РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ М.В. Ершова, канд. экон. наук, доцент
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов
На примере промышленного предприятия рассмотрена результативность системы менеджмента качества и затраты на ее развитие
Развитие системы менеджмента качества на предприятии ОАО «ТЗ «Октябрь» включает в себя следующие цели:
1. Постоянное совершенствование
системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000 - 2008 и стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 15.002, и повышение ее результативности:
- своевременное внесение изменений в документацию СМК - 100%;
- выполнение программы внутренних аудитов -100%;
- выполнение программы совершенствования системы менеджмента качества по результатам инспекционного контроля - 100%.
2. Освоение новых перспективных видов продукции: не менее одного.
3. Поставка соответствующей продукции в установленные сроки.
- Отсутствие случаев поставки
несоответствующей продукции - 100%.
- Отсутствие случаев срыва сроков поставки -100%.
4. Повышение результативности мероприятий по обеспечению качества оборонной продукции.
- Выполнение плана обеспечения качества продукции - не менее 90%.
- Сдача продукции ВП МО с первого предъявления - не менее 99%.
5. Постоянное совершенствование
технологических процессов, внедрение современных технологий и прогрессивного оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.
- Приобретение и внедрение в производство современного прогрессивного оборудования - не менее 8 единиц.
- Изготовление и внедрение технологической оснастки - 60 единиц.
6. Проведение аттестации рабочих мест - не менее 50 мест.
7. Повышение квалификации персонала - не менее 80 человек.
Политика в области качества - постоянное удовлетворение требований потребителей в приобретении разрабатываемой и изготавливаемой конкурентоспособной продукции.
Главными задачами предприятия в области качества являются:
- выполнение требований заказчика при выполнении заключенных контрактов;
- эффективное использование людских, материальных и финансовых ресурсов;
- повышение результативности мероприятий по обеспечению качества продукции на стадиях ее жизненного цикла и предупреждению отклонений от заданных требований.
Реализация политики в области качества осуществляется усилиями всего коллектива - от
рабочего до директора предприятия.
Работники предприятия гарантируют
предприятию:
1. Организацию управления предприятием в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000 - 2008.
2. Разработку, освоение и внедрение новых перспективных видов продукции.
3. Поставку продукции
соответствующего качества в установленные сроки.
4. Постоянное совершенствование
технологических процессов, применение
современных технологий и прогрессивного
оборудования с целью снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности.
5. Оперативное рассмотрение предложений потребителя по улучшению характеристик и качества продукции, оказание технической помощи по ее применению.
Руководство предприятия принимает на себя обязательства за:
1. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000 - 2008 и повышение ее результативности.
2. Обеспечение работников предприятия всеми условиями для реализации политики в области качества.
3. Создание условий и стимулов для постоянного повышения квалификации персонала.
4. Формирование, реализация и
совершенствование политики в области качества.
Анализ качества продукции на ОАО «ТЗ «Октябрь» показал, что в основном продукция сдается ОТК с первого предъявления (табл. 1).
Таблица 1
Показатели сдачи продукции ОТК с первого пр едъявления за 2009 год
Наименование подразделения I квартал II квартал III квартал IV квартал
Цех № 39 99,70% 99,60% 99,10% 99,90%
Цех № 41 99,86% 100% 100% 99,90%
Цех № 42 99,77% 99,60% 100% 99,90%
Цех № 43 99,75% 99,60% 99,90% 100%
Цех № 46 100% 100% 100% 100%
Цех № 48 99,90% 99,90% 99,90% 99,90%
Цех № 52 99,80% 100% 100% 100%
Цех № 57 99,48% 99,60% 99,80% 100%
Цех № 55 99,90% 99,90% 99,90% 99,90%
ОТК 99,79% 99,80% 99,84% 99,94%
ПЗ 99,80% 99,86% 99,87% 99,96%
Развитие системы менеджмента качества
продукции связано с определенными затратами. Все затраты предприятия могут быть подразделены на две части: переменные расходы, изменяющиеся
пропорционально объему производства, и постоянные расходы, которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска. Затраты на качество продукции являются постоянными затратами и не зависят от объема выпуска продукции. Расходы, связанные с качеством, определяются ошибками, задержками, отказами и
всякими мероприятиями, которые не добавляют ценности конечному продукту. Предупреждение ошибок и использование улучшенных технологий дают определенное сбережение затрат. Определенные улучшения могут быть достигнуты и за счет честного отношения к своему делу отдельных сотрудников (обеспечивающих постоянную экономию,
оказывающих все необходимые услуги и сообщающих потребителям уверенность в том, что они получают продукцию или услугу престижного качества).
Рис. 1. Затраты на качество продукции за 2007-2009 г.г.
По итогам 2009 года ОАО «ТЗ «Октябрь» по - темп роста объема товарного производства за
основной деятельности имеет следующие результаты: 2009 год по отношению к 2008 году в действующих
ценах составил 127,1%, в сопоставимых ценах составил 125,3%;
- затраты на 1 рубль товарной продукции равны 0 - 95,35 руб.;
- фактическая себестоимость реализованной продукции сложилась с рентабельностью - 5,0%;
- производственные мощности использованы на
86%;
- выработка на 1 работающего составила 1087,5 тыс. руб.;
- среднемесячная заработная плата составила 14299 руб.;
Результаты расчетов, необходимых
- предприятие за 2009 год имеет положительный баланс.
На предприятии большое внимание уделяется вопросам повышения качества продукции,
соответствия стандартам, техническим условиям на изготавливаемые предприятием детали, узлы, блоки и готовые изделия.
В связи с этим, для повышения качества и надежности изделий, в течение 2009 года
проводились контрольные сборки блоков и узлов выпускаемых изделий, обрабатывались КД и ТД, проводился летучий контроль.
Таблица 2
для построения диаграммы Парето
Наименование подразделения Количество выявленных несоответствий Накопленная сумма количества несоответствий Процентное значение каждого несоответствия Накопленный процент
1 2 3 4 5
Цех № 46 16 16 10,81 10,81
Цех № 47 10 26 6,76 17,57
ОГМ 10 36 6,76 24,32
Цех № 52 9 45 6,08 30,41
БК 8 53 5,41 35,81
ОГТ 8 61 5,41 41,22
ОВК 8 69 5,41 46,62
Цех № 43 8 77 5,41 52,03
КИПП 7 84 4,73 56,76
ПДО 6 90 4,05 60,81
ОТК 6 96 4,05 64,86
Цех № 51 5 101 3,38 68,24
Цех № 57 5 106 3,38 71,62
ООТиЗ 5 111 3,38 75,00
ОМ 4 115 2,70 77,70
ПЭО 4 119 2,70 80,41
Цех № 55 4 123 2,70 83,11
ОГЭ 4 127 2,70 85,81
ОК 2 129 1,35 87,16
ОКБ 2 131 1,35 88,51
ОГМетр 2 133 1,35 89,86
ФУ 2 135 1,35 91,22
Цех № 41 2 137 1,35 92,57
Цех № 42 2 139 1,35 93,92
Цех № 48 2 141 1,35 95,27
ООТиТБ 2 143 1,35 96,62
ОМАиНО 1 144 0,68 97,30
ОГК 1 145 0,68 97,97
Цех № 39 1 146 0,68 98,65
Цех № 50 1 147 0,68 99,32
Цех № 53 1 148 0,68 100
Итого 148 100
В соответствии с требованиями СТП и затратам по качеству, затраты по данному функциями метрологического надзора за состоянием направлению увеличили затраты по качеству на 557,6
средств измерений, затраты по которым относятся к тыс. руб.
Согласно данным ОТК, в течение 2009 года было выпущено 7 извещений по замене комплектующих.
Изменения в основном связаны с отказом завода-изготовителя, сменой поставщика, изменений условий поставки. Сумма затрат по данной статье составила
0,4 тыс. руб.
Кроме того, выпущено извещений на корректировку технологических процессов, корректировку норм расходов материалов, изменение маршрута и доработку документации в количестве 2140 извещений. Сумма затрат по данной статье составила 97,991 тыс. руб.
Внутренним аудитом было выявлено 33 изменения в ТД, из них 7 несоответствий, направленных на улучшение качества продукции. Сумма затрат по данной статье составила 3,022 тыс. руб.
В соответствии с полученным уведомлением предприятием за период 2009 года был проведен ремонт на сумму 736,587 тыс. руб.
Общая сумма затрат по качеству за 2009 год составила 1395,6 тыс. руб.
Основной причиной проведения гарантийного ремонта является отказ покупных комплектующих изделий.
Рис. 2. Диаграмма Парето
Диаграмма Парето является наглядным изображением информации, чтобы из многочисленных факторов, оказывающих влияние, выбрать те факторы, которые, например, с точки зрения затрат имеют наибольшее значение. Очень часто незначительные причины обуславливают наибольшее влияние. Таким образом, выяснив причины появления немногочисленных существенно важных дефектов, можно устранить почти все потери, сосредоточив усилия на ликвидации именно этих причин и отложив пока рассмотрение причин, приводящих к остальным многочисленным несущественным дефектам.
Поиск решения проблем начинают с их разделения по отдельным факторам (проблемы, относящиеся к финансовым; проблемы, относящиеся к браку; проблемы, относящиеся к работе оборудования или исполнителей и т.д.), сбора и анализа данных отдельно по группам проблем.
Диаграмма Парето обеспечивает простой графический метод классификации причин от наиболее до наименее важных. Диаграмма Парето
основана на принципе Парето, который устанавливает, что из-за небольшого числа причин зачастую возникает большинство последствий. Отделяя наиболее важные причины от менее важных, можно достичь наибольшего улучшения при наименьшем усилии.
Литература
1. Туровец О.Г. Организация инновационной деятельности на предприятии. /О.Г.Туровец// Организатор производства, № 4 (35), 2007. с. 50 -52.
2. Жариков В.Д., Жарикова М.В. Развитие производственного потенциала региона как основы повышения качества жизни населения. / В.Д.Жариков, М.В. Жарикова // Организатор производства, № 3 (30), 2006. с.65-68.
® 8 909 234 36 89
Ключевые слова: система, качество, продукция, затраты.