УДК 378
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОСПРИЯТИЕМ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ)
Д.Е. Морев
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты экспериментальной работы по педагогическому управлению процессом восприятия современного знания студентами гуманитарных специальностей (на примере нанотехнологической модернизации). Описана динамика развития показателей сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов-гуманитариев. Проведен статистический анализ полученных результатов и их интерпретация. Установлено, что разработанная педагогическая модель, организационно-педагогические условия управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей и курс «Введение в нанотехнологии» действительно способствовали повышению уровня развития компонентов адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации: мотивационного, когнитивного, личностно-деятель-ностного, эмоционально-волевого.
Ключевые слова: управление восприятием, нанотехнологическая модернизация, адекватное восприятие, восприятие нанотехнологий, студенты гуманитарных специальностей.
С целью подтверждения гипотезы исследования педагогического управления восприятием современного знания студентов гуманитарных специальностей (на примере нанотехнологической модернизации) на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина была проведена опытно-экспериментальная работа. Студентам 3-5 курсов в количестве 147 человек, было предложено ответить на вопросы анкет, опросников и тестов [1, 2].
Констатирующий эксперимент (2012 г.) проводился для выявления исходного уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей.
На формирующем этапе эксперимента (2012-2013 гг.), согласно разработанной педагогической модели, была проведена реализация и проверка организационно-педагогической технологии управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей. В течение этого этапа с целью формирования адекватного восприятия результатов нанотехнологи-ческой модернизации у студентов на разных курсах обучения были реализованы образовательные курсы по нанотехнологиче-ской модернизации «Введение в нанотехнологии».
Контрольный эксперимент (2013 г.) был проведен с целью выявления уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей после формирующего эксперимента.
Развитие направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации проходило наиболее интенсивно на стадии погружения обучающихся в теоретические аспекты нанотехнологической модернизации, так как на данном этапе у студентов наблюдалось побуждение к учебной деятельности, были выражены учебно-познавательные мотивы, отмечалось стремление к применению результатов нанотехнологической модернизации в профессиональной деятельности и в быту. Анализируя данные анкет по уровню развития направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологи-ческой модернизации, мы пришли к выводу, что значительно увеличилось у студентов экспериментальной группы побуждение к применению результатов нанотехнологиче-ской модернизации в профессиональной деятельности, также существенно изменились данные показателя «учебно-познавательные мотивы» (диаграмма 1).
А
|До I После
70 60 50 40 30 20 10 О
В
Первый
59
51
■ 35
29
20
1 6
|_
Второй
ТрС1ий
Диаграмма 1. Динамика развития показателей критерия «направленность на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации» (%) (А - побуждение к применению результатов нанотехнологической модернизации в профессиональной деятельности,
в быту; В - учебно-познавательные мотивы)
Таким образом, повысился уровень развития направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов экспериментальной группы. Наибольшие изменения произошли на втором уровне за счет уменьшения количества студентов, находящихся на первом уровне (диаграмма 2).
|До ■ После
50 40 30 20
10 0
щ
27,5
19,1
Первый
Второй
Третий
Диаграмма 2. Уровень развития направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации до и после эксперимента (%)
Уровень сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации, по нашему наблюдению, наиболее ярко выражен на стадии исследовательской деятельности, когда от студентов требовалась определенная концентрация внимания в процессе анализа информации, наличие логического мышления и оперативной памяти при поиске нужного материала. Необходимо отметить, что данный критерий был достаточно слабо развит у студентов на стадии констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что произошли значительные изменения по всем показателям критерия у студентов экспериментальной группы (диаграмма 3).
Таким образом, уровень сформирован-ности знаний, умений, навыков о нанотех-нологической модернизации значительно повысился на втором и третьем уровнях и уменьшился на первом уровне (диаграмма 4).
А
|До I После
60 50 40 30 20
10
В
53
Я.
Первый В юрой Третий
Диаграмма 3. Динамика развития показателей критерия «сформированность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации» (%) (А - наличие знаний о нанотехнологической модернизации; В - умение оценивать достоинства и недостатки применения результатов нанотехнологической модернизации)
Диаграмма 4. Уровень сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации до и после эксперимента (%)
А
Уровень направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации анализировался нами, когда студенты осваивали натехнологии с целью применения в своей деятельности. На данном этапе у обучающихся наблюдался интерес к нанотехнологиям и наноматериа-лам, возможности изменения привычных вещей и реального мира. Проанализировав анкеты студентов по рассматриваемым нами критериям, необходимо отметить, что у студентов экспериментальной группы повысился интерес к новым знаниям, усилилось стремление испытать новые технологии и материалы (диаграмма 5).
В
Диаграмма 5. Динамика развития показателей критерия «направленность на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации» (%) (A - готовность к освоению результатов нанотехнологической модернизации; B - способность применять результаты нанотехнологической модернизации)
Таким образом, уровень направленности на освоение и применение результатов нано-технологической модернизации в экспериментальной группе повысился на втором и третьем уровнях (диаграмма 6).
Диаграмма 6. Уровень направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации (%)
Оценку сформированности эмоционально-волевого компонента мы анализи-
ровали на стадии рассмотрения результатов нанотехнологической модернизации, когда студенты демонстрировали плюсы и минусы применения нанотехнологий, происходило осмысление результатов нанотехнологиче-ской модернизации, выражалось определенное отношение к нанотехнологии, проявлялись эмоции, инициатива в процессе обсуждения социогуманитарных проектов в области нанотехнологии. Проанализировав анкеты по рассматриваемым нами критериям, отметим, что у студентов экспериментальной группы на данном этапе наблюдалась положительная динамика развития всех показателей рассматриваемого нами критерия (диаграмма 7).
Таким образом, уровень сформирован-ности эмоционально-волевого компонента значительно повысился на втором уровне в экспериментальной группе и уменьшился на первом уровне (диаграмма 8).
|До ■ После
60 50 40 30 20 10 о
54
42 38 41
20
■
А
Первый
Второй
Третий
В
Первый
Второй
ТрС1ий
Диаграмма 7. Динамика развития показателей критерия «сформированность эмоционально-волевого компонента» (%) (A - эмоциональный тон восприятия результатов нанотехнологической модернизации; B - проявление настойчивости, инициативы, независимость в суждениях)
тов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента.
Сопоставление исходных и итоговых данных, характеризующих уровень адекватного восприятия результатов нанотехнологи-ческой модернизации студентов экспериментальной группы по выделенным нами критериям и показателям, позволило подвести итог эксперимента и оценить эффективность организационно-педагогической технологии управления восприятием современного знания студентами гуманитарных специальностей на примере нанотехнологической модернизации.
Диаграмма 8. Уровень сформированности эмоционально-волевого компонента (%)
В таблице 1 приведены в сравнении уровни сформированности каждого критерия и уровня адекватного восприятия результа-
Таблица 1
Уровень сформированности критериев и уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей
до и после эксперимента
Критерии Уровни
первый второй третий
до после до после до после
Направленность на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации 47,2 27,4 33,7 45,1 19,1 27,5
Сформированность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации 74,1 24,0 18,5 48,3 7,4 27,7
Направленность на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации 54,5 36,2 26,6 37,3 18,9 26,5
Сформированность эмоционально-волевого компонента 48,8 23,7 31,4 52,8 19,8 23,5
Уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей 55,7 27,1 26,8 46,5 17,5 26,4
По итогам формирующего эксперимента была получена положительная динамика всех уровней адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации. Значительные изменения наблюдаются по критерию сформированности знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации. Сильно уменьшилось количество студентов, находящихся на первом уровне, за счет перехода на второй и третий уровни. Рассматривая общий уровень адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей в экспериментальной группе, необходимо отметить, что вдвое уменьшилось количество студентов с первым уровнем адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации за счет перехода на более высокие уровни (диаграмма 9).
Диаграмма 9. Уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей (%)
Статистический анализ экспериментальных данных и их интерпретация. С целью подтверждения выдвинутой
гипотезы исследования и результатов экспериментов проведем статистический анализ полученных данных. Определим: действительно ли произошло увеличение адекватного восприятия результатов нанотехно-логической модернизации у студентов гуманитарных специальностей в экспериментальной группе.
Воспользуемся методами сравнения между собой двух выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных (данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента и данных, полученных в результате проведения контрольного эксперимента). Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, воспользуемся ^крите-рием Стьюдента:
г = -
(1),
з Е(х' - У')
где а = — = ■==-
(2), п п
где di = х' - - разности между соответствующими значениями двух сравниваемых выборок, а а - среднее этих разностей.
В свою очередь Ба вычисляется по следующей формуле:
Ба =
Е а2 -
Е а' )
п ■ (п
(п -1)
(3)
Число степеней свободы к определяется по формуле к = п -1.
Построим «ось значимости» ^критерия Стьюдента (рис. 1).
п
1,98 2,61 3,56 I
Рис. 1. «Ось значимости» ^критерия Стьюдента для к = 146
Проанализируем полученные ^критерии Стьюдента. Если вычисленное значение t окажется больше или равно таблич-
ному, то сделаем вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достовер-
но различаются с вероятностью допусти- Анализ результатов статистической об-
мой ошибки, меньшей или равной избран- работки данных экспериментальной группы ной [3]. приведен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ результатов статистической обработки данных экспериментальной группы
Критерии X У а г Вывод
Направленность на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации 0,7 1,0 1,2 0,45 2,67 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%
Сформированность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации 0,3 1,0 1,5 0,49 3,06 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%
Направленность на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации 0,6 0,9 1,1 0,47 2,34 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 5%
Сформированность эмоционально-волевого компонента 0,7 1,0 1,2 0,43 2,79 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%
Уровень сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей 0,6 1,0 1,3 0,47 2,77 полученные результаты достоверны с вероятностью ошибки 1%
Как показала статистическая обработка результатов экспериментов, рост направленности на устойчиво-положительные мотивы усвоения и адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации у студентов произошел с вероятностью ошибки менее 1%. Сформиро-ванность знаний, умений, навыков о нанотехнологической модернизации - с вероятностью ошибки менее 1%. Увеличение направленности на освоение и применение результатов нанотехнологической модернизации - с вероятностью ошибки менее 5%. Рост сформированности эмоционально-волевого компонента произошел с вероятностью ошибки менее 1%. Увеличение уровня сформированности адекватного восприятия результатов нанотехнологиче-ской модернизации студентов гуманитарных специальностей статистически достоверно с вероятностью ошибки 1%.
Таким образом, статистическая обработка результатов экспериментов подтвердила гипотезу исследования. Разработанная педагогическая модель, организационно-педагогические условия управления восприятием современного знания у студентов гуманитарных специальностей и разработанный курс
«Введение в нанотехнологии» действительно способствовали повышению уровня развития компонентов адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации: мотивационного, когнитивного, личностно-деятельностного, эмоционально-волевого [4].
Следовательно, применение разработанных педагогических условий в управлении восприятием нанотехнологий студентами-гуманитариями способствует формированию адекватного восприятия результатов нано-технологической модернизации.
Литература
1. Морев Д.Е., Чванова М.С. Исследование уровня адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентов гуманитарных специальностей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 1(21). С. 110-118.
2. Чванова М.С., Морев Д.Е. Выявление уровня адекватного восприятия нанотехнологий у студентов гуманитарных специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 8(112). С. 134-143.
3. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2001. С. 567-569.
4. Морев Д.Е., Чванова М.С. Проблемы восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентами гуманитарных специальностей // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2. С. 173-178.
References
1. Morev D.E., Chvanova M.S. Issledovanie urov-nja adekvatnogo vosprijatija rezul'tatov nanoteh-nologicheskoj modernizacii studentov gumani-tarnyh special'nostej // Psihologo-pedagogiche-skij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2013. № 1(21). S. 110-118.
2. Chvanova M.S., Morev D.E. Vyjavlenie urovnja adekvatnogo vosprijatija nanotehnologij u studentov gumanitarnyh special'nostej // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Serija: Guma-nitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 8(112). S. 134-143.
3. Nemov R.S. Psihologija: v 3 kn. Kn. 3: Psihodiagnostika. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. S. 567-569.
4. Morev D.E., Chvanova M.S. Problemy vosprijatija rezul'tatov nanotehnologicheskoj moderni-zacii studentami gumanitarnyh special'nostej // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2014. № 2. S. 173-178.
THE ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK ON MANAGEMENT OF PERCEPTION OF MODERN KNOWLEDGE OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES (ON THE EXAMPLE OF NANOTECHNOLOGIES)
D.E. Morev
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
Results of experimental work on pedagogical management of process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties are presented in article (on the example of nanotechnological modernization). Dynamics of development of indicators of formation of adequate perception of results of nanotechnological modernization at students humanists is described. The statistical analysis of the received results and their intepritation is carried out. It is established that the developed pedagogical model, organizational and pedagogical conditions of management of perception of modern knowledge at students of humanitarian specialties and the course «Introduction in Nanotechnology» really promoted increase of a level of development of components of adequate perception of results of nanotechnologi-cal modernization: motivational, cognitive, personal and activity, emotional and strong-willed.
Key words: management of perception, nanotechno-logy, adequate perception, perception of nanotechnologies, students humanists.
УДК 378:369
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Т.И. Гущина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. е-mail: [email protected]
Формирование ключевых компетенций студентов высшего образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения новых образовательных технологий, переформатирования образовательного пространства, современных принципов освоения профессии. В данной статье рассмотрена проблема реализации практико-ориентированного обучения в области психолого-педагогических наук в сфере высшего образования. Реализация практико-ориентированного обучения осуществляется по следующим направлениям: методическое обеспечение практико-ориентированного обучения; учебная и производственная, научно-исследовательская практика студентов; практикумы на базе учебно-практических центров и лабораторий Института, проектная и волонтерская деятельность.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессионально-ориентированные технологии.
Современная система высшего образования направлена не только на формирование теоретической базы при профессиональной подготовке будущих выпускников, но и на формирование практических навыков по будущей специальности. Выпускник вуза в условиях жесткой конкуренции на рынке интеллектуального труда может быть сегодня успешным в профессиональном плане,
если будет обладать профессионализмом, компетентностью, профессиональной мобильностью, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сформированными ключевыми и базовыми профессиональными компетенциями [1].
В настоящее время Институт социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета име-