г
V
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
)
Ю. ПОПОВ, В. ПОДЛЕСНОВ, В. САДОВНИКОВ, Е. АНДРОСЮК, В. КУЧЕРОВ
Волгоградский государственный технический университет
РЕИТИНГОВАЯ СИСТЕМА
Традиционно используемая 4-балльная шкала контроля знаний учащихся имеет ряд существенных недостатков:
♦ ориентирована главным образом на итоговый контроль знаний - экзамен или зачет;
♦ не учитывает качество выполнения текущих заданий - регистрируется всего лишь факт выполнения по принципу «зачтено» - «не зачтено»;
♦ как правило, слабо контролирует усвоение теоретического материала в течение семестра; не стимулирует систематическую работу студентов в ходе семестра;
♦ исключает дух здоровой состязательности, честной конкуренции среди студентов;
♦ не обеспечивает должный контроль самостоятельной работы студентов в семестре;
♦ не учитывает всех нюансов ответов студентов на экзамене (в одну категорию могут попасть учащиеся, существенно отличающиеся друг от друга по своим знаниям, умениям и способностям).
Вступительные испытания
Многобалльная рейтинговая система, ориентированная на текущий контроль успеваемости, свободна от указанных недостатков.
В ВолгГТУ процесс рейтинговой оценки знаний организован как непрерывный, начиная со вступительных эк-
заменов. К основным положениям, на которых базируется рейтинговая система, относятся:
1. 100-балльная оценочная шкала на вступительных экзаменах(с некоторой коррекцией шкалы соответствия с 4-балльной системой: 90-100 баллов соответствует оценке «отлично», 70-89 - «хорошо», 40-69 - «удовлетворительно», менее 40 баллов - «неудовлетворительно»).
2. Расчет среднего рейтинга как средней оценки по сдаваемым дисциплинам на вступительных экзаменах.
3. Влияние рейтинговой оценки на назначение и размер стипендии в первом семестре обучения (если студент набрал 85-89 баллов, то ему назначается обыкновенная стипендия, а если 90 баллов и более - повышенная).
Таким образом, уже перед своей первой экзаменационной сессией студент имеет возможность привыкнуть к оценкам по 100-балльной шкале, к распределению студентов по рейтингу (он находится не просто в категории «отличников» или «хорошистов», а четко знает, кому в этой категории уступает, а кого опережает). Это сказывается на текущей успеваемости - студенты стремятся максимально повысить свой рейтинг.
Начиная с первого семестра, указанная система полностью реализуется на всех трех уровнях обучения студентов, при этом постоянно отслеживаются средний семестровый, межкурсовой и итоговый рейтинги.
Рейтинговая оценка учебы
Рейтинг студента является индивидуальной комплексной оценкой его успеваемости по всем направлениям учебной деятельности. В вузе можно выделить следующие ее виды: овладение дисциплинами учебного плана; прохождение всех видов практик; сдача итогового государственного экзамена; выполнение и защита выпускных квалификационных работ.
Семестровый рейтинг студента допустимо рассматривать как средневзвешенное арифметическое или геометрическое значение оценок успеваемости по указанным направлениям.
Определение значимости каждого вида учебной деятельности весьма затруднительно, хотя известны попытки оценить «весовую категорию» дисциплин. Например, в работе [1] выделяются параметры, применяемые для определения важности дисциплин: объем в часах по учебному плану, приоритет дисциплины для формирования специалиста (по экспертным оценкам преподавателей факультета), сложность изучения и трудность сдачи. Однако и с учетом предлагаемых критериев «объективно» определить коэффициенты весомости учебных дисциплин все же непросто.
В ВолгГТУ все указанные выше направления учебной деятельности принимаются равнозначными, то есть с одинаковыми коэффициентами весомости, и каждое из них оценивается по 100-балльной шкале.
Принята следующая шкала соответствия традиционных и рейтинговых оценок:
• «отлично» - от 90 до 100 баллов;
• «хорошо» - от 76 до 89 баллов;
• «удовлетворительно» - от 61 до 75 баллов»
• «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Успеваемость студента в семестре оценивается по наиболее простой формуле - как среднее значение рейтинговых оценок по всем видам учебной деятельности. Эту величину называют средним семестровым рейтингом:
*сем _ 1
1 п + к
I Ягдисц + к' Щ
практ
г_1
где Ксем - средний семестровый рейтинг студента по окончании / семестра;
Л.дисц- рейтинговая оценка по . дисциплине;
Л1практ - рейтинговая оценка по 1 практике, относящейся к /'семестру;
£ф= 0 при отсутствии практики в / семестре и £Ф= 1 при ее наличии;
п - количество изучаемых в / семестре дисциплин по учебному плану.
К учебным дисциплинам приравниваются: выполнение выпускной работы бакалавра, а на третьем уровне обучения - курсового проекта по специальности (межпредметного), выполнение магистерской диссертации, НИРС в семестрах.
Аналогично по окончании каждого курса определяется итоговый межкурсовой рейтинг студента (до пятого курса):
*итог _
2т
2т
I *
1 _1
сем 1
где Лт - средний итоговый рейтинг студента по окончании т курса.
Итоговый рейтинг студента после завершения обучения по программе бакалавриата рассчитывается по формуле:
I *
/ +- (*г 1 2
+ *
вып.раб.
Лгосэкз- - рейтинговая оценка студента на итоговом государственном экзамене;
Лвыпраб- - рейтинговая оценка выпускной квалификационной работы.
)
В этом выражении сдача итогового государственного экзамена и защита выпускной работы бакалавра приравнивается к некоторому условному дополнительному семестру.
Рейтинг студента на третьем уровне обучения определяется аналогично.
Текущая и итоговая аттестация
Многобалльная рейтинговая система предусматривает периодический контроль текущей успеваемости в течение семестра, обеспечивая этим плавное, «мягкое» управление педагогическим процессом. При этом интенсивно и, главное, своевременно стимулируются процессы самоорганизации учебной деятельности студента: некоторым достаточно одной «осечки», чтобы сделать правильные выводы и даже без «управляющих воздействий» деканата исправить положение к началу экзаменационной сессии.
Максимальная оценка за текущую успеваемость составляет 60 баллов. При этом учитываются: работа на лабораторных, практических занятиях, семинарах; результаты сдачи семестровых заданий, курсовых работ, коллоквиумов, рубежных проверок по разделу курса лекций, контрольных работ, заданий по организации самостоятельной работы студентов (ОргСРС) и т.п.
Материал учебной дисциплины разбивается на отдельные модули (тематически завершенные разделы), по каждому модулю оцениваются элементы учебной деятельности студентов, указанные выше; кроме того, принимаются во внимание сроки выполнения заданий, активность на занятиях, участие в работе СКБ, СНТО и т.п.
Положительной оценкой считается сумма от 40 до 60 баллов при условии, что студент имеет зачеты по всем плановым заданиям и успешно прошел все предусмотренные контрольные испы-
тания. Виды таких заданий и испытаний, распределение 60 баллов по точкам текущего контроля, а также порядок аттестации устанавливаются кафедрой, ведущей соответствующую дисциплину.
К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие по дисциплине не менее 40 баллов. Только в исключительных случаях и с разрешения заведующего кафедрой возможен допуск к экзамену или зачету студента, набравшего в семестре менее 40 баллов, но при условии выполнения всех видов учебных поручений и включения при аттестации дополнительных вопросов.
Положительной оценкой на итоговой аттестации считается сумма баллов от 15 до 40. В зачетную книжку студенту выставляется оценка в рейтинговых баллах и по традиционной 4-балльной шкале.
Для хорошо успевающих студентов предусматривается возможность оценки знаний по дисциплине и без специально проводимого зачета или экзамена при соблюдении следующих условий:
• должна быть уверенность в том, что по данной дисциплине оценка складывается из рейтинговых оценок по отдельным разделам (видам учебных поручений);
• если все разделы учебной дисциплины, все виды учебных поручений охвачены текущим рейтинговым контролем; при этом должны быть проверены как теоретические, так и практические знания студентов;
• нужен индивидуальный подход к каждому студенту;
• результаты безэкзаменационной аттестации не должны быть ниже 76 баллов (что соответствует оценке «хорошо» по 4-балльной системе). Если при этом студент получил рейтинговую оценку, соответствующую традиционной оценке «хорошо», то при желании он может ее повысить, сдавая экзамен.
Текущая успеваемость синхронно отслеживается по всем учебным дисциплинам на всех факультетах университета в течение специально запланированных контрольных недель. Контрольных недель две: первая на шестой или седьмой неделе семестра, вторая -на тринадцатой-четырнадцатой. Максимальная сумма баллов по результатам первой контрольной недели - 20, по второй - 40 (с учетом накопления), а по итогам семестра - 60 баллов.
Результаты контроля вводятся в базу данных и обрабатываются АСУ «Деканат», которая функционирует в локальной сети управления вузом. По каждой студенческой группе на мониторы пользователей сети выводятся:
• сводная ведомость, в которой отражена текущая успеваемость по изучаемым дисциплинам;
• графики, характеризующие абсолютную успеваемость по дисциплинам (процент студентов, набравших не менее 60% от максимально возможного количества баллов);
• список отстающих студентов, набравших не более 40% от максимально возможного количества баллов.
Итоги контрольных недель анализируются на кафедрах, в деканатах и ректорате, а принимаемые решения реализуются по отношению к студентам, преподавателям, технологиям и средствам обучения. К примеру: вырабатываются меры воздействия на студентов (проводятся отчисления имеющих не менее трех нулевых рейтинговых оценок; организуются дополнительные консультации и т.п.); анализируется работа преподавателей (корректируется морально-психологический климат на занятиях и т.п.); изыскиваются возможности совершенствования методик и средств обучения и контроля (изменяются формы отчетности по лабораторным работам, семестровым заданиям, курсовому проектированию; вводятся
в действие новые технические средства обучения и т.д.).
Результаты по третьей контрольной неделе (за семестр) и итоговая зачетная или экзаменационная оценка (суммарная, с учетом текущей успеваемости, - от 61 до 100 баллов) выставляются в зачетно-экзаменационную ведомость и вводятся в базу данных АСУ «Сессия». На мониторы пользователей выводятся следующие сведения, касающиеся студенческих групп, курсов, факультетов и вуза в целом:
• абсолютная успеваемость (процент студентов, получивших не ниже удовлетворительной оценки - 61 балл);
• списки неуспевающих студентов;
• средняя успеваемость (средний балл);
• средний рейтинг каждого студента.
По итогам сессии у деканатов и ректората появляются дополнительные рычаги управления, к примеру - назначение стипендии и других поощрительных выплат. Рейтинг студента учитывается при решении вопроса о переводе студента на более высокий уровень образования.
Таким образом, рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет трижды в течение семестра обоснованно корректировать состояние учебного процесса, то есть обеспечивает эффективное, гибкое управление на оперативном уровне.
Изложенный подход к формированию рейтинговой оценки аналогичен для всех образовательных уровней: бакалавриата, инженерной подготовки и магистратуры.
Выполнение и защита курсовых проектов (работ) оценивается по аналогии с изучением дисциплины, то есть по результатам текущей и итоговой аттестации. Можно выделить некоторую общую последовательность действий «разработчика проекта»:
• анализ задания и всех имеющихся исходных данных для его выполнения, отсев избыточных и определение недостающих характеристик;
• выбор расчетных методик и формул для решения поставленных задач и обоснование принятых допущений;
• решение поставленной технической (экспериментальной, теоретической) задачи;
• анализ полученного решения и его качественная оценка.
Отличное выполнение каждой из указанных четырех процедур можно оценить 15 баллами, тогда максимальная оценка текущей успеваемости за семестр при выполнении проекта составит 60 баллов (как и по учебной дисциплине). На итоговую оценку отводится 40 баллов, как на зачет или экзамен.
За процедуру решения поставленной задачи преподаватель может начислить дополнительные баллы, если выполненная студентом работа содержит признаки научной новизны, изобретения и т.п. Однако и в этом случае максимальная оценка текущей успеваемости не должна превышать 60 баллов.
Следует отметить, что типовые курсовые проекты, конечно, не предусматривают выполнение первой, а иногда и второй процедур. В этих случаях преподаватель оценивает только решение задачи (до 40 баллов) и анализ решения (до 20 баллов). При этом задание разбивается на отдельные последовательно выполняемые студентом части, для каждой из которых назначается максимальная оценка в баллах.
Выполнение и защита выпускных квалификационных работ также оценивается по 100-балльной шкале, при этом по возможности контролируется текущая успеваемость.
Анализ требований (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования) к умениям бакалавров показыва-
ет, что их можно свести к нескольким группам:
• качество анализа технической литературы;
• наличие проектирования объектов, узлов, процессов;
• полнота и качество расчетов узлов, механизмов и процессов;
• качество выполнения чертежей и иллюстраций;
• использование методов оценки точности и качества изделий;
• качество проведения и обработки экспериментов;
• использование современных информационных технологий и средств;
• специфические требования для направлений подготовки бакалавров.
Таким образом, можно рекомендовать следующую методику рейтинговой оценки выполнения и защиты выпускной работы бакалавров.
Члены государственной аттестационной комиссии (ГАК) оценивают степень соответствия представленной работы и ее защиты каждому из восьми требований по десятибалльной шкале: 4 и менее баллов - неудовлетворительно; 5-6 баллов - удовлетворительно; 78 баллов - хорошо; 9-10 баллов - отлично.
Итоговой оценкой является сумма средних баллов по каждому из восьми требований плюс оценка руководителя бакалаврской работы, выставляемая в пределах от 0 до 20 баллов. ГАК утверждает итоговую оценку как в 100-балльной шкале, так и в 4-балльной (до 61 балла - неудовлетворительно, 61-75 -удовлетворительно, 76-89 - хорошо, 90-100 - отлично).
Анализ требований ГОС ВПО по направлениям подготовки дипломированных специалистов показывает, что они также имеют разделы - «знать» и «уметь использовать». Однако распределение УМЕНИЯ по группам, аналогичным предложенным для бакалаврс-
кой подготовки, которые были бы общими для различных направлений подготовки дипломированных специалистов, является достаточно сложной и неоднозначной задачей: в этой части ГОС ВПО различных направлений и специальностей составлены, к сожалению, не с единых позиций.
Вместе с тем было бы неправильным создавать методики оценки для каждой специальности отдельно. В связи с этим сделана попытка объединить требования для родственных специальностей. Очевидно, удобнее это сделать для специальностей одного факультета. Например, автотракторный факультет ВолгГТУ готовит дипломированных специалистов по четырем специальностям: 150100 - Автомобиле- и тракторостроение; 101200 - Двигатели внутреннего сгорания;171300 - Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие; 131300 - Системы запуска ракет и космических аппаратов.
Хотя все четыре специальности входят в разные направления подготовки дипломированных специалистов, их объединяет направленность подготовки - конструкторская. В связи с этим близки требования ГОС ВПО к тому, чем должен БАЛДЕТЬ дипломированный специалист.
Можно сформулировать следующие общие требования к оценке выпускных работ дипломированных специалистов конструкторской направленности: качество анализа технической литературы; качество проектных расчетов; качество выполнения чертежей и иллюстраций; уровень использования современных информационных технологий и средств вычислительной техники; качество планирования и обработки результатов экспериментов; качество подготовки технологической документации к возможному изготовлению отдельных узлов разрабатываемого объекта; качество технико-экономического обоснования принятого решения.
Считая еще одним показателем некоторые специфические требования по отдельным специальностям, можно рекомендовать следующую методику рейтинговой оценки выполнения и защиты выпускной работы дипломированного специалиста конструкторской направленности.
Оценка производится членами ГАК по 10-балльной шкале, аналогичной оценке выпускной работы бакалавра. Итоговая оценка складывается из средних баллов, выставляемых членами ГАК по всем восьми показателям, и оценки руководителя работы (0 до 20 баллов). Окончательная выставляется в соответствии с принятой в университете шкалой (100- или 4-балльной шкале).
По предложенной методике можно произвести обобщение требований, приведенных в образовательных стандартах, к выпускникам в рамках одного или нескольких родственных направлений.
Многообразие тем магистерских диссертаций затрудняет создание единой, универсальной методики рейтингового контроля, в которой бы все виды деятельности, связанные с выполнением и защитой диссертации, были про-ранжированы и оценивались строго обоснованным количеством баллов (подробнее см.: [2]).
Однако, несмотря на весьма сложный характер деятельности магистранта при выполнении и защите диссертации, можно выделить некоторую общую для всех совокупность оцениваемых элементов:
• постановка задачи - обзор литературы, обоснование актуальности, практической значимости, научной новизны работы (максимальная рейтинговая оценка -15 баллов);
• выбор и обоснование методов решения задачи, разработка и создание необходимых средств: физических моделей или натурных образцов, стендового обо-
рудования, математических моделей, программных средств и т.д. (максимальный рейтинг - 20 балов);
• решение задачи - проведение опытных или теоретических исследований объекта с помощью разработанных и созданных средств (максимальный рейтинг - 30 баллов);
• анализ полученных результатов, выводы и рекомендации (максимальный рейтинг -15 баллов).
Научный руководитель оценивает полноту решения поставленной задачи, научную новизну и наличие оригинальных решений, проявленную магистрантом самостоятельность и выставляет оценку в пределах от 0 до 20 баллов. Окончательная оценка утверждается ГАК и проставляется как по 100-балльной шкале, так и по 4-балльной системе.
Итак, разработанная в Волгоградском государственном техническом университете рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет повысить достоверность оценки уровня подготовки специалистов и может использоваться в качестве одного из элементов управления учебно-воспитательным процессом в вузе.
Литература
1. Троицкий Д., Троицкий И. Рейтинг студента: объективный подход // Поиск. -2000. - №14 (7 апреля).
2. Попов Ю.В, Подлеснов В.Н, Садовников В.И, Кучеров В.Г, Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: организация и технологии обучения. - М. 1999.
Робототехнические системы и комплексы / Под редакцией Мачуль-ского И.И. - 445 с.
В учебном пособии приведены теоретические основы робототехники и общие сведения о манипуляторах и роботах, основы создания систем автоматизированного проектирования манипуляционных систем, приводов, передаточных механизмов, захватных устройств и несущих конструкций манипуляторов и роботехнических комплексов большой грузоподъемности.
Цена - 100 руб. _
Инженерная геодезия / Под редакцией Матвеева С.И. - 475 с.
В учебнике рассмотрены основные геодезические работы, выполняемые при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений.
Даны особенности геодезических работ при строительстве линейных сооружений, большое внимание уделено геодезическому обеспечению строительства железных дорог. Освещены современные достижения в инженерной геодезии: спутниковые методы, геоинформационные системы и технологии, цифровые методы фотограмметрии.
Цена - 250 руб.
Заявки на приобретение с указанием своего почтового адреса направляйте в УМК МПС России: 107078, г. Москва, Басманный пер., д. 6, тел./факс 262-12-47.
E-mail: [email protected] www.umkmps.da.ru