Другим методом воздействия на оба канала восприятия является использование аудиовизуальных текстов, которые также называют креолизованными текстами. Данная категория текстов представляет собой объединение двух негомогенных частей, вербальной и невербальной [2, с. 180-181].
К креолизованным единицам относятся видеоряды, плакаты, комиксы. Они позволяют воздействовать как на зрительный аспект восприятия, так и на аудиальный, так как изобразительная составляющая позволяет в совокупности с текстовой воздействовать на формирование зрительной информации, а текст в отдельности направлен на определенные слуховые образы.
Особенно важно принимать данные факты во внимание при обучении детей. Использование подобных явлений помогает лучше сформировать представления об изучаемом предмете и систематизировать знания о нем. Формирование аудиовизуального взгляда на информацию позволяет лучше понять и запомнить получаемый материал различного генезиса.
Список литературы / References
1. Костевич А.Г. Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ: учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2006. 230 с.
2. Сорокин Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180-187.
РЕЗОНАНСНОЕ ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ И ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА Павлова С.Г. Email: [email protected]
Павлова Светлана Геннадьевна — магистрант, Институт социально-гуманитарных инноваций и массмедиа, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируются возможности взаимодействующего сотрудничества образовательного учреждения, СМИ и семьи как уникального инновационного инструмента в формировании ценностных и созидательных ориентиров в менталитете как одной ячейки общества, так и перспективах нравственного и духовного роста гражданского общества. В исследовании разбирается опыт совместной деятельности и культурного контакта представителей лучших культурных институтов с дошкольными и средними общеобразовательными учреждениями в городе Орске Оренбургской области и обязательное освещение материалов в СМИ - новостных городских сайтах, газетах, всероссийских и региональных научно-методических площадках. Рассмотрены апробированные на практике варианты эффективных мероприятий, когда механизм социального партнёрства трёх и более участников образовательного и воспитательного процесса через союз СМИ, педагогического и семейного сообщества воспитанников и обучающихся даёт мотивационный толчок к прогрессивному самосовершенствованию субъектов, укреплению института семейных ценностей и развитию будущего гражданского общества.
Ключевые слова: социальное партнёрство, СМИ и образовательное учреждение, семья, воспитание и образование.
THE RESONANT IMPACT OF THE MECHANISM OF SOCIAL PARTNERSHIP OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION AND MEDIA ON THE FORMATION OF THE DEVELOPMENT OF THE FAMILY AND
CIVIL SOCIETY Pavlova S.G.
Pavlova Svetlana Gennadyevna — Undergraduate, INSTITUTE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN INNOVATIONS AND MASSMEDIA,
ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG
Abstract: the article analyzes the possibilities of cooperative cooperation of an educational institution, the media and the family as a unique innovative tool in the formation of value and creative guidelines in the mentality of both one cell of society and the prospects for moral and spiritual growth of civil society. The study examines the experience ofjoint activities and cultural contact of representatives of the best cultural institutions with preschool and secondary educational institutions in the city of Orsk, the Orenburg region, and the mandatory media coverage in the city's news sites, newspapers, national and regional scientific and methodical sites. Considered practical examples of effective measures when the mechanism of social partnership of three or more participants of the educational and educational process through the media union, the pedagogical and family community of pupils and students gives a motivational impetus to the progressive self-improvement of the subjects and the development of the family values civil society.
Keywords: social partnership, media and educational institution, family, upbringing and education.
УДК 37.013
В настоящее время задачи совершенствования образовательной системы связаны не только с обеспечением выполнения федеральных государственных стандартов, но и с внедрением инновационных подходов в решении как близких, так и перспективных целей. Основополагающими принципами при выборе средств и механизмов реализации целостного учебного и воспитательного процесса на всех ступенях - дошкольном, начальном, среднем, высшем уровне образования - выступают интегративность, всесторонность, логическая последовательность и системность, связь научной теории и практической апробации, альянс общественных целей и отдельного человека.
Одним из самых эффективных и резонансных следует рассматривать механизм социального партнёрства любого учреждения образования с различными институтами гражданского общества. Безусловно, любой современный детский сад, школа, училище, техникум или ВУЗ в рамках только своего развивающего программного пространства не будет иметь возможности обозначить в калейдоскопном формате всё многообразие той или иной картины. И, наоборот, при косвенном или прямом участии определённого в соответствии с решением задачи социального партнёра грани воспринимаемого проблемного предмета стираются или становятся шире, взаимосвязаннее, понятнее [1].
На протяжении пяти лет, с 2014 по 2019 год, на базе МДОАУ «Детский сад № 95 г. Орска», МОАУ «СОШ № 6 г. Орска», МОАУ «СОШ № 11 г. Орска (дошкольное отделение)», МДОАУ «Детский сад № 60 г. Орска» был реализован ряд проектов в области художественно-эстетической направленности по внедрению социального партнёрства в работу учреждений. За это время в данных детских садах и школах были проведены совместные мероприятия двусторонней направленности, а, именно, лучшие представители культурных институтов общества (Дома культуры, музыкальные школы, музеи, детские театры, учреждения дополнительного образования, некоммерческие организации) и педагогические коллективы реализовали на своих площадках обширные мероприятия самой различной направленности: театрализованные концерты, музыкальные салоны, конкурсное движение, народные праздники, фестивали творчества, круглые столы, методические площадки по обмену педагогическим опытом. За указанный период количество социальных партнёров увеличилось количественным образом, соответственно с 5 организаций до более чем 30 субъектов, а по количественному составу составило свыше тысячи человек (дошкольники, школьники, педагоги, социальные партнёры).
Процесс развития социального партнёрства с каждым из участников был транслирован в средствах массовой информации не только информационного характера, но и на площадках всероссийского, федерального конкурсного движения, на страницах научно -методических объединений и конференциях. Широкий формат взаимодействия представлен в следующей таблице.
Субъекты образовательно-воспитательного процесса Социальные партнёры Средства массовой информации
Детские театры г. Орска «Кракатук», «Радуга»
МАУ ДО «Детская школа искусств № 3» г. Орска
Клуб «Встреча друзей» городского Совета
О Б Р А З МАУ ДО «Дворец пионеров и школьников» г. Орска, образцовый детский ансамбль народных инструментов «Весёлые струнки»
Дом культуры железнодорожников г. Орс
В О С П ка МОАУ ДО «Детская школа искусств .№5» г . Орска г. Орска
О В И Т АНО ДПО «Аничков мост» Санкт-Петербург сайт новостей «ORSK RU»
А Т Е Л Ь А Н Н Московская педагогическая академия дошкольного образования газета «Орская хроника» газета «ОРСК.ДЕТИ» UTB OREN, Новости твоего города
И К И О Б С Фонд «Институт ускорения экономического развития России (Рыбаков фонд)»
Н О Е Е М Ь Я МОУ «Межрегиональный центр развития и поддержки одарённой и талантливой молодёжи» Красноярск (телевидение «УФАНЕТ», НОВОСТИ) телеканал «ORSK
У Ч Р Е Ж Д У Ч А ИОН Центр развития образовательных систем , РАНХиГС при Президенте РФ TODAY» журнал «Концепт» (город Киров) журнал «Вестник науки и образования» (Москва)
Ю Щ И Е С Лаборатория Томского государственного педагогического университета Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
Е Н И Е Я Министерство культуры РФ, Союз композиторов России,Центр «Созвездие»
Всероссийский центр гражданских инициатив «Идея» Оренбург
АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» Киров
Дошкольные учреждения города Орска
Музеи, библиотеки
Семейные династии и традиции
В нашем исследовании рассматривался процесс восприятия и воздействия механизма социального партнёрства и образовательных учреждений. В опросе приняли участие около пятидесяти родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, которые были связаны с наиболее эффективными практиками образовательного и воспитательного процесса в детском саду и школе. Результаты даны в таблице 1.
№ п/ п Вопрос Варианты ответов Коли чество чело век
1. Про какие интересные события в детском саду рассказывал Вам ребёнок? Концерт оркестра русских народных инструментов 45
Интерактивная музыкальная сказка детского театра 50
Выступление на конкурсе в Доме культуры 20
Акция с ветеранами «Тополя Победы»(к Дню Победы) 48
Разные программы 47
Ничего не понравилось 0
2. Почему ребёнку запомнились эти мероприятия? Понравились настоящие русские народные инструменты и дети, играющие на них 45
Красочно, интересно, можно принимать участие 50
Обрадовались, что выступали на настоящей сцене 19
Пели, танцевали вместе с ветеранами песни, а потом вместе посадили деревья 48
Узнали много нового, везде занимательно, весело. 47
Ничем не запомнились 0
3. Как надо обучать и воспитывать ребёнка? Пусть воспитатели и учителя этим занимаются, это их работа 1
В сотрудничестве: образовательное учреждение + родители + социальные партнёры 35
Надо приучать к большей самостоятельности, но показывать образец в детском саду/школе и дома в семье 8
Никак, всё само собой потихоньку сложится 6
Таким образом, видно, что большая часть опрашиваемых одобряет введение и работу механизма социального партнёрства в образовательном учреждении, поскольку это положительно сказывается на расширении знаний обучаемых, их эмоциональном благополучии, формировании эстетического вкуса.
Самыми главными социальными партнёрами учреждения являются заказчики образовательных услуг - родители. С одной стороны, их требования и ожидания напрямую связаны с качественным результатом обучения и воспитания их ребёнка, с востребованностью к высокому профессионализму педагогического состава. С другой стороны, являясь активным соучастником образовательного процесса, законные представители детей значительно повышают планку роста не только воспитанника или учащегося, но также задают образец самосовершенствования семейного портрета в частном смысле, в глобальном - сегодняшнего и будущего общества. В этом смысле важен широкий общественный катализатор, которым выступает социальный партнёр средства массовой информации. Современный и именно эффективный управленческий менеджмент образовательной организации связан с открытостью, гласностью и публичностью положительных тенденций в концепции учреждения. Иными словами, любой проект, программа, мероприятие, с успехом проведённое на платформе школы, детского сада и т. т. предполагает освещение в прессе и коммуникационных контентах.
Таблица 3. Социальные партнёры и детские сады/школы: сотрудничество + взаимодействие = публичный резонанс и развитие семьи и гражданского общества
№ п/ п Название проекта Социальный партнёр СМИ Ссылка на фото, видео материал Суть
Оценка родителей Количество просмотров
1. Фестиваль русской народной песни для малышей «Соловеюшк а» UTB OREN, Новости твоего города (телевидение «УФАНЕТ», НОВОСТИ) https://www.youtube. com/watch?v=p7Jj Q K-MfhA Цитата родителей: «Это был настоящий семейный праздник!» Совместное исполнение детей и родителей фольклорных песен и танцев/ 8 787 просмотров
2. Битва титанов в детском саду ORSK.RU Главный сайт новостей города Орска https://orsk.ru/news/7 8023 Неделя социального партнёрства детей послевоенного времени и дошколят современности/ 2 013 просмотров
Цитата родителей: «Как здорово! Это очень важно в развитии и формировании личности наших деток!»
3. Орская школа запела ORSK.RU Главный сайт новостей города Орска https://orsk.ru/news/8 0043 Цитата родителей: « Это моя красавица. Молодцы!!! Так держать!!!!» Проведение общешкольного вокального конкурса «Весенние соловьи» для всех учащихся школы (в том числе коррекционных классов) с участием родителей, с судейством социальных партнёров-музыкальных школ города/ 2 250 просмотров
4. Победа в Москве певцов вокальной студии «Домисольк и» Школьная служба новостей http://orsk-6.ru/pobeda-v-moskve-pevtsov-vokalnoy-studii-domisolki/ Впервые юные орчане-певцы из вокальной студии «Домисольки» (для детей с ОВЗ) МОАУ «СОШ№6 г. Орска» приняли участие в престижном Втором Международном музыкальном конкурсе имени Р.М. Глиэра и сразу завоевали Диплом 2 степени
5. Детский спектакль «Снежная королева» UTB OREN, Новости твоего города (телевидение «УФАНЕТ», НОВОСТИ) https://www.youtube. com/watch?v=TqPSY BgrVHs Цитата родителей: «Спасибо за сказку для нас и наших детей!» Дошкольники поставили и показали музыкальную сказку для сверстников-детей с ОВЗ их родителей/ 44 просмотра
№ п/ п Название проекта Социальный партнёр СМИ Ссылка на фото, видео материал Суть
Оценка родителей Количество просмотров
6. В детском саду играют на духовых инструмента х ORSK.RU Главный сайт новостей города Орска http://orsk.ru/news/83 620 Цитата родителей: «Хорошая идея. Молодцы. Даёшь каждой школе по духовому оркестру !Так держать!» Научно - методическая конференция организована совместно детским садом с ОГТИ(филиал ОГУ) и Рыбаков фондом/ 1456 просмотров
7. Обобщение опыта в рамках эксперимент а: системная работа детско-родительско го театра в ДОУ как инструмент эволюции в едином развитии общества через семейное и педагогическ ое сотрудничес тво Журнал «Совёнок» Образовательные проекты для дошкольников» Центр инновационных технологий в образовании г. Киров http://kids-covenok.ru/170999.ht т Представлен педагогический опыт организации музыкального детско-родительского театра «Жар птица» на площадке детского сада/ 147просмотров
В представленной таблице даны материалы по итогам работы социального партнёрства детского сада, школы, вуза со средствами массовой информации в городе Орске Оренбургской области. Знаковые проекты в разных сферах музыкально-эстетической и методической направленности c участием различных социальных партнёров были освещены журналистами на страницах и сайтах своих изданий. В результате работа получила не только информационный статус в СМИ и активную поддержку и высокую оценку родительской и семейной сторон, вырос конкурентоспособный уровень организаций, но и был проявлен широкий общественный резонанс-в общей сложности материалы заинтересовали более пятнадцати тысяч пользователей и читателей не только из отдалённого городка России Орска, но и из других регионов России. В публичном доступе в комментариях к новостным печатным и видеороликам восхищённые родители, семьи воспитанников писали слова благодарности, пожелания реализации дальнейших подобных задумок. Более того формат взаимодействия с массмедия стал своеобразным катализатором к действию: представив публичный обзор произошедшего события и его результаты в образовательной и воспитательной сферах развития детей, у широкого круга представителей гражданского общества возникло желание реализовать подобную практику в семейном пространстве, либо на платформе своего учебного заведения. Такой уникальный продукт альянса образовательной системы и информационно-коммуникационной сообщает тиражирование положительных и эффективных тенденций в педагогических учреждениях и сообществах, тем самым запуская резонансный бумеранг гармоничного и естественного развития общества для самого общества.
Таким образом, неоспоримыми являются преимущества именно влияния механизма социального партнёрства образовательного учреждения и СМИ на формирование развития семьи и гражданского общества, а именно:
- телевидение, газеты, коммуникационные сети интернет способствуют публичному освещению положительных событий в истории как одного конкретного ребёнка, группы, учреждения, так и в совместной деятельности с лучшими образцами человеческого общества;
- положительное влияние проводимого мероприятия становится доступным не только участникам процесса, но и другим представителям общества-складывается принятие таких форм работы и активная мотивация к желанию подобного воспроизведения и в собственной семье;
- публикуемые в СМИ материалы о разносторонней жизни в детском саду, школе, вузе вызывают в общественной среде не только родителей, но и бабушек, дедушек, братьев, сестёр и т. д. широкое обсуждение происходящего и рефлексию, способствует семейной оценке поступков и деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса, в диалогичной форме с детьми формируются ценностные ориентации, гражданская позиция, нравственные качества;
- диссеминация педагогического опыта в сетевых периодических изданиях (журналах, газетах) даёт возможность учительскому и воспитательскому сообществу повысить квалификацию.
К сожалению, сегодня телеэкраны заполнены многочисленной рекламой, гаджеты наполнены бесчисленными вариантами игр, зачастую сопровождаемых идеями агрессии, ненависти, методами развития шаблонного мышления. В кокон сетевых зависимостей попадает не только незащищённая детская психика и формирующийся интеллект, но и взрослые люди. Альтернативой в таком случае выступает позитивная информация СМИ о живой и настоящей жизни детей, которая важна и интересна в целой масштабности личностной успешности и семейной реликвии. Получается, что вместе, образовательное учреждение и СМИ, на принципах социального партнёрства формируют мировоззрение и гражданскую позицию не единственно подрастающего поколения, но и модель идеальной семьи, где радуются хорошему, ценят прекрасное, совершают поступки, помогают друг другу, знают цену искренности и преданны трудолюбию. Из числа таких семей и самосовершенствуется общество.
Список литературы / References
1. Мищенко В.А. Образ российской семьи в средствах массовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/nobraz-rossiyskoy-semi-v-sredstvah-massovoy-informatsii/ (дата обращения: 10.06.2019).
2. Мищенко В.А. Образ семьи в средствах массовой информации // Социологические исследования, 2014. № 6. С. 137-141