УДК 371.72
Voronin I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Directing Theatrical Performances, Oryol State
Institute of Culture (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]
DIRECTION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A LEADING COMPONENT OF TECHNOLOGY. The article discusses the Director's basis of socio-cultural activities. Directing is a key component of technologies of socio-cultural activities, designed to create the optimum technological process, as a scientifically based system that promotes deep understanding of reality, the knowledge of the specialists of universal interconnections and phenomena of the world, society, micro- and macro-environment, the construction of the creative process. Directing welfare activity is considered by the author as an internal structure, as the unity of stable relationships between the components and elements that operate only on the basis of their inherent laws. Directing, dramaturgy of social and cultural activities are an organic unity, form, together with the organizational and methodical type of activity mechanism of functioning of the process.
Key words: basics of theatrical directing, socio-cultural activities.
И.И. Воронин, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованных представлений, Орловский государственный
институт культуры, г. Орел, E-mail: [email protected]
РЕЖИССУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
В статье рассматриваются режиссерские основы социально-культурной деятельности. Режиссура является ведущим компонентом технологии социально-культурной деятельности, предназначена для создания оптимального технологического процесса, как научно обоснованной системы, которая способствует глубокому осмыслению действительности, познанию специалистами всеобщих взаимосвязей и явлений мира, общества, микро- и макро среды, построению творческого процесса. Режиссура социально-культурной деятельности рассматривается автором статьи как внутреннее строение, как единство устойчивых взаимосвязей между компонентами и элементами, функционирующими на основе только им присущих закономерностей. Режиссура, драматургия социально-культурной деятельности находятся в органическом единстве, образуют вместе с организаторской и методической типами деятельности механизм функционирования технологического процесса.
Ключевые слова: режиссерские основы, социально-культурная деятельность.
Своеобразие режиссуры социально-культурной деятельности состоит в том, что она является составляющей оптимального технологического процесса, как конкретной программы, так и модуля во всех формах. В принципе технология социально-культурной деятельности есть научно обоснованная система, которая реализует теорию в практику. А.Д. Жарков предлагает следующую формулировку понятия «социально-культурные технологии». Это системная матрица, состоящая из упорядоченных подвижных компонентов и элементов, передающих общепризнанные предписания для различных сфер человеческой деятельности, своими специфическими средствами, формами и методами воздействия на личность, через создание перцептивно-коммуникативного пространства в целях педагогического регулирования формирования благоприятны и прагматичных моделей социального поведения, истолкованных участниками как самостоятельные и обоснованные акты, способствующие общественному взаимопониманию в конкретной социокультурной ситуации в обществе» [1, с. 233].
При создании социально-культурной программы необходимо определиться с целью, которая едина и для технологии в целом и режиссуры социально-культурной деятельности отдельно.
Целеполагание немыслимо без одухотворения творческой мотивации, эмоционального отношения к событиям фактам, действительности. Поскольку творчество в социально-культурной деятельности основано на отборе материала, его оценке и отношения в соответствии с целью. И, несмотря на то, что это творческий процесс, но он строится на «логике смыслов, извлекаемых из фактов» (А.М. Горький).
Поэтому к технологии социально-досуговой деятельности, автор относит такие понятия как «искусство», «мастерство», «умение», т. е. «совокупность методов», «изменение состояния, свойств».
Опираясь на социально-психологические механизмы мебж-личностного и межгруппового воздействия, режиссура позволяет достигнуть цели социально-культурной программы через раскрытие смысла, фактов, событий, явлений. Все зависит от мастерства режиссера социально-культурной деятельности, знания технологии.
А структурно-типологическая характеристика режиссуры социально-культурной деятельности находит свое отражение как в информационно-просветительских, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программах.
Все вышесказанное подводит к необходимости анализа многообразия структур в режиссуре социально-культурной де-
ятельности. Полифоничность в структурном отношении режиссуры социально-культурной деятельности обеспечивается бесконечным разнообразием возможностей восприятия аудиторией происходящего на сцене, перед учреждением культуры, на улицах, площадях, реках, озерах, морях и т. д.
Режиссура социально-культурной деятельности рассматривается автором статьи как внутреннее строение, как единство устойчивых взаимосвязей между компонентами и элементами, функционирующими на основе только им присущих закономерностей. Отсюда структура - важнейшая характеристика творческого процесса в социально-культурной деятельности, обладающая неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, осуществляющая постоянные изменения в технологии. Многообразие структурных вариантов в режиссуре социально-культурной деятельности, их взаимообусловленность и взаимодействие делают систему технологии саморегулирующейся, творческой.
Разнообразие структур в режиссуре социально-культурной деятельности предполагает не ограничение, а творческую инициативу субъектов и объектов. Внутреннее регулирование творческого процесса в социально-культурной деятельности является условием сохранения целостности самой технологии системы, где художественный тип творчества является определяющим.
Режиссура, драматургия социально-культурной деятельности находятся в органическом единстве, образуют вместе с организаторской и методической типами деятельности механизм функционирования технологического процесса. Управлять этим механизмом может только творческий человек, который «реализует свои способности в единении с другими людьми любых национальностей, уровня культуры и технологической продвину-тости.
Прежде чем придумать название программы режиссер-постановщик для того, чтобы привлечь внимание и интерес, создать хороший настрой у зрителей, надо открыть для себя и изучить аудиторию.
Даже для самых простых групповых форм социально-культурной деятельности, таких как устный журнал, устный альманах «Подвиг», концерт - дивертисмент обычно строят на сценарном плане. Перечисляются страницы, команда и т. д.
Сценарий социально-культурной программы есть детализация пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью с подробной разработкой всего происходящего. Что же касается режиссерского плана, где излагается подробная литературная разработка с непрерывной цепочкой действий.
Для массовых социально-культурных театрализованных форм - программ организуемых в основном в дни государственных и народных праздников, самыми распространенными просчеты чаще всего случаются в технологии. Это прежде всего просчеты в организации и методике, что не позволяет сохранить баланс между ними. А это в свою очередь ведет к малорезульта-тивности творческого процесса в целом.
Следовательно, профессиональное мастерство режиссера социально-культурной деятельности заключается в том, чтобы использовать эти виды деятельности как важнейшие компоненты творческого процесса.
Вот почему А. Довженко считал, что режиссура: «Это больше чем профессия, это деятельность, деятельность очень сложная, требующая целого ряда данных. Одно из главнейших слагаемых для режиссера - чувство красоты, которое несет в себе человек, стало быть, и режиссер, показывающий этого человека».
И далее... Режиссеру нужно умение видеть мир, видеть его в его благороднейшей направленности, видеть его в совершенствовании, в его возможностях» [2, с. 423].
Своеобразие режиссера социально-культурной деятельности заключается в масштабности задач стоящих перед учреждениями социально-культурного и культурно-досугового типа. На долю режиссера социально-культурной программы выпадает огромная сумма смысловых действий посредством воплощения через не профессионального, а любителя искусства человека и другие выразительные средства.
Великий режиссер театра В.И. Немирович-Данченко отмечал, трехликость в нашей профессии. Это: 1) «режиссер - толкователь; он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом; 2) режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера; 3) режиссер-организатор всего спектакля» [3, с. 34].
Режиссура как структурный элемент технологии социально-культурной деятельности в каждой постановке программы раскрывает сотворение нового мира, в котором не только воплощен замысел, идея программы, но и происходит формирование творческой личности в самом процессе создания произведения.
У режиссера социально-культурной деятельности - огромный арсенал выразительных средств, и только он него зависит, на достижение какой цели они будут направлены и какие задачи будут решать.
Режиссер социально-культурной деятельности на основе драматургически-режиссерского замысла, разрабатывает комплексно технологически сложный целостный творческий процесс, дополняя его организаторской, методической и педагогической деятельностью. Завершив полностью технологический процесс, режиссер-постановщик приступает к созданию постановочного плана.
Созданный режиссером постановочный план социально-культурной программы есть воплощение сценарно-режиссер-ского замысла в технологический процесс и перевод его на язык сценического, уличного, паркового и др. «действия» с адекватными выразительными средствами.
Утвердив постановочный план, режиссер социально-культурной деятельности осуществляет дальнейшую последовательность действий в зависимости от местных условий. Технологически постановка массовых сцен осуществляется так. Происходит запись музыкального оформления, поиск цветовой гаммы, разработка эскизов костюмов, художественного оформления, символики, подготовка репетиционных площадок и организация репетиций с участниками.
Режиссер-постановщик и все члены творческого коллектива социально-культурной программы должны понимать, что если слабо разработан сценарно-режиссерский замысел, не логично и последовательно составлен сценарный план, то практически не возможно в дальнейшем успешно выстроить технологический процесс.
Чтобы научно завершить размышления режиссера социально-культурной деятельности как ведущем компоненте технологии необходимо отметить еще один важный компонент: композиционный план. Композиционный план позволяет логично выстраивать множественные звенья технологического процесса, разновидности смысловых и эмоциональных структур. Режиссер-толкователь в социально-культурной деятельности больше занимается философскими размышлениями, которые украшают социально-культурную программу ценностными ори-ентациями.
Как отмечает Жарков А.Д.: «Ценностные ориентации детерминируют притязания личности на карьерный рост, рисуют перспективу ее личностного роста.
С точки зрения функционирования мировоззрения «внутри» личности или группы, оно выступает как целостная система методологических установок, обеспечивающих единство социально-культурной деятельности и реализации системы взглядов личности. Характер мировоззрения отчетливо проявляется в действии механизма принятия решений» [4, с. 169].
Это в равной степени касается как режиссера социально-культурной деятельности, так и аудитории пришедшей уделить внимание смысловому и образному решению программы.
Образно-смысловые значения содержания социально-культурной программы являются главными возбудителями мышления. «Смысл творчества - в подтексте», - настаивал К.С. Станиславский и разъяснял - «То, что в области действия называют сквозным действием, то в области слов мы называем подтекстом, который в них вложен» [5, с. 94].
Поскольку в социально-культурной программе главное выразительное средство - живое слово, то возможностей передать подтекст не меньше, а больше.
Принципиальная разница здесь состоит в том, что режиссер социально-культурной программы имеет дело не с профессиональными артистами, а любителями, которым значительно труднее добиться нужного эффекта, чем в театре.
В социально-культурной программе текста немного меньше по сравнению с пьесой в драматическом театре. Литературный текст в социально-культурной программе обладает большей силой воздействия на аудиторию, ибо живое слово доступнее для восприятия аудиторией, да еще все исполнители узнаваемые зрителями.
Вот почему необходимо подчеркнуть тесную связь режиссуры социально-культурной деятельности и педагогики социально-культурной деятельности и общей педагогики, которые неразделимы.
Отсюда, режиссер социально-культурной деятельности одновременно и педагог и воспитатель, способный увидеть таланты и помочь им раскрыться с гражданских и художественных позиций. Это - одна из главных функций режиссера социально-культурной программы, предмет его постоянных забот.
На режиссера социально-культурной деятельности всегда возлагалась ответственность за идейно-художественную ценность программы. В этом и есть суть тезиса «режиссер-зеркало» (В.И. Немирович-Данченко). Речь идет о зеркальном отражении «индивидуальных качеств актера». Но, Немирович-Данченко на первое место всегда ставил понятие «режиссер-толкователь» (или «истолкователь» по в. Мейерхольду) и режиссер-педагог.
Опираясь на широкий актив и целый ряд коллективов художественной самодеятельности в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа, режиссер получает возможность маневрировать в выборе исполнителей в расстановке смысловых акцентов содержания программы.
Для режиссера социально-культурных программ основной «строительный материал» люди, а выразительные средства: слово, музыка, частушки, хореография, оригинальный жанр, спорт, пиротехника, реквизит, реклама, позиционирование и четыре родовых метода: монтаж, иллюстрирование, театрализация, игра являются дополнительными инструментами воздействия на аудиторию.
По сложившейся традиции в театрализованном празднике или представлении, где многожанровое изобилие режиссер социально-культурной деятельности способен создать свою аудиторию, границы межличностного общения и группового очерчиваются в режиссерском замысле, имеющем свое развитие, кульминацию и завершение.
Во время государственного праздника исполнителям в социально-культурной программе зачастую приходится находиться на огромной сцене или посреди стадиона, где происходит представление. На больших площадках зрители видят только контуры фигуры исполнителя и слышат его голос. Они лишены возможности воспринимать психологические нюансы исполнения роли или передачи художественного образа. Зритель привык воспринимать и оценивать исполнителя в естественном сценическом пространстве.