Необходимо отметить, что по всем перечисленным позициям работа ведется и имеет свои результаты, но, на наш взгляд, требует усиления и оптимизации. Так, к примеру, основа для создания единой базы потенциальных абитуриентов уже существует. Это база подписавшихся на электронную информационную рассылку для абитуриентов, которая пополняется как за счет самостоятельно обратившихся посетителей сайта университета, так и путем анкетирования на днях открытых дверей. На сегодняшний день база насчитывает около 4 тысяч контактов.
В чем видится возможное развитие базы потенциальных абитуриентов? Разумеется, не только в накоплении как можно большего количества электронных адресов. В перспективе хотелось бы прийти к тому, чтобы информация о каждом обратившимся в университет (не важно — звонок ли это на факультет, обращение в приемную комиссию, посещение Дня открытых дверей, курсы подготовки или иные поводы) попадала в единую базу, и потенциальный абитуриент получал бы через отдел по работе с абитуриентами информационноконсультационное сопровождение вплоть до поступления в университет.
Разумеется, необходимо разработать и механизм мониторинга, чтобы оценить, какая доля старшеклассников, проявивших интерес к университету, в итоге приняла решение о поступлении в РГПУ им. А. И. Герцена и благодаря каким факторам.
Ниже приводим предложения, которые, на наш взгляд, позволят более эффективно осуществлять работу по привлечению абитуриентов: организация событий, представляющих интерес для старшеклассников, имеющих профориентационную направленность, адресно обращенных к молодежной аудитории; ориентация воспитательных проектов на профориентационную и информационную работу со старшеклассниками; включение в планы научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, в планы учебных, научно-исследовательских и других практик тематики, связанной с работой по привлечению абитуриентов.
Т. Н. Носкова,
декан факультета информационных технологий
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА АБИТУРИЕНТОВ
НА БЛОК ФАКУЛЬТЕТОВ
В последние годы все более остро встает проблема привлечения абитуриентов на естественнонаучные факультеты университета (такие, например, как факультеты математики и физики). Поэтому четыре года назад было принято решение о приеме абитуриентов на блок факультетов, имеющих одинаковые вступительные испытания, с определением рейтинга очередности зачисления студентов на данные факультеты. При этом в один блок были объединены факультеты информационных технологий, физики, математики и факультет технологии и предпринимательства, для которых вступительными испытаниями являлись математика, физика, информатика и русский язык.
Что показал опыт проведения эксперимента с блоковой организацией зачисления на факультеты? Несомненно, следует отметить тот позитивный факт, что удалось обеспечить план приема на факультеты за счет перераспределения абитуриентов с факультетов, пользующихся повышенным спросом у абитуриентов, на факультеты, испытывающие сложности с набором на первый курс. Однако, к сожалению, статистика показывает, что с каждым годом проблема с приемом на первый курс усугубляется, все большее число абитуриентов зачисляется не по первому, а по второму и третьему рейтингам на некоторые факультеты. Так, если в 2008 г. факультетом информацион-
ных технологий, который выбирался абитуриентами первым в рейтинге, было передано на другие факультеты 29 абитуриентов для зачисления по второму и третьему рейтингам, в 2009 г. их было уже 56, а в 2010 — 65 человек.
Вторая проблема связана с динамикой контингента — необходимо проанализировать, насколько успешно происходит обучение студентов на тех факультетах, которые ими первоначально не выбирались для поступления в вуз, и такая возможность была получена только в результате зачисления на блок факультетов. Проведенный анализ показывает, что ситуация на факультетах существенно отличается. Например, на факультете технологии и предпринимательства практически все зачисленные по второму рейтингу студенты успешно обучаются (100%), но следует отметить, что на этот факультет были зачислены буквально единицы по второму рейтингу. Гораздо больше было студентов, зачисленных по второму и третьему рейтингам, на факультете физике. Здесь из числа зачисленных во второму рейтингу сегодня продолжают обучаться 50% от числа зачисленных в 2008 г. и 58% - в 2009 г. Основной поток абитуриентов, зачисленных по второму и третьему рейтингам, направлялся на факультет математики. На этом факультете в 2008 г. сохранилось 40% студентов от числа зачисленных по второму и третьему рейтингам, а в 2009 г. только четверть зачисленных остались в рядах студентов факультета. Таким образом, 75% студентов отчислены из университета, единицы по переводу перешли учиться на факультет информационных технологий.
В чем причина такого высокого процента отчисления студентов, зачисленных на факультеты не по первому рейтингу? В этом мы пытались разобраться вместе с деканом факультета математики В. Д. Будаевым. Наши мнения совпали: основная проблема связана со слабой школьной математической подготовкой абитуриентов. Надо сказать, что математика и для студентов факультета информационных технологий является главной причиной академической неуспеваемости. Иными словами, проблема является общей для всех естественнонаучных факультетов.
Обеспокоенность проблемой слабой математической подготовки абитуриентов проявляют сегодня все вузы инженерного профиля. В ноябре 2010 г. Университет путей сообщения подготовил и провел Всероссийскую конференцию, посвященную проблемам естественнонаучной и математической подготовки студентов. Оргкомитет конференции, отмечая слабую математическую подготовку поступающих в вуз абитуриентов, обсуждал возможные пути решения этих проблем с участниками-представителями вузов разных регионов, инженерных вузов нашего города и учителями школ. Поэтому одна из секций конференции была посвящена проблемам математической подготовки студентов в технических вузах. На этой секции обсуждались проблемы снижения уровня школьных знаний по математики и методика их восстановления в вузе.
Какие пути можно наметить для решения проблемы сохранения контингента студентов первых курсов?
Для решения этой проблемы в текущем учебном году практически все естественнонаучные факультеты нашего университета начали организовывать дополнительные занятия по математике для студентов первого курса (в первую очередь для тех студентов, которые сдали проверочный текст по математике недостаточно хорошо). На факультете математики такие занятия начаты с сентября. Однако достаточно ли будет этих мер или надо предпринимать еще и иные — пока не совсем ясно. Анализ посещения дополнительных занятий по математике студентами первого курса показывает, что их в основном посещают студенты, получившие
приличные результаты на контрольном тестировании, а те студенты, которые продемонстрировали невысокие результаты, эти занятия практически не посещают или делают это нерегулярно.
При этом возникает ряд вопросов методического характера. К чему следует готовить студентов первого курса на дополнительных занятиях по математике? К повторному тестированию, чтобы получить более высокие баллы ЕГЭ при министерской проверке? Или в рамках этих занятий повышать общую математическую подготовку студентов? Может быть, следует проводить занятия таким образом, чтобы подготовить студентов к успешной сдаче экзамена по вузовскому курсу математики? Наверное, необходимо выработать правильную стратегию проведения дополнительных занятий, как это начали делать в некоторых инженерных вузах.
Например, Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), начиная с сентября, организует занятия по математике для всех студентов первого курса, чтобы разрешать возникающие проблемы. В начале сентября в институте проводятся тесты, призванные выявить остаточные знания первокурсников. На основании их результатов студентам рекомендуются те или иные дополнительные занятия, которые проводятся бесплатно. Так, в 2009/10 учебном году для первокурсников были организованы дополнительные занятия по физике (2 часа в неделю), по математике (4 часа в неделю) и по информатике (2 часа в неделю). Предполагается, что эти дополнительные занятия не только позволят устранить существующую сегодня разницу между освоением школьного курса математики и требованиями к математической подготовке студентов в вузе, но и помогут успешно сдать первую экзаменационную сессию. Профессорско-преподавательский состав вуза уверен (как сказано на сайте ЛЭТИ), что введение дополнительных занятий на первом курсе — единственно возможный путь, ведь выпускники вуза работают в высокотехнологичных отраслях промышленности, высоко ценятся на рынке труда, и «снижать планку» в образовании ни в коем случае нельзя.
Наверное, и другие вузы вскоре пойдут по этому пути. Нам, как вузу педагогическому, следует правильно определиться со стратегическими целями и тактиками такой корректирующей деятельности. Таким образом, можно сделать общий вывод: не только выполнение плана приема студентов на первый курс является важной проблемой, но и сохранение контингента зачисленных студентов. Пожелаем себе в этом успехов!
Л. А. Громова,
декан факультета управления
МОДЕЛИ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ (ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА УПРАВЛЕНИЯ)
Принимая во внимание новые, усложнившиеся внешние условия работы вузов по набору будущих студентов, факультет управления активно включился в процесс оптимизации деятельности приемной комиссии. Обобщая опыт работы приемной комиссии факультета и университета в 2010/11 учебном году, можно предложить к распространению следующие модели вовлечения студентов в процесс работы с абитуриентами.
1. Диверсификация образовательных программ. Всего на факультете 14 образовательных программ: 2 — бакалавриата, 7 — магистратуры, 5 — специалитета. Это позволяет