О. А. Орчаков
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ
O. A. Orchakov
Rating scoring system of success: characteristics of realization and automation of result's accounting
The article is described the characteristics of realization in the educational process of rating scoring and accounting system of students' success at Moscow Institute of Economic, Management and Law. The author analyses some common approaches and principles of building the system, the rating structure, the features of management in the educational student activity. He also attracts special attention to the problems of automation in educational results' accounting in information unuversity system.
Системы: кредитная, рейтинговая, балльная...
Контроль и оценка уровня учебных достижений студентов являются важнейшей стадией педагогического процесса в высшей школе, и все время существования высшей школы именно эта стадия была наиболее проблемной и дискуссионной. Проблемы объективности, регулярности, надежности контроля, точности оценки до сих пор в центре внимания педагогики высшей школы.
Если сделать беглый обзор современных технологий контроля и оценки, применяемых в мире, то мы увидим, что наиболее популярной формой организации этого процесса становятся различные варианты накопительных или рейтинговых систем, которые позволяют избежать многих недостатков традиционных сессионных систем.
Рейтинговая система учета и оценки знаний студентов предполагает непрерывный контроль в течение всего срока изучения дисциплины. Своевременное выполнение контрольных мероприятий и получение высокого рейтинга повышает интерес студента к изучению дисциплины, стимулирует его работу в течение семестра и тем самым повышает качество подготовки в целом.
Возможности рейтинговой системы очень широки: в ее рамках легко реализуется тематический контроль и текущая аттестация студентов, побуждение студента к регулярной и планомерной учебной деятельности — как в аудитории, так и самостоятельно, что особенно важно.
© О. А. Орчаков, 2007
Этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если студент по завершении курса получает достаточную совокупную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.
Существует достаточно много вариаций рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов, но прежде чем описывать вариант, реализуемый в Московском институте экономики, менеджмента и права (МИЭМП), рассмотрим некоторые термины и понятия.
Как известно, модернизация российского высшего образования предполагает совершенствование процессов проектирования содержания, методического обеспечения, технологий реализации и оценки качества освоения образовательных программ. В последнее время Министерство образования и науки РФ обращает все большее внимание на использование в российских вузах кредитной и рейтинговой систем, широко применяющихся в вузах ведущих стран мира.
При этом часто вводится понятие «кредит-но-рейтинговая система», что, на наш взгляд, нецелесообразно, поскольку дезориентирует преподавателей и администраторов образования, и без того зачастую путающих понятия кредитной и рейтинговой систем. В общем-то, понятие «кре-дитно-рейтинговая система» достаточно искусственное, поскольку и та и другая могут вводиться и работать независимо друг от друга.
Дело в том, что кредитная система — это система количественной оценки содержания об-
разовательной программы. Она вводится в большей степени в целях более четкого учета пройденных студентами дисциплин для того, чтобы потом им было легче переводиться (академические трансферты), продолжать обучение, получать признание дипломов в Европе и т. д. В России будет использоваться как раз система, ориентированная главным образом на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, основой которой является ECTS (European Credit Transfer System — европейская система зачета кредитов). В этой системе кредит — это единица оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части.
Под рейтинговой же системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. В принципе, любую систему количественной оценки знаний можно с определенной натяжкой отнести к рейтинговой. Даже традиционную российскую четырехбалльную (от «неудовлетворительно» к «отлично»). Но уже давно ясно, что эта система имеет ряд существенных недостатков, главный из которых — невозможность адекватной количественной оценки именно качества учебной деятельности и ее результатов. Кроме того, объективность — главное требование, предъявляемое к оценке, в традиционной четырехбалльной системе также плохо реализуется. Доказано, что экзамены не могут быть основным показателем качества подготовки в «длинных» образовательных процессах (т. е. как раз в вузах). Подлинная успеваемость оценивается по качеству и эффективности работы студента в течение семестра. Все прекрасно знают, что «билетный» экзамен — формальность и лотерея, и все равно отдают дань ритуалу и, не подумав, говорят о его эффективности. Дискуссий же о «повышении эффективности» традиционных экзаменов велось столько, что начинать новую смысла нет. Нужна одна простая вещь — избавить курсовой экзамен от функции «последнего приговора» и прекратить выставлять оценку за курс только по экзамену. Для этого и необходима рейтинговая система, которая, обладая более широким диапазоном возможностей в фиксации результатов, нежели четырехбалльная, позволяет накапливать результаты обучения, учитывая все виды учебной деятельности в виде итогового рейтинга. В общем, рейтинговая система вводится для более полного и объективного учета и оценки успеваемости студентов.
Конечно, в реальности и кредитную, и рейтинговую системы следовало бы вводить вместе
(не значит, что одновременно), поскольку и та и другая решают проблему стандартизации структуры учебной деятельности в целом, и структуры учебной отчетности в частности. Совместное введение кредитов и рейтинга позволяет также более системно подойти к вопросам планирования учебной нагрузки и, как следствие, формирования учебного бюджета, организации учебно-методической и организационно-методической работы. Здесь не имеет значения, какая из систем начинает вводиться первой. Мы начали с рейтинговой, поскольку она в гораздо меньшей степени регламентируется свыше (это вопрос технологии, отнесенной к компетенции вуза). Кредитная же система регламентируется в рамках включения российских вузов в Болонский процесс, и возможно появление каких-то новых документов, которые придется учитывать.
Рейтинговая система в МИЭМП
Гораздо ближе к сути вопроса понятие «бал-льно-рейтинговая» система. Но для упрощения и потому, что рейтинг априори подразумевает накопление баллов, возможно обойтись простым словосочетанием — рейтинговая система.
Итак, вариант рейтинговой системы в МИЭМП имеет в своей основе ряд принципиальных вещей:
• итоговая оценка по дисциплине, вносимая в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи семестрового экзамена/зачета, но и результаты текущей учебной работы студента в течение семестра;
• для того чтобы объективно оценить результаты текущей учебной работы, в учебный процесс вводится система контрольных срезов, каждый из которых оценивается определенным числом баллов;
• система контрольных срезов выстраивается так, чтобы студент мог продемонстрировать (получив за это соответствующую оценку) не только способность за 2-3 дня «выучить» и «сдать» материал, но и способность работать системно, регулярно и самостоятельно;
• содержание контрольных срезов ориентирует студента не на воспроизведение учебного материала, а на понимание логики изучаемой дисциплины, умение осмысленно использовать ее понятийный аппарат, способность применять полученные знания; поэтому эти контрольные срезы разнообразны и по форме и по содержанию (см. далее);
• итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью системы оценки работы студента и оценка по нему, выраженная в баллах, также является частью итогового рейтинга, набранного студентов при освоении дисциплины;
• итоговая оценка по дисциплине представляет собой сумму оценок, полученных студентом за прохождение контрольных срезов, включая финальный (зачет/экзамен). Итоговая сумма баллов после этого пересчитывается по определенной системе, и полученный результат выставляется в соответствующие документы.
Таким образом, студент в процессе изучения дисциплины накапливает баллы, зарабатывая рейтинг, который в итоге показывает его (студента) учебную состоятельность. Рейтинг в таком понимании становится не только инструментом оценки успеваемости, но и своеобразным инструментом воспитательной работы: мы можем выстраивать рейтинги студентов, определяя по ним в том числе и всякие стимулирующие моменты, вплоть до скидок в оплате обучения.
Важным аспектом рейтинговой системы является вопрос стандартизации структуры учебной деятельности студента. Каждая дисциплина требует определенных трудозатрат на ее изучение. Каждый вид работы студента по освоению дисциплины также имеет определенную трудоемкость. В нашем варианте реализации рейтинговой системы эти аспекты учтены: все дисциплины учебного плана разделяются на группы исходя из их трудоемкости (общего объема часов по учебному плану). По каждой из групп устанавливается нормативный рейтинг и стандартная структура рейтинга — виды и количество работ (рубежей), за которые студенту будут выставляться рейтинговые баллы. В целом это отражено в соответствующем нормативном документе института, который регламентирует все аспекты внедрения и работы системы.
Итак, для набора рейтинга студент обязан пройти определенные контрольные срезы. Учитывая вышесказанное, в нашем варианте он делает следующее:
• выполняет домашние письменные работы определенного объема;
• проходит контрольные рубежи (например, тестируется, пишет аудиторную контрольную, терминологический диктант);
• сдает семестровый рубеж (зачет, экзамен).
Еще студенту может быть выставлен текущий рейтинг, которым оценивается, скажем так, отношение студента к учебе на протяжении се-
местра: его активность на занятиях, своевременность представления работ, отношение к учебе в целом, посещаемость.
Полученные студентом баллы суммируются, и в итоге студент получает так называемый фактический рейтинг, отражающий его успехи.
Понятно, что фактический рейтинг — вещь относительная, он сравнивается с определенным нормативом, т. е. фактически — базой для определения конечной оценки успеваемости. В традиционной шкале оценок «норматив» — 5 баллов, что давно уже никого не удовлетворяет. И здесь мы тоже видим большое разнообразие подходов. В одних вузах устанавливают единые нормативы по всем дисциплинам в 10 или 100 баллов, в других связывают нормативную оценку с объемом дисциплины и т. д. Мы же ввели два типа семестровых нормативов: 50 баллов и 100 баллов. Иными словами, дисциплина (или ее семестровая часть) с интенсивностью аудиторной работы до 4 часов в неделю имеет норматив в 50 баллов, с большей интенсивностью — 100 баллов. Это позволяет не только учесть значимость дисциплины (опосредованную объемом), но и более адекватно структурировать учебную деятельность студентов в течение семестра.
Сколько баллов и за что выставлять? В принципе, соотношение оценок по видам отчетности в рамках изучения конкретной дисциплины устанавливает кафедра при разработке семестрового графика изучения дисциплины. Но здесь также есть определенные ограничения, устанавливаемые исходя из здравого смысла и педагогики высшей школы (часто это совпадает). Так, хотя мы и говорим, что финальный зачет/экзамен — не окончательный «приговор» студенту, все равно его рейтинг должен быть не менее 40 % от общего.
Например, нормативный рейтинг дисциплины — 100 баллов, в рамках ее изучения предусматривается выполнение двух контрольных работ, один рубеж и экзамен. Возможная структура рейтинга:
• контрольная работа № 1 — 10 баллов;
• контрольная работа № 2 — 20 баллов;
• рубежный контроль № 1 (например, тест) — 10 баллов;
• рубежный контроль № 2 (ситуативное задание) — 10 баллов;
• текущий рейтинг — 10 баллов;
• экзамен — 40 баллов.
Всего — 100 баллов.
Возможны вариации между контрольными работами и рубежным рейтингом. Текущий рей-
тинг тоже может быть иным, но на него не должно приходиться более 10 % от норматива.
Это распределение фиксируется в специальном графике выполнения и сдачи рейтинговых работ и прохождения контрольных рубежей по дисциплине (рис. 1), который разрабатывает кафедра по каждой дисциплине. Оно же указывается в методических рекомендациях (учебно-методических материалах) по изучению дисциплины.
Подчеркиваем: это распределение нормативного рейтинга, т. е. максимальных баллов, которые может получить студент за работу (и дисциплину в целом).
Для каждого вида рейтинговых работ есть минимальная аттестационная граница — проходной рейтинг. Общий проходной рейтинг для дисциплины — 55 % от норматива, или 55 баллов для 100-балльной дисциплины. Нижние границы для отдельных видов работ кафедра может установить сама, главное при этом, чтобы общая сумма проходных рейтингов по отдельным видам работ была не меньше 55 (см. таблицу).
По дисциплинам, по которым в качестве формы контроля учебным планом установлен зачет, в ведомости (приложении к диплому) запись «зачтено» ставится при условии, что набранная сумма баллов превышает 55 % от норматива. В зачетную книжку выставляется балл по традиционной 4-балльной шкале или запись «зачтено».
Организация работы ППС и автоматизированного учета результатов обучения в рамках рейтинговой системы
Сдача студентами контрольных заданий и прохождение рубежей в институте организуется на консультациях и специальных тестовых занятиях. Возможно также, что часть консультационной работы будет проводиться на семинарах, но это нежелательно — семинар есть семинар. В рамках рейтинг-системы не предусматривается проведение специальных предэкзаменационных консультаций: вся необходимая организационная
График выполнения и сдачи рейтинговых работ и прохождения рубежей по дисциплине
Кафедра: мрнрпжмрнтя и маркетинга Учебнктй год: 7006-07 Дисциплина: МИ 200 Теория организации Семестр: 5 Поток: 3 курс, факультет управления, дневное Иормативньтй рейтинг: 100 баллов
Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Сессия Экз. Всего баллов
№ недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Контроль КР-1 (эссе) РК-1 РК-2 КР-2 (Мини-проект)
Баллы 10 10 10 20 40 90
Шкала перевода рейтинговых баллов в оценку по традиционной шкале
Нормативный рейтинг, баллы Оценки в 4-балльной шкале
отлично хорошо удовл. неудовл.
интервал баллов фактического рейтинга
50 45-50 36-44 28-35 Менее 28
100 90-100 71-89 55-70 Менее 55
Текущий рейтинг — 10 баллов. КР-1,2 — контрольные работы; РК-1,2 — рубежное тестирование.
Рис. 1. График выполнения и сдачи рейтинговых работ и прохождения рубежей
информация должна быть известна студентам заранее, а «освежение» знаний перед экзаменом в условиях рейтинга как-то теряет смысл.
Итоговый контроль может осуществляться по мере выполнения студентами графика контрольных мероприятий и по окончании дисциплины, т. е. не обязательно в сессию.
Для обеспечения объективности оценки результатов успеваемости должен быть обеспечен охват всех студентов предусмотренными видами отчетности и равенство исходных условий. В этих целях кафедрами разрабатываются и доводятся до студентов методические рекомендации, содержащие описание структуры рейтинга по дисциплинам кафедры, условия аттестации, параметры и критерии оценки видов работ, выполняемых студентами и учитываемых при начислении рейтинга по дисциплине.
Сам порядок организации учебного процесса с использованием рейтинговой системы, т. е. кто что делает (кафедра, деканат, учебное управление), достаточно подробно описан в принятом институтом положении о рейтинговой системе.
Любая организационная реформа в вузе связана с определенными трудозатратами, в случае с внедрением рейтинговой системы достаточно большая часть этих трудозатрат падает на преподавателя. Поэтому мы постарались в максимальной степени облегчить освоение так называемых «бюрократических» процедур, по возможности автоматизировав их.
В нашем институте уже с 2003 г. действует автоматизированная информационная система управления учебным процессом «Косинус» (АИС). Из глобальных задач по оптимизации управления всеми процессами вуза перед АИС ставилась задача автоматизации учета всех видов учебной работы ППС, в том числе в рамках рейтинговой системы.
Первая стадия работы в АИС — это ввод учебных планов. При вводе дисциплин вводится структура рейтинга по ним: количество и «цена» заданий и рубежей, величина текущего рейтинга, вид и нормативные баллы контролей.
По мере прохождения рубежей или проверки письменных работ преподаватель выбирает в
Рис. 2. Фрагмент интерфейса автоматизированной информационной системы «Косинус».
Блок «Рейтинг-листы»
системе рейтинг-лист по соответствующей дисциплине, затем вид рубежа, открывает список студентов и вносит данные в АИС, как показано на рис. 2. И так постепенно в системе происходит накопление рейтинга студента.
Текущий рейтинг начисляется в конце семестра (как правило, перед итоговым контролем) и добавляется к общей сумме баллов, набранной за выполнение работ и прохождение рубежей. Для этого в рейтинг-листе тоже есть специальная строка «ТР».
Система позволяет в любой момент времени сделать срез текущей успеваемости как по группе, так и по всем студентам института. Например, мы можем выстроить рейтинг студентов потока на середину (по итогам одного-двух рубежей) или конец семестра, накануне или после сессии. Таким образом реализуется и воспитательная функция рейтинговой системы: с одной стороны, сами студенты видят, кто чего стоит, с другой — кураторы групп и деканы получают
своеобразный инструмент воздействия, позволяющий скорректировать учебную деятельность студента, не дожидаясь результатов сессии.
После внесения в АИС отметок/оценок по зачету/экзамену (интерфейс ведомости см. на рис. 3) в ней происходит автоматический пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале или отметку о зачете, которые также автоматически вносятся в приложение к диплому или в академическую справку.
В итоге системой по каждой дисциплине создаются печатные формы рейтинг-листов (в pdf-формате, фрагмент см. на рис. 4), которые распечатываются после итогового контроля. Преподаватель ставит подпись, и листы в установленном порядке сдаются на хранение.
В качестве итога — несколько выводов.
Рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе студента в течение всего семестра и на систематическом контроле уровня его учебных достижений.
Рис. 3. Фрагмент интерфейса автоматизированной информационной системы «Косинус».
Блок «Ведомости. Итоговый контроль»
Рис. 4. Фрагмент рейтинг-листа
Рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует познавательную активность и помогает им планировать учебное время и формы материальных поощрений. Студенты, получившие оценки «автоматом», имеют дополнительное время для отдыха.
Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата, рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга всегда престижно...