РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕБУЕТ АДАПТАЦИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
THE MARTIAL LAW REGIME REQUIRES THE ADAPTATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS TO ACTIVITIES IN SPECIAL
CONDITIONS
Аннотация: в статье обосновывается идея о том, что уголовное судопроизводство России должно быть приспособлено к деятельности в любых условиях - как обычных, так и особых. В настоящее время оно содержит преимущественно правила и процедуры, разработанные для обычных условий, когда жизни и здоровью участников практически ничего не угрожает. Такой режим именуется режимом повседневной деятельности. Однако нередко возникают угрозы природного, техногенного и социального характера, обуславливающие изменение режима деятельности органов государственной власти. В этом случае государство вводит особые правовые режимы, которые призваны нейтрализовать новые угрозы и ликвидировать их последствия. Подобная ситуация касается и режима военного положения.
При этом необходимо учитывать, что наряду с реализацией особых правовых режимов должны осуществляться и все иные виды государственной деятельности, в том числе и уголовное судопроизводство.
Автор обращает внимание на то, что уголовное судопроизводство России не учитывает особенности деятельности в условиях военного положения, в частности быстро изменяющуюся обстановку, угрозы, исходящие из различных источников, а также то, что ключевым органом, призванным восстановить стандартные условия деятельности в условиях военного положения, являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Делается вывод, что без учета данных факторов уголовное судопроизводство России в таких особых условиях не будет эффективным.
Ключевые слова: военное положение, режим повседневной деятельности, особый правовой режим, уголовное судопроизводство в особых условиях.
Для цитирования: Сафронов Д.М. Режим военного положения требует адаптации уголовного судопроизводства к деятельности в особых условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 2. - С. 18-22.
Abstract: the article substantiates the idea that the criminal justice system of Russia should be adapted to work in any conditions, both ordinary and special. Currently, it mainly contains rules and procedures developed for normal conditions when the life and health of participants are practically not in danger. And this mode is called the daily activity mode. However, threats of a natural, man-made and social nature often arise, causing a change in the regime of activity of public authorities. In this case, the State introduces special legal regimes that are designed to neutralize new threats and eliminate their consequences. This situation also applies to the martial law regime.
At the same time it should be considered that along with the implementation of special legal regimes, all other types of state activities, including criminal proceedings, should be carried out.
The author draws attention to the fact that the criminal proceedings of our country do not take into account the specifics of activities under martial law, in particular, the rapidly changing situation, threats from various sources, as well as the fact that the key body designed to restore the standard conditions of activity under martial law are the Armed Forces of the Russian Federation. It is concluded that without taking into account these factors, the criminal proceedings in Russia in such special conditions will not be effective.
УДК 343.1
кандидат юридических наук, доцент (Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
Д.М. САФРОНОВ,
DMITRII M. SAFRONOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
Keywords: martial law, the regime of daily activities, a special legal regime, criminal proceedings in special conditions.
For citation: Safronov D.M. The martial law regime requires the adaptation of criminal proceedings to activities in special conditions // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 2. - Р 18-22.
Современное уголовное судопроизводство России осуществляется не только в различных географических и климатических зонах, но и в различных условиях. В большинстве случаев такие условия являются для правоприменителя обычными, иначе говоря, стандартными и позволяют разрешить возникающие проблемы установленными уголовно-процессуальными средствами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Условия, в которых органы государственной власти осуществляют свою деятельность в привычном режиме, получили наименование «режим повседневной деятельности».
Этот термин используется в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ № 68-ФЗ). Его понятие закон не раскрывает. Однако анализ позволяет высказать следующие суждения. Эта деятельность осуществляется органами повседневного управления (ч. 5 ст. 4.1 ФЗ № 68-ФЗ). Режим повседневной деятельности действует «при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации» (п. «а» ч. 6 ст. 4.1 ФЗ № 68-ФЗ) и иных социальных угроз. Он не предполагает немедленного реагирования на внезапно возникающие ситуации. Для этого в рамках реализуемого режима нет ни сил, ни средств.
В случаях когда возникают условия, отличающиеся от обычных, и стандартные средства реагирования не достигают своих целей, режим повседневной деятельности сменяется одним из особых правовых режимов [1, с. 53-58]. В научной литературе их иногда также именуют «особые административно-правовые режимы» [2, с. 57-61; 3, с. 3-10], «специальные административно-правовые режимы» [4, с. 70-73] или «чрезвычайные административно-правовые режимы» [5]. Термин «чрезвычайные административно-правовые режимы» отстаивает, в частности, С.А. Старостин в своей диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме «Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты)». Автор использует термин «чрезвычайные административно-правовые режимы», взяв за основу термин «чрез-
вычайные ситуации», содержащийся в абзаце 1 ст. 1 ФЗ № 68-ФЗ. Однако в настоящее время мы можем выделить не менее 10 особых правовых режимов, из которых только два используют в наименовании термин «чрезвычайный»: «режим чрезвычайного положения» (Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ) и «режим чрезвычайной ситуации» (ФЗ № 68-ФЗ). С учетом изложенного полагаем возможным от характеристики «чрезвычайный» при наименовании режимов, отличающихся от повседневной деятельности, отказаться.
Не вполне оправданно, по нашему мнению, в данном случае вести речь и об использовании такой характеристики режима, как «административный».
На наш взгляд, он необходим для описания «режима пограничной зоны (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), который включает в себя «режим Государственной границы», «пограничный режим» и «режим в пунктах пропуска через Государственную границу» (ст. 3 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»). К административным также может быть отнесен «режим в исправительных учреждениях» (гл. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ), а также «режим деятельности», который действует в закрытых административно-территориальных образованиях (ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). Таким образом, характеристика «административный», на наш взгляд, присуща только тем правовым режимам, которые применяются в ограниченной сфере и не распространяется на все население нашей страны. Применяемые в таких случаях правила не являются для этих объектов и лиц, там находящихся, экстраординарными, хоть и отличаются от используемых на других территориях. И в этом смысле на данных объектах даже при использовании особых правил действует режим повседневной деятельности. Нас же интересуют только те условия, которые существенно отличаются от привычных для всех. Поэтому, как видится, предпочтительнее использовать термин «особый правовой режим».
Любая государственная деятельность, осуществляемая в особых условиях, в том числе в условиях военного положения, должна носить устойчивый характер [6, с. 111-119].
Сильнее всех от повседневной деятельности отличаются условия военного положения.
Военное положение - это особый правовой режим, вводимый Президентом на территории России или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. Данный режим известен достаточно давно [7, с. 8-10].
Режим военного положения также именуется режимом максимального уровня реагирования (п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» от 19 октября 2022 г. № 756).
Для его реализации принят и действует Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее - ФКЗ № 1-ФКЗ «О военном положении»).
В соответствии с ним агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности нашей страны или каким-либо иным образом несовместимым с Уставом ООН. Она также включает в себя бомбардировку вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации; блокаду портов и берегов вооруженными силами иностранных государств, засылку иностранным государством или от его имени вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России (ч. 2 ст. 3 ФКЗ 1-ФКЗ «О военном положении»). Таким образом, основанием для введения режима военного положения может выступить не только прямая агрессия, но и совершение отдельных видов преступлений настолько серьезных, что они окажут влияние на деятельность всех органов государственной власти, изменив режим их деятельности.
Введение военного положения свидетельствует об угрозе основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, независимости, суверенитета, территориальной (государственной) целостности и неприкосновенности территории и суверенитета Российской Федерации (ст. 4, ч. 3 ст. 55, ч. 2.1 ст. 67, ч. 2 ст. 80, ст. 82 Конституции Российской Федерации).
Режим военного положения обусловлен внешнегосударственными обстоятельствами.
Президент Российской Федерации, установив агрессию либо угрозу ее возникновения, вводит военное положение и незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации (ст. 87 Конституции Российской Федерации), инициируя и обеспечивая целый комплекс мероприятий [8, с. 8-13]. Совет Федерации должен рассмотреть вопрос об утверждении указа в течение 48 часов. В ином случае режим военного положения прекращает действовать.
Угрозы, обуславливающие введение этого режима, носят социальный характер, то есть связаны с деятельностью человека, в отличие от угроз природного и техногенного характера. Они направлены против безопасности общества, основ его конституционного строя и безопасности государства.
В новейшей истории режим военного положения был введен Указом Президента Российской Федерации «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» от 19 октября 2022 г. № 756 и действует до настоящего времени.
Под влиянием введения режима военного положения изменяются режимы деятельности органов государственной власти, органов местного управления, органов военного управления [9, с. 40-44].
При том что часть оснований для введения режима военного положения обусловлена преступлениями, борьба с ними осуществляется даже в условиях военного положения по обычным правилам. Только 31 июля 2023 г. был принят Федеральный закон № 396-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», установивший особенности уголовно-процессуальной деятельности для условий военного положения. Они касались задержания (ст. 5, 10, 94 УПК РФ) и избрания мер пресечения в отношении подозреваемого (ч. 2 ст. 100 УПК РФ). Правовое регулирование иных вопросов осталось без изменений.
На наш взгляд, такая ситуация выглядит не вполне оправданной.
При этом необходимо признать, что введение режима военного положения должно оказывать и оказывает влияние на деятельность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. И это проявляется в следующем.
Во-первых, существенно возрастает динамика происходящих событий. Она обусловлена в том числе ракетными, артиллерийскими и минометными обстрелами территории России,
атаками дронов [10, с. 23], совершением террористических актов1. Кроме того, продолжают совершаться и иные преступления общеуголовной направленности. Все эти факторы оказывают воздействие на уголовное судопроизводство.
Во-вторых, в условиях военного положения возрастают угрозы жизни и здоровью всех лиц -как участников уголовного судопроизводства, так и лиц, осуществляющих предварительное расследование и рассмотрение уголовного дела в суде. Поэтому проводимые процедуры должны учитывать необходимость защиты всех видов угроз как путем корректировки отдельных видов уголовно-процессуальных процедур, так и путем принятия организационных мер и мер по физической защите участников, в том числе путем их экипировки средствами индивидуальной защиты: касками и бронежилетами, а также автоматическим оружием [10, с. 168].
В-третьих, основным органом, осуществляющим деятельность в условиях военного положе-
1 Стало известно о гибели депутата двух созывов Народного совета ЛНР Олега Попова [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/news/2023-12-06/466532-segodnya_stalo_ izvestno_o_gibeli_deputata_dvuh_sozyvov_narodnogo_soveta_ lnr_olega_popova (дата обращения: 06.12.2023).
ния, выступают Вооруженные Силы Российской Федерации. Это означает, что их деятельность является приоритетной по отношению ко всем иным видам деятельности, в том числе и к уголовно-процессуальной. Поэтому представляется правильным ставить вопрос о необходимости включения в уголовное судопроизводство в условиях военного положения результатов данной деятельности в качестве доказательств в тех случаях, когда ими будет выявлено преступление либо обнаружены сведения, имеющие значение для уголовного судопроизводства.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Российское уголовное судопроизводство сформировано и действует в режиме повседневной деятельности, практически полностью игнорируя как возникающие особые условия, так и вводимые и их связи особые правовые режимы.
2. Обеспечение выполнения поставленных государством задач при осуществлении уголовного судопроизводства в особых условиях требует анализа существующих процедур и их корректировки с точки зрения их защищенности от угроз природного, техногенного и социального характера.
Литература
1. Харитонов С.И. Гарантии конституционных прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов // Юрист. - 2020. - № 12. - С. 53-58.
2. Гришин Д.А. О мерах государственного принуждения, обеспечивающих публичную безопасность уголовно-исполнительной системы // Административное право и процесс. - 2020. - № 11. - С. 57-61.
3. Старостин С.А. Классификация административно-правовых режимов // Законы России: опыт, анализ, практика. -2020. - № 11. - С. 3-10.
4. Чеченова Л.З. Принцип законности при реализации специальных административно-правовых режимов, обеспечивающих безопасность в пенитенциарной системе России // Административное право и процесс. - 2022. - № 4. - С. 70-73.
5. Старостин С.А. Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография. - Москва: Проспект, 2022. - 112 с.
6. Шеншин В.М., Силуянова Н.М. О повышении устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. - 2022. - № 9. - С. 111-119.
7. Тимофеев М.И. Государственно-правовое регулирование режима военного положения на территории Российского государства: история и современность // Военно-юридический журнал. - 2013. - № 3. - С. 8-10.
8. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 3. - С. 8-13.
9. Попова Н.Ф. Административно-правовое регулирование организации обороны в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2019. - № 8. - С. 40-44.
10. Бастрыкин А.И. Белая книга преступлений украинского режима. - Москва: Юридический центр, 2022. - 172 с.
References
1. Kharitonov S.I. Garantii konstitutsionnykh prav i svobod grazhdan v usloviyakh osobykh pravovykh rezhimov // Yurist. -2020. - № 12. - S. 53-58.
2. Grishin D.A. O merakh gosudarstvennogo prinuzhdeniya, obespechivayushchikh publichnuyu bezopasnost' ugolovno-ispolnitel'noi sistemy // Administrativnoe pravo i protsess. - 2020. - № 11. - S. 57-61.
3. Starostin S.A. Klassifikatsiya administrativno-pravovykh rezhimov // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2020. -№ 11. - S. 3-10.
4. ChechenovaL.Z. Printsip zakonnosti pri realizatsii spetsial'nykh administrativno-pravovykh rezhimov, obespechivayushchikh bezopasnost' v penitentsiarnoi sisteme Rossii // Administrativnoe pravo i protsess. - 2022. - № 4. - S. 70-73.
5. Starostin S.A. Chrezvychainye administrativno-pravovye rezhimy: monografiya. - Moskva: Prospekt, 2022. - 112 s.
6. Shenshin V.M., Siluyanova N.M. O povyshenii ustoichivosti funktsionirovaniya organizatsii v voennoe vremya, a takzhe pri chrezvychainykh situatsiyakh prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera // Oboronno-promyshlennyi kompleks: upravlenie, ekonomika i finansy, pravo. - 2022. - № 9. - S. 111-119.
7. Timofeev M.I. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie rezhima voennogo polozheniya na territorii Rossiiskogo gosudarstva: istoriya i sovremennost' // Voenno-yuridicheskii zhurnal. - 2013. - № 3. - S. 8-10.
8. Prokof'ev V.N. Ekstraordinarnye polnomochiya Prezidenta Rossiiskoi Federatsii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2017. - № 3. - S. 8-13.
9. Popova N.F. Administrativno-pravovoe regulirovanie organizatsii oborony v Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe pravo i protsess. - 2019. - № 8. - S. 40-44.
10. Bastrykin A.I. Belaya kniga prestuplenii ukrainskogo rezhima. - Moskva: Yuridicheskii tsentr, 2022. - 172 s.
(статья сдана в редакцию 27.12.2023)