Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2006. Вып. 3
Ю. С. Леевик
РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ
В статье представлены классификация и общая характеристика методов и инструментов управления финансовой отчетностью. Рассматривается понятие резервов предстоящих расходов, излагаются способы их оценки. Показываются возможные способы использования резервов предстоящих расходов в качестве инструмента управления показателями финансовой отчетности. Приводится обзор российского опыта создания резервов предстоящих расходов.
ВВЕДЕНИЕ
Система финансового учета и отчетности как элемент современной мировой экономики характеризуется разнообразием способов подготовки и предоставления внешним пользователям информации о финансовом положении и результатах деятельности организации для принятия управленческих решений.
В последние годы мировое экономическое сообщество активно обсуждает вопрос о том, имеют ли объявленные в финансовой отчетности показатели какое-либо отношение к реальным данным организаций. Например, американская компания Seattle Film Works [Феррис, Пешеро, 2005], предоставляющая услуги и продукты для обработки любительских фотографий, капитализировала коммерческие расходы, а потом амортизировала их в течение трех лет вместо немедленного списания сразу после оказания услуг. Годовой отчет Film Works за 1997 г. показал, что более 13,8 млн долл. коммерческих расходов были капитализированы, что составило 27% суммарных активов компании. В результате акции компании были переоценены приблизительно на 20%.
Известный американский инвестор Уоррен Баффетт охарактеризовал проблему прозрачности и достоверности финансовых данных следующим образом: «Все больше и больше первоклассных управляющих — главных исполнительных директоров — приходят к заключению, что нет ничего зазорного в том, чтобы манипулировать доходами. Более того, многие главные ис-
© Ю. С. Леевик, 2006
полнительные директора думают, что такого рода манипуляции не только не зазорны, но прямо входят в их обязанности» [Андриссен, Тиссен, 2004, с. 236].
Существуют различные методы управления финансовой отчетностью, позволяющие донести до внешнего мира определенную информацию. Менеджмент организации может выбрать такую учетную политику и способы раскрытия данных в финансовой отчетности, которые затруднят понимание реальных результатов хозяйственной деятельности внешними пользователями. Поэтому пользователям важно знать методы и инструменты влияния организации на содержание финансовой отчетности для формирования соответствующей оценки информации.
В данной статье будут подробно рассмотрены резервы предстоящих расходов как один из многочисленных инструментов управления показателями финансовой отчетности. В международной бухгалтерской практике последнего десятилетия резервы являются одним из наиболее популярных инструментов формирования восприятия и, соответственно, управленческих решений инвесторов, аналитиков и других заинтересованных лиц. Некоторые специалисты даже называют их «новым финансовым инструментом» [Максимов, Шиманская, 2002].
Основная цель статьи — продемонстрировать возможные способы использования резервов предстоящих расходов в качестве инструмента управления показателями финансовой отчетности, а именно финансовым результатом деятельности организации. В специальной литературе по вопросам разработки учетной стратегии выделяют два вида технологий управления отчетностью: управление отчетом о прибылях и убытках и управление структурой баланса. Однако, несмотря на такое разделение технологий, управление финансовым результатом всегда опосредованно влияет на определенные статьи баланса, и, наоборот, изменение структуры баланса практически всегда сказывается на показателях отчета о прибылях и убытках. Например, переход от одного метода учета расходов на амортизацию основных средств к другому отразится не только на величине валовой прибыли в отчете о прибылях и убытках, но также изменит величину остаточной стоимости основных средств в балансе.
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ
Современные национальные и международные системы стандартов подготовки финансовой отчетности представляют собой нежесткий набор требований и правил, что дает менеджменту организаций определенную свободу в выборе используемых методов учета и бухгалтерских оценок.
Александер, Бриттон и Йориссен [Александер, Бриттон, Йориссен, 2005] выделяют три метода управления финансовой отчетностью:
1) выбор учетных правил;
2) выбор бухгалтерских оценок;
3) осуществление «необходимых» хозяйственных операций.
Первые два метода называют кумулятивными, а их применение получило название «дискреционного управления начислениями» [ДатЬа^о, 1996].
Выбор учетного правила возможен в тех случаях, когда в соответствии с применяемой при составлении финансовой отчетности системой учетных принципов и стандартов предусмотрено несколько альтернативных способов учета одной и той же статьи. К инструментам управления в рамках данного метода можно отнести:
♦ выбор способа начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
♦ выбор способа учета движения товарно-материальных запасов;
♦ выбор способа учета расходов на НИОКР;
♦ выбор способа учета затрат по кредитам и займам и прочих накладных расходов;
♦ выбор способа признания выручки и др.
Следующий метод управления финансовой отчетностью — это метод выбора бухгалтерских оценок. Опыт показывает, что для целей управления финансовой отчетностью менеджмент организаций все чаще предпочитает не изменение выбранного ранее учетного способа, а использование бухгалтерских оценок. Практически для всех статей бухгалтерского баланса выбор бухгалтерской оценки играет важную роль. Наиболее популярными инструментами являются:
♦ поправка дебиторской задолженности на сомнительные долги;
♦ поправка на снижение стоимости товарно-материальных запасов;
♦ тест на обесценение других видов активов (основных средств, финансовых вложений, незавершенного строительства);
♦ создание резервов предстоящих расходов.
И наконец, третий метод управления финансовой отчетностью предполагает реальное осуществление так называемых необходимых операций. Необходимость совершения операции вызвана не экономической потребностью, а исключительно целью повлиять на показатели финансовой отчетности. Традиционным инструментарием данного метода является продажа того или иного актива с получением дохода/расхода от выбытия с последующей его обратной покупкой или арендой. Например, таким приемом в свое время воспользовалась крупнейшая бельгийская авиакомпания Sabena. Суть операции заключалась в том, что в 1998 и 1999 гг. авиакомпанией было продано несколько самолетов, а затем Sabena их тут же арендовала на короткий срок. В результате из доходов, полученных в ходе продажи, вычитались суммы арендных платежей, что позволяло снизить
величину прочих операционных расходов компании за 1998 и 1999 гг. В 2001 г. компания Sabena обанкротилась.
Общим для всех вышеперечисленных методов и инструментов управления финансовой отчетностью является возможность добиться следующего. Во-первых, происходит перераспределение финансового результата организации между отчетными периодами, иными словами, общая сумма доходов и расходов по операции остается постоянной, а изменяется только время их признания. Например, затраты на НИОКР делятся на расходы по исследованиям и расходы по разработкам. В большинстве национальных систем учетных стандартов расходы на исследования признаются как расходы периода в момент их возникновения, а затраты на разработки капитализируются при выполнении ряда условий. Однако если организация, в частности, не может разграничить стадии исследования и разработки, то все расходы считаются расходами на исследования. Отсюда следует, что организация может либо относить все расходы на текущий период, либо капитализировать часть затрат, относящихся к стадии разработок, увеличивая тем самым текущий финансовый результат.
Во-вторых, выбор тех или иных методов и инструментов позволяет перераспределять доходы и расходы между операционными (по обычным видам деятельности) и прочими. Таким образом можно улучшить финансовый результат от основной деятельности, а он, как известно, характеризует финансовую устойчивость организации. Например, выбрав способ списания процентов по займам на прочие операционные расходы, можно увеличить показатель валовой прибыли по сравнению с применением способа капитализации затрат по займам.
Аналитики отмечают, что большинство компаний придерживается так называемой политики «запоздалого признания расходов» (rear-end loading), которая заключается в том, что в своем стремлении улучшить текущие показатели доходности и, нарушая при этом принцип соответствия, компании переносят определенные расходы на будущие периоды и занижают тем самым расходы текущего периода [Экклз и др., 2002].
ПОНЯТИЕ РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ
Организация может создавать резервы, которые различаются по своему назначению и источникам образования. К числу таких резервов относятся:
♦ резервный капитал;
♦ оценочные резервы;
♦ резервы предстоящих расходов [Волков, 2006].
Резервный капитал организации образуется из нераспределенной прибыли отчетного года.
Оценочные резервы создаются под обесценение различных видов активов за счет прочих операционных расходов.
Резервы предстоящих расходов формируются для того, чтобы отразить в составе прочих операционных расходов текущего периода суммы, которые могут потребоваться организации для покрытия будущих расходов. Они носят характер обособленных целевых сумм и в большинстве случаев используются для выравнивания, а также для одноразового повышения или понижения финансового результата.
Здесь следует отметить существующую в международной практике учета и отчетности многозначность понятия «резервы». В англоязычной терминологии используются следующие понятия: для оценочных резервов обычно применяется термин «allowances», что в переводе на русский язык дословно означает «скидка или надбавка, поправка, корректировка», для резервов предстоящих расходов — «provisions», в переводе «резервы», а для обозначения резервного капитала — «reserves». В русскоязычной терминологии во всех трех случаях используется одно понятие — «резервы».
В международных стандартах финансовой отчетности данный термин употребляется в значении «обязательства с неопределенным временем и суммой» [Международные стандарты..., 2005]. Причем обязательства могут возникать на юридических основаниях или из практических соображений.
Юридическая обязанность возникает на основании:
♦ договора;
♦ законодательства;
♦ иного действия закона.
Практическая обязанность — вследствие действий самой организации:
♦ которыми согласно устоявшейся практике, опубликованным правилам или достаточно конкретному текущему заявлению организация продемонстрировала другим сторонам свое согласие принять на себя определенные обязательства;
♦ в результате которых у других сторон возникла обоснованная уверенность в том, что организация выполнит свои обязательства.
В соответствии с международным стандартом финансовой отчетности № 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» [Международные стандарты., 2005] для создания резервов предстоящих расходов необходимо соблюсти три условия. Во-первых, обязательство должно уже существовать у организации как результат прошлых событий. Во-вторых, организация должна будет выполнить это обязательство с высокой степенью вероятности. В-третьих, должна существовать возможность надежно оценить сумму обязательства. Сумма резерва, созданного под то или иное неопределенное обязательство, будет отражена в балансе как обязательство, а в отчете о прибылях и убытках — в составе прочих операционных расходов.
Примерами обязательств, под которые может быть создан резерв, являются:
♦ обязательства по выплате денежных компенсаций или штрафов в результате еще не законченных судебных разбирательств;
♦ обязательства по выплате работникам отпускных и пенсий;
♦ обязательства по проведению гарантийного ремонта проданных в отчетном периоде товаров;
♦ выданные гарантии по займам других организаций, сроки исполнения которых еще не наступили;
♦ обязательства по выплатам работникам и контрагентам в результате решения о прекращении одного из направлений деятельности;
♦ обязательства по выплате денег за товары, которые будут возвращены покупателями, или по возврату авансов в случае непринятия результатов выполненных работ или оказанных услуг.
Во всех вышеприведенных примерах у организации уже возникло обязательство перед третьими лицами: покупателями, работниками, кредиторами и т. д. Например, при продаже товара с установленной по нему гарантией предприятие принимает на себя обязательство в случае его поломки выполнить гарантийный ремонт за свой счет. Также если организация декларирует выплату дополнительных пенсий своим работникам, то у нее сразу же появляется соответствующее обязательство перед ними. Правда, точно определить величину этих обязательств и сроки их исполнения нельзя.
Рассмотрим следующую ситуацию. Компания, производящая бытовую технику, составляет отчетность на конец финансового года, на 31 декабря. В начале декабря против компании одним из ее крупных покупателей было начато судебное дело по факту поставки недоброкачественной продукции. Общая сумма ущерба, по подсчетам покупателя, составила 1 млн руб. По мнению юристов компании-ответчика, вероятность того, что истцу придется выплатить компенсацию, достаточно велика. Однако размер исковой суммы в 1 млн руб. вызывает явные возражения. В то же время компания-ответчик не обладает достаточной информацией о том, какова наиболее вероятная величина реального ущерба, причиненного компании-истцу.
С точки зрения финансового учета возникает вопрос: как отразить в отчетности данное событие? Сложность здесь состоит в том, что определить последствия сложившейся ситуации можно будет только после того, как иск о возмещении будет урегулирован. Как оценить вероятность возможного исхода дела о возмещении? Если придется выплачивать, то какую сумму? В основе всех этих вопросов лежит проблема неопределенности: ни компания-ответчик, ни компания-истец не могут быть уверены в том, что компенсация будет выплачена. Они также не в состоянии точно оценить размер этой компенсации до принятия судом окончательного решения.
Однако, если сумма иска значительна по отношению к капиталу компании-ответчика и его удовлетворение приведет к заметному ухудшению ее финансового положения и результатов деятельности, то информация о наличии судебного разбирательства и его возможных последствиях необходима собственникам и иным заинтересованным пользователям отчетности для принятия адекватных экономических решений.
На практике многие компании создают резервы в случаях, когда условие о том, что обязательство уже должно существовать, не выполняется. Предположим, что на балансе организации находится здание, крышу которого необходимо обновлять раз в пять лет. В то же время срок службы здания составляет двадцать пять лет. Для того чтобы равномерно распределить расходы на замену недолговечных частей основного средства, организация формирует резерв под предстоящий ремонт. Вообще, такие резервы не предусмотрены международными стандартами финансовой отчетности, поскольку в данном случае никакого текущего обязательства произвести ремонт у организации нет. Цель создания резерва в такой ситуации — равномерно распределить расходы между отчетными периодами. Если бы организация амортизировала крышу отдельно от здания в течение пяти лет, то за это время ее стоимость была бы полностью списана. Затраты на новую крышу составили бы стоимость нового основного средства, которое пришлось бы снова амортизировать в течение пяти лет.
В Российской Федерации правила создания резервов предстоящих расходов установлены Положением по бухгалтерскому учету № 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». В нем сказано, что организация создает резервы в связи с имеющимися на отчетную дату обязательствами при условиях, что, «во-первых, существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации, а во-вторых, величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена» [Условные факты хозяйственной деятельности., 2005, с. 244]. В целом можно сказать, что российские требования совпадают с международными.
В Великобритании подход к созданию резервов предстоящих расходов также близок к международному. Существенный непредвиденный расход должен быть начислен, если существует возможность того, что будущее событие подтвердит убыток, который может быть оценен с достаточной степенью достоверности на дату составления финансовой отчетности. Непредвиденный доход не начисляется, а должен быть отражен в примечаниях [Соколов и др., 2005].
Согласно общепринятым учетным принципам США (US GAAP), финансовая отчетность компании должна содержать информацию относительно обязательств, которые могут появиться в компании при возникновении опре-
деленных событий в будущем (в частности, резервы на выполнение гарантийных обязательств, на возможные убытки в связи с судебными исками и правовыми спорами или от ликвидации сегмента деятельности компании).
В Германии резервы могут формироваться под следующие виды непредвиденных расходов:
♦ охрана окружающей среды;
♦ внешний и внутренний аудит;
♦ гарантийные обязательства;
♦ дополнительное пенсионное обеспечение;
♦ судебные иски;
♦ требования по вексельным обязательствам и поручительствам [Терехова, 2006].
ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ
Резерв может быть признан в финансовой отчетности, только если его сумму можно надежно оценить. Согласно международным стандартам финансовой отчетности, сумма, признанная в качестве резерва, должна представлять собой «наилучшую оценку затрат, необходимых для погашения текущего обязательства на отчетную дату» [Международные стандарты..., 2005]. Оценка производится на основе суждения руководства компании, дополненного опытом аналогичных операций и/или отчетами независимых экспертов.
Для получения наилучшей оценки резервов обычно применяются статистические методы. Там, где резерв представляет собой совокупность статей обязательств, аналогичных по характеру и порождаемой ими неопределенности, он оценивается путем взвешивания всех возможных исходов по их соответствующим вероятностям. Такой метод оценки называется «ожидаемой стоимостью» [Палий, 2003]. Например, организация продает товары с гарантией. Статистическая обработка результатов ее работы по исполнению гарантийных обязательств прошлых лет показала, что у 90% проданных товаров дефектов не бывает вообще, 8% продаж имеют незначительные дефекты, а в 2% случаев дефекты бывают значительными. Если незначительные дефекты будут обнаружены во всех проданных товарах, то затраты на их устранение составят 5 млн руб., а в случае значительных дефектов — 20 млн руб. Ожидаемая стоимость резерва рассчитывается следующим образом:
90% X 0 + 8% X 5 + 2% X 20 = 800 тыс. руб.
В случаях когда резерв привязан к одной статье или событию, метод «ожидаемой стоимости» применять нельзя. Здесь используют метод «наиболее вероятного исхода». Допустим, что по состоянию на отчетную дату
организация вовлечена в арбитражное разбирательство. На основе экспертного заключения организация оценивает с высокой степенью вероятности, что судебное решение будет принято не в ее пользу и сумма потерь составит: 1 млн руб. с вероятностью 45%, 2 млн руб. — с вероятностью 35% и 3 млн руб. — с вероятностью 25%. На первый взгляд, наилучшей оценкой резерва в этом случае будет сумма в 1 млн руб. Однако вероятность потерь более чем в 1 млн руб. составляет 55%, следовательно, наилучшая оценка — 2 млн руб., т. е. с учетом второго исхода. Если бы вероятности распределились иначе, например, 25% — 1 млн руб., 35% — 2 млн руб. и 45% — 3 млн руб., то наилучшая оценка резерва также достигла бы 2 млн руб., поскольку вероятность потерь в сумме 3 млн руб. составляла бы 45%, а менее, чем 3 млн, т. е. 1 или 2 млн руб., — 55%.
Необходимо подчеркнуть, что как национальными, так и международными учетными стандартами не даются абсолютно точные критерии для определения необходимости отражения резервов предстоящих расходов в финансовой отчетности. В общем случае достаточной считается вероятность возможных расходов с количественной оценкой не ниже 50%, но иногда это может быть вероятность и в пределах 70-90%. Многое зависит от профессионального суждения менеджеров и аудиторов [Фэррис, Пеше-ро, 2005].
В случаях когда эффект изменения стоимости денег во времени существенен, сумма резерва должна соответствовать дисконтированной стоимости ожидаемых затрат, необходимых для погашения обязательства [МСФО, 2005]. Ставка дисконтирования должна отражать текущую рыночную стоимость денег во времени и учитывать риски, связанные с обязательством. Если стоимость будущих денежных потоков скорректирована с учетом риска, то следует применять безрисковую ставку дисконтирования, чтобы избежать двойного учета риска. Обратимся еще раз к вышеприведенному примеру по расчету резерва под гарантийные обязательства. Возникает вопрос: какую ставку дисконтирования следовало бы использовать в данном случае — рисковую или безрисковую? Конечно, безрисковую, поскольку специфические риски уже учтены в собранной информации относительно исполняемых гарантийных обязательств.
РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСОВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ
Резервы как очень популярный инструмент управления финансовым результатом деятельности организации способствовали появлению особого учетного метода под названием «большая баня» (big bath) [Александер, Бриттон, Йориссен, 2005]. «Большую баню» применяют в двух случаях. Во-первых, когда организация понесла крупные убытки, которые нельзя при-
крыть даже с помощью особых методик, направленных на максимизацию учетной прибыли. Сталкиваясь с такой проблемой, руководство компании может принять противоположное решение и максимизировать убытки в текущем отчетном периоде.
Во-вторых, «большую баню» организуют незадолго до или сразу после продажи или прекращения направления деятельности, фундаментальных изменений в структуре управления путем создания особо крупных резервов на реструктуризацию. Рассмотрим пример такого рода деятельности. Допустим, что норма прибыли организации за год обычно составляет 30 млн руб. В текущем году, когда ожидается получение прибыли в размере 50 млн руб., руководство организации принимает решение сформировать резерв под будущую реструктуризацию на сумму 20 млн руб. Однако ожидаемые расходы на данное мероприятие, по подсчетам руководства, в течение последующих двух лет составят по 5 млн руб. в год, после чего реструктуризация будет завершена и в последующих периодах затрат не будет. Посмотрим, как различные способы учета расходов на реструктуризацию повлияют на показатели прибыли организации за текущий и последующие годы.
Первый способ: создается резерв на реструктуризацию в размере 20 млн руб. в текущем году
Наименование показателя (в млн руб.) Первый год Второй год Третий год
Прибыль без учета резерва на реструктуризацию 50 30 30
Резерв на реструктуризацию (20) 0 10
Прибыль с учетом резерва на реструктуризацию 30 30 40
Второй способ: резерв не создается, а расходы на реструктуризацию будут списываться в расходы периода в последующие два года по факту
Наименование показателя (в млн руб.) Первый год Второй год Третий год
Прибыль без учета расходов на реструктуризацию 50 30 30
Расходы на реструктуризацию (5) (5) 0
Прибыль за вычетом расходов на реструктуризацию 45 25 30
При использовании первого способа организация создала резерв на реструктуризацию за счет прибыли текущего года, так как она была выше запланированной. Это позволило ей в последующие два года списывать затраты на реструктуризацию в размере 5 млн руб. ежегодно за счет резерва
и не отражать их в составе расходов в отчете о прибылях и убытках. В связи с этим прибыль организации в последующие два года не уменьшалась на данные суммы. Кроме того, поскольку резерв был использован не в полном объеме, его остаток был включен в отчет о прибылях и убытках за третий год. Это, соответственно, увеличило прибыль за третий год. Таким образом, при использовании первого способа учета расходов на реструктуризацию организация удержала прибыль текущего года на планируемом уровне. Более того, ситуация могла развиваться и таким образом, что реструктуризация не была бы проведена вообще, а созданный резерв был бы включен в расчет финансового результата последующего года.
В одном из своих выступлений главный бухгалтер Комиссии по ценным бумагам и биржам США Валтер Р. Шутце отметил, что бухгалтерский учет так называемой реструктуризации превратился в отдельный вид искусства. «Некоторым компаниям это так понравилось, что они стали ежегодно создавать резервы на реструктуризацию путем признания бюджета капитальных расходов на следующий или несколько следующих лет в виде обязательств текущего периода. Более точное название звучало бы как резервы на черный день или резервы в кубышке. Встречались и корректировки статей обязательств по искам, по проведению природоохранных мероприятий, по оплате будущих инвестиционных или аудиторских услуг, по затратам на перемещение, обучение и переподготовку персонала, на обучение тех, кого еще не приняли на работу, по затратам на разработку нового программного обеспечения и на его последующую продажу другим. И неудивительно, что эти цифры не вызывают доверия у инвесторов и аналитиков» [Schuetze, 1999].
Действительно, несмотря на строгие ограничения МСФО № 37, у организации остается возможность сознательно манипулировать величиной своего финансового результата: либо выполняя все необходимые условия для создания резерва, либо намеренно не выполняя часть этих условий.
Приведем пример. В конце отчетного года компания решила закрыть одно из своих производств. До отчетной даты решение не приобрело статус публичного, и никаких других шагов по его исполнению не было предпринято. В данном случае резерв не создается, так как не были соблюдены все условия. В частности, не определено так называемое практическое обязательство по реструктуризации — нет плана реструктуризации, не уведомлены затрагиваемые группы лиц. В результате отсутствует определение надежной оценки обязательств, которые могут возникнуть в процессе ликвидации производства. Теперь допустим, что менеджмент компании после принятия решения о закрытии производства разработал и утвердил подробный план данной процедуры. Поставщикам и покупателям были разосланы извещения с предупреждением о необходимости поиска новых ис-
точников поставок и продаж, а персоналу организации — уведомления о предстоящем увольнении. В данном случае резерв необходимо создавать, так как все необходимые для этого условия соблюдены.
Таким образом, если у компании есть намерение понизить свой финансовый результат, то, выдержав необходимые условия международного стандарта, она создает резерв под событие, которое наступит в следующем году. Вместе с тем если у компании нет такого намерения, то она может не выполнять все условия стандарта, чтобы не создавать резерв в текущем году.
Другим поводом для формирования резерва могут быть публичные заявления компании, связанные с защитой окружающей среды. Допустим, что в результате деятельности нефтяной компании был нанесен серьезный ущерб объектам дикой природы на территории государства, где не действуют правовые механизмы охраны животного мира. Нефтяная компания для поддержания собственного имиджа публикует меморандум, в котором обязуется очистить все загрязненные участки, а также способствовать созданию национального заповедника. В соответствии с международным стандартом публичного заявления достаточно для создания резерва, поскольку возникает практическая обязанность, основанная на уверенности в том, что компания восстановит пострадавший объект дикой природы.
Однако, как показывает практика, не все требования выполняются, тем более в заявленные сроки. Зачастую громкие декларации топ-менеджеров крупных транснациональных корпораций о спасении детей или животных в развивающихся странах — лишь инструмент, с помощью которого корпорация решила регулировать свои финансовые показатели [Максимов, Шиманская, 2002].
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ
Интересным представляется обзор российского опыта некоторых компаний по созданию резервов предстоящих расходов [Смирнова, 2003].
Так, ОАО «Северсталь» создает резерв под выплату дополнительных сумм к пенсиям работников. При расчете суммы резерва используются различные статистические методы и данные (например, возраст работника, средняя продолжительность жизни в том регионе, где находится предприятие). В отношении каждого сотрудника оценивается вероятность того, что он проработает в компании до пенсии, а также определяется наиболее вероятное количество лет, которое он может прожить после выхода на пенсию. Резерв под выплату дополнительных сумм к пенсиям является долгосрочным обязательством компании перед своими работниками.
ОАО «Автоваз» берет на себя обязательства по гарантийному ремонту автомобилей или замене определенных компонентов и узлов, вышедших из строя, в течение гарантийного срока — 2 лет после продажи, или по дости-
жении пробега в 35 000 км. Сумма резерва определяется на основе статистических данных о количестве случаев ремонта и замены деталей в прошлые годы. Кроме того, создается резерв на суммы отпускных, которые компания должна выплачивать сотрудникам. Сумма резерва начисляется каждый месяц в размере одиннадцатой части зарплаты каждого работника и соответствующей суммы единого социального налога. Поскольку заранее неизвестно, все ли работники смогут воспользоваться отпуском до увольнения, сумма резерва представляет собой примерную величину обязательств компании перед своими сотрудниками и бюджетом. Наличие резерва позволяет компании планировать свои выплаты. Резервы на охрану окружающей среды и судебные иски не создаются, поскольку руководство компании считает, что в настоящий момент не имеется значительных обязательств, связанных с нанесением ущерба окружающей среде, а также в отношении компании не выдвинуты какие-либо существенные обвинения или предъявлены иски, которые в значительной степени могут повлиять на ее финансовое положение и результаты.
Рекламное агентство Grey Worldwide Russia до начала работ с тем или иным клиентом утверждает смету предстоящих расходов на каждый проект и подписывает смету у клиента. Затем производятся работы, которые сдаются по акту приемки-передачи. Если клиент не принимает работу по какой-либо причине и не подписывает акт приемки-передачи, то ответственные исполнители и менеджмент компании проводят с ним переговоры. Если на момент утверждения финансовой отчетности эти переговоры еще не окончены, то создается резерв под спорную сумму, но только в том случае, если речь идет о существенных суммах. Кроме того, в отдельных случаях создаются резервы под полученные авансы от заказчиков.
Далее, ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» создает резервы под возможные убытки, возникающие из-за судебных разбирательств с контрагентами по хозяйственным договорам и по спорам с налоговой инспекцией. Юридическое управление комбината определяет вероятность проигрыша дела в суде и оценивает суммы, которые будут уплачены по решению суда. Резерв рассчитывается несколькими способами, в частности методом оценки резервов на основе ожидаемой стоимости, определяемой как сумма произведений вероятностей на суммы, которые придется уплатить при соответствующем решении суда в пользу истца.
Другие российские компании, находящиеся в состоянии судебных разбирательств с налоговой инспекций, создают резервы на сумму претензий и штрафов по налогам, которые придется выплачивать в случае проигрыша. При этом вероятность неблагоприятного исхода судебных споров оценивается как высокая, т. е. превышающая уровень в 60%, размер иска существенен и может быть сделана надежная оценка возможной суммы выплаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение различных методов и инструментов управления финансовой отчетностью, включая, конечно, и резервы предстоящих расходов, вызывает так называемый обратный эффект. Его суть заключается в том, что вмешательство, направленное на уменьшение показателей прибыли в отчетном периоде, приводит к увеличению прибыли будущих периодов, и наоборот. В действительности большая часть используемых инструментов позволяет добиться лишь перераспределения бухгалтерской прибыли во времени. Однако здесь имеет место принципиальное различие, которое заключается во времени проявления обратного эффекта. В случае начислений по статьям оборотного капитала обратный эффект выражается в короткие сроки, что обусловлено кратковременным характером активов и обязательств. Проявление обратного эффекта в отношении статей внеоборотных активов будет отсрочено на более долгий период. В ходе исследований Боуэн с коллегами [Bowen, DuCharme, Chores, 1995] выявили, что менеджмент компаний, как правило, используют такие методы вмешательства, которые оказывают длительное положительное воздействие на показатели учетной прибыли. Однако в тех случаях, когда планы вознаграждения руководства были рассчитаны на краткосрочную перспективу, наблюдалось использование методов с более короткими сроками проявления обратного эффекта.
Трудно не согласиться с Пенманом [Penman, 2001], сделавшим важный вывод о том, что подобное перераспределение дохода во времени ставит под сомнение качество не только тех доходов, которые были получены в год осуществления манипуляций с отчетностью, но и доходов последующих лет, когда неизбежно проявятся последствия заимствования или экономии прибыли.
Вопросы создания и оценки резервов противоречивы и в процессе их решения менеджмент компаний во многом полагаются на субъективное суждение. При этом менеджеры пытаются убедить пользователей информации в том, что их «чрезмерный пессимизм» в отношении признания резервов под всевозможные будущие убытки продиктован соблюдением принципа осмотрительности. Для финансового анализа важно понимание степени свободы, которой располагает руководство организации в этом отношении. В некоторых случаях у администрации возникает стремление отразить в публикуемой отчетности результаты, отличные от реалий экономической ситуации в организации.
Всем заинтересованным пользователям необходима уверенность в том, что информация, поступившая из компаний, является полной, точной и заслуживающей доверия. Получить представление об использованных учетных и оценочных методах можно только при наличии надле-
жащего качества и уровня раскрытия информации в финансовой отчетности, поскольку именно они определяют прозрачность финансовых отчетов.
Литература
Александер Д., Бриттон А., Йориссен Э. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике. М.: Вершина, 2005.
Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство: определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
Волков Д. Л. Финансовый учет: теория, практика, отчетность организации: Учеб. пособие. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006.
Максимов М., Шиманская Т. IAS: искусство иллюзии. Условные события как новый финансовый инструмент // Русский предприниматель. 2002. № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruspred.ru/arh/06/30.php.
Международные стандарты финансовой отчетности 2005. М.: Аскери-АССА, 2005.
Палий В. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
Соколов Я. В., Бутынец Ф. Ф., Горецкая Л. Л., Панков Д. А. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
Смирнова И. Составление финансовой отчетности с учетом факторов неопределенности // Финансовый директор. 2003. № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fd.ru/article/4371 .html
Терехова В. А. Зарубежная и российская практика учета формирования и использования резервов организации // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 2 (86). С. 22-25.
Условные факты хозяйственной деятельности: Положение по бухгалтерскому учету 8/01, утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 № 96н // 22ПБУ: практический комментарий. М.: Информцентр XXI века, 2005.
Фэррис К., Пешеро Б. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005.
Экклз Р. Д., Герц Р. X., Киган Э. М., Филипс Д. М. Революция в корпоративной отчетности: Как разговаривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
Bowen R., DuCharme L., Chores D. Stakeholders' Implicit Claims and Accounting Method Choice // Journal of Accounting and Economics. 1995. Vol. 20. N 3. P. 255-295.
Jiambalvo J. Causes and Consequences of Earnings Manipulation: An Analysis of Firms Subject to Enforcement Actions by the SEC // Contemporary Accounting Research. 1996. Vol. 13. N 1. P. 1-36.
Penman S. Financial Statement Analysis and Security Valuation. Boston, MA: McGraw-Hill; Irwin, 2001.
Schuetze W. R. Speech by SEC Staff: Cookie Jar Reserves. 1999 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sec.gov/news/speech/speecharchive/1999/spch276.htm
Статья поступила в редакцию 15 мая 2006 г.