УДК 005.6, 658.8 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-132-137
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГЕОМАРКЕТИНГА
ТОЛСТЯКОВ РОМАН РАШИДОВИЧ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ГОРБУНОВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены альтернативные формы повышения качества продукции, так называемые «резервы». Анализ научной публицистики позволил выделить кроме традиционных методов повышения качества такие, как: технология производства; сырье материалы и комплектующие; персонал организации, 14 резервных направлений повышения качества, к которым относятся следующие резервы: маркетинговые, логистические, интеграционные, бенчмаркинговые, информационные, коммуникационные, креативные, знаниевые, венчурные, проектно-ориентированные, интернет, синергетиче-ские, институциональные, интеллектуальные. Основу перечисленных резервов несмотря на обширную терминологию составляют маркетинговый инструментарий и информационные технологии, в данном контексте предлагается рассмотреть геомаркетинговую концепцию и геомаркетинговый инструментарий, действующий на пересечении маркетинговых и информационных технологий и с привязкой к местности как один из резервов повышения качества продукции. Приведена оценка экономических субъектов (производитель, конкурент, потребитель) в системе менеджмента качества в рамках концепции геомаркетинга, то есть с привязкой к географическим объектам и геопространственным факторам, таким как: географическая зона охвата, транспортные узлы, пешеходный поток, автомобильный поток и так далее. Каждый субъект описан по уровню мобильности, то есть возможности изменения территориальной привязки во времени. Далее приводится базовый инструментарий геомаркетинга: пространственный анализ, модель Хоффа, построение буферных зон, анализ транспортных потоков по отношению к рассмотренным экономическим субъектам. Пересечение инструментов и субъектов формируют поле геомаркетинговых резервов повышения качества продукции, на каждом из этапов жизненной стадии продукции в системе менеджмента качества. В наибольшей степени геомаркетинговые резервы применимы на этапе маркетинговых исследований, предшествующих выпуску продукции и на этапе распределения и реализации.
Ключевые слова геомаркетинг, управление качеством, резервы повышения качества продукции
Повышение качества продукции может осуществляться по трем основным направлениям - это технология производства; сырье, материалы и комплектующие; персонал организации. Но данные направления, как правило, бывают полностью исчерпаны, в связи с чем обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции предполагает целенаправленный поиск и использование имеющихся резервов качества продукции. Выявление таких резервов и своевременное вовлечение их в производственный оборот представляют собой приоритетную задачу в системе управления качеством, решение которой позволит предприятию занять лидирующие позиции в условиях конкурентной борьбы на динамично меняющихся рынках [1].
Именно резервам повышения качества продукции посвящено большинство научных и прак-тико-ориентированных трудов. Рассмотрим основные «резервы качества», выявленные по результатам контент анализа публикаций за последние 10 лет (табл. 1).
Проведя экспресс анализ предлагаемых резервов, можно утверждать, что говоря о резервах системы менеджмента качества, необходимо, в первую очередь к наиболее результативным направлениям повышения качества стоит отнести маркетинговые и информационные резервы, так как это неиспользованные возможности улучшения потребительских свойств продукции и более полного удовлетворения потребностей покупателей.
Таблица 1
Альтернативные механизмы повышения качества продукции
Резервы повышения качества продукции Авторы концепции
Маркетинговые [2; 3; 4] Гордашникова О. Ю., Сюй Юй Лун, Панов А. А., Машков К. А.
Логистические [2] Гордашникова О. Ю.
Интеграционные [5] Фецкович И. В., Семилетова М. М.
Бенчмаркинговые [6; 7] Ван Юй, Хуан Энь, Герасимов Б. И.
Информационные [8; 9] Пережогин В. Ю., Евсейчев А. И., Герасимов Б. И.
Коммуникационные [10; 11] Цзи И., Сажнева О. А.
Креативные [12; 13] Бастрыкин Д. В., Герасимов Б. И.
Знаниевые [14; 15] Спиридонов С. П., Кривенцева М. К.
Венчурные [16] Скрипкина О. С.
Проектно-ориентированные [17] Сахаров И. С.
Интернет [18] Шмакова Е. В., Герасимов Б. И.
Синергетические [19; 20; 21] Сизикин А. Ю., Сараев С. С., Толстых Т. Н., Богомолова Е. В.
Институциональные [22] Герасимов Б. И.
Интеллектуальные [23] Герасимов Б. И.
На пересечении маркетинговых и информационных резервов видится целесообразным выделить такое направление, как геомаркетинг. Концепция геомаркетинга подразумевает привязку экономической и маркетинговой деятельности к определенным геолокациям. Под геолокациями подразумеваются экономические субъекты на определенных территориях. При этом субъекты могут иметь «жесткую» привязку к местности, что связано с физической невозможностью изменить свое местоположение, а могут обладать мобильностью, то есть изменять место локации во времени.
Рассмотрим типы экономических субъектов в рамках геомаркетинговой концепции управления.
1. Производитель продукции. Любое производство связано с производственными помещениями и мощностями, чем более крупное производство, тем в меньшей степени оно может быть перенастроено и перенесено в краткосрочном периоде. Смена помещения требует значительных временных ресурсов, но тем не менее существуют исторические примеры глобальных переносов производства из одного места в другое. Следовательно, если влияние территориальных факторов, таких как удаленность поставщиков, рынков сбыта, инвестиционный климат территории, региональная стоимость трудовых и энергоресурсов в совокупности в долгосрочном периоде будут выше, чем затраты на перенос производства, то к производителю как к субъекту экономической деятельности может быть применен геомаркетинговый анализ. Уровень мобильности можно оценить как низкий, но не нулевой. Для субъектов среднего и малого бизнеса уровень мобильности будет выше.
2. Конкуренты. Под конкурентами будем подразумевать не производство как таковое, а продукцию, удовлетворяющую те же потребности индиви-
да, что и искомый продукт. Уровень геомобильности конкурентов высок, в первую очередь за счет логистики поставок, on-line торговли, динамично открывающихся и так же динамично закрывающихся торговых точек. Открытие новой торговой точки в десятки или даже сотни раз менее затратно, чем открытие нового производства, но все равно для этого требуется торговое помещение, имеющее территориальную привязку. Исключение может составить «торговля с колес», но в современную эпоху гипермаркетов такая форма конкуренции встречается скорее как исключение, хотя именно она обладает максимальной мобильностью с точки зрения геомаркетинга.
3. Потребители. Самый мобильный экономический субъект. Следует выделить несколько групп потребителей по уровню геомобильности, если в предыдущих примерах мобильность определялась днями, неделями или даже месяцами, то в случае с потребителем единицей времени выступают часы.
- Потребители в местах жительства имеют жесткую геопривязку, пролонгированную во времени, существует возможность определения потенциального спроса на основе данных о количестве жителей близлежащих домой вблизи торговой точки. Чем больше продукция относится к разряду «товары постоянного потребления», тем меньше будет радиус охвата торговой точкой близлежащей территории. Продуктовый магазин в спальном районе может рассчитывать на потребителей, проживающих в радиусе 200-300 метров, в то время как магазин мебели может охватывать потребителей, проживающих в радиусе до 5 км.
- Потребители в рабочее время. Нет точных данных, где больше времени проводит индивид, дома или на работе, поэтому места работы (офисы, заводы и т. д.) так же имеют территориальную привяз-
ку, могут быть определены количественными показателями спроса и быть использованы в геомаркетинговой концепции размещения торговых точек.
- Потребители в пути. Все время, которое мы проводим не на работе и не дома, мы проводим в транспорте. В связи с этим изучение транспортных потоков, их интенсивность и направление также является объектом изучения геомарктинга. По пути следования потребителей могут и должны размещаться рекламные материалы, на пересечении транспортных магистралей создаваться торговые центры (именно так они и располагаются).
Подведя итог, можно сказать, что каждый из субъектов экономической деятельности может быть описан с точки зрения геопривязки и времени, в течении которой он может ее изменить и, как следствие, к ним может быть применен методический инструментарий геомаркетинга, к которым относятся:
1. Пространственный анализ, в рамках которого проводится прогноз оптимального местораспо-
Проиндексируем этапы жизненной стадии продукции:
1. Этап маркетинговых исследований. Изучаются географические рынки сбыта, оптимизированные по концентрации потребителей, определяются «зоны охвата» и «зоны пересечений» конкурентов.
2. Этап проектирования и разработки продукции выступает результатом предыдущего этапа, на котором потребительские требования трансформируются в технические требования к продукции и опытному образцу.
3. Этап закупок оборудования определяются удаленно расположенные поставщики, система распределенных складов и производства.
4. Процесс производства и проверки продукции - используется традиционный инструментарий менеджмента качества.
5. Упаковывание и хранение. Этот этап должен способствовать сохранению качества в сферах производства и обращения, при транспор-
ложения торговых точек, с учетом магазинов собственной сети и магазинов конкурентов.
2. Модель Хоффа (Huflmodel) позволяет прогнозировать поток потребителей в заданных торговых точках. Этот прогноз строится на основе геолокационных данных о конкурентах и торговых точках, факторов привлекательности и ряда других.
3. Построение буферных зон, а именно географическое зонирование территорий по логистическим характеристикам и критериям рыночного охвата.
4. Анализ транспортных потоков потребителей, при перемещении автомобильным, общественным транспортом, пешим ходом.
Пересечение объектов экономической деятельности и инструментов геомаркетинга приведено в таблице 2. Закрашенные области отображают возможности использования резервов повышения качества продукции на том или ином этапе жизненного цикла.
Таблица 2
тировании, реализации и хранении с учетом геолокации потребителя.
6. Распределение и реализация. Данный этап заключается в организации продаж оптовыми и розничными организациями покупателям.
7. Этап эксплуатации. На данном этапе к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать продукцию, будет, в частности, зависеть срок службы изделия и удовлетворенность от ее использования.
Литература
1. Болдырева Т. В. Маркетинговый анализ конкурентной позиции промышленного предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 111. С. 155-160.
2. Гордашникова О. Ю. Маркетинговые и логистические резервы повышения качества на этапах жизненного цикла продукции // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (09). С. 28-36.
Резервы повышения качества продукции на основе инструментария геомаркетингана различных этапах ЖЦП
Производитель
Конкурент
Потребитель
Пространственный анализ
3
1
Модель Хоффа
1,7
Построение буферных зон
Анализ транспортных потоков
5,6,7
6
3
1
3. Сюй Юй Лун. Методическое обоснование формирования и развития маркетинговых резервов повышения качества продукции предприятия // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2012. № 1. С. 247-252.
4. Панов А. А. Маркетинг как механизм повышения конкурентоспособности продукции в условиях ВТО // Стратегия устойчивого развития АПК России в ВТО: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 2013. С. 227-230.
5. Фецкович И. В., Семилетова М. М. Стратегический анализ интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 7. С. 25-31.
6. Ван Юй. Бенчмаркинговые резервы повышения качества продукции промышленных предприятий Китая: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2004.
7. Пережогин В. Ю. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции и услуг коммерческой организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008.
8. Хуан Энь, Герасимов Б. И. Бенчмаркинговые резервы повышения качества продукции и услуг // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2010. № 1-3. С. 183-186.
9. Евсейчев А. И. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия. автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2006.
10. Цзи И Формирование и развитие коммуникационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия. автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2007.
11. Сажнева О. А. Терминология в области коммуникационных механизмов повышения качества продукции предприятия // Перспективы науки. 2011. № 3 (18). С. 117-120.
12. Бастрыкин Д. В. Идентификация креативных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2006.
13. Герасимов Б. И. Креативные резервы повышения качества продукции и услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 9 (89). С. 191-194.
14. Спиридонов С. П. Знаниевые резервы повышения качества продукции как микроэкономический индикатор качества жизни // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9 (31). С. 147-150.
15. Кривенцева М. К. Идентификация знаниевых резервов повышения качества продукции промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008.
16. Скрипкина О. С. Венчурные резервы и механизмы повышения качества машиностроительной продук-ции: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2009.
17. Сахаров И. С. Механизм формирования и развития проектно-ориентированных резервов повышения качества продукции организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2009
18. Шмакова Е. В., Герасимов Б. И. Интернет-резервы повышения качества продукции и услуг // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2010. № 1-3. С. 209-212.
19. Сизикин А. Ю. Идентификация синергети-ческих резервов повышения качества продукции (услуг) на базе модели делового совершенства предприятий и организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 26. С. 39-43.
20. Сараев С. С. Развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4 (25-26). С. 229-236.
21. Толстых Т. Н., Сараев С. С., Богомолова Е. В. Методическое обоснование формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции корпоративной организации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 2 (82). С. 72-76.
22. Герасимов Б. И. Институциональные резервы повышения качества продукции и услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 4 (84). С. 73-76.
23. Герасимов Б. И. Интеллектуальные резервы повышения качества продукции и услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 7 (87). С. 66-70.
References
1. Boldyreva T. V. Marketingovyj analiz konku-rentnoj pozicii promyshlennogo predpriyatiya [Marketing analysis of the competitive position of the industrial enterprise] // Aktual'nye voprosy ekonomicheskih nauk. 2010. № 11-1. S. 155-160.
2. Gordashnikova O. Yu. Marketingovye i logisticheskie rezervy povysheniya kachestva na etapah zhiznennogo cikla produkcii [Marketing and logistics reserves of improvement of quality in the product lifecy-cle] // Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta. 2016. № 1 (09). S. 28-36.
3. Syuj Yuj Lun. Metodicheskoe obosnovanie formirovaniya i razvitiya marketingovyh rezervov pov-ysheniya kachestva produkcii predpriyatiya [Methodical substantiation of formation and development of marketing provisions to improve the quality of enterprise] // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2012. № 1. S. 247-252.
4. Panov A. A. Marketing kak mekhanizm povysheniya konkurentosposobnosti produkcii v usloviyah VTO [Marketing as a mechanism for increasing the competitiveness of products in the WTO] // Ctrategiya ustojchivogo razvitiya APK Rossii v VTO: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2013. S. 227-230.
5. Feckovich I. V., Semiletova M. M. Strate-gicheskij analiz integracionnyh rezervov povysheniya
kachestva sel'skohozyajstvennoj produkcii [Strategic analysis of the integration of reserves of increase of agricultural product quality] // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2012. № 7. S. 25-31.
6. Van Yuj. Benchmarkingovye rezervy pov-ysheniya kachestva produkcii promyshlennyh predpriyatij Kitaya [Benchmarking reserves improve product quality of China's industrial enterprises]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2004.
7. Perezhogin V. Yu. Identifikaciya infor-macionnyh rezervov povysheniya kachestva produkcii i uslug kommercheskoj organizacii [Identification of information resources to improve the quality of products and services of a commercial organization]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2008.
8. Huan En', Gerasimov B. I. Benchmarkingovye rezervy povysheniya kachestva produkcii i uslug [Benchmarking provisions to improve the quality of products and services] // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2010. № 1 -3. S. 183-186.
9. Evsejchev A. I. Identifikaciya informacionnyh rezervov povysheniya kachestva produkcii promyshlen-nogo predpriyatiya [Identification of information resources to improve the quality of industrial enterprise]. avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2006.
10. Czi I Formirovanie i razvitie kommunikacionnyh rezervov povysheniya kachestva produkcii promyshlen-nogo predpriyatiya [Formation and development of communication to improve the quality of reserves of industrial enterprise]. avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2007.
11. Sazhneva O. A. Terminologiya v oblasti kommunikacionnyh mekhanizmov povysheniya kachestva produkcii predpriyatiya [Terminology in the field of communication mechanisms to improve the quality of enterprise] // Perspektivy nauki. 2011. № 3 (18). S. 117-120.
12. Bastrykin D. V. Identifikaciya kreativnyh rezervov povysheniya kachestva produkcii promyshlen-nogo predpriyatiya [Identification of creative reserves to improve the quality of industrial enterprise]: avtoref. dis. . kand. ekon. nauk. Tambov, 2006.
13. Gerasimov B. I. Kreativnye rezervy povysheniya kachestva produkcii i uslug [Creative reserves of improvement quality of products and services] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 9 (89). S. 191-194.
14. Spiridonov S. P. Znanievye rezervy povysheniya kachestva produkcii kak mikroekonomicheskij indikator kachestva zhizni [Knowledge reserves of quality production improvement as the microeconomic indicator of life quality] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i pro-cessy. Tambov, 2011. № 9 (31). S. 147-150.
15. Krivenceva M. K. Identifikaciya znanievyh rezervov povysheniya kachestva produkcii promyshlen-nogo predpriyatiya [Identification knowledge reserves of quality production improvement of industrial enterprise]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2008.
16. Skripkina O. S. Venchurnye rezervy i mekhan-izmy povysheniya kachestva mashinostroitel'noj produkcii: avtoref [Venture capital reserves and mechanisms to improve the quality of engineering products]. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2009.
17. Saharov I. S. Mekhanizm formirovaniya i razvitiya proektno-orientirovannyh rezervov povysheniya kachestva produkcii organizacii [The mechanism of the formation and development of the project-oriented organization reserves of quality improvement of products]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2009
18. SHmakova E. V., Gerasimov B. I. Internet-rezervy povysheniya kachestva produkcii i uslug [Internet reserves of quality improvement of products and services] // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2010. № 1-3. S. 209-212.
19. Sizikin A. Yu. Identifikaciya sinergeticheskih rezervov povysheniya kachestva produkcii (uslug) na baze modeli delovogo sovershenstva predpriyatij i organ-izacij [Identification of synergetic reserves of production quality rise of organization on the basis of the model of business excellence of enterprises and organizations] // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2011. № 26. S. 39-43.
20. Saraev S. S. Razvitie sinergeticheskih rezervov povysheniya kachestva produkcii organizacii [Development of synergetic reserves of production quality rise of organization] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2011. № 3-4 (25-26). S. 229-236.
21. Tolstyh T. N., Saraev S. S., Bogomolova E. V. Metodicheskoe obosnovanie formirovaniya i razvitiya sinergeticheskih rezervov povysheniya kachestva produkcii korporativnoj organizacii [Methodical substantiation of formation and development of synergies reserves of improvement quality production of corporate organization] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 2 (82). S. 72-76.
22. Gerasimov B. I. Institucional'nye rezervy povysheniya kachestva produkcii i uslug [Institutional provisions of quality improvement of products and services] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 4 (84). S. 73-76.
23. Gerasimov B. I. Intellektual'nye rezervy povysheniya kachestva produkcii i uslug [Intelligent reserves of quality improvement of products and services] // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 7 (87). S. 66-70.
P. P. TOnCTflKOB, H. H. rOPEYHOB
137
* * *
RESERVES OF IMPROVEMENT QUALITY OF GOODS ON THE BASIS OF GEOMARKETING TOOLS
TOLSTYAKOV ROMAN RASHIDOVICH Tambov State Technical University Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
GORBUNOV IGOR NIKOLAEVICH Tambov State Technical University Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article describes the alternative forms of increasing the quality of products, which called "reserves". Analysis of scientific journalism allowed to allocate besides traditional quality improvement techniques such as a production technology; raw materials and components; organization staff, 14 reserve areas to improve the quality, which include the following provisions: marketing, logistics, integration, benchmarking, information, communication, creative, knowledge, venture, project-oriented, Internet, synergetic, institutional, intellectual. The basis of these provisions constitute the marketing tools and information technology in spite of the extensive terminology, in this context invited to consider the concept of geomarketing and geomarketing tools, which act at the intersection of marketing and information technologies with binding to the area as one of the reserves to improve the quality of products. Assessments of economic agents (manufacturer, competitor, and consumer) are presented in the quality of management system within the geomarketing concept, that is, with binding to geographical features and geospatial factors such as: geographic footprint, transportation hubs, pedestrian traffic, car traffic and others. Each subject is described by the level of mobility, that is, the possibility of changing the territorial binding in time. The author presents the basic tools geomarketing: spatial analysis, Hoffs model, the construction of buffer zones, and the analysis of traffic flows in relation to the consideration of economic entities. The intersection of tools and subjects forms the field of geomarketing reserves improve product quality at each stage of the life stages of the product in the quality management system. In greatest degree geomarketing reserves applicable at the market research stage which preceding to the stages of release of production, implementation and distribution.
Key words: geomarketing, quality management, reserves of improving product quality
^ 11, № 12, 2016