Гапеева Татьяна Владимировна - аспирантка кафедры «Технологии и средства механизации АПК», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-952-560-10-69.
Ставицкая Ольга Николаевна - аспирантка кафедры «Технологии и средства механизации АПК», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-928-137-47-10.
Information about the authors
Krasnov Ivan Nikolaevich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technologies and means of mechanization of the agro-industrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-137-98-08. E-mail: Krasnov1310@rambler.ru.
Kravchenko Ivan Andreevich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technologies and means of mechanization of the agro-industrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-162-47-10. E-mail: uvan.kravchenko@mail.ru.
Kasyanenko Anna Vladimirovna - general director of «SKVO», economist (Zernograd district, Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-918-555-94-66. E-mail: Kasyanenko.anna@gmail.com.
Khronyuk Vasiliy Borisovich - Candidate of Agricultural Sciences, associate professor, head of the Agronomy and selection of agricultural crops department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-613-99-49. E-mail: hronyuk.vasilii@mail.ru.
Gapeeva Tatiana Vladimirovna - postgraduate student of the Technologies and means of mechanization of the agro-industrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-952-560-10-69.
Stavitskaya Olga Nikolayevna - postgraduate student of the Technologies and means of mechanization of the agro-industrial complex department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-137-47-10.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
УДК 621.43:544.478.001.5
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОЗОНОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА РАБОТУ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
© 2018 г. МЛ Таранов, П.В. Гуляее, М.Ю. Попов
Рассмотрен способ повышения эффективности работы дизельного двигателя за счет подачи в камеру внутреннего сгорания озоновоздушной смеси (ОВС) определённой концентрации; приведены методика проведения и результаты проведённых экспериментальных исследований; выполнен сравнительный анализ эффективности работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с ОВС и без нее. Целью исследования являлось определение влияния озоновоздушной смеси различной концентрации, подаваемой в камеру внутреннего сгорания, на работу дизельного ДВС. Определение зависимостей изменения нагрузочных характеристик и изменения часового расхода топлива ДВС от концентрации подаваемой озоновоздушной смеси. Гипотетически предполагалось, что ОВС, подаваемая в камеру сгорания дизельного ДВС, приведет к увеличению мощности двигателя, крутящего момента коленчатого вала и снижению часового расхода топлива. В процессе проведения эксперимента определено количественное изменение этих параметров. Испытания ДВС проводились согласно требованиям ГОСТ 14846-81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, в котором регламентируются условия испытаний, требования к испытательным стендам и измерительной аппаратуре, методы и правила испытаний, обработка результатов и объём испытаний. Экспериментальные исследования проводились на дизельном двигателе Д-240 (силовом агрегате трактора МТЗ-80) мощностью 55,2 кВт. При этом контролировались показания таких параметров, как: температура двигателя, нагрузка гидротормоза, частота вращения, а анализировались концентрация подаваемой озоновоздушной смеси и ее влияние на изменение часового расхода топлива. Результаты, представленные в статье, показали максимальное снижение часового расхода топлива на 3,3%, что соответствует концентрации подаваемой ОВС 60 мг/м3.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, экономия топлива, озоновоздушная смесь, окисление топлива, дизельный двигатель, озон, расход топлива, часовой расход, гидротормоз, частота вращения, нагрузочная характеристика.
In the article it is described the way to improve the efficiency of the diesel engine by supplying the combustion chamber ozone-air mixture (OAM) with a certain concentration; the technique and the results of experimental studies are presented. A comparative analysis of the efficiency of the internal combustion engine with or without it is suggested. The aim of the study is to determine the effect of the ozone-air mixture of different concentrations supplied to the internal combustion chamber on the operation of the diesel engine and to determine the dependency of changes of the load characteristics and change of time fuel consumption of the internal combustion engine the concentration of the supplied ozone-air mixture. Hypothetical^, it was assumed that the OAM supplied to the combustion chamber of the diesel engine would lead to an increase in engine power, crankshaft torque and a decrease in the hourly fuel consumption. In the course of the experiment the quantitative change of these parameters was determined. Engine tests were carried out in accordance with the requirements of GOST 14846-81. Automotive Engines. Methods of Bench Tests, which are governed by
the conditions of the tests, requirements for test facilities and instrumentation, methods and rules of testing, treatment results and number of tests. Experimental studies were conducted on the diesel engine D-240 (power unit tractor MTZ-80) with a capacity of 55,2 kW. At the same time, the readings of such parameters as engine temperature, hydraulic brake load, speed were controlled, and the concentration of the ozone-air mixture and its effect on the change in the hourly fuel consumption were analyzed. The results presented in the article showed the maximum reduction of hourly fuel consumption by 3,3%, which corresponds to the concentration of 60 mg/m3 of OAM.
Keywords: internal combustion engine, fuel economy, ozone air mixture, fuel oxidation, diesel engine, ozone, fuel consumption, hour consumption, hydraulic brake, rate of rotation, load characteristic.
Введение. Озон, являясь сильным окислителем, гипотетически способен улучшить процесс сгорания топлива, даже при подаче малых концентраций озона в зону горения [1]. У бензиновых двигателей это происходит еще на стадии смешивания паров топлива с воздухом до подачи в камеру внутреннего сгорания [1].
У дизельных двигателей смешивание паров топлива с воздухом происходит непосредственно в камере внутреннего сгорания, при температуре 70 °С. Если подавать в неё ОВС с малой концентрацией, то за счет самораспада озона эффект будет минимальным. Если подавать в камеру внутреннего сгорания ОВС с большой концентрацией, то полного самораспада озона не произойдёт, и оставшийся озон будет окислять топливо, повышая эффективность его горения.
За счет предварительного окисления та часть топлива, которая обычно не успевает сгорать в камере
и уходит с выхлопными газами, успеет сгореть, повысив КПД двигателя и снизив удельный расход топлива. Процесс горения бензина в озоновоздушной среде достаточно полно описан в [1]. Сгорание дизельного топлива происходит аналогичным способом, только процесс горения происходит немного дольше по сравнению с бензином. Для примера отметим, что химическая формула основной составляющей бензина изоок-тана СвН18, а химическая формула основной составляющей дизельного топлива гептодекана С17Н36.
Как видно по формуле, в процессе горения молекула гептодекана горит дольше, чем изооктана. Сам процесс воспламенения топлива в дизельных двигателях отличается от бензиновых. Для сравнительной оценки эффективности сгорания дизельного топлива с ОВС и без неё были проведены стендовые испытания двигателя.
1 - дизельный двигатель Д-240 (МТЗ-80 трактор); 2 - барьерный генератор озона производительностью 20 г ч;
3 - пульт управления генератором озона; 4 - весы и управление гидротормозом; 5 - лопасти гидротормоза
Рисунок 1 - Схема экспериментальной установки с обкаточным стендом двигателя Д-240
Результаты исследований и их обсуждение.
Испытания ДВС проводились согласно требованиям ГОСТ 14846-81 «Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний», в котором регламентируются условия испытаний, требования к испытательным стендам и измерительной аппаратуре, методы и правила испытаний, обработка результатов и объём испытаний.
Испытания двигателей и снятие характеристик проводились на специальной установке - тормозном стенде с установленным на него ДВС Д-240, показанном на рисунке 1.
При проведении испытаний и снятии характеристик определялся ряд параметров. Наименование параметров и их обозначения, предел основной абсолютной погрешности средств измерений и рекомендуемые средства измерений приведены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, часовой расход топлива вт определялся нестандартными средствами измерений. Часовой расход топлива испытуемым двигателем производится путем измерения времени расхода заданной для опыта порции топлива. Расход топлива за опыт определялся весовым способом.
Таблица 1 - Рекомендуемые средства измерения и их параметры при проведении экспериментальных исследований
Наименование параметров Обозначение параметра Предел основной погрешности средств измерений Рекомендуемые средства измерений
Крутящий момент, Н м Мк ±1% Тензометрические и динамометрические силоизмерительные устройства для измерения крутящего момента -по ГОСТ 15077-78
Частота вращения коленчатого вала (далее - частота вращения), об/мин п ±0,5% Электронные тахометры типа ТЭСА по ТУ25-04.3663-78 ГОСТ 18303-72
Расход топлива, кг/ч Ст- ±0,5% Нестандартные средства измерения
Расход воздуха, поступающего в цилиндр двигателя, м3/ч <Ъ ±0,02<?ном Объёмные расходомеры и счетчики газов типа РГ, тургас, ЛДР по ГОСТ 14012-76, ГОСТ 12671-81
Расход картерных газов, м3/с ±0,05(2«;, Н0М Объёмные расходомеры и счетчики газов по ГОСТ 14012-76, ГОСТ 12671-81
Атмосферное давление, кПа Джр ±0,1% Барометры, анероиды и измерительные преобразователи давления по ГОСТ 22520-85
Давление масла в главной масляной магистрали, кПа Рог ±0,3% Манометры, моновакууметры по ГОСТ 2405-80
Он заключается в том, что мерный сосуд устанавливается на весах, где производится замер времени, в течение которого расходуется определенная навеска топлива.
А часовой расход топлива определяется по формуле
Ст = ^. 3,6, кг/ч, (1)
где ДС0П - масса топлива, израсходованного за опыт, г; т - время расхода Ав оп, с. Поскольку экспериментальные исследования проводились на дизельном двигателе Д-240 (силовом агрегате трактора МТЗ-80), то необходимо рассмотреть его основные технические характеристики.
Технические характеристики двигателя Д-240: мощность - N - 55,2 кВт; степень сжатия - Е-16, диаметр цилиндров и поршня ДхЭ -110*125 мм; рабочий
объём двигателя - \Л1 - 4,75 л; потребление топлива -q - 229 г/кВт/ч; число цилиндров - 4Р, тип двигателя -Д-240.
Приборы и оборудование гидравлического обкаточного стенда: тахометр часовой ТЧ-10, секундомер - ПВ 53-щ, весы лабораторные. Масса-К ВК-3000 (повышенной точности), комплект гидротормоза КИ-485628.
Порядок проведения наладки оборудования стенда состоит в процессе запуска дизельного двигателя, прогреве, установке нагрузки гидротормозом, корректировке частоты вращения коленчатого вала, замере расхода 50 граммов дизельного топлива.
Будут сняты показания таких параметров, как температура двигателя, нагрузка гидротормоза, частота вращения.
Таблица 2 - Результаты экспериментальных исследований по определению изменения часового расхода топлива
при работе с ОВС и без нее
№ опыта п, об/мин М, Н • м т, расх АС оп • гр 03, мг/м3 т,°с Ст, кг/ч
1 2200 32,5 13,6 50 0 60 13,24
2200 32,5 13,8 50 30 60 13,04
2 2200 32,5 13,4 50 0 85 13,43
2200 32,5 13,8 50 30 85 13,04
3 2200 32,0 13,4 50 0 90 13,43
2200 32,0 14,0 50 30 90 12,86
4 1800 36,0 14,2 50 0 85 12,68
1800 36,0 14,8 50 30 85 12,16
5 1800 35,5 14,8 50 0 95 12,16
1800 35,5 15,4 50 30 95 11,69
6 1800 35,5 14,8 50 0 97 12,16
1800 35,5 15,3 50 30 97 11,76
Рисунок 2 - Динамика изменения часового расхода топлива с использованием ОВС с концентрацией 30 мг/м3
ЕГ О X и П! О. >5
о в о
и го з-
Изменение часового расхода топлива с использованием
ОВС
13,50 13,00 12,50 12,00 11,50 11,00 10,50
II Ч
От ,кг/ч (обычный режим) От ,кг/ч (режим с ОВС)
Количество опытов
После настройки установившихся параметров работы дизельного двигателя производится замер времени расхода 50 граммов топлива. Обрабатываются снятые параметры нагрузки и времени расхода топлива. Включение генератора озона производилось в ручном режиме сразу после обработки данных. Через 60 секунд подачи озона в воздушный фильтр двигателя опыт повторяется с установившимися параметрами.
В результате экспериментальных исследований по влиянию ОВС на экономию топлива было определено, что при концентрации всего лишь 30 мг/м3 проис-
ходит изменение в часовом расходе топлива, результаты этого изменения показаны в таблице 2.
Анализ графика позволяет сделать вывод, что наибольшая экономия топлива в опытах 3 и 4, которым соответствует повышенная частота вращения двигателя (3-й опыт) и повышенный момент сопротивления на валу двигателя (4-й опыт).
В таблице 3 представлены результаты экспериментальных исследований по изменению экономии часового расхода топлива от величины концентрации ОВС, подаваемой в дизельный двигатель.
№ опыта п, об/мин М, Н-м т, расх Ав, оп гр Оз, мг/м3 Т, °С От, кг/ч
2200 33,5 13,9 50 0 60 12,95
1 2200 33,5 14,2 50 20 60 12,68
2200 33 13,9 50 0 70 12,95
2200 33 14,2 50 20 70 12,68
2200 29 14,1 50 0 70 12,77
2 2200 29 14,5 50 40 70 12,41
2200 33,5 13,9 50 0 80 12,95
2200 33,5 14,3 50 40 80 12,59
2200 35,5 14,1 50 0 85 12,77
3 2200 35,5 14,6 50 60 85 12,33
2200 34,5 13,9 50 0 90 12,95
2200 34,5 14,3 50 60 90 12,59
2200 32,5 13,5 50 0 85 13,33
4 2200 32,0 13,8 50 90 85 13,04
2200 32,0 13,4 50 0 90 13,43
2200 32,0 14,0 50 90 90 12,86
2200 35,5 14,8 50 0 95 12,16
5 2200 35,5 15,3 50 120 95 11,76
2200 35,5 14,8 50 0 97 12,16
2200 35,5 15,3 50 120 97 11,76
Таблица 3 - Сводная таблица результатов экспериментальных исследований
Зависимость между экономией топлива и концентрацией ОВС с достоверностью 98,4% описывается уравнением ДбС = 4Е- 06х2 - 0,0012х2 + 0,1094х + 0,1278.
X р
X
<и
ZT
о а,
о х
о х m
-4-S—
--
"3 ■ñ у = 4Е-0 5х3 - 0,0012 R2- х2 + 0,1094 0 9842 х +0,1278
9
1 Ц
-10 10 30 50 70 90
Концентрация ОВС, мг/м3
110
130
150
Рисунок 3 - График зависимости экономии топлива в пооцентах от концентрации подаваемой ОВС
Выводы. Проведенные экспериментальные исследования по влиянию ОВС на работу дизельного ДВС (Д-240) подтвердили теоретические предположения о том, что подача в камеру сгорания озоновоздуш-ной смеси определенной концентрации может привести к предварительному окислению дизельного топлива, изменению его химического состава и соответственно к увеличению скорости и улучшению качества сгорания топлива и, как следствие, - его экономии при сохранении мощностных показателей двигателя.
При проведении экспериментальных исследований на дизельном ДВС определено, что подача ОВС в камеру сгорания с концентрацией ниже 30 мг/м3 не приводит к значительным положительным эффектам и экономии топлива практически не наблюдается. При подаче ОВС с концентрацией от 30 мг/м3 до 40 мг/м3, часовой расход топлива уменьшается на 2,2-2,7%, увеличение концентрации ОВС до 60 мг/м3 приводит к экономии топлива до 3,3%, а дальнейшее увеличение концентрации ОВС нецелесообразно, поскольку энергетические затраты на производство озона возрастают, а дальнейшего увеличения экономии топлива не происходит.
Литература
1. Гуляев, П.В. Повышение эффективности сгорания топлива в двигателях внутреннего сгорания за счёт подачи в камеру сгорания озоновоздушной смеси / П.В. Гуляев, М.Ю. Попов II Молодая наука аграрного Дона: традиции, опыт, инновации. - Зерноград, 2018. - С. 5-8.
2. Данильченко, В.И. Разработка адаптивной системы озонирования воздуха для двигателя внутреннего сгорания / В.И. Данильченко, Н.К. Полуянович II Проблемы современной системотехники: сборник научных статей. - Таганрог, 2017.-С. 111-115.
3. Нагорский, Л.А. Испытание и характеристики автомобильных и тракторных двигателей: лабораторный прак-
тикум / Л.А. Нагорский. - Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2008.-100 с.
4. ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от зажигания. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. - М.: Издательство стандартов, 2003. - 6 с.
5. ГОСТ 14846-81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. - М.: Издательство стандартов,1981.-32 с.
6. Двигатели внутреннего сгорания. Кн. 1: Теория рабочих процессов: учебное пособие / В.Н. Луканин, К.А. Морозов, A.C. Хачиян и др.; под. ред. В.Н. Луканина. - М.: Высшая школа, 1995.-368 с.
7. Проектирование адаптивной системы озонирования воздуха для двигателей внутреннего сгорания / А.Н. Притула, А.Л. Береснев, Н.К. Полуянович, М.А. Соловьев // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 14-17.
8. Регулируемое балластное сопротивление для двигателей с фазным ротором в обкаточных стендах / П.В. Гуляев, Д.М. Таранов, A.B. Лыткин, С.С. Белоконова II Научный журнал КубГАУ.-2015. -№ 113 (09).
9. Озонатор компрессорного типа / П.В. Гуляев, И.Н. Озеров, Т.В. Гуляева, П.С. Дерипаскин II Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 119 (05). - С. 12-16.
10. Гуляев, П.В. Разработка генератора озона для повышения эффективности сгорания топлива двигателей внутреннего сгорания / П.В. Гуляев, К.К. Пупенко II VII Международный молодежный форум «Образование, наука, производство». - Белгород, 2016. - С. 5.
11. Гуляев, П.В. Окислительный фильтр очистки ядовитых устойчивых летучих соединений / П.В. Гуляев II Электротехнологии и электрооборудование в сельскохозяйственном производстве: сборник научных трудов. - Зерноград, 2007.-Т. 1,-Вып. 6.-С. 60-62.
12. Пат. на полезную модель 125404 РФ, МПК Н02Н 3/00. Устройство защиты озонаторов от аварийных режимов / Таранов М.М., Головинов В.В., Гуляев П.В., Максаев И.Н., Озеров H.H., Спирин P.A., Добровольская О.С.; патентооб-
ладатель ФГБОУ ВПО АЧГАА. - № 20120126913/07; заявл. 27.06.2012; опубл. 27.02.2013, Бюл. №6.
References
1. Gulyaev P.V., Popov M.Yu. Povyshenie effektivnosti sgoraniya topliva v dvigatelyakh vnutrennego sgoraniya za schyot podachi v kameru sgoraniya ozonovozdushnoj smesi [Increasing the efficiency of fuel combustion in internal combustion engines by supplying the ozone-air mixture to the combustion chamber], Molodaya nauka agrarnogo Dona: tradicii, opyt, innovacii, Zernograd, 2018, pp. 5-8. (In Russian)
2. Danil'chenko V.I., Poluyanovich N.K. Razrabotka adaptivnoj sistemy ozonirovaniya vozdukha dlya dvigatelya vnutrennego sgoraniya [Development of adaptive air ozonation system for internal combustion engine], Problemy sovremennoj sistemotekhniki: sbornik nauchnykh statej, Taganrog, 2017, pp. 111-115. (In Russian)
3. Nagorskij L.A. Ispytanie i kharakteristiki avtomo-bil'nykh i traktornykh dvigatelej: laboratornyj praktikum [Testing and specifications of automobile and tractor engines], Zernograd, FGOU VPO AChGAA, 2008, pp. 100. (In Russian)
4. GOST R 52160-2003. Avtotransportnye sredstva, os-nashhennye dvigatelyami s vosplameneniem ot zazhiganiya. Dymnost' otrabotavshikh gazov. Normy i metody kontrolya pri ocenke tekhnicheskogo sostoyaniya [Motor vehicles equipped with ignition engines. Fluidity of exhaust gases. Norms and methods of control in the assessment of technical condition], M., Izdatel'stvo standartov, 2003, pp. 6. (In Russian)
5. GOST 14846-81. Dvigateli avtomobil'nye. Metody stendovykh ispytanij [Automobile engines. Methods of bench tests], M., Izdatel'stvo standartov, 1981, pp. 32. (In Russian)
6. Lukanin V. N., Morozov K.A., Khachiyan A. S., Dvigateli vnutrennego sgoraniya [Internal combustion engines], Kn. 1: Teoriya rabochikh processov: uchebnoe posobie, pod. red. V.N. Lukanina, M., Vysshaya shkola, 1995, pp. 368. (In Russian)
7. Pritula A.N., Beresnev A.L., Poluyanovich N.K., So-lov'ev M.A. Proektirovanie adaptivnoj sistemy ozonirovaniya vozdukha dlya dvigatelej vnutrennego sgoraniya [Development of adaptive system for ozone treatment of air for the internal combustion engine], Molodoj uchenyj, 2013, No 1, pp. 14-17. (In Russian)
8. Gulyaev P.V., Taranov D.M., Lytkin A.V., Belokono-va S.S. Reguliruemoe ballastnoe soprotivlenie dlya dvigatelej s faznym rotorom v obkatochnykh stendakh [Adjustable ballast resistance for motors with phase rotor in runing stands], Nauch-nyj zhurnal KubGAU, 2015, No 113 (09). (In Russian)
9. Gulyaev P.V., Ozerov I.N., Gulyaeva T.V., Deripas-kin P.S. Ozonator kompressornogo tipa [The ozonator compressor type], Nauchnyj zhurnal KubGAU, 2016, No 119 (05), pp. 12-16. (In Russian)
10. Gulyaev P.V., Pupenko K.K. Razrabotka generatora ozona dlya povysheniya effektivnosti sgoraniya topliva dvigatelej vnutrennego sgoraniya [Development of ozone generator to improve combustion efficiency of internal combustion engines], VII Mezhdunarodnyj molodezhnyj forum «Obrazovanie, nauka, proizvodstvo», Belgorod, 2016, pp 5. (In Russian)
11. Gulyaev P.V. Okislitel'nyj fil'tr ochistki yadovitykh us-tojchivykh letuchikh soedinenij. Elektrotekhnologii i elektrooboru-dovanie v sel'skokhozyajstvennom proizvodstve: sb. nauch. trud. [Oxidizing filter for purification of toxic stable volatile compounds], Zernograd, 2007, T. 1, vyp. 6, pp. 60-62. (In Russian)
12. Taranov M.M., Golovinov V.V., Gulyaev P.V., Mak-saev I.N., Ozerov I.N., Spirin R.A., Dobrovol'skaya O.S. Us-trojstvo zashhity ozonatorov ot avarijnykh rezhimov [The protection device of ozone generators from emergency modes], pat. na poleznuyu model' 125404 PO, MPK H02H 3/00, patentooblada-tei FGOU VPO AChGAA, zayavl. 27.06.2012, opubl. 27.02.2013, Byul. No 6. (In Russian)
Сведения об авторах
Таранов Михаил Алексеевич - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация энергетического оборудования и электрические машины», Азово-Черноморский инженерный институт -филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-988-545-42-13. E-mail: mtaranov2006@yandex.ru.
Гуляев Павел Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация энергетического оборудования и электрические машины», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-903-464-69-23. E-mail: achgaa.el.mash@inbox.ru.
Попов Максим Юрьевич - магистрант второго года обучения кафедры «Эксплуатация энергетического оборудования и электрические машины», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-928-144-64-69. E-mail: 19maxim95@mail.ru.
Information about the authors
Taranov Mikhail Alekseevich - corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Technical Sciences, professor, head of the Operation of power equipment and electric machines department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-988-545-42-13. E-mail: mtaranov2006@yandex.ru.
Gulyaev Pavel Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Operation of power equipment and electric machines department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-903-464-69-23. E-mail: achgaa.el.mash@inbox.ru.
Popov Maksim Yurievich - a second year master's student of the Operation of power equipment and electric machines department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-144-64-69. E-mail: 19maxim95@mail.ru.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.