Научная статья на тему 'Резолюция Пленума УМО по направлениям педагогического образования "Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование", С.-Петербург, 18-21 февр. 2008 г.'

Резолюция Пленума УМО по направлениям педагогического образования "Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование", С.-Петербург, 18-21 февр. 2008 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция Пленума УМО по направлениям педагогического образования "Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование", С.-Петербург, 18-21 февр. 2008 г.»

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПЛЕНУМА УМО ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование»*

18-21 февраля 2008 г.

Санкт-Петербург

В соответствии с планом работы Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования 18-21 февраля 2008 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена состоялся очередной пленум УМО на тему «Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование».

В работе пленума приняли участие: представители 56 вузов России (ректоры, проректоры, начальники учебно-методических управлений, деканы, заведующие кафедрами), председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. Д. Викторов, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области С. В. Тарасов, помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В. Н. Голощапов, представители системы общего и профессионального образования, председатели учебно-методических советов и учебно-методических комиссий УМО и другие ведущие специалисты РГПУ им. А. И. Герцена.

Вузы — участники пленума: Южный федеральный университет; Елецкий, Камчатский, Поморский, Российский, Сахалинский, Ульяновский, Череповецкий государственные университеты; Амурский, Армавирский, Барнаульский, Башкирский, Бийский, Благовещенский, Владимирский, Волгоградский, Дагестанский, Елабужский, Забайкальский, Ишимский, Калужский, Карельский, Красноярский, Московский, Мурманский, Нижегородский, Новосибирский, Омский, Оренбургский, Пензенский, Пермский, Российский, Самарский, Соликамский, Сургутский, Тобольский, Томский, Тульский, Уральский, Челябинский, Шуйский, Ярославский государственные педагогические университеты; Московский городской психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет; Нижневартовский государственный гуманитарный университет; Пятигорский государственный лингвистический университет; Арзамасский, Борисоглебский, Глазовский, Коломенский, Мордовский, Ставропольский, Уссурийский, Шадринский государственные педагогические институты; Бирская государственная социально-педагогическая академия, Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Кузбасская государственная педагогическая академия.

* См.: Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование: Материалы пленума УМО по направлениям педагогического образования, 18-21 февраля 2008 г. — СПб., 2008. — 182 с. [Книжное приложение к журналу «Вестник Герценовского университета»]

Участники пленума обсудили вопросы:

• управление инновационным развитием педагогического вуза в условиях перехода на уровневое образование;

• компетентность^ подход к разработке федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлениям педагогического образования;

• методическое обеспечение образовательного процесса в вузе в условиях перехода на уровневое образование;

• подготовка педагогического коллектива вуза к работе в условиях перехода на уровневое образование.

Обсудив поставленные вопросы, пленум констатирует, что педагогические

вузы:

• позитивно оценивают имеющийся опыт реализации уровневого образования путем осуществления образовательных программ в бакалавриате и магистратуре;

• понимают значимость ценностного согласования позиций в процессе разработки федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования третьего поколения;

• считают важным разработку федеральных государственных образовательных стандартов, согласованных с профессиональными стандартами;

• признают значимость разработки учебно-методических материалов по обеспечению образовательного процесса в вузе в условиях уровневого образования;

• принимают во внимание результаты опытно-экспериментальной проверки нелинейной организации образовательного процесса и кредитно-зачетной системы оценки его результатов;

• понимают необходимость активного включения в инновационные процессы в образовании;

• высоко оценивают опыт реализации инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», реализуемой в рамках национального проекта «Образование».

Сообщество педагогических вузов единодушно признает, что переход отечественной высшей школы на уровневое образование является одним из важных направлений модернизации подготовки педагогических кадров и требует решения новых значимых задач. Первоочередными среди них являются:

• подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава и руководителей вузов к обеспечению перехода на уровневое образование;

• согласование и утверждение третьего поколения федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования;

• разработка современного научно-методического и учебно-методического обеспечения модернизации подготовки педагогических кадров в условиях уровне-вого образования;

• оптимизация структуры профессиональной подготовки педагогов в условиях уровневого образования и развитие связей между этими уровнями;

• совершенствование системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Пленум подчеркивает, что решение этих первоочередных задач требует:

• определенности и четкости образовательной политики в вопросах модернизации подготовки педагогических кадров;

• государственной и общественной поддержки высшего педагогического образования как определяющего фактора развития отечественного образования;

• усиления государственно-общественного характера управления высшим педагогическим образованием (совет по педагогическому образованию, учебнометодические объединения, ассоциации и др.);

• систематического проведения совещаний, семинаров, консультаций по осмыслению опыта модернизации подготовки педагогических кадров в условиях уровневого образования;

• установления многосторонних связей педагогических вузов друг с другом, с органами местной власти, работодателями;

• постоянного изучения потребностей рынка педагогического труда, общества, образования.

В результате обсуждения участники пленума пришли к выводу о целесообразности рекомендовать:

Министерству образования и науки РФ:

• заслушать на коллегии Министерства образования и науки РФ результаты всестороннего анализа и публичного обсуждения итогов выполнения первого этапа программы модернизации педагогического образования и определения перспектив его дальнейшего развития;

• рассмотреть результаты экспериментальной работы вузов России по переходу на принципы Болонской декларации (нелинейная организация образовательного процесса, кредитная система, балльно-рейтинговое оценивание, индивидуальные программы образования и т. д.);

• обновить нормативно-правовую базу деятельности учреждений высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях с использованием результатов экспериментальной работы вузов России по переходу на принципы Болонского процесса;

• предусмотреть бюджетное финансирование повышения квалификации по проблеме перехода на уровневое образование для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;

• организовать разработку программы научно-методического обеспечения перехода педагогических вузов на уровневое образование и систематическое обсуждение ее реализации с целью обеспечить содержательную, организационноуправленческую координацию и качество перехода на уровневое образование.

Российской академии образования:

• активизировать деятельность по разработке фундаментальных основ развития уровневого педагогического образования;

• систематизировать результаты исследований, связанных с обеспечением модернизации подготовки педагогических кадров в условиях уровневого образования;

• стимулировать разработки практико-ориентированных рекомендаций по осуществлению уровневого педагогического образования.

Координационному совету учебно-методических объединений в области педагогического образования, учебно-методическим объединениям по направлениям и специальностям педагогического образования:

• провести всесторонний анализ и публичное обсуждение итогов перехода на уровневое педагогическое образование и подготовить аналитические материалы для Министерства образования и науки РФ;

• обобщить результаты работы педагогических вузов по разработке научнометодического обеспечения и сопровождения перехода на уровневое образование;

• разработать программу первоочередных мероприятий по общественнопрофессиональному обсуждению и принятию третьего поколения федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования;

• обсудить различные варианты взаимодействия педагогических вузов с профессиональными сообществами работодателей.

Образовательным учреждениям педагогического профиля:

• привлечь работодателей к оценке качества профессиональной подготовки педагогических кадров и экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования третьего поколения;

• продолжить работу по подготовке и переподготовке профессорско-преподавательского состава к деятельности в условиях уровневого образования с использованием, в том числе, сетевого взаимодействия;

• использовать положительный опыт реализации педагогическими вузами инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках национального проекта «Образование»;

• использовать потенциал РГПУ им. А. И. Герцена для развития современных форм повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов в области гуманитарных технологий для осуществления консультационной и экспертной помощи при переходе на уровневое образование.

Пленум решил направить данную резолюцию в адреса:

• Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования);

• Федерального агентства по образованию;

• Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

• Президиума Российской академии образования;

• Координационного совета учебно-методических объединений в области педагогического образования;

• педагогических вузов страны.

Резолюция принята участниками пленума 20 февраля 2008 г. единогласно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.