Научная статья на тему 'Результаты исследования почвообрабатывающего посевного тягово-транспортного агрегата'

Результаты исследования почвообрабатывающего посевного тягово-транспортного агрегата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Бережнов Николай Николаевич

Рассмотрены итоговые результаты теоретических расчетов и экспериментальных исследований почвообрабатывающего посевного агрегата на базе трактора К-701 и посевного комплекса «Кузбасс» различных компоновочных схем. На основе анализа выходных эксплуатационно-технологических показателей агрегатов и расчета экономической эффективности их использования проводится обоснование рационального компоновочного решения, даются рекомендации по составу и режимам работы предлагаемого варианта агрегата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Бережнов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF RESEARCH SOIL-CULTIVATION SOWING TRANSPORT-DRAWING AGGREGATE

Theoretical calculations and experimental research on the soil-cultivation sowing unit are considered on the basis of tractor К-701 and sowing complex Kuzbass in various layout circuits. On the basis of the analysis of target working-technological parameters of units and calculation of economic efficiency of their use, the substantiation of the rational layout decision is carried out, recommendations on structure and operating modes of an offered variant of the unit are given.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования почвообрабатывающего посевного тягово-транспортного агрегата»

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 631.171:631.372

В.С. Красовских, Н.Н. Бережнов

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПОСЕВНОГО ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА

В настоящее время в ряде регионов Западной Сибири в рамках единой концепции повышения производительности труда в растениеводстве и минимизации энерго- и ресурсозатрат ведущая роль отводится техническому перевооружению земледелия в соответствии с требованиями современных зональных технологических систем возделывания сельскохозяйственных культур.

Однако необоснованное внедрение в отечественный АПК энергоемких с.-х. машин и орудий российского производства или созданных на основе зарубежных аналогов на фоне низкой технической оснащенности МТП аграрных предприятий приводит к росту непроизводительных затрат материальных и трудовых ресурсов, а также к грубым нарушениям агротехники при выполнении технологических операций.

В этих условиях реализация альтернативных компоновочных решений на основе частичного или полного размещения технологических емкостей на шасси колесных тракторов позволит решить ряд актуальных проблем, связанных с повышением их эксплуатационных и агротехнических показателей в агрегате с современными энергоемкими посевными машинами и орудиями. Таким образом, трактор в составе МТА рассматривается в качестве тягово-несущей энергетической единицы, что позволяет значительно повысить его универсальность и расширить технологические возможности.

Для обоснования предлагаемого компоновочного решения проводилась сравнительная оценка агрегата базовой компоновки (рис. 1 а) с альтернативными компоновочными схемами (рис. 1 б, в) по основным энергетическим, агротехническим и технико-экономическим показателям.

Рис. 1. Варианты компоновочных схем почвообрабатывающего посевного машинно-тракторного агрегата на базе колесного трактора общего назначения (1)

и посевного комплекса (2, 3, 4): а — «трактор — культиватор — двухосный бункер»; б — «трактор — двухосный бункер — культиватор»; в — «трактор — одноосный бункер — культиватор»

С целью получения аналитических зависимостей разработанная на кафедре «Тракторы и автомобили» АГАУ вероятностно-статистическая математическая модель функционирования почвообрабатывающего посевного МТА как система «почва-орудие-трактор» была усовершенствована за счет учета в ней совместного воздействия тягового сопротивления и веса технологического материала в бункере комплекса на сцепной вес трактора в зависимости от компоновочной схемы при вероятностном характере изменения данных величин [3, 4].

Расчет выходных показателей тяговотранспортного энергосредства (для трактора «Кировец» К-701) в интервале значений тягового сопротивления Р и догрузки заднего моста АО, определяемых тяговым диапазоном трактора и предельной несущей способностью его ходовой системы, позволил установить, что соблюдение ограничений по критериям агротехники (рис. 2, 3, 4) в пределах допустимого диапазона М (Р) (25-60 кН) обеспечивается путем переноса на задний мост трактора средней нагрузки АО = 25,6 кН. С учетом рассмотрения веса бункера на «множестве полей» как

случайной величины (для ПК «Кузбасс» — М (Об) = 59,5 кН), относительный коэффициент переноса веса бункера на ходовую часть трактора принимаем равным kG = АО /М(Об) = 0,43.

Для тягово-транспортного агрегата с приложением расчетной нагрузки наблюдается смещение максимального значения мощности на крюке в зону тяговых нагрузок М (Р) = 60 кН, что свидетельствует о повышении тягового КПД трактора (рис. 5).

Математическая модель позволяет рассчитать рациональные составы агрегатов любой из рассмотренных компоновочных схем. Для схемы «трактор — культиватор — двухосный бункер» ширина захвата В = 8,6 м (делаем вывод о целесообразности состава, рекомендуемого к использованию с трактором К-701), для схемы «трактор — двухосный бункер — культиватор» — В = 10,0 м. Для тягово-транспортного агрегата путем согласования с обоснованным значением коэффициента kG при работе на «множестве полей» в качестве рациональной принимаем ширину захвата В = 12,3 м [4].

в

□ 4

I I 3,6

І I 3,2

І I 2,8

І I 2,4

□ 2

Рис. 2. Рабочая скорость трактора К-701 в составе тягово-транспортного агрегата в зависимости от тяговой нагрузки М(Р) и догрузки ходовой части AG

Рис. 3. Буксование трактора К-701 в составе тягово-транспортного агрегата в зависимости от тяговой нагрузки М(Р) и догрузки ходовой части AG

Данные, полученные в результате проведения тяговых испытаний [1] и сравнительного хронометража агрегатов [2], позволили рассчитать основные выходные показатели их работы, согласно алгоритму предложенной математической модели [3, 4]. Основные выходные показатели агрегата с рациональной компоновкой при работе на «множестве полей» представлены на рисунке 6.

Из рисунка 6 следует, что агрегат предлагаемой компоновки на «множестве полей» будет работать в диапазоне средних тяговых сопротивлений

Р = 39,4-54,5 кН, а при работе на отдельных полях тяговое сопротивление агрегата будет изменяться в пределах Р = 32,5-61,9 кН т.е. на 6,5% площадей края агрегат будет работать с тяговым сопротивлением, превышающим максимально допустимое. Средняя рабочая скорость агрегата будет изменяться Ур = 2,1-3,0 м/с, а дополнительная нагрузка на задний мост трактора - АО = 13,8-37,4 кН.

Сокращение средних удельных энер-г о з атрат на передвижение агрегата со-

ставляет 35,3% и буксование движителей трактора — на 29,0%. В сравнении с традиционно используемым в агрегатном состоянии трактор К-701 и комплекса ПК-8,5 компоновки «трактор — культиватор — двухосный бункер» позволяет увеличить рабочую ширину захвата на 44,7% (от 8,5 м до 12,3 м), что позволит повысить производительность агрегата на 27,9% и снизить удельный расход топлива за час основного време-

ни на 21,8% и сократить площадь уплотняемой движителями МТА почвы на 7,5%.

Увеличение рабочей ширины захвата и сокращение затрат времени на холостой ход на 4,0% за счет повышения маневренности позволило увеличить производительность на 29,7% и снизить расход топлива на 26,2% по сравнению с агрегатом базовой компоновки [2].

Рис. 4. Коэффициент динамического перераспределения веса трактора К-701 в составе тягово-транспортного агрегата в зависимости от тяговой нагрузки М(Р)

и догрузки ходовой части AG

М (л)

" !,

А?

•1,0

-а>

І I 1,6

І I 1,4

І I 1,2

0 1

1 I 0,8

Рис. 5. Тяговый КПД трактора К-701 в составе тягово-транспортного агрегата в зависимости от тяговой нагрузки М(Р) и догрузки ходовой части AG

— рабочий диапазон; ——— - — — работа с нарушением ограничений

Рис. 6. Выходные эксплуатационные и технико-экономические показатели почвообрабатывающего посевного агрегата К-701+ПК-12,3 «Кузбасс» рациональной компоновки на «множестве полей», при переносе веса бункера на трактор

^ = 0,43 (М(кв) = 3,86 кН/м, Уо = 1,39 м/с, у(кв) = 0,12, /б = 0,09):

Р — тяговое сопротивление, кН; В — рабочая ширина захвата, м;

Жч, Ж™ — производительность, соответственно за час основного и сменного времени,

га/ч; 8 — буксование, %; gw, gWM — расход топлива на гектар, соответственно за час

основного и сменного времени, кг/га; Ур — рабочая скорость, м/с;

Л — динамический коэффициент перераспределения веса трактора;

Сс, СУ — удельные совокупные затраты и затраты, связанные с потерей урожая из-за уплотнения почвы движителями МТА

Полевые испытания по исследованию отрицательного воздействия ходовой системы агрегата на агрофизические свойства почвы и урожайность яровой пшеницы показала, что применение агрегата с рациональной компоновкой, позволяет снизить общее негативное воздействие ходовых систем на агрофизические свойства почвы и урожайность зерновых культур. У агрегата с рациональной компоновкой уплотнение почвы по следам снизилось на 12,4%, потери влаги — на 5,8%, коэффициент структурности почвы и полевая всхожесть

увеличились на 8,5 и 25,4% соответственно, а масса тысячи зерен и количество зерен в колосе увеличились на 6,6 и 4,1% соответственно. В итоге средние потери урожая по следам агрегата сократились на 9,2%.

Использование агрегата с рациональной компоновкой на посеве пшеницы, при сравнении с базовым вариантом агрегата, ведет к снижению удельных совокупных затрат на 14,1%, что позволяет получить годовую экономию в размере 232450 руб. на один агрегат, в том числе 70360 руб. за счет снижения

потерь урожая культуры из-за уплотняющего воздействия на почву ходовых систем агрегатов.

При рациональной компоновке агрегата по схеме (трактор — одноосный бункер — культиватор) доля переноса веса бункера на ходовую систему трактора должна составлять около 43%, ширина захвата увеличена до 12,3 м, а рабочая скорость соответствует диапазону 2,1-3,0 м/с. Для возможности наиболее полной реализации потенциала по несущей способности ходовой части трактора и снижения уровня ее уплотняющего воздействия на почву, с учетом конструктивных особенностей К-701, рекомендуется установка опорно-сцепного устройства седельного типа, а также спаривание колес трактора.

Библиографический список

1. Беляев В.И. Результаты тяговых испытаний посевных комплексов «Кузбасс» в Алтайском крае / В.И. Беляев,

Н.Н. Бережнов, Д.В. Тюрин // Вестник АГАУ. Барнаул: АГАУ. 2005. № 4.

С. 44-47.

2. Красовских В.С. Повышение эф-

фективности работы почвообрабатывающего посевного комплекса за счет выбора рациональной компоновки, параметров и режимов работы / В.С. Красовских, Н.Н. Бережнов //

Вестник АГАУ. Барнаул: АгАУ. 2006. № 2. С. 55-58.

3. Красовских В.С.Обобщенная экс-

плуатационная характеристика тяговотранспортного энергосредства /

В.С. Красовских, Н.Н. Бережнов //

Вестник АГАУ. Барнаул: АгАУ. 2005. № 1. С. 108-115.

4. Красовских В.С. Обобщенная экс-

плуатационная характеристика почвообрабатывающего посевного агрегата на базе тягово-транспортного энергосредства / В.С. Красовских, Н.Н. Бережнов // Вестник АГАУ. Барнаул: Изд-во

АГАУ, 2005. № 1. С. 115-121.

+ + +

U

УДК 631.372:361.499

В.С. Красовских

A.И. Клишин

B.В. Павленко

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ВЫСЕВАЮЩИЙ АППАРАТ

Механические высевающие аппараты современных сеялок зерновых культур не обеспечивают агротехнических требований особенно при высеве мелкосеменных культур. Они сложны в настройке, трудоемки в подготовке к ра-

боте и контроле технологического процесса.

Одним из перспективных направлений совершенствования механических высевающих аппаратов многие исследователи считают использование вибрации для высева семян. Сыпучие материалы в со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.