ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕЖИМЫ РАБОТЫ БЕСКОНТАКТНОГО АСИНХРОНИЗИРОВАННОГО ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ОРТОГОНАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
Ю. П. СОНИН, доктор технических наук, И. В. ГУЛЯЕВ, кандидат технических наук, Д. В. АТАМАНКИН, аспирант
Известно, что бесконтактный асинхро-низированный вентильный двигатель (БАВД) является обобщенным бесконтактным двигателем постоянного тока (ДПТ), причем принцип действия ДПТ у БАВД выполняется при реализации определенных законов его управления во всех режимах работы [3]. Характеристики БАВД те же, что и у вентильного двигателя (ВД) постоянного тока, но в отличие от последнего БАВД при одинаковой мощности и скорости вращения имеет меньшую массу, более простую конструкцию. Помимо этого, БАВД обладает меньшими ограничениями по току и моменту в режиме упора, а также возможностью рекуперативного электрического торможения до полной остановки [2].
Из обобщенного выражения электромагнитного вращающего момента БАВД М = sin а видно, что при ^¿Ф^ =
= const ток якоря I и ток возбуждения
ш
ir ---/ будут иметь минимальные зна-
' х -^df
чения при заданном моменте и величине
л
угла а Таким образом, оптимальный
2
вариант БАВД по пусковым и перегрузочным характеристикам — с ортогональным управлением (ОУ) 1 /. Он позволяет уменьшить электрические потери в
обмотках БАВД и элементах преобразователей частоты (ПЧ). Необходимо отметить, что данный вариант реален только при поддержании <р1 = -&' (<pt — угол сдвига фаз первых гармоник напряжений и тока якоря АВД, в — угол нагрузки АВД), и следовательно, в данном случае не является полным аналогом ДПТ [1].
Структурная схема БАВД с ОУ. обеспечивающая выполнение законов его управления, приведена на рис. 1 [1]. При этом возможны два режима работы: а) с поддержанием постоянства частоты возбуждения — iy= const — и, соответственно, 50 = var; б) с поддержанием постоянства скольжения ротора (частоты тока ротора — s0 = const и Vf = var). Сигнал обратной связи по каналу возбуждения, содержащий в себе информацию о скорости вращения ротора, вырабатывается датчиком фазы напряжений (ДФН). При разомкнутой обратной связи регулятор РЗ выступает в роли задатчика частоты, обеспечивающего поддержание постоянства частоты возбуждения ( Vf = const). При замкнутой обратной связи регулятор РЗ реализует вычисление частоты возбуждения
Vf = 5q(1 + — kpVj
используя в качестве входных сигналы — с ДФН и с выхода задатчика частоты 34, задающего фиксированное значение частоты скольжения 50.'
© Ю. П. Сонин, И. В. Гуляев, Д. В. Атаманкин, 2003
Рис. 1. Структурная схема БАВД с ОУ
На рис. 2, 3 представлены векторные диаграммы БАВД с ОУ, построенные при
V
U
и, V
= -jw3e )в\ (р = для режима работы при Vf = const и s0 = const.
S
jv*s = -Ё5
+ \jvx<ri
jvr8 =
Рис. 2. Векторная диаграмма БАВД с ОУ
при Vf = const
Рис. 3. Векторная диаграмма БАВД с ОУ
при Sq = const
Особенности режимов работы БАВД с ОУ (рис. 4, 5) следующие:
1. Скоростные характеристики имеют растущую отрицательную жесткость.
2. Активная мощность статора В в значительном интервале углов нагрузки при vv= const отрицательна, что соответ-' ствует транзиту активной мощности из цепи якоря АВД в статорную цепь В, а при 5q = const положительна.
3. Максимальная перегрузочная способность по моменту МБАВд достигает -
const величины 7,74 (М 0,26), при 50 = const
-1,13).
8,00 4,08
при Vfr =
и Мв = при
(Мд = 5,21 и Мв =
4. Номинальный режим работы отмечается для способа управления cv^= const — при угле нагрузки 0Н « 5,9° с суммарным
0,935, а для s0 = const
при угле
нагрузки @н « 6,2 = 0,937. Момент В
суммарным Т]н = при Vf = const соответствует значению Мв == 0,18, что составляет 22 % от момента АВД (Мд = 0,85); при Sq = const — Мв = 0,14, что составляет 16 % от момента АВД (Мп = 0,88).
if
БАВД
Pf
- • 6
8
к
4
■
о
CN
Он
II
О.
с?
со <
(О
0 S
а
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3
Р2, о. е.
"д - Y
/ -pf _
а
3,5
гЛ
КПД
в, град
М
Д
гД
М
в
Л/
И
БАВД
б
Рис. 4. Характеристики БАВД с ОУ
- при Vf = const: а — рабочие; 6 — угловые
а>
о
Ф
И
ч
ш
£
е £
о
5
М
Д
гД
10
м
в
15 в, град
20
25
БАВД
Y
If
6
30
Рис. 5. Характеристики БАВД с ОУ
при s0 = const: а — рабочие; 6 — угловые
Частным случаем режима работы БАВД с ОУ при s0 = const является режим работы при отрицательном скольжении —
50 < 0 (рис. 6). Его отличает ряд особен ностей:
1. Скоростные характеристики -
достаточно жесткие с отрицательным наклоном.
2. Активная мощность возбудителя всегда положительна.
3. Максимальная перегрузочная способность по моменту достигает величины
18,14 (Мд = 10,54 и Мв = 7,60). Момент
В при увеличении нагрузки возрастает, и тем самым устраняется снижение перегру-
зочной способности БАВД с ОУ. возникающее при положительном скольжении из-за повышения асинхронного тормозного момента В.
4. Номинальный режим работы устанавливается при угле нагрузки ©н = 5,5° с суммарным г]н = 0,954. При этом момент В соответствует Мв = 0,23, что составляет 29 % от момента АВД (Мд = 0,79).
<и
ш
О
: 1,5-
CN
Он
II
С
^0,5-
0
0
М
д
8
^ М
If
в
Р2, о. е. М я
11БАВД
Pf
а
20
-15
10
• 5
10
гД
кпд
<V
л
О
CN
Q*
О.
т*
О.
CD
1С
о 5
CD
5
=
5
О, град
М
д
м
в
Г Д
МБАВД Н У
И
б
Рис. 6. Характеристики БАВД с ОУ при s0 < 0:
а — рабочие; б — угловые
Таким образом, работа БАВД с ОУ при согласном вращении магнитных полей АВД и В за счет s0 < 0 позволяет сочетать достоинства, характерные для режимов работы с Vf = const и s0 = const:
а) отсутствие транзита активной мощности из цепи якоря АВД в статорную цепь В, что благоприятно сказывается на энергетических показателях электропривода в целом;
б) отсутствие смены знака момента возбудителя при больших нагрузках на валу БАВД, что улучшает использование возбудителя.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее целесообразен с точки зрения получения максимального КПД режим работы БАВД с ОУ при поддержании постоянного отрицательного скольжения ($о < 0). В этом случае частота тока
в якоре минимальна, а потому минимальны и потери в стали статора и ротора АВД, КПД каскада достигает наибольшего значения.
2. С точки зрения перегрузочной способности оптимален режим работы БАВД с ОУ также при отрицательном скольжении ($0 < 0), когда асинхронный момент возбудителя является вращающим.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сонин Ю. П. Асинхронизированные вентильные двигатели / Ю. П. Сонин, И. В. Гуляев. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. 68 с.
2. Сонин Ю. П. Бесконтактный асинхронизированный вентильный двигатель / Ю. П. Сонин, С. А. Юшков, Ю. И. Прусаков // Электричество. 1989. № 11. С. 41 - 46.
3. Сонин Ю. П. Статические характеристики бесконтактного асинхронизированного вентильного двигателя / Ю. П. Сонин, В. Ф. Байнев, И. В. Гуляев // Электротехника. 1994. № 9. С. 15 - 20.
Поступила 28.04.03.