17-24 мая 2009 г. в Республике Корея, городе Ёнгволь, состоялся международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» с высоким представительным уровнем его участников. В центре дискуссий симпозиума был вопрос о роли международного сообщества вузов культуры и искусств в едином
мировом образовательном пространстве, их позиционировании как важной составляющей межкультурного диалога различных стран и народов.
Форум еще раз подтвердил, что современные вузы культуры и искусств представляют собой полифункциональные учебные заведения, ставшие влиятельными субъектами не только
в мировом образовательном пространстве, но и активными участниками мировых интеграционных процессов в сфере культуры и искусства. Это позволяет определять стратегии международного сотрудничества в области профессиональной подготовки работников социально-культурной сферы, формирования художественной и творческой элиты, адекватно реагировать на вызовы современного глобализирующегося мира, противостоять процессам культурной унификации, способствовать продуктивному межкультурному диалогу.
В настоящее время ежегодный симпозиум «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» оформился как значимый международный проект, стал центром притяжения научных и педагогических сообществ, культурной и политической элиты, государственных, общественных и бизнес-структур многих стран мира.
Вузы культуры и искусств как особый тип учебного заведения активно участвуют в решении межкультурных, межконфессиональных, социальных, педагогических, учебных и других проблем. Подготовка специалистов нового типа, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся широким кругозором, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности.
Участники симпозиума, отмечают, что в странах с уникальными национальными культурными традициями наиболее актуальным является развитие высшего профессионального образования в сфере культуры и искусств, которое может противостоять отрицательным последствиям глобализации.
Симпозиум показал, культура и образование становятся мощными факторами интеграции и одновременно основой для сохранения национальной культурной самобытности стран и народов, определяют изменение социальной роли и форм образования в инновационных обществах.
Создание единого образовательного пространства должно учитывать специфику национальных традиций, обычаев, норм поведения
и предполагать взаимную интеграцию лучших достижений в области образования. Симпозиум подтвердил, что вузы культуры и искусств готовы стать инновационными лидерами в мировом образовательном пространстве, инициируя на основе международного сотрудничества креативные проекты-аналоги, направленные на подготовку специалистов нового типа.
В соответствии с заявленной концепцией основные программы симпозиума проходили в районе Ёнгволь, претендующем на статус национального музея под открытым небом. Этим подчеркивалась «открытость» культуры миру, ее способность преодолевать не только узкие рамки пространства музейной экспозиции, но и глубокие разломы между историческим прошлым и современностью, отдельными национальными государствами и целыми цивилизациями. Все, что будет способствовать установлению продуктивного диалога между странами и народами; смягчать риски и вызовы современного мира, обеспечивать формирование сложной полицелостности единого мирового образовательного пространства..
Участники симпозиума призывают мировое сообщество к:
консолидации усилий международного научно-педагогического сообщества, правительственных и неправительственных организаций, деятелей культуры и науки, творческой элиты по совместной разработке программ и проектов, способствующих осознанию ответственной роли культуры и искусства в глобализирующемся мире;
• созданию и развитию национальных и региональных программ по сохранению и популяризации мирового культурного и природного наследия, проведение научных исследований в области музееведения, этнографии, традиционной народной культуры;
• выявлению действенных механизмов формирования специалистов в сфере культуры и искусств, способных к осуществлению межкультурного взаимодействия и диалога культур, преодолению национальных и культурных барьеров;
организации и проведению международных фестивалей, конкурсов «Культура без границ» по различным направлениям профессионального образования, вовлечению в это движение молодежи своих стран;
• созданию международной системы мобильного обучения студентов с целью лучшего понимания и изучения культурных традиций разных стран, воспитания специалистов, открытых культуре мира;
• введению в учебный процесс своих вузов факультативных ресурсов по культуре и искусству России и стран-участниц симпозиума;
• систематическому проведению мастер-классов лучшими педагогами, известными деятелями культуры и искусства по музыкальному исполнительству, хореографии, народному художественному творчеству и другим видам искусств;
• созданию в глобальной сети Интернет национальных порталов «Культура без границ» с целью вовлечения в культурный интеграционный процесс студентов, молодежи своих стран;
• содействию сохранения лучших национальных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса;
• становлению многоуровневой системы образования в сфере культуры и искусств, способной органично сочетать задачи академической мобильности и сохранения национальной специфики.
В ходе пленарных заседаний участники симпозиума определили направления, способствующие эффективному участию вузов культуры и искусств в мировом образовательном процессе:
• определение принципов международного сотрудничества в контексте диалога цивилизаций;
•• формирование духовной и интеллектуальной элит, участвующих в развитии культурной политики;
• развитие всех уровней системы художественного и культурологического образования;
иСАУУЕ 1пкелмНопа| 5утроыигл 2009
и САШЕ
$¥*Т!РО»!(Л
иСА\МЕ
1п1егпайопа1 БутроБшгг
• создание региональных и инновационных программ подготовки и переподготовки специалистов в области сохранения традиционной народной культуры;
• формирование программ академической мобильности с учетом европейской образовательной интеграции.
Руководствуясь высокими идеалами сохранения и трансляции культурного наследия и народных традиций, осознавая роль и значение диалога культур в современном обществе, участники симпозиума считают необходимым:
• обратиться к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с предложением активнее привлекать вузы культуры и искусств к участию в проектах, направленных на развитие региональных культур, духовно-творческое воздействие на членов общества, повышение фундаментальности образования, усиление связи образования с научными исследованиями;
• развивать международное сотрудничество в контексте диалога цивилизаций, способствующее развитию региональных культур;
• консолидировать усилия для совместной реализации межвузовских научно-исследовательских, творческих и образовательных программ, на внедрение новых информационных технологий;
разрабатывать технологии образовательной деятельности с учетом традиций, опыта и инновационных моделей;
• привлекать инвестиции для проведения фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований;
• активнее разрабатывать программы экспорта образовательных, научных и культурных услуг вузов культуры и искусств, отдавая приоритеты созданию филиалов и представительств за рубежом;
• эффективнее использовать информационные технологии как базу для сотрудничества национальных образовательных систем;
инициировать позитивные тенденции глобального регионального развития.
Участники симпозиума изъявляют готовность активно способствовать духовно-творческому воздействию вузов культуры и искусств на жизнь общества, координировать их деятельность в странах Европы и Азии на основе повышения фундаментальности образования и его связи с научными исследованиями, выполнять свою гуманитарную миссию сохранения и трансляции культурного наследия и народных традиций в условиях глобализации.
Резолюция принята на заключительном заседании симпозиума 21 мая 2009 года.
ге БиттИ: Рогит 20*
2010
Подписание итоговых документов симпозиума
г