как рефлексивно-образовательная, она позволяет каждому формулировать новые вопросы, творчески подходить к решению профессиональных проблем, т.е. ориентирована на культуру, на «самосовершенствование через Другого» (А. Матюшкин), на поиск ценностей и смыслов будущей педагогической деятельности. Личностный рост студентов прослеживается и в анализе их рефлексивных суждений (Л.М. Ильязова).
В рефлексивно образовательной среде возникает возможность выбора субъектами образовательного процесса целей, содержания и методов самосовершенствования, происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале. Рефлексивно-образовательная среда «наделяет» студента таким набором средств, которые позволяют ему осознать себя субъектом деятельности, личностью. Познание в рефлексии «Я — действующего» (В.И. Зинченко) становится основанием для формирования педагогической культуры будущего выпускника университета.
Библиографический список
1. Аикина С.Т. Преодоление «частичности» гуманитарного знания в подготовке студентов / С.Т. Аикина // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе : материалы третьей Самарской региональной науч. практ. конф. ученых и педагогов-практиков. — Самара : Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2007. — С. 21—25.
2. Волина М.П. Вопросы формирования умений культуры педагогической деятельности / М.П. Волина // Модернизация образования: проблемы, поиски, решения :сб. материалов Всероссийской науч.-практич. конф. / РИК ГОУ ОГУ. — Оренбург, 2004. - Ч. 3. - С. 91-95.
3. Демин М.В. Внеаудиторная образовательная среда как условие формирования педагогической культуры / М.В. Демин // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : сб. материалов XXVI преподавательской науч.-практич. конф. — Вологда : ВГУ,
2007. - С. 101-105.
4. Ильязова А.М. Формирование умений культуры педагогической деятельности / Л.М. Ильязова // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : сб. материалов XXVI преподавательской науч.-прак-тич. конф. — Владимир : ВГПУ, 2008. — С. 70-73.
5. Кравцова Е.В. Характеристика процесса формирования педагогической культуры будущего учителя / Е.В. Кравцова // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. — 2002. — № 4. — С. 190 — 204.
6. Найн А.А. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов / А.А. Найн : монография. — Челябинск : ЧелГНОУ УрОРАО, 2003. — 312 с.
7. Репин М.С. Значение студенческого социума в учебновоспитательном процессе / М.С. Репин // Модернизация образования: проблемы и перспективы : материалы региональной науч.-практ. конф. Ч. 2. — Магнитогорск : МаГУ, 2005. — С. 163 — 164.
8. Уфимцев В.Н. Сущность педагогической культуры студентов / В.Н. Уфимцев // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV преподавательской и XXLII студенческой науч.-практ. конф. — Барнаул : БГПУ,
2008. — С. 67—73.
ПОМЕРАНЦЕВА Юлия Константиновна, преподаватель кафедры связей с общественностью.
Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2008 г.
© Померанцева Ю.К.
УДК 79641 Т. В. КОЛТОШОВА
Омский государственный технический университет
РЕЗЕСТИВНАЯ ГИМНАСТИКА - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ В ПОЗВОНОЧНИКЕ
Использование резистивной гимнастики позволяет самостоятельно снижать болевые ощущения в позвоночнике, предупреждая обострения, благодаря механизму депрессорного последействия.
Ключевые слова: резистивная гимнастика, физическая культура, боли в позвоночнике, профилактика.
По данным научно-методической литературы, бо- ний функции позвоночника [1,2]. По нашим данным, левые ощущения в позвоночнике достигают в разных они составляют 72%. В связи с этим при составлении выборках взрослого населения 30-80% и являются реабилитационных программ купирования болевого чаще всего неврологическим проявлением наруше- синдрома или его профилактики возникает настоя-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
Таблица 1
Показатели болевых ощущений по шкале рангового индекса боли (РИБ)
X ± т
Показатель ЭГ-1 ЭГ-П Контрольная группа
до после до после до после
РИБс 9±0,7 7±0,6 8,5±0,7 7±0,7 9±0,8 8,5±0,7
РИБа 6±0,5 4±0,4 5,5±0,5 4,5±0,5 5±0,6 4,5±0,5
РИБэ 2±0,2 1±0,1 2,5±0,2 1,5±0,1 2±0,3 2±0,3
Суммарный РИБ 17±1,4 12±1,2 16,5±1,3 13±1,1 16±1,4 15±1,4
Примечание. РИБс— сенсорный ранговый индекс; РИБа — аффективный ранговый индекс; РИБэ — эвалюативный ранговый индекс.
тельная необходимость использования не только медицинских назначений (обезболивающие инъекции, физиотерапевтические процедуры, массаж), но и средств физической культуры, направленных на предотвращение либо уменьшение болевых ощущений, что явилось одной из задач нашего исследования.
Функциональная лабильность связочного аппарата позвоночника и высокая подвижность его являются факторами, затрудняющими не только формирование, но и сохранение осанки в течение рабочего дня. Функциональная несостоятельность мышц, выпрямляющих позвоночник при различных нарушениях, не обеспечивает достаточной компенсации, в связи с чем наблюдается обширное тоническое напряжение постуральных мышц туловища и конечностей — генерализованная миофиксация [3]. В то же время исследованиями К.Б. Петрова (1997) выявлено, что при длительно протекающей вертеброгенной патологии наблюдается тенденция к развитию выраженных дистрофических изменений в мышцах как околопоз-воночных, так и собственных позвоночно-двигательных сегментов. При этом отмечаются жалобы на затруднение при удержании вертикального положения туловища, при наклоне вперёд, долгое пребывание в вертикальной позе, что приводит к поясничным болям. Снижение тонического напряжения мышц, их усталости и нарушений осанки будет зависеть от сознательного контроля привычных поз, положений тела, обучения (правильно ходить, сидеть, лежать, работать), освоения мышечной релаксации [4].
Купированию обострения (благодаря механизму депрессорного последействия) способствуют целенаправленные и строго дозированные синергические упражнения в преодолевающем и уступающем режиме работы с противодействием (сопротивлением) тренируемых мышц [5, 6, 7]. В ортопедии и травматологии — это изометрические упражнения с мышечным сокращением без сближения мест фиксации мышц и движений в суставах. При этом упражняются частные динамические группы в положениях, обеспечивающих изолированное действие. Продолжительность мышечного напряжения может быть различна в зависимости от физического состояния, но не должна превышать 8 секунд. В результате систематического выполнения изометрических упражнений улучшается кровоснабжение, регулируется мышечный тонус [8].
Другое важное направление, для скорейшего купирования боли разработано специалистами мануальной терапии [9], для снижения общего потока проприо-цептивной импульсации назначаются упражнения, способствующие целенаправленной релаксации сегментарных мышц в ключевых зонах позвоночника
соответственно локализации функциональных блоков. Используется с этой целью эффект расслабления мышц после их предварительной активизации [10].
Названа эта методика постизометрической релаксацией, и сущность её заключается в максимальном растяжении предварительно релаксируемой мышцы с дальнейшим оказанием сопротивления адекватному усилию, прилагаемому инструктором в течение 10 секунд (на вдохе) с последующим расслаблением на выдохе. Через 1 секунду мышцу растягивают без сопротивления. Такой приём повторяют 3-5 раз. Результативность этой методики основана на исследованиях И.П. Павлова, доказывающих что ведущая роль в формировании чувства боли принадлежит коре головного мозга, и реакция на болевое раздражение может быть подавлена условным раздражителем.
Обоснованием разработанной нами резистивной гимнастики явились научные труды [11, 12, 13]. по комплексному влиянию различных видов рецепции на кинестетическое восприятие движений.
Основной сутью её является индивидуальная тренировка, сочетающая строго дозированное сокращение мышц в местах расположения биологически активных точек с одновременным давлением на опору, условно оказывающую «пассивное сопротивление», которое дозируется ощущением по мысленному произнесению счёта, и затем — дальнейшее расслабление мышц.
Комплекс резистивной гимнастики состоит из восьми упражнений, выполняемых в исходном положении сидя на стуле или стоя у края стола. Опорной поверхностью для «сопротивления» являются собственные руки, спинка, сиденье, ножки стула или стола, а также край столешницы. Произнесение счёта «вслух — про себя» оказывает определённое психологическое воздействие, являясь контролирующим фактором выполнения комплекса упражнений резистивной гимнастики.
Анальгезирующий эффект происходит благодаря механизму депрессорного последействия упражнения в изометрическом режиме (И.Б. Тёмкин, 1971), но отличается импульсивным давлением на опору с последовательным увеличивающимся строго дозированным напряжением и расслаблением.
Для уточнения результатов психокоррекции студентов с болевыми синдромами было проведено изучение особенностей по ранговому индексу боли (РИБ) в баллах на основе суммирования субшкал: сенсорной, аффективной и эвалюативной (таблица 1)[14].
При этом распределение болевых ощущений в зависимости от выбранных дескрипторов описания боли оказалось следующим: первое место занима-
ет сенсорное, то есть чувствующее её, второе — аффективное, то есть эмоциональное восприятие (воздействующее на психику) и на третьем месте — эвалюативное (обобщённая субъективная оценка). Полученные результаты исследования доказывают анальгезирующий эффект резистивной гимнастики и правомерность использования этой формы для оказания самопомощи и предупреждения болевых ощущений по действию подобно точечному массажу.
Следует отметить, что уменьшение интенсивности болевых ощущений с помощью резистивной гимнастики сопровождается как улучшением осанки, так и возможностью выполнения физических нагрузок тренирующего характера.
Таким образом, использование резистивной гимнастики является одним из средств физической культуры для самостоятельного снижения болевых ощущений в позвоночнике не только в бытовой деятельности, но и в применении нагрузок тренирующего характера.
Библиографический список
1. Walsh K., Cruddes M., Coggon D. Low beck pain in eight areas of Britain // J. Epidemiol. Comm. Health. — 1992.
2. Резвани М.Х. Физическая реабилитация больных с вертеброгенными рефлекторными деформациями на стационарном этапе восстановительного лечения. : автореф. дис. канд. пед. наук / М.Х. Резвани. — Москва, 2004. — 24 с.
3. Веселовский В.П. О роли триггеров опорно-двигательного аппарата //Третий Международный конгресс вертеб-рологов. — Казань, 1993. — С. 9—10.
4. Ненашева Т.В. Физические методы лечения дисплас-тического сколиоза у детей / Т.В.Ненашева, Л.А.Комарова // Вопр. курорт., физиотерап. и ЛФК. — 1995. — № 5. — С. 44-45.
5. Тёмкин И.Б. Упражнения в изометрическом режиме при болезнях органов кровообращения / И.Б. Тёмкин, Москва. — Медицина, 1977. — С. 28-32.
6. Касвандэ З.В. Лечебная гимнастика при шейном остеохондрозе. / З.В. Касвандэ. — Рига.: Изд-во «Знание», 1976. - 98 с.
7. Palmer K. T., Waish K., Bendall H., Cooper C., Coggon D. Back pain in Britain: comparison of two prevalence s an interval of 10 years // B.M.J. - 2000. - 320. - P. 1577-1578.
8. Криворотов В.А. Сочетание лечебной физической культуры с самомассажем в комплексном лечении больных с неврологическими появлениями поясничного остеохондроза / В.А. Криворотов, М.П. Эвиададзе // Вопр. курорт. физиотер. и ЛФК. - 1990. - № 4. - С. 50-51.
9. Левит К., Мануальная медицина / К. Левит, Й. Захсе,
B. Янда. - Москва : Медицина, 1993. - 510 с.
10. Иванычев Г.А. Постреципрокная релаксация - новый метод мягкой техники мануальной терапии в лечении миофасциального болевого синдрома // Тезисы Первого съезда мануальных терапевтов России (25-26 ноября). - М., 1999. - С. 60-61.
11. Сеченов И.М. К вопросу о влиянии раздражений чествующих нервов на мышечную работу человека // И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский. Физиология нервной системы. - М.,1952. - С. 35-38.
12. Могендович М. Р. К физиологическому обоснованию лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов // Вопросы курорт., физиотерап. и ЛФК. - 1957. -№ 2. - С. 25-28.
13. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 402 с.
14. Кузьменко В.В. / В.В. Кузьменко, В.А. Фокин,
Э.Р. Маттис. // Советская медицина. - 1986. - № 10. -
C. 44-46.
КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.12.2008 г.
© Колтошова Т.В.
Книжная полка
ББК 75/З-46
Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 58 с. : табл., формы. - Библиогр.: с. 57-58.
В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорно-двигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.
Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ