Научная статья на тему 'Резолюция всероссийской научно-практической конференции "Открытый мир: объединяем усилия"'

Резолюция всероссийской научно-практической конференции "Открытый мир: объединяем усилия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция всероссийской научно-практической конференции "Открытый мир: объединяем усилия"»

Раздел III

ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЛИЦ С ОВЗ

УДК 371.384

Резолюция всероссийской научно-практической конференции «Открытый мир: объединяем усилия»

Конференция проводилась в рамках выполнения государственного контракта по организационному, информационному, методическому сопровождению деятельности апробации введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также деятельности по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края от 30.11.2017 г. № СЭД-26-01-06-1121 «Об утверждении Перечней мероприятий в сфере образования и молодежной политики, объемов средств и способов закупки товаров и услуг на их проведение в 2018-2020 годах за счет средств краевого и федерального бюджетов» (п. 1.1.1.1.11).

В работе конференции приняли участие более 480 человек, среди них - специалисты, учителя, воспитатели образовательных организаций всех уровней системы образования, руководители муниципальных и региональных отделов образования, представители центров инновационного опыта, почетные

гости, федеральные эксперты по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ведущие специалисты научных школ вузов России), представители вузов и отделов образования разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Ставрополь, Новосибирск, Курск, Казань, Челябинск, Вологда, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Пермь и Пермский край).

Конференция проходила в режиме по-диумной дискуссии, проблемных студий, обсуждения стендовых докладов, проведения мастер-классов, открытых лекций, презентации деятельности апробационных и инновационных площадок Пермского края.

Цель конференции - создание пространства открытых научных дискуссий для обсуждения актуальных проблем теории и практики в отношении современного дошкольного образования и образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.

В пленарном заседании приняли участие проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ, доктор исторических наук, профессор А. М. Белавин; проректор по непрерывному образованию, кандидат психологических наук Н. А. Красно-борова, заведующий сектором по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Министерства образования и науки Пермского края, кандидат педагогических наук Н. Л. Лестова, начальник управления дошкольного образования Департамента

образования администрации г. Перми О. С. Ершова.

В рамках подиумной дискуссии обсуждались следующие вопросы:

• Проблемы социализации детей в условиях инклюзивного образования: противодействие позиций образовательного процесса.

• Инновационный поиск решения проблем современного образования: тренд, традиция, необходимость.

• Проблемы сетевого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в образовании, социализации детей дошкольного возраста и лиц с ОВЗ и инвалидностью.

• Мобильное электронное образование для детей с ОВЗ: «ЗА» и «ПРОТИВ».

В подиумной дискуссии приняли участие федеральные и региональные эксперты, ученые, представители органов управления образования. Участники подиумной дискуссии отметили остроту проблем социализации и образования детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. С одной стороны, система образования демонстрирует очевидную позитивную динамику в плане создания специальных условий общего и дошкольного образования обучающихся с ОВЗ: научно-методического и программного сопровождения инклюзивного и специального образования, создания доступной среды, построения адекватного особым образовательным потребностям образовательного пространства. С другой стороны, по-прежнему острыми остаются вопросы готовности педагогов образовательных организаций общего и дошкольного образования к организации совместной образовательной деятельности типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вопросы информационной и технологической компетентности педагогов в использовании современ-

ных образовательных технологий, включая 1Г-технологии.

Участники подиумной дискуссии отметили значимость организации инновационной деятельности как ключевой тренд современного образования, вектор его развития, фактор роста профессиональной и исследовательской компетентности педагогов образовательных организаций, изменения образовательного пространства. Важным вопросом, обсуждаемым в рамках подиумной дискуссии, стал переход системы образования на Федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В итоге дискуссии участники пришли к выводу о необходимости учета современных тенденций развития системы отечественного образования, отражающих переход от закрытости, сегрегированности системы специального образования к ее сближению с системой общего образования, обусловленной развитием инклюзивных процессов, введением новых образовательных стандартов.

В ходе работы проблемных студий обсуждались вопросы,связанные с введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях разных типов - специальных для обучающихся с ОВЗ и общеобразовательных (инклюзивных). В контексте совершенствования работы с типично развивающимися детьми были рассмотрены проблемы формирования основ инженерного мышления, проектно-ис-следовательской, театрализованной и экспериментальной деятельности, организации ЭЭ-музеев, студийной и кружковой работы по легоконструированию и робототехнике. Особое внимание было уделено презентации результатов инновационного поиска детских садов по проблемам позитивной социализации, формирования толерантного отношения

Раздел III. Объединяем усилия в образовании детей дошкольного возраста и лиц с ОВЗ

детей к сверстникам, имеющим иные физические возможности, относящимся к различным национальным группам.

В результате работы проблемных студий были раскрыты особенности организации педагогического процесса в контексте новых требований к содержанию, условиям и результатам общего и дошкольного образования, необходимости его индивидуализации, определения субъектной позиции обучающихся в деятельности, констатированы современные проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов разных уровней системы образования в вопросах образования и сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, актуализирована необходимость организации педагогического процесса как целостной системы взаимосвязанных элементов по всем направлениям, образовательным и предметным областям, ориентированного на достижение личностных и предметных результатов определенного уровня образования (дошкольного и общего).

С позиции современных требований рассмотрена специфика организации инновационного поиска, представленная разными видами деятельности в условиях функционирования образовательных организаций, имеющих разный статус опытно-экспериментальной работы и находящихся в ситуации сетевого взаимодействия педагогических инициатив. Проблемные студии собрали заинтересованную аудиторию. Вариабельность тем проблемных студий дала возможность участникам реализовать свой профессиональный интерес и запрос практики. Фокус работы проблемных студий, посвященных работе с обучающимися с ОВЗ, разворачивался вокруг жизненных компетенций. Живой интерес участников проблемных студий вызвали вопросы разработки и реализации адаптированных образовательных программ, в том числе для уровня дошкольного образования.

Презентация деятельности апробацион-ных и инновационных площадок, обсуждение стендовых докладов, проведение мастер-классов, открытых лекций способствовали решению задач, направленных на обобщение и распространение научно-практического опыта сопровождения введения ФГОС ДОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на повышение профессиональной компетентности.

В рамках конференции в статусе презентационных площадок были продемонстрированы результаты деятельности шести школ -апробационных площадок, включенных в рабочую группу Министерства образования и науки Пермского края по научно-методическому, организационному, содержательному сопровождению введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО в Пермском крае, а также пяти детских садов, активно решающих задачи инклюзивного образования. По результатам деятельности презентационных площадок участники отметили актуальность демонстрируемых достижений, правомерность трансляции инновационного педагогического опыта, необходимость продолжения научно-методического сопровождения введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО. Наиболее острыми и требующими дальнейшего сопровождения стали вопросы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, создание кадровых, материальных, научно-методических и финансовых условий для эффективного решения задач инклюзивного образования в ДОО.

В рамках конференции также были продемонстрированы и обсуждены результаты деятельности рабочей группы по инклюзивному дошкольному образованию Министерства образования и науки Пермского края. В рамках деятельности презентационных

площадок обсуждались вопросы разработки и реализации адаптированных образовательных программ, создания предметно-пространственной коррекционной развивающей среды, применения современных, в том числе инклюзивных, образовательных технологий и др.

По итогам работы конференции рекомендовано:

1. Одобрить результаты деятельности рабочей группы Министерства образования и науки Пермского края по организационному, информационному, методическому сопровождению деятельности апробации введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рекомендовать обеспечить трансляцию результатов деятельности рабочей группы для педагогов Пермского края и других субъектов Российской Федерации.

2. Одобрить результаты деятельности рабочей группы Министерства образования и науки Пермского края по инклюзивному дошкольному образованию. Рекомендовать продолжить инновационную деятельность, организовать широкую трансляцию результатов посредством проведения стажировочных семинаров, вебинаров, мастер-классов и других форм диссеминации инновационного педагогического опыта.

3. Обогатить смысловое поле инклюзивного образования содержанием деятельности образовательных организаций,

направленным на включение в образовательный процесс не только лиц с ОВЗ, но и представителей иных национальных культур, одаренных детей.

4. Актуализировать отечественный опыт специального образования и способствовать критическому восприятию инклюзивных практик, реализуемых зарубежными коллегами. В системе инклюзивного образования предусмотреть необходимость учета условий, существующих в конкретных региональных и муниципальных образовательных системах и в самой образовательной организации.

5. В условиях массового дошкольного образования обеспечить оптимальное соотношение возможностей организации, запросов семьи и потребностей ребенка с целью позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

6. В процессе обучения педагогических кадров актуализировать пересмотр содержательных и технологических аспектов их подготовки и переподготовки, обеспечивающих в дальнейшем возможность интеграции специалистов на основе межведомственного, сетевого и междисциплинарного взаимодействия.

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Открытый мир: объединяем усилия» выражают благодарность организаторам конференции за предоставленную возможность принять участие в диалоге о проблемах образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обсудить современные тенденции и требования к их образованию, инновационный опыт Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.