СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пружанский А. М. Отечественные певцы. 17501917. Словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Сов. композитор, 1991. 424 с.
2. ПружанскийА. М. Отечественные певцы. 1750-1917. Словарь: в 2 ч. Ч. 2. М.: Композитор, 2000. 400 с.
3. Цодоков Е. С. Опера. Энциклопедический сло-
варь. М.: Композитор, 1999. 592 с.
4. Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. 711 с.
5. Вилинская И. Н. Значение репертуара в воспитании певца // Вопр. вокальной педагогики. Статьи и очерки. Вып. 3 / сост. Д. Г. Евтушенко. М.: Музыка, 1967. С. 45-90.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ДЕТСКОГО ТЕАТРА
RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON INTRODUCTION OF THE TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER TEENAGE AGE BY PERFORMING MEANS OF CHORAL CHILDREN'S THEATRE
А. М. Редько
В данной статье автор приводит результаты экспериментальной проверки реализации методики, ориентированной на развитие творческих способностей детей младшего подросткового возраста исполнительскими средствами хорового детского театра. Представленные в рамках каждого экспериментального этапа материалы исследования легли в основу сделанных автором аналитических выводов и способствовали разработке рекомендаций с конкретными дидактико-методическими указаниями.
A. M. Redko
In this article the author provides results of experimental check of realization of the technique focused on development of creative abilities of children of younger teenage age by performing means of choral children's theater. The materials of research presented within each experimental stage, form the basis of the analytical conclusions drawn by the author and promoted development of recommendations with particular didactic and methodical instructions.
Ключевые слова: хоровой детский театр, экспериментальная работа, творческие способности, авторская методика.
Keywords: choral children's theater, experimental work, creative abilities, author's technique.
Структура и содержание учебного процесса вокальных занятий с артистами старшего состава детского хора предполагает в основе своей методики синкретизм освоения хорового, театрального, литературного жанров и способствует более эффективному развитию творческих способностей артистов-певцов. Видится особо важным креативный подход к рассматриваемой проблематике, позволяющий младшим подросткам действовать заинтересованно, с достаточной долей самостоятельности, иными словами - развивать творческие способности [1, с. 3]
Изучение автором проблемы раскрытия творческих способностей младшего подросткового возраста позволяет обозначить следующие противоречия между:
• потребностью хоровых студий в определении путей оптимизации учебного процесса и практическими возможностями осуществления его интеграционного направления;
• креативным потенциалом исполнительских средств хорового детского театра и отсутствием его реализации самодеятельными детскими коллективами.
Разработанная автором методика представляет собой универсальную педагогическую технологию, которая усиливает интегративные тенденции в вокально-хоровом образовании, внося тем самым инновационность развития театрального образования детей младшего подросткового возраста в контексте реализации креативного потенциала исполнительских средств хорового детского театра. С целью проверки представленных в авторской методике наработок в период 2009-2011 гг. было проведено исследование на экспериментальной площадке старшего концертного хора хоровой студий при детском центре юношества «Рифей» г. Пермь (художественный руководитель хора - Т. А. Шевченко). В исследовании выдвигается
гипотеза о том, что повышению эффективности развития творческих способностей артистов детского хора будет способствовать комплексность учебной работы, проявляющаяся в целенаправленном синтезировании вокально-хоровой, театральной, литературной технологий. Экспериментальная работа по внедрению авторской методики развития творческих способностей осуществлялась в несколько этапов.
Сущность констатирующего этапа экспериментальной работы заключалась в проведении измерительных процедур, целью которых стало определение исходного уровня развития творческих способностей у поступающих посредством использования современных методов определения способностей и возможностей будущих артистов - от диагностики музыкальных данных до тестирования. Прослушивание состояло из следующих разделов: прочитать стихотворение из школьной программы; проверка уровня восприятия поэтического текста; исполнить любимую песню; креативные задания по сольфеджио; проверка на физическую активность, на гибкость тела; на движение корпуса во время исполнения. Существенный момент прослушивания - целостное освоение поэтического произведения с помощью задания, которое опирается на ситуацию, возникающую в деятельности по художественному исполнению поэтического произведения.
Например, задание: представьте себе, что каждый из вас артист, который собирается читать со сцены это стихотворение. Он хочет выделить голосом те строчки, в которых особенно отчетливо передается драматургическая основа текста1.
Традиционное прослушивание поступающих перед началом курса обучения дополнилось анкетированием, позволившим выявить особенности интересов и наклонностей младших подростков. Использование данного метода получения информации было обусловлено и возможностью объективизации данных, необходимых для проводимого исследования. Разработанная автором анкета (табл. 1) условно состоит из трех блоков, вопросы которых ориентированы на выявление сферы потребностей и мотивации подростков, с целью общего представления об уровне развития, о необходимых в ходе учебных хоровых занятий навыках и умениях, а также личностных предпочтениях подростков в контексте творческой деятельности.
Статистическая обработка полученных данных позволила сделать вывод о преобладании у большинства поступающих среднего уровня творческих способностей. Смысл предпочтительных ответов указал на степень сформированности личностной позиции в сфере инновационной деятельности, где результаты анкетирования свидетельствовали о личной заинтересованности подростков решать совместно с хормейстером креативные задачи интеграционными средствами обучения.
По результатам прослушивания было принято решение о разделении поступающих на «контрольную» (КГ) и «экспериментальную» группу (ЭГ) по 20 детей младшего подросткового возраста (10-16 лет) в каждой из групп. Общие данные по группам представлены в табл. 2.
Анализ первичных данных, то есть «стартового среза», показал отсутствие значительного разброса в исходных параметрах оценивания контингента учащихся КГ и ЭГ. Тем не менее было обращено внимание на слабый уровень развития имитирующе-воспроизводящих навыков, которые проявляются в пассивном отношении к процессу формирования умений и нуждаются в посторонней помощи при развитии творческих способностей.
Формирующий этап экспериментальной работы включал внедрение в педагогический процесс модели развития творческих способностей обучающихся и проверку эффективности педагогических условий ее реализации. Так, два учебных года учащиеся КГ обучались с применением традиционных приемов преподавания, где большая часть времени уделялась техническому совершенствованию голоса, выучиванию произведений. На различных этапах работа с ЭГ и при решении отдельных задач учебного процесса велась посредством комплексного воспитания исполнителей, включающего в себя согласованное соединение движения и вокала, эмоциональности, вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти, коммуникативной сферы и пр., осваивались приемы актерства через интонационно-зрелищное раскрытие художественного образа, используя способы и приемы движения. Обратим внимание, что работа с учащимися в ЭГ строилась с учетом направлений, соответствующих им средств, отраженных в табл. 3.
«Финишный срез», то есть заключительно-контрольный этап экспериментальной работы, заключался в повторном проведении измерительных процедур, количественной и качественной оценке полученных результатов, их статистической обработке на предмет значимости различий по начальному и итоговому диагностическому срезу. Автором было акцентировано внимание на следующих положениях:
• хоровой детский коллектив дает возможность самовыражения, самореализации и обеспечивает эмоциональный подъема артистов-певцов, стимулируя к совершенствованию творческих способностей;
• значение в организации креативной деятельности играет театральный компонент, так как подростковому возрасту свойственно разыгрывать роли, а это требует творческой активности личности;
• неотъемлемой частью развития артистизма является движение, которое дает возможность выразить восприятие музыки и помогают хормейстеру направить духовное внимание в поэтические миры произведений.
1 Автор обращает особое внимание на то положение, что смысловая нагрузка предлагаемого задания заключается не столько в том, чтобы выступающий выразительно прочитал стихотворение, сколько в том, чтобы прочитать его вокально - пропевая слогами и показывая при этом свои голосовые возможности. Важен здесь и психологический аспект: поступающий рассказывает о своих мыслях и чувствах по поводу стиха, обозначая тем самым свое понимание прочитанного.
Таблица 1
Анкета выявления потребностей и мотивации младших подростков в аспекте общего представления уровня развития, необходимого для учебного процесса вокально-хоровых занятий, и их личностных предпочтений
как креативной деятельности
Уважаемые участники анкетирования! Просим дать полные, честные и откровенные ответы на предложенные Вам вопросы, отмечая один ответ из предложенных вариантов. Анонимность использования Ваших ответов — гарантируется!
№ Вопросы Варианты ответов
1 Любите ли Вы петь? - да - нет - затрудняюсь ответить
2 Какие песни Вам нравятся в большей степени? - веселые - медленные, спокойные - другие:
3 Можете ли Вы простучать ритм музыки? - да - нет - затрудняюсь ответить
4 Владеете ли Вы музыкальным инструментом, если да, то каким?
5 Как быстро Вы запоминаете мелодию, учите стихи и запоминаете то, что увидели? - быстро - медленно - затрудняюсь ответить
6 Сможете ли Вы подобрать на музыкальном инструменте мелодию? - да - нет - затрудняюсь ответить
7 Любите ли Вы выступать перед аудиторией? - да - нет - затрудняюсь ответить
8 Пробовали Вы петь, одновременно выполняя движения? - да - нет - затрудняюсь ответить
Определите Ваши предпочтения
9 Нравится ли Вам: да нет Затрудняюсь ответить
- когда герои спектакля поют, танцуют и произносят текст; - исполнение русских народных песен; - исполнение хорового произведения с использованием народных инструментов (трещотки, ложки, рожки, бубны); - фольклорные праздники; - декламирование стихотворений; - поэзия как жанр искусства; - чтение стихотворения от лица различных персонажей; - чтение басен; - использование в эстрадных программах мимики и пластики; - подвижные игры, при которых нужно рисовать; - изобразительное искусство; - организаторская деятельность; - собираться «веселой компанией»; - находиться в центре внимания
10 Принимали ли Вы участие в фольклорных праздниках? - да - нет
11 Можете ли Вы рассказать басню в лицах? - да - нет
12 Знаете ли Вы скороговорки и считалки? - да - нет
13 Умеете ли Вы в быстром темпе проговорить считалки? - да - нет
14 Можете ли Вы объявить концертный номер? - да - нет
15 Посещаете ли Вы аэробику? - да - нет
16 Смотрели ли Вы мюзикл? - да - нет
17 Знакомы ли Вы с произведением М. Мусорского «Картинки с выставки»? - да - нет
18 Знакомы ли Вы с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк»? - да - нет
19 Принимали ли Вы участие в мероприятиях: да нет
- КВН
- подготовке музыкально-литературных мероприятий
- в разработке и подготовке праздника
20 Можете ли Вы развлечь компанию? - да - нет
21 Оцените наличие у себя таких качеств, как да нет
- воля
- упрямство
- инициативность
- настойчивость
- уверенность
- стремление доводить любую работу до завершения
- умение преодолевать трудности
- фантазия
22 Увлекающийся ли Вы человек? - да - нет
23 Как быстро проходят ваши увлечения? - быстро - постепенно - медленно
ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ!
Таблица 2
Уровень развития заявленных навыков и умений на начало обучения в хоровом детском театре, %
Параметры оценки КГ ЭГ
Артикуляция, четкость дикции в пении 14 15
Певческое дыхание, подвижность голоса, расширение диапазона 17 19
Слуховые навыки 17 18
Звукообразование, интонация, сила голоса 19 18
Эмоциональная выразительность 17 19
Ритмичность, быстрота реакции, координация движений, ориентация в сценическом пространстве 10 12
Таблица 3
Систематика взаимосвязи творческих способностей артистов хорового детского театра с основными направлениями деятельности и средствами их воплощения
Творческие способности артистов хорового детского театра Направления хорового детского театра Средства хорового детского театра
Выразительная передача художественной мысли артикуляция — дикция — дыхание — диапазон — интонация Практические занятия на вокально-хоровом репертуаре
Перевоплощение художественным образом поэтическое слово — жесты — движения, сконцентрированные на раскрытие художественного образа практические занятия на вокально-хоровом репертуаре
Художественное видение музыкальная драматургия — драматургическая линия развития практические занятия на вокально-хоровом репертуаре
Творческое мышление свободное владение хоровой ролью — коммуникативность практические занятия на вокально-хоровом репертуаре
Движения, подчеркивающие чувственные состояния координация и ориентирование на сценическом пространстве через призму человеческих чувств практические занятия на вокально-хоровом репертуаре
Таблица 4
Компаративный анализ динамики результатов эксперимента по развитию уровня творческих способностей
артистов-певцов
№ Параметры оценки КГ (%) ЭГ (%)
1 Развитие артикуляции, дикции во время пения, произношение гласных и согласных 39,21 58,26
2 Развитие певческого дыхания (ниже реберного) 35,10 52,94
3 Развитие кантилены, подвижности голоса, расширение диапазона 42,85 66,31
4 Осознание процесса звукообразования (положение гортани, момент «памяти вдоха», эластичность дыхания, координация между натяжением связок и подачей дыхания) 31,73 64,10
5 Четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция) 37,33 59,10
6 Выразительная подача мысли (интонация, логическое ударение, диапазон, сила голоса, темп хорового произношения) 45,63 72,30
7 Ярко образное произношение хором 44,24 69,77
8 Развитие способности к движениям 44,21 64,40
9 Развитие умения ориентироваться в пространстве 44,24 58,26
10 Развитие воображения (способность к пластическим движениям) 38,74 52,94
11 Развитие пластической выразительности (ритмичности, быстроты реакции, координации движений) 38,74 59,1
Анализ полученных в ходе финишного среза результатов развития творческих способностей осуществлялся по двум направлениям: 1) анализ обобщенных результатов по выборке в целом; 2) анализ индивидуальных результатов, которое включает в себя успешность обучения в творческом объединении (достижения знаний, умений, навыков) (табл. 4).
С целью более визуального и доступного изложения полученных результатов автором представлен диаграммный вариант развития творческих способностей артистов детского хора в контрольной и экспериментальной группе по итогам эксперимента 2010-2011 гг.
Результаты диагностики уровня развития творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах на завершающем этапе показали положительную динамику формирования исполнительских навыков, развитие профессионально значимых качеств в экспериментальной
Рис. Интеграционная диаграмма развития уровня творческих способностей у артистов-певцов (итог всего эксперимента)
группе. Обратим внимание на тот факт, что статистически значимых изменений творческих способностей артистов-певцов по результатам исходных и итоговых срезов в контрольной группе не обнаружено, что, впрочем, не снижает значимость традиционной формы обучения, так как прослеживается стабильное развитие всех исследуемых умений. Вместе с тем динамика представленных параметров относительно стабильна и показывает общее развитие юных артистов. Все же отдельно хотелось бы отметить неудовлетворительное развитие певческого дыхания, что, возможно, обусловлено недостаточным осознанием процесса звукообразования и четкостью произношения.
Сопоставление исходных и промежуточных срезов в экспериментальной группе показало, что в результате внедрения авторской методики развития творческих способностей детей младшего подросткового возраста исполнительскими средствами видов хорового детского театра был выявлен значительный рост оценочных характеристик по всем параметрам исследования. Наибольший рост наблюдается у параметра «выразительная подача мысли», что полностью соответствует авторской концепции обучения.
Сравнение результатов диагностики творческих способностей в начале 2009-2010 учебного года и в конце обучения показало, что:
1. Модель учебно-методического процесса, включающая взаимосвязанные компоненты (декламационно-хоровое развитие, сюжетное развитие, движения) и предполагающая комплексность, в значительной степени повышает эффективность обучения артистов-певцов.
2. Включение в учебный процесс креативных заданий активизирует творчество, приводящее к росту результативности учебного процесса.
3. Доступность содержания и театральная форма проведения хоровых репетиций способствуют прочности приобретенных знаний, умений и навыков хоровых певцов, тем самым раскрывая и развивая их потенциальные возможности.
Автор статьи обращает особое внимание на развитие интерпретирующе-конструктивного уровня у учащихся экспериментальной группы, что свидетельствует о репродуктивно-поисковом характере деятельности хоровых артистов, который проявляется в ограниченных умениях. Подростки легко выполняют задачи креативного характера, следуют предложенным образцам, при этом мотивация у подростков в целом положительная, но неустойчивая и зависит от обстоятельств. Следует заметить, что ситуации, требующие применения умений, у них не вызывают затруднения, что говорит о некоторой степени самостоятельности.
Обратим внимание еще и на тот факт, что театрально-хоровое обучение становится для подростков той направляющей линией, которая помогает утверждаться в окружающем мире, обогащая эмоциональную сферу яркими переживаниями, поскольку «эмоциональная привлекательность» процесса креативности обусловлена необычностью, контрастирующей с целесообразной мотивированной деятельностью [2]. Все участники эксперимента характеризовались положительным эмоциональным отношением к предложенной интегрированной деятельности. Разница между ними состояла в том, что одним из них доставляло искреннюю радость открытие в эксперименте все новых свойств объекта, новых закономерностей, а другим - удовлетворение от решения предъявляемых экспериментатором задач.
Основные результаты проделанной работы свидетельствуют о достижении поставленных целей, задач и подтверждают истинность и достоверность гипотезы о том, что повышению эффективности развития творческих способностей артистов детского хора будет способствовать комплексность учебной работы, проявляющаяся в целенаправленном синтезировании вокально-хоровой, театральной и литературной технологиях.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют также и о позитивной динамике творческих способностей детей младшего подросткового возраста в процессе реализации эксперимента и позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Приведенный автором статьи компаративный анализ итогов экспериментальной работы по внедрению авторской методики выявил положительную динамику в показателях уровня исследуемых способностей юных артистов-певцов, при этом в экспериментальной группе значимость изменений выше, чем в контрольной группе.
2. Автор склонен связывать развитие исследуемых параметров в экспериментальной группе с комплексно-
стью проводимой учебной работы, проявляющейся в процессе целенаправленного синтезирования вокально-хоровой, театральной, литературной технологий.
3. Данное положение позволяет автору сделать вывод о подтверждении выдвинутой им гипотезы экспериментальной работы, следуя которой предложенная авторская методика развития творческих способностей детей младшего подросткового возраста показала себя более эффективной, чем традиционный подход к учебному процессу.
Систематизированные в ходе эмпирической работы материалы результативного управления творческими способностями детей младшего подросткового возраста исполнительскими средствами хорового детского театра могут быть использованы в методологическом основании для дальнейших исследований заданного проблемного поля. Разработанные в контексте авторской методики технологии, методы, направления и специальные задания, направленные на развитие творческих способностей артистов детского хора, могут быть использованы муниципальными учреждениями дополнительного образования Пермского края. Вместе с тем, в качестве рекомендаций по созданию педагогической модели формирования инновационных знаний в процессе интеграционного образования юных певцов, автор актуализирует следующие его положения, а именно:
1. Одним из важных направлений в развитии артистизма артистов-певцов должно стать хоровое исполнительство, которое дает возможность выразить восприятие вокальной музыки и помогает хормейстеру-режиссеру направить духовное внимание в поэтическое пространство исполняемых произведений для детского хора.
2. Обязательность хорового произношения поэтических стихов в различных эмоциональных состояниях способствует развитию чувства ритма, эмоциональности и сопереживания, выразительности и умения свободно передавать образную драматургию стихотворных текстов.
3. Обязательный педагогический акцент на развитие воображения детей младшего подросткового возраста. Это касается, в первую очередь, вокально-хоровых произведений: каждое из них - это как будто маленький спектакль, построенный согласно всем законам музыкальной драматургии.
Подводя итоги, еще раз отметим значимость развития теории и практики художественного воспитания творческой личности исполнительскими средствами хорового детского театра как интегративно-комплексного конгломерата синтетического музыкально-певческого и актерского направлений сценического действа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л. А. Социология досуга: учеб. пособие. М., 2000.
2. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенид-зе, Н. М. Степина. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 160 с. (Библиотека психологии образования).
3. Григорьев Д. В. Социокультурное самоопределение подростка // Педагогика. 2000. № 7.