УДК [903.083'18:72.016.4](574)“7/12”
Markova C.Y. CARVED CLAY AS ARCHITECTURAL MOTIVES OF CITY BUILDINGS SEMIRECHJE VIII-XIII с.
The paper summarizes the results of a study of the carved pcs (thread on wet clay), which is an integral element of architectural decoration of religious and residential premises in the medieval towns of Semirechye k VIII - beg. XIII centuries. (one of the regions of Central Asia). A comparative analysis and interpretation of the ornamented walls of the palace complexes, mosques, mausoleums and wealthy estates.
Key words: art carved clay, interior, medieval city, elements of painting, carving technique, artistic style.
К.Ю. Маркова, аспирантка каф. археологии Кемеровского гос. университета, г. Кемерово, E-mail: korobkova9@mail.ru.
РЕЗНАЯ ГЛИНА КАК ЭЛЕМЕНТ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА ГОРОДСКИХ ПОСТРОЕК СЕМИРЕЧЬЯ VIII-XIII ВВ.
В статье представлены результаты исследования резного штука (резьба по сырой глине), являющегося неотъемлемым элементом архитектурного декора культовых и жилых помещений в средневековых городах Семиречья к. VIII - нач. XIII вв. (одного из регионов Центральной Азии). Проведен сравнительный анализ и интерпретация орнаментированных стен дворцовых комплексов, мечетей, богатых усадьб и мавзолеев. Ключевые слова: художественная резная глина, интерьер, средневековый город, элементы росписи,
техника резьбы, художественный стиль.
Резная глина, украшавшая интерьеры монументальных построек в средневековых городах Семиречья (территории Таласской, Чуйской и Илийской долин), представляет собой уникальный материал. Мастера-резчики передали особенность художественного языка средних веков. Археологические и письменные источники подтверждают синкретический характер материальной и духовной культуры Жетысу VI11-Х11 вв., которая, по мнению исследователей, сложилась здесь в период господства тюр-гешей и карлуков VШ-IX вв., вследствие переселения в эти районы согдийцев [1]. В период арабского завоевания и массовой эмиграции согдийцев в районы Семиречья, в слоях VIII в. выявлены внесенные переселенцами изменения. В то время, когда в районах Средней Азии шло приобщение к исламу, на памятниках городской культуры Жетысу отмечены признаки религии Авесты и элементы согдийского искусства. В частности, такое сочетание разнообразных стилей было обнаружено и при исследовании архитектурного декора.
В течение многих лет археологами и архитекторами проводилась работа по исследованию средневековых городищ Семиречья в составе Экспедиции Свода памятников Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова и Института археологии им. А.Х. Маргулана. В раскопках принимали участие археологи: М.С. Касенов (Костобе, Луговое Г), А.А. Нуржанов (Костобе, Луговое Г), Ю.М. Пешков (Антоновское), Д.А. Воякин (Антоновское); архитекторы: З.Ж. Шарденова (Костобе), С.Я. Перегудова (Луговое Г). Собранная в результате археологических раскопок архитектурных комплексов Семиречья коллекция резной глины Vш-XN вв., требует более детального и комплексного рассмотрения для выявления определенных локальных признаков, и общего художественного стиля Средней Азии. В работе приводится описание архитектурного декора с городищ Джамукат [2], Кулан [3], Каялык [4].
Средневековый город Джамукат ^-ХМ вв.) отождествляемый с городищем Костобе [5] , расположен в Таласской. В ходе археологических раскопок здесь был исследован дворцовый комплекс, культовые помещения которого (6, 8, 11) были украшены настенными росписями и резьбой по глине. В помещении 6 было найдено большое количество фрагментов резного глиняного декора с изображением винограда и других растительных орнаментов. Ниша культового помещения имеет три орнаментальных фриза. Первый фриз - два ряда резных арок, изображения которых встречается на резном дереве Бунджиката [6, табл. 83, 8]. Второй фриз - ягоды клубники, чередующиеся с растениями. На третьем фризе фрагментарно сохранился арабский шрифт [7]. Внешняя рамка ниши культового помещения 6 была покрыта изображением листьев и плодов винограда. Как известно, изображение винограда в Семиречье встречается не только на стенах сооружений, но и на керамических изделиях [8]. Находки виноделен средневекового Кулана VII-VIII вв., Актобе Х-ХИ вв., Краснореченского городища и Торткуля
(город Нижний Барсхан) в Таласской долине указывают на распространение в этих районах Семиречья виноградарства. Культура винограда была завезена сюда, по мнению исследователей, из Средней Азии [9]. По мнению исследователей, в Джа-мукате проживали представители разных религиозных конфессий: люди, исповедующие религию Авесты, буддизм, христианство [10].
В ходе раскопок на территории городища Луговое был открыт дворцовый комплекс (Луговое Г), имеющий два строительных периода VII-VШ вв. и !Х-ХИ вв. Археологам, на основе многочисленных фрагментов найденной резной глины, удалось реконструировать интерьер одного из помещений дворцового комплекса. Панели и коробовое перекрытие помещения были украшены гирихом, выполненным графической резьбой. Купол внутри перекрытия был украшен переплетениями побега «ислими». На панелях помещения были изображены пасущиеся лани, за которыми просматривались изображения волка с раскрытой зубастой пастью, острыми ушами, узким хищным глазом и когтистыми лапами. Юго-восточная и северо-западная ниши помещения были орнаментированы завивающимися стеблями растения «ислими» и эпиграфическим орнаментом. Внутри юго-восточной ниши глубокой резьбой было изображено плодоносящее дерево из листьев и плодов треугольной формы, скомпонованных по карточному принципу [11, рис. 15]. На вершине дерева располагались две глиняные утки, под деревом стояли глиняные фигурки мужчины и женщины высотой около 35 см. Это картина, созданного богом рая с изображением Адама и Хаввы (Евы) у Древа Познания добра и зла. В нижней части полуколонн в небольших нишах находились скульптурные изображения женщин (фрава-шей) [11, рис. 16]. Существование куланского комплекса в Х в. относится ко времени, когда на территории Семиречья появляется ислам. Планировка центральной части дворцового комплекса, ряд помещений, вытянутых на юго-запад в сторону Мекки, символически соответствует хаджу или «пути», который должен совершить мусульманин [12]. Но наличие в комплексе таких находок, как фравашей - предметов авестийской религии, говорит о еще сильных традициях древнейших религиозных верований у жителей Семиречья.
В ходе раскопок богатой усадьбы ХШ в. в южной части городища Антоновское, с которым отождествляется город Каялык, был открыт ряд помещений, украшенных резным штуком. В одном из таких помещений была восстановлена целая рамка, состоящая из нескольких полос с орнаментом в виде закручивающихся стеблей растения «ислими». Полоса делится на отдельные мотивы - близкие к кругу завитки с листком, находящимся в центре. Листок имеет два острых уголка и точку-углубление посередине. Планировка комнаты повторяет культовые помещения авестийской религии, связанные с почитанием огня, на памятниках Согда, Чача, Жетысу VII-IX вв. Вероятно, это была только дань традиции, так как Х-ХШ вв. - время распространения
ные лозы с листьями и гроздьями винограда, трилистники в сочетании с геометрическими узорами - ромбами, лентами, пер-
ислама в Семиречье, что подтверждено находками вещей с эпиг- и приспосабливались к их религиозным представлениям. Несмот-
рафическим орнаментом, в том числе и на территории усадьбы ря на то, что рассмотренные нами архитектурные памятники
города Каялык. Подобные изображения завитков с раздвоенны- являются отражением разных религиозных представлений, их
ми цветками и точкой углубления в цзд'ф^ представлены на настенные керамические композиции имеют общие изобрази-
резном фасаде главного мавзолея XN в. городища Антоновское. тельные мотивы, характерные только для Центральной Азии:
М°жн° предп°л°жить, что это изображения тюльпанов. геометрические (меандры, полосы, круги, овалы, мелкоразмер-
Аналогии штуковой резьбы Семиречья разнообразны ная ромбическая сетка, гурты), растительные (пучки цветов,
и широки. Это известные памятники Средней Аз^и и "ам™и тюльпаны, полу-пальметты, изображения «колоса», виноград-
Ближнего Востока (Самарра, Фускат, Мшатта) [13, табл. 13-22].
Искусство резьбы по штуку, безусловно, распространялось по
Великому Шелковому пути и связывало культуры самых разных .
стран и Народов. В городах Южного Казахстана видимо, Наряду лами), эпиграфические мотивы (стилизованные изображения
с тюркским, проживало согдийское население. 6укв). Реже встречаются изображения животных и людей. Зача-
Таким образом, на основании полученных в результате ис- стую резьба по глине раскрашивалась красной, синей, зеленой
следования данных, можно говорить о том, что в идеологию и белой красками. Бесспорно, что на территории Семиречья
тюрков во время распространения ислама в X в. проникали со- и Южного Казахстана получила высокое развитие культура, ко-
гдийские культы, которые со временем переосмысливались торая прослеживается в керамике и архитектуре.
Библиографический список
1. Байпаков, К.М. Резная глина Жетысу / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. - Алматы, 2004.
2. Байпаков, К.М. Архитектурные особенности, декор и культовая принадлежность некоторых помещений дворцового комплекса средневекового города Джамукат / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая // Известия МОН РК, НАН РК. - 2002. - № 1 (23б). - Сер. Общ. наук.
3. Байпаков, К.М. «Парадиз» в загородном дворцовом комплексе владетелей средневекового Кулана / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая //
Известия МОН РК, НАН РК. - 2002. - № 1(236). - Сер. Общ. наук.
4. Байпаков, К.М. Резной декор усадьбы средневекового города Каялык / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая // Известия МОН РК, НАН РК. -
2002. - № 1(236). - Сер. Общ. наук.
5. Байпаков, К.М. К вопросу о локализации Джамуката // Маргулановские чтения (конференция). - Алма-Ата, 1989.
6. Негматов, Н. Н. Уструшана // Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. - М., 1999.
7. Байпаков, К.М. Резная глина Жетысу / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. - Алматы, 2004.
8. Сокровища древнего и средневекового Тараза и Жамбылской области. - Алматы, 2010.
9. Байпаков, К.М. Древние города Казахстана. - Алматы, 2005.
10. Байпаков, К.М. Исследования некрополя Джамуката в Таласской долине // Вестник КазГУ. - 1999. - № 12.
11. Байпаков, К.М. Резная глина Жетысу / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. - Алматы, 2004.
12. Максуд, Р. Ислам. - М., 2000.
13. Веймарн, Б.В. Искусство арабских стран и Ирана XII-XVII вв. - М., 1974.
Bibliography
1. Bayjpakov, K.M. Reznaya glina Zhetihsu / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya. - Almatih, 2004.
2. Bayjpakov, K.M. Arkhitekturnihe osobennosti, dekor i kuljtovaya prinadlezhnostj nekotorihkh pometheniyj dvorcovogo kompleksa srednevekovogo goroda Dzhamukat / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya // Izvestiya MON RK, NAN RK. - 2002. - № 1(236). - Ser. Obth. nauk.
3. Bayjpakov, K.M. «Paradiz» v zagorodnom dvorcovom komplekse vladeteleyj srednevekovogo Kulana / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya // Izvestiya MON RK, NAN RK. - 2002. - № 1(236). - Ser. Obth. nauk.
4. Bayjpakov, K.M. Reznoyj dekor usadjbih srednevekovogo goroda Kayalihk / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya // Izvestiya MON RK, NAN RK. -
2002. - № 1(236). - Ser. Obth. nauk.
5. Bayjpakov, K.M. K voprosu o lokalizacii Dzhamukata // Margulanovskie chteniya (konferenciya). - Alma-Ata, 1989.
6. Negmatov, N. N. Ustrushana // Arkheologiya. Srednyaya Aziya v rannem srednevekovje. - M., 1999.
7. Bayjpakov, K.M. Reznaya glina Zhetihsu / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya. - Almatih, 2004.
8. Sokrovitha drevnego i srednevekovogo Taraza i Zhambihlskoyj oblasti. - Almatih, 2010.
9. Bayjpakov, K.M. Drevnie goroda Kazakhstana. - Almatih, 2005.
10. Bayjpakov, K.M. Issledovaniya nekropolya Dzhamukata v Talasskoyj doline // Vestnik KazGU. - 1999. - № 12.
11. Bayjpakov, K.M. Reznaya glina Zhetihsu / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya. - Almatih, 2004.
12. Maksud, R. Islam. - M., 2000.
13. Veyjmarn, B.V. Iskusstvo arabskikh stran i Irana XII-XVII vv. - M., 1974.
Статья поступила в редакцию 30.10.2013
УДК 069 (571.1Б)
Kovalenko P.S. DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECT OF MUSEFICATION ARCHITECTURAL AND HISTORICAL-CULTURAL MONUMENTS «OF THE BISHOPS BIJSK COMPOUND». For
the first time offered a science-based project museification unique monument complex in terms of the natural landscape offered phases of the project, which in the context of the development of cultural and religious tourism will allow in the future to create a memorial historical, architectural and cultural museum-reserve «Bijsk bishop's farmstead».
Key words: innovative project museumification, complex monument, museum communication, concept, exposition complex, Biysk bishop farmstead museum stories Altai Spiritual Mission.
П.С. Коваленко, аспирант АлтГПА, г. Бийск, E-mail: kovalenko197808@mail.ru
СОЗДАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПАМЯТНИКА «БИЙСКОЕ АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ»
В работе впервые предложен научно обоснованный проект музеефикации уникального комплексного памятника в условиях естественного ландшафта, предлагаются этапы реализации проекта, выполнение которого в контексте развития культурно-познавательного и паломнического туризма позволит в перспективе создать мемориальный историко-архитектурный и культурный музей-заповедник «Бийское архиерейское подворье».
45В