспитанию людей (6) 3,118 0,791 12,5

Способность работать самостоятельно (11) 3,118 0,816 12,5

Мотивация к профессиональным достижениям (3) 3,098 0,7 14

Способноснь к руководству людьми (7) 3,059 0,785 15,5

Способноснь к выделению существенного в информационных потоках (15) 3,059 0,835 15,5

Способноснь творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу (13) 3,039 0,799 17

Способноснь сохранять высокую работоспособность в условиях действия неблагоприятных факторов (38) 2,98 0,707 18

Способность к четкому и понятному изложению информации в устной форме (18) 2,961 0,894 19

Способноснь к обобщению различных фактов, нахождению общности между ними (16) 2,941 0,904 20

решению проблем (3,039); способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (3,157); способность к

выделению существенного в информационных потоках (3,059).

С целью выявления специфических требований к кандидатам на конкретные специальности проведена статис-

Таблица 2

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности «Эксплуатация и применение специальных средств»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

1 2 3 4

Технические способности 4,000 0,000 1

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности 3,800 0,447 3,5

Дисциплинированность и исполнительность 3,800 0,447 3,5

Способность работать самостоятельно 3,800 0,447 3,5

Способность к предвосхищению ситуаций и событий 3,800 0,447 3,5

Мотивация к профессиональным достижениям 3,600 0,548 8,5

Способноспь выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения 3,600 0,548 9

Память на местность, обстановку и ее элементы 3,600 0,548 9

Способноспь не обращать внимание на помехи, не отвлекаться при работе, наблюдении за объектом 3,600 0,548 9

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций 3,600 0,548 9

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности 3,600 0,548 9

Оптимизм, позитивное принятие мира 3,600 0,548 9

Стремление к профессиональному совершенствованию 3,400 0,548 16,6

Память на лица, внешность и поведение людей 3,400 0,548 16,5

Способноспь ориентироваться на местности 3,400 0,548 16,5

Высокая работоспособность в условиях монотонной и однообразной деятельности 3,400 0,894 16,5

Способноспь быстро и точно выполнять мелкие действия с помощью пальцев рук 3,400 0,548 16,5

Способноспь быстро и точно реагировать на сигналы различных модальностей и их сочетания 3,400 0,548 16,5

Способноспь к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями 3,400 0,548 16,5

Настойчивость в достижении поставленной цели 3,400 0,548 16,5

тическая обработка экспертных оценок по каждой специальности. В частности, на основе анализа данных экспертного опроса составлен рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Эксплуатация и применение специальных средств» (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшее значение для успешной деятельности по специальности «Эксплуатация и применение специальных средств» имеют следующие качества (табл. 2):

1. Технические способности

(4,000).

Таблица 3

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности «Эксплуатация и ремонт технических средств пограничного контроля»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности(61) 4,000 0,000 1

Стремление к профессиональному совершенствованию (2) 3,833 0,408 2,5

Настойчивость в достижении поставленной цели (59) 3,833 0,408 2,5

Следование правовым и нравственным нормам (60) 3,667 0,516 4,5

Ответственность и добросовестность (62) 3,667 0,516 4,5

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,500 0,548 7,5

Мотивация к профессиональным достижениям (3) 3,500 0,548 7,5

Способность работать самостоятельно (11) 3,500 0,837 7,5

Технические способности (32) 3,500 0,548 7,5

Способноспь рационально планировать свое время и организовывать его (5) 3,333 0,516 11

Способноспь к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (57) 3,333 0,516 11

Способноспь к выделению существенного в информационных потоках (15) 3,333 0,816 11

Большой объем долговременной памяти (26) 3,167 0,753 15

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (58) 3,167 0,983 15

Оптимизм, позитивное принятие мира (63) 0,753 15

Способноспь выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (17) 3,167 0,408 15

Большой объем оперативной памяти (27) 3,167 0,408 15

Дисциплинированность и исполнительность (4) 3,000 0,632 19

Способноспь к обучению и воспитанию людей (6) 3,000 0,632 19

Способность работать в составе группы (10) 3,000 1,095 19

2. Ценностно-мотивационные характеристики - интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (3,800).

3. Особенности когнитивных процессов: способность к предвосхищению ситуаций и событий (3,800); способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать

логические умозаключения (3,600); память на местность, обстановку и ее элементы (3,600); способность не обращать внимание на помехи, не отвлекаться при работе, наблюдении за объектом (3,600).

4. Социально-психологическая зрелость - самостоятельность (3,800).

В результате обработки данных эк-

Таблица 4

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности «Эксплуатация и ремонт технических средств охраны государственной границы»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

Технические способности (32) 4,000 0,000 1

Способноснь творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу (13) 3,571 0,535 3,5

Математические способности (33) 3,571 0,535 3,5

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности(61) 3,571 0,535 3,5

Ответственность и добросовестность (62) 3,571 0,787 3,5

Стремление к профессиональному совершенствованию (2) 3,286 0,488 6,5

Настойчивость в достижении поставленной цели (59) 3,286 0,756 6,5

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,000 0,577 9

Способноснь рационально планировать свое время и организовывать его (5) 3,000 0,816 9

Способноснь сохранять высокую работоспособность в условиях действия неблагоприятных факторов (38) 3,000 0,577 9

Способность к руководству людьми (7) 2,857 1,069 11,5

Способность к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (57) 2,857 0,378 11,5

Способноснь к обучению и воспитанию людей (6) 2,714 0,951 15,5

Способность работать самостоятельно (11) 2,714 1,113 15,5

Способность к выделению существенного в информационных потоках (15) 2,714 0,951 15,5

Способноснь выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (17) 2,714 1,380 15,5

Способность к четкому и понятному изложению информации в письменной форме (19) 2,714 0,756 15,5

Способноснь одновременно выполнять несколько видов деятельности (56) 2,714 0,488 15,5

Мотивация к профессиональным достижениям (3) 2,571 0,787 19,5

Дисциплинированность и исполнительность (4) 2,571 0,787 19,5

спертного опроса составлен рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Эксплуатации и ремонт технических средств пограничного контроля» (табл. 3]

Согласно данным, представленным в табл. 5.3, можно сделать вывод, что

наибольшее влияние на эффективность деятельности по специальности «Эксплуатация и ремонт технических средств пограничного контроля» оказывают такие качества как: принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности (4,00);

Таблица 5

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности «Оперативно-розыскная деятельность»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,900 0,316 1

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности(61) 3,800 0,422 2,5

Ответственность и добросовестность (62) 3,800 0,422 2,5

Дисциплинированность и исполнительность (4) 3,700 0,483 4,5

Следование правовым и нравственным нормам (60) 3,700 0,483 4,5

Способноспь рационально планировать свое время и организовывать его (5) 3,600 0,516 7

Способность к обобщению различных фактов, нахождению общности между ними (16) 3,600 0,516 7

Способноспь выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (17) 3,600 0,516 7

Способность к выделению существенного в информационных потоках (15) 3,500 0,527 9,5

Настойчивоснь в достижении поставленной цели (59) 3,500 0,850 9,5

Способность к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (57) 3,400 0,516 11,5

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (58) 3,400 0,516 11,5

Способность к четкому и понятному изложению информации в устной форме (18) 3,300 0,483 13

Стремление к профессиональному совершенствованию (2) 3,200 0,422 16,5

Способность к обучению и воспитанию людей (6) 3,200 0,789 16,5

Способность работать самостоятельно (11) 3,200 0,632 16,5

Способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу (13) 3,200 0,422 16,5

Словарный запас и эрудиция (14) 3,200 0,789 16,5

Способность к четкому и понятному изложению информации в письменной форме (19) 3,200 0,422 16,5

Способность не обращать внимание на помехи, не отвлекаться при работе, наблюдении за объектом (2) 3,200 0,632 16,5

стремление к профессиональному совершенствованию (3,833); мотивация к профессиональным достижениям

(3,500); способность работать самостоятельно (3,500); технические способности (3,500); большой объем дол-

говременной памяти (3,167); большой объем оперативной памяти (3,167).

Рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Эксплуатация и ремонт технических средств охраны государственной границы» пред-

Таблица 6

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности «Социальный педагог-психолог»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,700 0,483 2,5

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (58) 3,700 0,675 2,5

Следование правовым и нравственным нормам (60) 3,700 0,675 2,5

Ответственность и добросовестность (62) 3,700 0,483 2,5

Стремление к профессиональному совершенствованию (2) 3,600 0,699 6,5

Способность к обучению и воспитанию людей (6) 3,600 0,516 6,5

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности(61) 3,600 0,516 6,5

Оптимизм, позитивное принятие мира (63) 3,600 0,699 6,5

Настойчивость в достижении поставленной цели (59) 3,400 0,516 9

Способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (17) 3,300 0,823 10

Способность к четкому и понятному изложению информации в устной форме (18) 3,200 1,229 14,5

Мотивация к профессиональным достижениям (3) 3,200 0,632 14,5

Дисциплинированность и исполнительность (4) 3,200 0,422 14,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность рационально планировать свое время и организовывать его (5) 3,200 0,789 14,5

Способность к руководству людьми (7) 3,200 0,919 14,5

Способность быстро входить в контакт с незнакомыми людьми, вызывать у них доверие (9) 3,200 0,632 14,5

Способность к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (57) 3,200 0,919 14,5

Способность работать самостоятельно (11) 3,200 0,789 14,5

Чувство юмора (64) 3,200 0,789 14,5

Способность сохранять высокую работоспособность в условиях действия неблагоприятных факторов (38) 3,100 0,876 20

ставлен в табл. 4.

Специальность «Эксплуатация и ремонт технических средств охраны государственной границы» предполагает работу с техническими средствами, умение самостоятельно принимать решения, наличие технических и математических способностей. Это под-

тверждается данными, представленными в табл. 4: технические способности

(4,00); способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу (3,571); математические способности (3,571); принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности

Таблица 7

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности

«Пограничный контроль»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,667 0,516 1

Ответственность и добросовестность (62) 3,333 0,516 2,5

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (58) 3,333 0,816 2,5

Дисциплинированность и исполнительность (4) 3,167 0,408 5

Способноснь к руководству людьми (7) 3,167 0,408 5

Принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности(61) 3,167 0,408 5

Настойчивоснь в достижении поставленной цели (59) 3,000 0,632 7,5

Чувство юмора (64) 3,000 0,000 7,5

Стремление к профессиональному совершенствованию (2) 2,833 0,408 9

Мотивация к профессиональным достижениям (3) 2,833 0,408 10

Способность рационально планировать свое время и организовывать его (5) 2,833 0,408 14,5

Способность к обучению и воспитанию людей (6) 2,833 0,408 14,5

Способность работать самостоятельно (11) 2,833 0,408 14,5

Память на лица, внешность и поведение людей (25) 2,833 0,408 14,5

Способноснь одновременно выполнять несколько видов деятельности (56) 2,833 0,408 14,5

Способноснь к быстрой перестройке деятельности в связи с изменяющимися условиями (57) 2,833 0,408 14,5

Оптимизм, позитивное принятие мира (63) 2,833 0,753 14,5

Следование правовым и нравственным нормам (60) 2,833 0,753 14,5

Способноснь к различению цветов (46) 2,667 0,516 19

Тактичность(8) 2,500 0,837 20

(3,571); настойчивость в достижении поставленной цели (3,286); способность к выделению существенного в информационных потоках (2,714); способность к четкому и понятному изложению информации в письменной форме (2,714); способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (2,714).

Рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Оператив-

но-розыскная деятельность» представлен в табл. 5.

Успешность проведения оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений пограничных органов, основу которой составляют переработка и анализ информации, установление межличностных контактов, в первую очередь зависит от уровня следующих ПВК: интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельнос-

Таблица 8

Ранжированный список профессионально-важных качеств для специальности «Управление служебно-боевой деятельностью»

Наименования качеств Средние значения Станд. отклонения Ранги

Дисциплинированность и исполнительность (4) 3,250 0,957 2

Способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу (13) 3,250 0,957 2

Настойчивость в достижении поставленной цели (59) 3,250 0,500 2

Интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (1) 3,000 0,816 8,5

Стремление к профессиональному совершенствованию (2) 3,000 0,816 8,5

Способность к обучению и воспитанию людей (6) 3,000 0,816 8,5

Способность к руководству людьми (7) 3,000 0,816 8,5

Способность к выделению существенного в информационных потоках (15) 3,000 0,816 8,5

Способность к обобщению различных фактов, нахождению общности между ними (16) 3,000 0,816 8,5

Критичность к поступающей информации, способность к определению ее достоверности (20) 3,000 0,816 8,5

Способность к различению цветов (46) 3,000 0,816 8,5

Выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (58) 3,000 0,816 8,5

Оптимизм, позитивное принятие мира (63) 3,000 0,000 8,5

Мотивация к профессиональным достижениям (3) 2,750 0,957 17

Способность быстро входить в контакт с незнакомыми людьми, вызывать у них доверие (9) 2,750 0,500 17

Способность работать в составе группы (10) 2,750 0,500 17

Способность распознавать эмоциональные состояния и мотивы поведения людей (12) 2,750 0,500 17

Словарный запас и эрудиция (14) 2,750 0,500 17

Способность к четкому и понятному изложению информации в устной форме (17) 2,750 0,500 17

Способность к четкому и понятному изложению информации в письменной форме (18) 2,750 0,500 17

ти (3,900); принципиальность в вопросах, касающихся профессиональной деятельности (3,800); дисциплинированность и исполнительность (3,700); способность к обобщению различных фактов, нахождению общности между ними (3,600); способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фак-

тах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (3,600); способность к выделению существенного в информационных потоках (3,500); способность к четкому и понятному изложению информации в устной форме (3,300); словарный запас и эрудиция (3,200).

Рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Социальный педагог-психолог» представлен в табл. 6.

Деятельность педагогов-психоло-гов связана с умением устанавливать межличностные контакты, способностью быстро находить творческие решения задач, переработкой большого объема информации.

Данные, приведенные в табл. 6, указывают, что преобладающее влияние на успешность деятельности педагогов-психологов оказывают следующие качества: интерес и любовь к профессии, выполняемой деятельности (3,900); выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (3,700); стремление к профессиональному совершенствованию (3,600); способность сохранять высокую работоспособность в условиях действия неблагоприятных факторов (3,100); способность работать самостоятельно (3,200); способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения (3,300); способность к четкому и понятному изложению информации в устной форме (3,200).

Рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Пограничный контроль» представлен в табл. 7.

На эффективность деятельности специалистов пограничного контроля в первую очередь оказывают такие качества как: любовь к профессии, выполняемой деятельности (3,667); выдержка, самообладание и развитый самоконтроль эмоций (3,333); дисциплинированность и исполнительность (3,167); память на лица, вне-

шность и поведение людей (2,833); способность к различению цветов

(2,500); способность работать самостоятельно (2,833) (табл. 5.7). Рейтинг профессионально-важных качеств по специальности «Управление служебно-боевой деятельностью» представлен в табл. 8.

В основе управления служебно-боевой деятельностью лежит установление межличностных контактов, переработка и анализ информации, умение принимать самостоятельные решения. Как необходимые условия эффективного управления служебно-боевой деятельностью эксперты выделяют, в первую очередь, следующие качества: дисциплинированность и исполнительность (3,250); способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу (3,250); способность к выделению существенного в информационных потоках (3,000); критичность к поступающей информации, способность к определению ее достоверности (3,000); способность работать в составе группы (2,750); словарный запас и эрудиция (2,750); способность распознавать эмоциональные состояния и мотивы поведения людей (2,750).

Классификация специальностей, по которым производится подготовка в пограничных институтах России

Для классификации специальностей были рассчитаны средние значения ПВК по каждой специальности и проведен иерархический кластерный анализ. Исследовались 7 специальностей. По результатам анализа были выделены следующие кластеры специальностей:

1. Эксплуатация и применение специальных средств (СС).

2. Группа эксплуатационо-техничес-ких специальностей:

- эксплуатация и ремонт технических средств пограничного контроля (ТС ПК);

- эксплуатация и ремонт технических средств охраны государственной границы (ТС ОГ).

3. Группа специальностей оперативно-поискового типа:

- оперативно-розыскная деятельности оперативных подразделений пограничных органов (ОРД);

- пограничный контроль (ПК).

4. Группа коммуникативных специальностей:

- управление служебно-боевой деятельностью подразделений пограничных органов (УСД);

социальный педагог-психолог (СПП).

В отдельный кластер выделилась специальность по эксплуатации и применению специальных средств. Особенность данной специальности заключается в том, что на ряду с техническими знаниями и способностями, немаловажное значение играет способность работать самостоятельно, умение предвосхищать ситуацию и события, хорошо развитая память на лица, внешность и поведение людей, способность ориентироваться на местности, способность не обращать внимания на помехи, не отвлекаться в процессе деятельности, наблюдения за объектом.

Во второй кластер объединились специальность по эксплуатации и ремонту технических средств пограничного контроля и специальность по эксплуатации и ремонту технических средств

охраны государственной границы. Для них значимыми являются такие качества как способность работать самостоятельно, способность рационально планировать свое время и организовывать его, способность к вычленению существенного в информационном потоке, способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логичные умозаключения.

В третий кластер вошли специальности оперативно-розыскная деятельность оперативных подразделений пограничных органов и пограничный контроль. Значимыми ПВК для данной области являются способность к обучению и воспитанию людей, стремление к профессиональному совершенствованию, способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу, умение обобщать различные факты и находить общности между ними, способность четко и понятно излагать информацию, как в устной так и в письменной форме.

Специальности управление служебно-боевой деятельностью подразделений пограничных органов и социальный педагог-психолог составляют четвертый кластер. Основными ПВК для данной группы являются высокий уровень самообладания и развитый самоконтроль эмоций, ответственность и добросовестность, принципиальность в вопросах касающихся профессиональной деятельности, настойчивость в достижении поставленной цели, тактичность, способность работать самостоятельно, мотивация к профессиональным достижениям.

Результаты факторного анализа ПВК

С целью определения основных констелляций ПВК был осуществлен фак-

торный анализ, результаты которого представлены в табл. 9 (выделены факторные нагрузки, превышающие значение 0,5).

Таблица 9

Результаты факторного анализа ПВК

Качество Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 7

Способность к обучению и воспитанию людей 0,02 0,11 -0,03 0,68 -0,06 -0,02 0,48

Способность работать в составе группы 0,07 0,37 0,18 0,22 0,17 0,53 0,03

Способность работать самостоятельно 0,43 0,05 0,09 -0,00 -0,06 0,60 0,09

Способность распознавать эмоциональные состояния и мотивы поведения людей 0,77 0,02 0,17 0,24 -0,33 0,01 0,06

Способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу 0,09 -0,14 0,63 0,01 0,20 0,23 0,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность к вычленению существенного в информационных потоках 0,24 -0,06 0,72 0,26 0,08 -0,08 0,10

Способность к обобщению различных фактов, нахождению общности между ними 0,38 0,08 0,72 0,17 -0,07 0,10 -0,11

Способность выявлять взаимосвязи и закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения 0,23 -0,04 0,68 0,02 0,00 0,33 -0,13

Способность к предвосхищению ситуаций и событий 0,69 -0,02 0,12 -0,00 -0,01 0,26 0,03

Память на слова, текст, речевые сообщения 0,76 0,16 0,31 0,10 0,02 -0,13 0,34

Память на числа, знаки символы 0,61 0,22 0,41 -0,03 0,29 -0,09 0,11

Память на лица, внешность и поведение людей 0,75 0,21 -0,009 0,20 -0,12 0,10 -0,04

Большой объем долговременной памяти 0,63 0,02 0,33 0,04 0,37 0,01 0,05

Большой объем оперативной памяти 0,63 0,04 0,27 0,09 0,38 0,20 0,08

Способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой 0,74 0,02 0,26 0,16 0,07 0,04 0,17

Способность ориентироваться на местности 0,37 0,63 0,203 0,19 0,31 0,09 -0,08

Технические способности -0,19 0,29 0,06 -0,24 0,74 0,17 0,10

Математические способности -0,18 0,34 0,28 -0,03 0,71 0,00 -0,06

Способность к перевоплощению 0,76 -0,08 -0,06 0,26 -0,03 -0,24 0,15

Двигательная ловкость, координированность движений большой амплитуды 0,31 0,79 -0,08 0,05 0,17 0,06 0,01

Способность быстро и точно выполнять мелкие действия с помощью пальцев рук 0,22 0,64 0,00 -0,32 0,27 0,15 0,01

Способность к различению силы и длительности зрительного сигнала 0,13 0,73 -0,17 -0,11 0,30 0,04 0,29

Способность к правильной глазомерной оценке величин предметов -0,00 0,83 -0,00 0,03 0,12 0,09 0,28

Способность к оценке скорости и направления движения объекта -0,05 0,82 0,15 -0,03 0,19 -0,08 0,17

Способность к различению цветов -0,10 0,81 0,04 0,15 0,00 0,01 -0,13

Способность к узнаванию и различию формы фигуры -0,01 0,85 0,08 0,00 -0,08 0,09 -0,03

Способность к различению величин углов -0,03 0,86 0,09 -0,00 0,15 0,09 -0,00

Способность к обнаружению и различению тихих и недостаточно четких звуков 0,04 0,86 -0,09 0,00 0,08 0,16 -0,05

Способность к быстрому определению направления на источник звука 0,11 0,87 -0,03 -0,12 -0,02 0,21 -0,08

Способность к узнаванию и различению звуковых ритмов 0,08 0,86 -0,19 0,02 0,03 -0,09 0,11

Способность к различению звуковых раздражителей по громкости, тону и тембру. 0,15 0,84 -0,10 0,06 0,071 0,01 -0,09

Способность к обнаружению и различению вибраций -0,008 0,79 0,00 -0,07 0,049 -0,14 0,09

Способность к быстрой и точной оценке и сравнению временных интервалов 0,05 0,80 0,09 -0,01 0,036 -0,10 0,28

Способность одновременно отслеживать несколько сигналов 0,22 0,10 -0,10 0,09 0,212 -0,05 0,73

Следование правовым и нравственным нормам 0,31 -0,07 0,33 0,66 -0,035 0,06 0,22

Оптимизм, позитивное принятие мира 0,10 -0,07 0,20 0,76 -0,113 -0,01 0,02

Полученный семифакторный вариант решения объясняет более 67 % дис-персиии переменных.

В первый фактор вошли следующие качества:

а) мнемические особенности: память на слова, текст, речевые сообщения; память на числа, знаки символы; память на лица, внешность и поведение людей; объем долговременной памяти; объем оперативной памяти;

б) способность распознавать эмоциональные состояния и мотивы поведения людей;

в) способность к предвосхищению ситуаций и событий;

г) способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой;

д) артистические способности.

Данный фактор может быть интерпретирован как фактор социального интеллекта (умение прогнозировать поведение людей и развитие ситуаций, опыт, сохранение в памяти большого количества рациональных способов действий, оптимальное распределение сил и внимания).

Во второй фактор вошли такие качества как: способность ориентироваться на местности; сенсорно-моторные особенности: двигательная

ловкость, координированность движений большой амплитуды (руками, ногами, туловищем); способность быстро и точно выполнять мелкие действия с помощью пальцев рук; способность к различению силы и длительности зрительного сигнала; способность к пра-

вильной глазомерной оценке величин предметов; способность к оценке скорости и направления движения объекта; способность к различению цветов; способность к узнаванию и различию формы фигуры; способность к различению величин углов; способность к обнаружению и различению тихих и недостаточно четких звуков; способность к быстрому определению направления на источник звука; способность к узнаванию и различению звуковых ритмов; способность к различению звуковых раздражителей по громкости, тону и тембру; способность к обнаружению и различению вибраций;способность к быстрой и точной оценке и сравнению временных интервалов.

На наш взгляд, данный фактор может быть интерпретирован как пракси-ческий.

Третий фактор включает в себя такие качества как: способность творчески подходить к решению проблем, проявлять разумную инициативу; способность к вычленению существенного в информационных потоках; способность к обобщению различных фактов, нахождению общности между ними; способность выявлять взаимосвязи и

закономерности в фактах и событиях, различать причины и следствия, делать логические умозаключения. Состав фактора позволяет интерпретировать его как фактор интеллектуально-креативных способностей.

Четвертый фактор объединяет следующие качества: способность к обучению и воспитанию людей; следование правовым и нравственным нормам; оптимизм, позитивное принятие мира, что можно трактовать, в целом, как организаторско-педагогические способности.

В пятый фактор, достаточно однородный по своей природе, вошли технические и математические способности, что соответствует фактору невербального интеллекта.

В шестой фактор с позитивными нагрузками, вошли способность работать самостоятельно и способность работать в составе группы. Этот фактор получил условное название самостоятельность.

Седьмой фактор, условно обозначенный как мультиактивность, образован преимущественно способностью одновременно отслеживать несколько объектов одновременно.

Изучение \ ; качеств сотрудников спецподразделений

по конвоированию и подразделений охраны уголовно-исполнительной системы на основе экспертной оценки

Б. Г. Бовин, А. В Кокурин, Д. А. Красов

В 2005-2007 гг. Научно-исследовательским институтом ФСИН России совместно с практическими психологами УИС в рамках темы «Психологическое сопровождение сотрудников ФСИН России в экстремальных условиях деятельности» было проведено исследование в управлениях (отделах) по конвоированию и отделах охраны ИУ и СИЗО уголовно-исполнительной системы России.

Для проведения такого исследования НИИ ФСИН России направил в 25 территориальных органов УИС1 анкету, направленную на оценку экспертами общепрофессиональных качеств, которыми в той или иной степени обладают сотрудники вышеуказанных подразде-лений2.

Анкета содержала семьдесят качеств, разделенных на семь групп:

1. Физическое развитие

2. Умственные способности

3. Отношение к работе

4. Нравственные качества

5. Характерные черты

6. Лидерские качества

7. Отношение к людям

Экспертам надлежало дать оценку

профессиональных качеств и характеристик сотрудников своего подразделения.

В каждой из семи групп руководитель оценивал только те качества конкретного сотрудника, в которых он не сомневался.

Оценка 7 означала яркую выраженность качества; 4 - средний уровень; 1 - слабую выраженность; остальные оценки отражали промежуточные уровни (6 и 5 - выше среднего; 3 и 2 - ниже среднего).

Пример:

Физическое развитие

Спортивный 7 6 5 4 3 2 1

Физически сильный 7 6 5 4 3 2 1

Выносливый 7 6 5 4 3 2 1

Здоровый 7 6 5 4 3 2 1

Активный 7 6 5 4 3 2 1

Бодрый 7 6 5 4 3 2 1

Энергичный 7 6 5 4 3 2 1

Быстрый 7 6 5 4 3 2 1

Ловкий 7 6 5 4 3 2 1

Подтянутый 7 6 5 4 3 2 1

@! !>?!?! !

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.