ФОРУМЫ, СЪЕЗДЫ, КОНФЕРЕНЦИИ
РЕЗОЛЮЦИЯ ПЯТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СОБРАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ
(23 ноября 2005 г., Государственный Кремлевский Дворец)
На протяжении ряда лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и международными стандартами аудита. Одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, с более широким привлечением к этому процессу участников профессионального сообщества нашей страны.
Принят План мероприятий Минфина России на 2004—2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, включающей задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.
Участники Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают масштабные цели развития российской экономики, выдвинутые Президентом РФ В.В. Путиным и приложат все силы, знания и умение для их безусловного достижения. Решение задач по удвоению ВВП в ближайшие 10 лет, по созданию конкурентоспособной рыночной экономики должно стать результатом конкретных успехов каждого предприятия в эффективном использовании инвестиций, в удовлетворении запросов потребителей, в стратегической ориентации и искусстве управления, в повышении предпринимательской активности.
Как никогда ранее хозяйствующие субъекты, их руководители — финансовые директора и главные бухгалтеры — стали главными действующими лицами реформ, всех социально-экономических преобразований. Главными ресурсами развития экономики все в большей степени становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.
Собрание обсудило последние законопроекты и нормативные акты по реформированию учета, аудита и отчетности в России на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита, международных стандартов бухгалтерского образования и по результатам обсуждения отмечают, что, несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса.
Одной из проблем эффективности реформирования бухгалтерского учета является недостаточный уровень обучения бухгалтеров и аудиторов МСФО. Повышение уровня квалификации бухгалтеров — одна из первоочередных задач, решение которых будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные Правительством РФ сроки.
Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаимоотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации (СРО) оказывают существенную роль, повышая эффективность реформы. При этом должны быть обеспечены правовые условия их деятельности, создание которых входит в обязанность государства.
Поддерживая меры начавшейся административной реформы, касающиеся ограничения масштабов и повышения эффективности государственного вмешательства в экономику, обращаем особое внимание на осуществление тех изменений, которые предусматривают:
— обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;
— разработку и внедрение системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;
— введение процедур периодической оценки эффективности используемых мер государственного регулирования;
— повышение эффективности управления государственной собственностью;
— полный отказ от совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;
— разработку законодательной базы деятельности СРО, в том числе профессионального бухгалтерского и аудиторского сообщества, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых государством. Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского
и аудиторского сообщества в качестве приоритетных решение новых для них задач:
— наращивание в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;
— расширение стимулов деятельности персонала, постепенная переориентация на модель партнерских отношений;
— перестройка структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций на предприятии;
— дальнейший поворот от модели выживания предприятия к модели его развития;
— управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.
Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств и законодательных органов. На сегодняшний день российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.
Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники Пятого Всероссийского собрания отмечают целесообразность в первую
очередь обеспечения перехода на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно участники публичного размещения нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рисков возможных вложений.
Участники собрания выражают обеспокоенность фактом отсутствия постоянно действующей, непрерывной системы перевода на русский язык обновляемых версий международных стандартов, а также отсутствием системы отслеживания и доведения до пользователей изменений в МСФО.
В целом участники собрания подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО, проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Минэкономразвития, Минфина и Банка России.
Значение этой работы неизмеримо возрастает и в связи с обращением Президента страны В.В. Путина по интеграции России в международное экономическое сообщество и прежде всего присоединение к ВТО как важного фактора повышения инвестиционной привлекательности российской экономики для отечественных и зарубежных инвесторов.
В связи с этим участники собрания бухгалтеров и аудиторов, заявляют о необходимости:
— ускорения принятия новых законов «О консолидированной отчетности», «О саморегулируемых организациях», внесения дополнений и изменений в законы «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве. Причем принятия этих изменений и самих законопроектов единым пакетом;
— принятия соответствующего постановления Правительства РФ «О порядке осуществления уполномоченным федеральным органом контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений» с утверждением порядка ведения государственного реестра саморегулируемых объединений и положения «О едином реестре аудиторов и аудиторских организаций»;
— модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедре-
ния МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций;
— устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлению информации о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;
— методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;
— обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и СРО в процессе организации перехода на МСФО;
— внедрения международных стандартов финансовой отчетности и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику, в том числе в свете намечаемого вступления в ВТО;
— осуществления работ в рамках организации Национального фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования, осуществления мер для скорейшего опубликования официального текста последнего издания МСФО, а также к созданию системы оперативного отслеживания и публикаций изменений в МСФО;
— организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями;
— выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов;
— продолжения реформирования налоговой системы в Российской Федерации на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета;
— разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету;
— формирования по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, систем учета и отчетности;
— постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы образования, здравоохранения и культуры на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики;
— обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;
— усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России;
— разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;
— проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;
— разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;
— развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности; разворачивания действенной системы контроля качества аудиторской деятельности;
— разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности;
— осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.
Собрание призывает всех бухгалтеров и аудиторов России активно участвовать в выполнении Плана мероприятий Минфина России на 2004—2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу:
— просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения Пятого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов;
— активизировать работу по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах Пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;
— всемерно поддержать инициативы Президента РФ В.В. Путина о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в части использования единой общероссийской наиболее упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;
— продолжить практику проведения конкурса на звание «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение аналогичных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;
— обратиться к средствам массовой информации с просьбой об освещении решений собрания и публикации настоящей резолюции. Пятое Всероссийское собрание бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту РФ В.В. Путину с предложением утвердить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День бухгалтера и аудитора».
Собрание поручает оргкомитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания круглого стола и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.
Учитывая высокий уровень докладов и выступлений, а также актуальность обсуждаемых проблем, собрание рекомендует оргкомитету издать материалы собрания и круглого стола и направить их всем участникам.
УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
ПРОВОДЯТ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»
Цель — ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.
Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.
Дата и место проведения: 21 февраля 2006 г. Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00 — 17.00
Направления работы конференции
1. Концепция единого подхода к управлению репродукцией и инновационным развитием
2. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики
3. Статистика, учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности
4. Проблемы подготовки специалистов для сфер социальной и домашней репродукции
5. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов
6. Методологические проблемы адаптация учета и отчетности российских фирм к МСФО
7. Пути активизации научно-инновационной деятельности в университете
8. Инновационный анализ: сущность, методика проведения, система оценочных показателей
9. Проблемы совершенствования методологических аспектов учета и анализа НМА
Телефон для справок: 8(343)358-11-20 — Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02 e-mail: intelectaudit@r66/ru или [email protected] или [email protected]
Требования к оформлению тезисов докладов
Формат листа А4. Поля — по 20 мм. Шрифт - 14. Интервал - одинарный. Объем до 5 с. В правом углу печатаются ф.и.о. авторов, их ученая степень и звание, затем указываются город и организация. Далее через 2 интервала — название доклада прописными буквами, а через 3 интервала следует текст доклада. В авторской справке: ф.и.о. автора, название доклада, должность и организация, почтовый адрес с индексом, телефон, e-mail, форма участия (очная или заочная) Тезисы издаются в авторской редакции. Срок приема тезисов: 16 декабря 2005 г.