Сибирский медицинский журнал, 2013, № 5
ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© КОЛЯДО Е.В., ПЕРФИЛЬЕВ А.А., ЛАЗАРЕВ В.С. — 2013 УДК 614.21-021.62(1-22)(571.150)(046)
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ БОЛЬНИЦ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Елена Владимировна Колядо1, Виталий Сергеевич Лазарев2, Алексей Анатольевич Перфильев2 ('НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк, директор — д.м.н., проф. В.В. Захаренков; 2Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, начальник — И.В. Долгова)
Резюме. Изучены инструменты развития конкуренции и управления качеством услуг в сфере здравоохранения. Рейтинг медицинских организаций Алтайского края может способствовать объективному выбору гражданами учреждения здравоохранения. Результаты мониторинга рейтингов медицинских организаций края объективный инструмент для принятия административных решений и внедрения дифференцированной оплаты труда. Установлено, что научнообоснованная и внедренная методика оценка деятельности центральных районных больниц позволяет осуществлять комплексный анализ выполняемой работы в свете нового законодательства об обязательном медицинском страховании и основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в условиях модернизации здравоохранения. При этом оценка качества диагностики и лечения является одним из важных показателей комплексного изучения деятельности больниц.
Ключевые слова: результативность, рейтинг, центральные районные больницы, конкуренция.
RANKING SCORE FOR CENTRAL REGIONAL HOSPITALS OF THE ALTAI TERRITORY
E.V.Kolyado1, V.S. Lazarev2, A.A. Perfilyev2 ('Research Institute for General Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk; 2Central Administration of the Altai Territory for Public Health
and Pharmaceutical Activities, Barnaul, Russia)
Summary. The development tools for competition and quality management of the services in the field of the public health have been studied. Rating of the healthcare organizations may contribute to the objective choice of the health care organizations by the citizens. The results of the rating monitoring of the healthcare organizations of the Altai Territory represent an objective tool for administrative decision-making and implementation of the differentiated remuneration of labour. The scientifically based and adopted methods of assessment of practice carried out by central district hospitals enable to perform an integral analysis of the current activities in terms of the new law on compulsory health insurance and fundamental health care principles in the Russian Federation in the context of health care modernization. In addition, the assessment of the diagnostic and treatment quality is one of the important characteristics of comprehensive study of hospital practice.
Key words: effectiveness, rating, central regional hospitals, competition.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в РФ» [1,3] Министерством экономического развития РФ проанализирован и систематизирован положительный опыт применения мер по развитию конкуренции в сфере здравоохранения в субъектах РФ. В сфере здравоохранения были выделены, проанализированы и признаны лучшими следующие инструменты, способные оказать влияние на развитие конкуренции: конкурсный отбор медучреждений для оказания бесплатной помощи населению в рамках программы перехода на одноканальное финансирование; использование фондодержания для стимулирования повышения качества работы медицинских организаций; создание рейтинга медицинских организаций по уровню качества обслуживания; вывод непрофильных функций медицинских учреждений на аутсорсинг и ряд других. В соответствии с ч. 5 ст. 19 и ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [2,3] пациенты имеют право на выбор врача и выбор медицинской организации.
Таким образом, с целью создания конкурентной среды необходимо обеспечить информационную доступность для населения о качестве предоставляемых услуг различными медицинскими организациями. Формирование рейтинга, безусловно, стимулирует развитие конкуренции среди учреждений здравоохранения и поможет населению сделать объективный выбор медицинской организации.
В Алтайском крае с 2002 года разработана и внедрена рейтинговая система оценки ряда медицинских организаций и их подразделений (центральных районных больниц, городских больниц и межрайонных отделений). КГБУЗ «Краевой центр лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности» в течение 10 лет организует формирование рейтингов медицинских организаций. В ежегодном режиме утверждаются (актуализируются) критерии эффективности деятельности медицинских организаций и их подразделений, в конце каждого года формируется итоговый рейтинг результативности. Данная система позволяет подвергнуть все показатели математической обработке, подсчету, сравнению, что является объективным механизмом расчета итогового интегрированного коэффициента результативности. При формировании комплексной оценки медицинской организации в целом учитываются критерии эффективности работы каждой службы, основанные на целевых показателях (всего около 200). В результате рассчитываются коэффициенты результативности каждой службы и всей медицинской организации в целом. Указом Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполни-
тельной власти субъектов РФ» [2] утвержден перечень критериев для оценки эффективности деятельности исполнительной власти каждого субъекта РФ. Ряд критериев, утвержденных Указом Президента РФ, включен в перечень оценочных критериев для медицинских организаций края. Методика оценки деятельности медицинских организаций и показатели, рекомендованные для формирования рейтингов Минздравом РФ, применены в том числе для оценки работы ЦРБ края.
Наличие в медицинской организации по итогам года фактов штрафных санкций, протоколов об административных правонарушениях, составленных надзорными органами, грубых нарушений стандартов оказания медицинской помощи, обоснованных жалоб, является основанием для снижения итогового рейтинга результативности. Обязательным и одним из основных критериев, входящих в комплексную оценку медицинской организации, является удовлетворенность населения оказанной в данной организации медицинской помощью. Ежегодно в рейтинговой таблице выделяется десятка лучших медицинских организаций и десятка худших, что является возможным инструментом для организации дифференцированной оплаты труда руководящего состава и финансирования учреждения.
Проводится мониторинг рейтингов медицинских организаций края с ежегодной тенденцией улучшения и ухудшения результативности деятельности за несколько лет, что служит основанием для принятия административных решений, планирования сети здравоохранения.
В соответствии с п. 3 поручения Председателя Правительства РФ от 28 апреля 2011г. № ВП-Ш2-2794 Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности организовано размещение рейтинга медицинских организаций на официальном сайте ведомства (www. zdravalt.ru) и для населения края эта информация имеется в свободном доступе.
Материалы и методы
В соответствии с приказами Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 13.11.2012г. №1015 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности центральных районных больниц», от 20.11.2012 г. №1028 «О порядке формирования и размещения на официальном сайте Главного управления рейтингов медицинских организаций за 2012 год» КГБУЗ «Краевой центр лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности» проводится ежегодная оценка результатов деятельности центральных районных больниц края. Наличие в ЦРБ края по итогам работы за 2003-2012 годы фактов штрафных санкций; протоколов об административных правонарушениях, составленных надзорными органами; грубых нарушений стандартов оказания медицинской помощи; обоснованных жалоб граждан, а так же очень низкие результаты работы основных клинических служб, явилось основанием для снижения итогового рейтинга результативности 34 центральным районным больницам края, в 2011 году — 35 ЦРБ; в 2010 году — 32 ЦРБ.
Результаты и обсуждение
Рейтинг снижен следующим ЦРБ (за 2012 год): Бы-строистокская (0,12), Егорьевская (0,03), Петропавловская (0,06), Поспелихинская (0,03), Славгородская (0,06), Смоленская (0,03), Советская (0,03), Третьяковская (0,03), Хабарская (0,09), Целинная (0,03).
Также итоговый рейтинг был снижен за низкие результаты работы клинических служб (0,80 и ниже) в ЦРБ: Алейская (0,02), Алтайская (0,02), Баевская (0,02), Бийская (0,01), Быстроистокская (0,02), Егорьевская (0,01), Ельцовская (0,01), Каменская (0,01), Ключевская (0,01), Кытмановская (0,02), Панкрушихинская (0,01), Поспелихинская (0,01), Романовская (0,01), Солтон-ская (0,02), Суетская (0,02), Табунская (0,02), Тогульская
Таблица 1 (0,02), Старо-
алейская (0,01), Троицкая (0,01), Тюменцевская (0,03), Углов-ская (0,01), Усть-Калманская (0,02), Усть-Пристанская (0,01), Хабар-ская (0,03), Целинная (0,02), Чарышская (0,02).
С 2007 года в соответствии с приказами Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности при расчете итогового рейтинга применяются штрафные санкции (понижающие коэффициенты) к службам, допустившим грубые отклонения от стандартов оказания меди-
Штрафные санкции центральных районных больниц Алтайского края за 2012 год
Наименование ЛПУ Критерии, по которым применялись штрафные санкции Понижа- ющие баллы
Краснощековская ЦРБ Случай перинатальной смерти от управляемых причин в связи с нарушением стандарта целевого дородового наблюдения беременных, поздней диагностики ВПР, нарушения этапности оказания медицинской помощи. 0,03
Панкрушихинская ЦРБ Случай перинатальной смерти от управляемых причин в связи с несоблюдением скрининговых сроков и объемов обследования беременных, нарушения этапности оказания медицинской помощи. 0,03
Поспелихинская ЦРБ Случаи перинатальной смерти от управляемых причин доношенных детей в связи с нарушением этапности оказания медицинской помощи, дефектов в технологии ведения родов и оказании помощи новорожденному 0,03
Кытмановская ЦРБ Случаи перинатальной смерти от управляемых причин в связи с несоблюдением принципов диспансеризации беременных из группы социального риска, нарушения этапности оказания медицинской помощи, дефектов в технологии ведения родов. 0,03
Залесовская ЦРБ Случай перинатальной смерти от управляемых причин в связи с несоблюдением принципов диспансеризации беременных из группы социального риска, нарушения этапности оказания медицинской помощи, отсутствия контроля за выполнением рекомендаций. 0,03
Благовещенская ЦРБ Дефекты при оказании помощи ребенку, исход — смерть. Рост младенческой смертности на 350,0 % 0,03
Быстроистокская ЦРБ Несоблюдение технологии направления беременных из группы риска в учреждения 2-3 уровней, технологии выхаживания маловесных детей, смерть ребенка на дому, высокая младенческая смертность (33,3). 0,03
Краснощековская ЦРБ Младенческая смертность 38,3 (рост 700,0 %) 0,03
Кытмановская ЦРБ Младенческая смертность 27,8, дефекты при оказании помощи ребенку, исход — смерть. 0,03
Топчихинская ЦРБ Младенческая смертность 19,8 (рост 250,0 %). Дефекты при оказании помощи ребенку, исход — смерть. Смерть на дому 4 детей в течение года. 0,03
Каменская ЦРБ При проведении миниаборта пациентке 26 лет перфорирована стенка матки и стенка подвздошной кишки. Исход — экстирпация матки. 0,03
Топчихинская ЦРБ У ребенка 9 лет не диагностирован бактериальный миокардит. Исход — смерть ребенка. 0,03
Таблица 2
Рейтинг результативности деятельности ЦРБ Алтайского края за 10 лет (2003-2012 гг.)
Районы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Благовещенский 0,93 0,90 0,94 0,93 0,95 0,94 0,95 0,94 0,98 0,96
Локтевский 0,93 0,95 0,95 0,95 0,95 0,95 0,93 0,96 0,97 0,96
Завьяловский 0,94 0,95 0,96 0,92 0,94 0,94 0,93 0,96 0,94 0,95
Рубцовский 0,94 0,93 0,94 0,93 0,97 0,98 0,97 0,95 0,95 0,95
Бийский 0,92 0,96 0,93 0,91 0,90 0,94 0,93 0,95 0,96 0,94
Мамонтовский 0,95 0,93 0,90 0,91 0,94 0,94 0,96 0,91 0,90 0,93
Павловский 0,94 0,92 0,94 0,95 0,96 0,97 0,95 0,93 0,87 0,93
Косихинский 0,93 0,93 0,93 0,95 0,92 0,92 0,91 0,93 0,93 0,92
Курьинский 0,93 0,92 0,93 0,93 0,90 0,96 0,94 0,90 0,91 0,92
Романовский 0,88 0,92 0,90 0,86 0,92 0,96 0,95 0,93 0,94 0,92
Тальменский 0,91 0,92 0,91 0,94 0,94 0,94 0,94 0,93 0,95 0,92
Змеиногорский 0,80 0,88 0,88 0,91 0,87 0,87 0,89 0,87 0,80 0,91
Каменский 0,92 0,93 0,92 0,93 0,92 0,95 0,94 0,91 0,90 0,91
Немецкий 0,86 0,89 0,90 0,89 0,88 0,92 0,96 0,94 0,94 0,91
Родинский 0,91 0,89 0,93 0,95 0,92 0,95 0,94 0,92 0,94 0,91
Троицкий 0,84 0,83 0,85 0,90 0,89 0,94 0,90 0,93 0,94 0,91
Зональный 0,89 0,90 0,85 0,79 0,79 0,84 0,79 0,75 0,89 0,90
Крутихинский 0,85 0,84 0,87 0,85 0,84 0,90 0,85 0,93 0,91 0,90
Топчихинский 0,89 0,89 0,90 0,92 0,94 0,91 0,93 0,95 0,95 0,90
Угловский 0,85 0,91 0,85 0,90 0,90 0,91 0,88 0,91 0,91 0,90
Калманский 0,87 0,86 0,84 0,86 0,88 0,87 0,93 0,90 0,88 0,89
Шелаболихинский 0,92 0,88 0,87 0,87 0,90 0,88 0,90 0,90 0,91 0,89
Волчихинский 0,87 0,89 0,86 0,86 0,85 0,87 0,85 0,88 0,92 0,88
Краснощековский 0,82 0,79 0,81 0,84 0,84 0,84 0,79 0,83 0,76 0,88
Кулундинский 0,80 0,85 0,85 0,86 0,86 0,87 0,93 0,90 0,89 0,88
Красногорский 0,77 0,78 0,86 0,87 0,88 0,90 0,91 0,89 0,89 0,87
Михайловский 0,85 0,89 0,91 0,89 0,91 0,91 0,88 0,89 0,87 0,87
Первомайский 0,88 0,89 0,78 0,83 0,86 0,90 0,83 0,90 0,89 0,87
Бурлинский 0,76 0,74 0,70 0,76 0,80 0,80 0,74 0,82 0,79 0,86
Солонешенский 0,88 0,78 0,80 0,84 0,87 0,87 0,89 0,90 0,83 0,86
У-Пристанский 0,74 0,71 0,82 0,85 0,90 0,88 0,87 0,91 0,91 0,86
Ключевский 0,79 0,84 0,78 0,82 0,84 0,87 0,87 0,83 0,79 0,85
Славгородский 0,90 0,92 0,86 0,89 0,92 0,92 0,92 0,90 0,78 0,85
Алейский 0,91 0,90 0,91 0,93 0,89 0,91 0,92 0,92 0,83 0,84
Залесовский 0,94 0,89 0,92 0,94 0,90 0,92 0,92 0,94 0,90 0,84
Смоленский 0,83 0,82 0,91 0,89 0,84 0,84 0,87 0,91 0,90 0,84
Шипуновский 0,88 0,89 0,90 0,90 0,92 0,91 0,90 0,93 0,78 0,84
Егорьевский 0,90 0,78 0,86 0,86 0,82 0,92 0,91 0,84 0,78 0,82
Ребрихинский 0,76 0,78 0,83 0,83 0,77 0,87 0,84 0,88 0,83 0,82
Ельцовский 0,74 0,56 0,67 0,70 0,72 0,62 0,72 0,84 0,83 0,81
Кытмановский 0,83 0,84 0,81 0,78 0,76 0,73 0,73 0,75 0,75 0,81
Новичихинский 0,89 0,80 0,84 0,85 0,80 0,82 0,81 0,73 0,86 0,81
Советский 0,84 0,84 0,78 0,86 0,81 0,83 0,81 0,84 0,76 0,81
Целинный 0,83 0,80 0,85 0,84 0,85 0,82 0,79 0,83 0,84 0,81
Петропавловский 0,91 0,87 0,89 0,90 0,88 0,87 0,82 0,80 0,87 0,78
Поспелихинский 0,87 0,88 0,85 0,92 0,87 0,89 0,86 0,89 0,87 0,77
Табунский 0,78 0,76 0,77 0,81 0,84 0,81 0,79 0,78 0,82 0,77
Алтайский 0,86 0,93 0,85 0,86 0,88 0,88 0,81 0,79 0,65 0,76
Панкрушихинский 0,89 0,86 0,77 0,80 0,90 0,90 0,85 0,79 0,79 0,76
Третьяковский 0,82 0,82 0,78 0,79 0,81 0,85 0,84 0,76 0,80 0,76
Тюменцевский 0,89 0,88 0,88 0,86 0,86 0,86 0,84 0,88 0,84 0,76
Чарышский 0,76 0,76 0,85 0,79 0,86 0,80 0,82 0,80 0,73 0,73
Солтонский 0,69 0,65 0,78 0,75 0,77 0,74 0,71 0,78 0,71 0,72
Баевский 0,75 0,82 0,83 0,90 0,83 0,89 0,87 0,83 0,81 0,69
У-Калманский 0,81 0,71 0,87 0,86 0,88 0,92 0,90 0,84 0,83 0,69
Тогульский 0,76 0,72 0,79 0,81 0,71 0,70 0,76 0,69 0,67 0,64
Суетский 0,72 0,56 0,60 0,61 0,66 0,67 0,66 0,64 0,68 0,63
Хабарский 0,87 0,76 0,79 0,79 0,82 0,80 0,84 0,83 0,83 0,63
Быстроистокский 0,84 0,74 0,70 0,68 0,75 0,80 0,78 0,77 0,69 0,60
Заринский 0,89 0,89 0,86 0,88 0,89 0,89 0,90 0,89 0,88 -
Среднегодовой коэффициент результативности по районам края 0,86 0,84 0,85 0,86 0,86 0,87 0,87 0,87 0,85 0,84
цинской помощи (табл.1). Информацию представляют главные специалисты края по основным клинически службам, КГБУЗ «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», отдел организации медицинской помощи и взаимодействия с органами местного самоуправления Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Итоговые коэффициенты результативности ЦРБ Алтайского края с учетом понижающих коэффициентов приведены в таблице 2 в динамике за 10 лет (2003-2012 гг.). Районы ранжированы по итоговым коэффициентам результативности за 2012 год от лучшего к худшему.
В 2012 году лучшие результаты деятельности показали центральные районные больницы 11 районов края: Благовещенский, Локтевский, Завьяловский, Рубцовский, Бийский, Мамонтовский, Павловский, Косихинский, Крутихинский, Романовский, Тальменский. Последние 8 мест заняли центральные районные больницы следующих районов края: Чарышский,
Солтонский, Баевский, Усть-Калманский, Тогульский, Су-етский, Хабарский, Быстрои-стокский.
Недостоверные сведения об участии в Федеральном контроле качества лабораторных исследований представили 3 центральные районные больницы: Целинная ЦРБ,
Солонешенская ЦРБ, Панкру-шихинская ЦРБ (в 2011 году Целинная ЦРБ, так же предоставила недостоверные сведения).
За последние 3 года (20102012) отмечена ежегодная тенденция улучшения результативности деятельности ЦРБ следующих районов (табл. 3).
За 2010-2012 гг. отмечена ежегодная тенденция ухудшения результативности деятельности ЦРБ следующих районов (табл. 4).
Таким образом, в 2012 году количество районов с ежегодной тенденцией улучшения результативности деятельности ЦРБ за последние 3 года уменьшилось на 4,9% (5 районов в 2011 году, 2 района в 2012 году).
Следует отметить, что в 2012 году количество районов с ежегодной тенденцией ухудшения результативности деятельности ЦРБ за последние 3
Таблица 3
Районы Алтайского края с ежегодной тенденцией улучшения результативности деятельности ЦРБ (за 2010-2012 годы)
года уменьшилось на 4,7% (16 районов в 2011 году, 13 районов в 2012 году).
Таким образом, рейтинг медицинских организаций является современным и объективным инструментом для развития конкуренции в сфере здравоохранения в свете нового законодательства об обязательном медицинском страховании, об основах охраны здоровья граждан в РФ, в условиях модернизации здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елманова Т.В. Нормативно-правовое обеспечение лицензирования медицинской деятельности учреждений муниципальной и частной систем здравоохранения в условиях разграничения властных полномочий Текст. // Главный врач. — 2008. — №12. — С. 57-67.
2. Захаренков В.В., Виблая И.В., Бурдейн А.В., Колядо В.Б. Организационные аспекты региональной системы охраны
Таблица 4
Районы Алтайского края с ежегодной тенденцией ухудшения результативности деятельности ЦРБ (за 2010-2012 годы)
Районы 2010 2011 2012
Крутихинский 0,93 0,91 0,90
Кулундинский 0,90 0,89 0,88
Первомайский 0,90 0,89 0,87
Залесовский 0,94 0,90 0,84
Смоленский 0,91 0,90 0,84
Ребрихинский 0,88 0,83 0,82
Ельцовский 0,84 0,83 0,81
Поспелихинский 0,89 0,87 0,77
Тюменцевский 0,88 0,84 0,76
Баевский 0,83 0,81 0,69
Усть-Калманский 0,84 0,83 0,69
Тогульский 0,69 0,67 0,64
Быстроистокский 0,77 0,69 0,60
здоровья трудовых ресурсов (на примере Кемеровской области) // Проблемы управления здравоохранением. — 2009. — №3. — С. 27-29.
3. Федеральный закон от 13 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3430.
Районы 2010 2011 2012
Курьинский 0,90 0,91 0,92
Зональный 0,75 0,89 0,90
Информация об авторах: Колядо Елена Владимировна — научный сотрудник, к.м.н., доцент, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1, e-mail: [email protected]; Лазарев Виталий Сергеевич — начальник отдела, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 68-а; Перфильев Алексей Анатольевич —к.м.н.,
Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а.