ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КрАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА Том 161 1967
РЕЖИМ ПРЕРЫВИСТЫХ ТС>КОВ ПРИ ИМПУЛЬСНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СКОРОСТИ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ФАЗОВЫМ РОТОРОМ
Ю. П. КОСТЮКОВ Рекомендована научным семинаром электромеханического факультета.
Импульсный метод регулирования скорости асинхронных двигателей с фазовым ротором в последнее время получает все большее распространение.
Идея импульсного управления скоростью асинхронного двигателя заключается в том, что в роторную цепь постоянного тока (рис. 1) параллельно преобразовательному 'устройству П вводится схема искусственного выключения ИВ на тиристорах.
АД В Р ИВ Д II
Такая схема позволяет изменением относительной продолжительности включения силового тиристора регулировать скорость вращения двигателя. Относительная продолжительность включения силового тиристора равна
т_/
r = (1)
где Т — период повторения импульсов;
tu — длительность импульса, соответствующая времени в течение которого преобразователь проводит ток.
Принят закон коммутации с постоянным временем отключенного состояния силового тиристора (tu — const) и переменной частотой. Выпрямитель В собран по трехфазной мостовой схеме; сглаживающий
реактор Р уменьшает пульсации тока. Во избежание короткого замыкания преобразователя в его цепь включен защитный диод Д.
При импульсном регулировании скорости асинхронных двигателей с фазовым ротором при малых нагрузках в роторной цепи возможен режим прерывистых токов. Представляет интерес найти границу перехода от непрерывного тока к прерывистому. Знание пограничных кривых в приводах с импульсным регулированием облегчает построение механических характеристик в области прерывистых токов [1].
При выводе основных зависимостей приняты следующие допущения: рассматривается установившийся режим при котором активным сопротивлением статора, пульсациями тока с частотой скольжения и углом перекрытия вентилей пренебрегаем; схема искусственного выключения эквивалентна идеальному ключу.
В цепи выпрямленного тока учитывается среднее значение внутренней э.д.с. асинхронного двигателя (£*5), активное сопротивление двух фаз обмотки ротора (/?), индуктивность реактора и индуктивность рассеяния двух фаз асинхронного двигателя (Ь).
Будем считать, что прямое падение напряжения в полупроводниковых вентилях не зависит от величины тока, а падение напряжения на защитном диоде и силовом тиристоре равны и отнесены к общей цепи постоянного тока (Д£У).
В цепи преобразователя учитываем только встречную э.д.с. неизменной величины (Еа ) и эквивалентное омическое сопротивление
(Л.)-
Схема замещения с учетом указанных соображений представлена на п * рис. 2. Исходные уравнения, характеризующие работу асинхронного двигателя при произвольном неизменном скольжении имеют вид:
1) для интервала времени, в течение которого силовой тиристор включен, 0
(ПЕз-л
и
Ив
Рис. 2.
¿ + 7\
ш
(2)
2) для интервала времени, в течение которого ток проходит через * преобразователь, -¿Т < / < Т
йх й{
= /',
где
/' =
Еь-Ш 1П Г$ — Ш — Еп
I =-—~—---предельное
К ' Яи
значение токов соответственно при у = 1 и у = 0;
Тг = -4-, '
Я
К+Ки
(3)
(4)
(5)
— постоянные времени для первого и второго интервалов коммутации. В пограничной точке между'непрерывным и прерывистым режимами минимальное значение тока установившегося периодического
процесса обращается в нуль (рис. 3). Введя новую переменную —-относительное время [2] и решая уравнение (2) с нулевым начальным условием, находим
/'(1 +
+ Г (1 - е-) = 0, (6)
где
Тг »
а = —,
(7> (8)
Рис. 3.
Для среднего значения тока можно получить следующее выражение
/ср = Т + Г (1 - у) - 2—Л (1 _ в-.Рт/1-7) у
(9)
Зависимость момента асинхронного двигателя от среднего значения тока приближенно определяется формулой [3]
М -
мср - —о,"-• (10)
где ш0 — синхронная угловая скорость вращения ротора.
Выражение (6) с учетом (4), (5) и (8) можно переписать так: & — АС/ 1
Е
1 +
1
{е - I) р
Очевидно, последнее равенство выполняется только при —Аи<СЕи. Это и физически понятно, так как только в данном случае ток /" стремится к отрицательному значению, но вследствие вентильного действия выпрямителей изменение направления тока невозможно и при нулевом значении он прерывается.
Для импульсно-регулируемого сопротивления Еи = 0, тогда
1 + — 1) — е-^/1-т = 0.
(12)
Это равенство никогда не соблюдается, т. е. при импульсно-регу-лируемом сопротивлении режим прерывистых токов невозможен. Физически это объясняется тем, что*в данном случае предельное значение тока I" всегда положительно.
Выражение (9) для среднего значения тока с учетом (4), (5) и (8) приводится к виду
ср
(1_--,)(1-Р(1-е-«Рт/'-т)
] - Р (1 — Т).
На основании (10), (11) и (13) получим окончательно
1
1 _ е-И/'-т '
(«' - 1) Р
(13)
м
*[то-р>- "-""-у]-р(1-т). о4>
где у = —р---скольжение в относительных единицах, (16)
« т
М = --значение момента двигателя в относительных еди-
ницах. (17)
Уравнение (14) совместно с уравнением (15) позволяет определить кривые на плоскости ср, М> ограничивающие область непрерывного тока. Пользуясь приведенными выражениями легко построить механические характеристики в области непрерывного (при малых нагрузках) и прерывистого токов.
Например, требуется построить механическую характеристику при относительной продолжительности включения у и заданных а, р. В режиме непрерывного тока моментно-скоростная характеристика выражается уравнением (15). Для определения тЬчки механической характеристики в области прерывистого тока при произвольной относительной продолжительности включения У„(т„ *> т) определяем параметр системы <ха по формуле
1( 1-Тя) 7*0-7)
(18)
В этом случае скольжение и момент Мп соответствуют координатам точки граничного режима двигателя, работающего при ап и
Раскладывая экспоненциальные члены в степенной ряд, получим приближенные уравнения для построения механических характеристик в области прерывистых токов
1 I
Мп = (?л - 1 + Тя) (20)
где ф — скольжение в относительных единицах на пограничной кривой при заданных а, ¡3, у.
При импульсном регулировании скорости асинхронных двигателей с фазовым ротором значение коэффициента р заключено обычно в пределах 0,5-г*1,0; значение параметра а всегда можно получить меньше 0,4.
Для облегчения расчетов желательно построить универсальные диаграммы в функции критериев подобия а и р. На рис. 4 дана диаграмма зависимости ср от М для различных значений а при р=1. Эти кривые построены по уравнениям
<21)
м = <р — 1+у- (22)
Слева от пограничных кривых располагается облает^ прерывистого тока, справа — непрерывного. На рис. 4 также построено семейство механических характеристик при а = 0,2. При р=1 характеристики близки к прямолинейным, при р<1 более явно выступает нелинейность механических характеристик. Механические характеристики в области прерывистых токов имеют значительную крутизну (особенно при ма-
29
и пользуясь приведенными выражениями О
лых у ) и не пригодны для приводов, требующих постоянной скорости при меняющейся нагрузке. Зная пределы изменения момента нагрузки
не представляет большого труда найти требуемое значение параметра а» при котором двигатель работает в режиме непрерывного тока. При а<0,05 режим прерывистых токов практически исключается.
Экспериментальная проверка расчетных формул проводилась на асинхронном двигателе мощностью 4,0 кет и преобразовательном устройстве машинного типа. Расхождение экспериментальных и расчетных данных для скольжения и среднего значения тока не превышает 10—20%. При этом меньшая точность получается при отсутствии сглаживающего реактора, так как заметное влияние оказывают пульсаиии тока с частотой скольжения.
025
Рис. 4.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ю. П. Петров. Расчет переходных процессов электродвигателей постоянного тока с помощью универсальных диаграмм в критериях подобия, Госэнергоиздат, 1963.
2. Я. 3. Ц ы п к и и. Теория линейных импульсных систем. Физматгиз, 1Э63.
3. Ф. И. Бутаев, Е. Л. Эттингер. Вентильный электропривод, Госэнергоиздат, 1951.