УДК: 745.51(=512.19)
Эмирусеинова Л. Х.
Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В РАБОТАХ КРЫМСКОТАТАРСКИХ МАСТЕРОВ
В статье исследуется резьба по дереву в работах крымскотатарских мастеров. Более подробно рассматриваются виды и типы резьбы, а также особенности значения орнамента.
Ключевые слова: Крым, резьба по дереву, орнаментика, современные крымскотатарские мастера-резчики по дереву.
Изложение основного материала. Издавна резьба по дереву занимала значительное место в искусстве крымских татар. Резьба была одним из самых древних и распространённых видов крымскотатарского декоративно-прикладного искусства, как и другие самобытные ремесла, которые имели богатые традиции. Былое поколение широко использовало возможности мягкой и пластичной древесины, позволяющей создавать изделия, разные по назначению, форме и фактуре.
Существуют следующие типы резьбы: сквозная резьба, глухая резьба, скульптурная резьба, домовая резьба, которая подразделяется на сквозную и накладную, имеющая два подвида: прорезная резьба, пропильная резьба. Орнаментальной поверхностью изделий из дерева отличались: шкатулки, ларцы, столы, стулья, пепельницы, рамки для зеркал, детские кроватки («бешик»). Было трудно представить повседневную жизнь крымских татар без домашней утвари, орудий труда и мебели. Интерьер крымскотатарского жилья мог зависеть от материального достатка его хозяина, поэтому, не в каждом доме можно было встретить домашнюю утварь, украшенную резьбой по дереву.
Большой выразительностью архитектурной композиции, отражающей устойчивые строительные традиции, отличалось оформление жилого дома. Главным акцентом снаружи домов являлось оформление кровли. Внутри городских домов распространены были резные потолки из прочных пород дерева. Большая часть изделий выполнялась из дерева ореха и инкрустировалась липой, в экспозиции традиционных крымскотатарских промыслов. Так же мастера выполняли различные изделия из местных пород дерева: джевиз тереги (орешник), бикагъач (бук), чемтереги (сосна), пелитагъачэмен (дуб), дут тереги (шелковица) и многих других. Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели — низенькими столиками (хона), скамейками. В спальне стояла резная колыбель (бешик).
Народные мастера изготавливали мебель: сет (диван), сандыкъ (сундук), бешик (колыбель), аштахтасы (обеденный стол), еди кошели хона (низкий семигранный стол); посуду: чанакъ чольмек (кастрюля), къашикъ (ложка), чомуч (половник), окълав (скалка), къыргъач; подставки для Корана (китаплыкъ). Из можжевельника изготавливали курительные трубки чубукъ (которые можно было разбирать и чистить шомполом), узорчатые трости.
Музыкальные инструменты — «музыка алетлери», такие как «къавал» (флейта), «дудукъ», «тулуп-зурна» (волынка), «даре» (бубен), «давул» (большой барабан), «думбелек»-тамбурин (барабан с удлиненным корпусом), «кеманче» (кеманча) и др., изготавливали также мастера из местных пород дерева.
С большой изящностью оформлялась деревянная рукоятка ножа следующих разновидностей: къаракъулакъ (черное ушко), тарпан (дикая лошадь), йылан (змея), которые заказывали мастерам состоятельные люди. Основное отличие этих ножей заключалось в том, что они были тонкие, изящные, лезвия изготавливались из прочной стали.
Целью современных крымскотатарских мастеров декоративно-прикладного искусства, художников, а также архитекторов является возрождение и развитие свойственной Крыму орнаментальной обработки поверхности дерева, со сложной ритмикой и симметричной гармонией, чтобы изготовленные ими изделия не только выполняли свое функциональное бытовое назначение, но и приносили эстетическое удовольствие.
Резьба по дереву — одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов традиционного орнамента. Следует заметить, что резьба по дереву выполняется в технике вырезания, поверхность деревянных изделий украшена элементами орнаментального декора, несущего в себе смысловую нагрузку. Известно, что крымские татары являются мусульманами, именно поэтому мастера в своих произведениях не изображали людей, а придавали больше значимости растительному орнаменту, как символу передачи человеческой сути.
Одним из выдающихся мастеров декоративно-прикладного искусства является крымскотатарский художник Мамут Чурлу, который глубоко изучил народный орнамент и его символику, передавая свои знания нынешнему поколению.
Основными элементами растительного орнамента являются: бадем (миндаль)-девушка, роза — знак женщины, тюльпан — знак юноши или же мужчины, цветок источающий свет — символ Божьей мудрости, гвоздика — знак пожилой женщины и мудрости жизни. Среди растительных орнаментов преобладают изображения листьев, корзин с розами, плодами, ветки цветов, бутоны, лилии, виноградные гроздья. Семейное древо, изображенное внутри миндаля, символизирует молодую девушку, мечтающую о семье и детях. Некоторые символы растолковываются в различных источниках по-разному.
Среди геометрических орнаментов наиболее распространенными были изображения круга, ромба, восьми- и шестиконечных звезд. Часто на изделиях изображалась «волюта» — спирально образный изогнутый орнаментальный мотив, известный с античности. Если работа за компонована в квадрат, самую устойчивую форму на Земле, это показывает мужскую структуру, если же это круг, то женскую.
Рассмотрим творчество крымских мастеров, которые в наше время занимаются резьбой по дереву.
Длявер Зиядинов родился в 1956 году в совхозе Баяут Сырдарьинской области Узбекистана. Основам столярного дела обучился у своего отца. Умер Зиядинов сумел привить сыну любовь к этому удивительно теплому материалу. Будущий мастер взял впервые резец в 15 лет и стал помогать отцу в изготовлении домашней мебели. До переезда в Крым работал в Бекабаде на цементном заводе в должности художника-оформителя, а затем — мебельщиком на краснодарском заводе «Югмебель». Вместе со своим другом оформлял детские площадки, беседки и пляжные домики для пансионатов. Небольшие постройки, выполненные из местных пород дерева, мастера стараются гармонировать с естественным ландшафтом.
Однако основным его творчеством является изготовление тростей, которые поражают своей тонкой обработкой и богатством резного узора. На сегодняшний день им создано свыше ста произведений. Мастер вырезает трости из кизилового дерева, обладающего большой твердостью и богатой фактурой. Для декора характерно сочетание гладких и слегка тонированных резных поверхностей. Автор в своих работах старается передать всю изящность растительного и геометрического мотива ритмичного и гармоничного. [9]
Мастер не перегружает свои произведения металлическими деталями, стремясь со своей яркостью показать фактуру дерева. Д. Зиядинов старается передать всю пластику дерева, суть орнаментики, и цвета.
Художник, резчик по дереву Али Бекиров родился 3 августа 1945 года. В настоящее время является художником-постановщиком Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра. Участник многочисленных художественных выставок. Заслуженный работник культуры Узбекистана Али Бекиров является потомственным
мастером по художественной обработке дерева. Обучался резьбе у своего отца. Мастер декоративно-прикладного искусства на сегодняшний день изготавливает: деревянные резные колыбели, ассоциируемые с известной крымскотатарской легендой «Алтын бешик» («Золотая колыбель»), а также «налыны» — традиционная женская обувь на высокой подошве [2].
Рустем Максудов родился в 1970 году в поселке Полосан Алтыарыкского района Ферганской области, Узбекистан. В 1989 году закончил Маргеланский планово-экономический техникум по специальности «техник ЭВМ». Вернулся на родину в Крым в 1990 году. Мастер резьбы по дереву. Обучается традиционной росписи орнамента, работает на основе эскизов Мамута Чурлу. Мастер резных разнообразных столов и досок для игры в нарды.
Художник создал традиционную мебель для интерьеров в этническом стиле. Работы экспонировались на выставках проекта «Крымский стиль», основателем которого является Мамут Чурлу [12].
Одну из своих работ мастер описывает так: «Даже кофейный столик в мусульманском мире — не просто элемент мебели. Традиционный стол, на котором выгравирован гранат, символизирует семью, и означает, что девушка будет хорошей женой, мамой и хозяйкой. Особое значение он имеет во время сватанья девушки, ведь в первую очередь сваты обращают внимание на то, как умело невеста угощает кофе своих гостей.
Выводы: Тема, поднимаемая в данной статье, достаточно актуальна на сегодняшний день. Традиционная резьба по дереву в Крыму находится на грани исчезновения. В связи с тем, что крымские татары были депортированы из Крыма в 1944 году, традиционное искусство остановилось в развитии. После массового возвращения коренного, депортированного народа на историческую родину с 90-х годов XX века, художники пытаются возродить давно забытое и утерянное искусство.
Литература
1. Абдуллаева, Г. Ремесленные производства в Крымском ханстве/М^е^2012.-28 мая — С.10.
2. Байрам-Али, Б. Резьба по дереву, выполненная в крымскотатарском национальном стиле, будет возрождаться в Крыму // Голос Крыма. — 2007. — 9 марта. С. 2.
3. Корвегин, С. Он живет красиво: [О мастере резьбы по дереву Р. Максудове] // Республика Крым. — 2006. — 21 дек. — С. 12
4. Ниметуллаева, З. Мастер резьбы по дереву Длявер Зиядинов // Голос Крыма. — 2005. — 2 дек. — С. 8.
5. Чурлу Мамут // Крымский Стиль — 2011
6. Декоративно прикладное искусство крымских татар [Электронный ресурс] /Режи м доступа:.http://www.Hvemtemet.m/users/4768613/posШ2507163/
7. Скибин Р. [Электронный ресурс] / Р. Скибин — Режим доступа: http://www.rustemskibin.com/?page_id=2375.)
8. Резьба по дереву [Электронный ресурс] / Резьба по дереву — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Резьба_по_дереву