Рейтинг основных налоговых событий 2011 года
В.М. Зарипов
руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» (г. Москва)
Вадим Маратович Зарипов, [email protected]
Рейтинг налоговых событий 2011 года: взгляд практиков
Юристы компании «Пепеляев Групп» -известные налоговые адвокаты и эксперты (более 80 юристов, специализирующихся на налоговом праве) из массы налоговых событий прошедшего года выделили те, которые наиболее благоприятно повлияли на положение налогоплательщиков и правоприменительную практику в целом, негативно отразились на деятельности налогоплательщиков, а также неоднозначные события. Позитивных событий оказалось больше.
Главные позитивные налоговые события
1 место - подтверждение Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что вступившее в силу решение суда не может быть пересмотрено в связи с изменением правовой позиции ВАС РФ, если последняя ухудшает положение налогоплательщика1.
2 место - продолжение формирования
Президиумом ВАС РФ практики по процессуальным вопросам налогового контроля и обжалования решений налоговых органов, в частности:
1) досудебный порядок обжалования соблюден, если в апелляционной жалобе содержится просьба отменить решение налогового органа полностью (несмотря на то, что доводы приведены не по всем претензиям налогового органа)2;
2) налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику возможность ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контро-ля3;
3)при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе контролировать (в том числе истребовать информацию) взаимоотношения проверяемого налогоплательщика с третьими лицами4.
3 место - ограничение оснований возбуждения уголовного дела за налоговое преступление - только по материалам налоговых органов5.
4 место - введение в налоговые правоотношения и арбитражный процесс электронного документооборота и электронного взаимодействия (электронные счета-фак-
1 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 7854/10 по делу «Арктиксервис».
2 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2011 года № 16240/10 по делу предпринимателя Тарасовой Л.И.
3 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2011 года № 10519/10 по делу «Моэллер Электрик Продукцион».
4 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 17393/10 по делу «Руфь».
5 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ.
туры6, обращение в арбитражный суд через Интернет7, повышение информативности сайта Федеральной налоговой службы8 (далее - ФНС России).
5 место - введение корректировочного счета-фактуры, используемого при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, переданных имущественных прав9.
6 место - ВАС РФ признал право на вычет уплаченного НДС подрядчикам, проводившим ремонтно-строительные работы на объектах, не принадлежащих налогоплательщику (речь шла о ремонте автомобильных дорог общего пользования в производственных целях)10.
7 место - ВАС РФ признал за налоговым органом обязанность вернуть возмещаемый НДС в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -НК РФ) срок и при отсутствии заявления налогоплательщика11.
8 место - развитие Президиумом ВАС РФ концепции обоснованности затрат (п. 1 ст. 252 НК РФ), в частности:
1) суд подтвердил, что налоговый орган не вправе оценивать экономическую целе-
сообразность компенсации управляющей компании в связи с досрочным расторжением договора оказания управленческих услуг12;
2) признано право налогоплательщиков учитывать в расходах по налогу на прибыль суммы лицензионных платежей за использование имущественных прав (прав на товарные знаки), довод налогового органа о том, что спорные расходы понесены в интересах другого лица - правообладателя, не принят13.
9 место - разработка и опубликование на сайте ВАС РФ проекта постановления Пленума ВАС РФ о применении арбитражными судами части первой НК РФ.
10 место - снижение ставок страховых взносов14.
11 место - списание налоговых долгов граждан на сумму более 30 миллиардов рублей15.
12 место - одобрение Правительством Российской Федерации изменений в протоколы к соглашениям об избежании двойного налогообложения с Люксембургом и Швейцарией (в целях повышения эффективности обмена информацией между на-
6 О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования : Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ.
7 О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ.
8 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
9 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах : Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 245-ФЗ.
10 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 года № 3844/11 по делу «Тулацемент».
11 Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14223/10 по делу ООО «Проектно-строительное предприятие «Уралстроймеханизация».
12 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 марта 2011 года № 8905/10 по делу «Северсталь».
13 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 15093/10 по делу «САБМиллер РУС».
14 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды : Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ.
15 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 330-ФЗ.
логовыми органами стран в целях налогового контроля)16.
13 место - решение ФНС России о том, что проекты заявлений территориальных налоговых органов в ВАС РФ о пересмотре налоговых дел в порядке надзора согласовываются с Правовым управлением ФНС России17.
Главные негативные налоговые события
1 место - толкование Президиумом ВАС РФ правил учета контролируемой задолженности в виде процентов по займам (недостаточная капитализация), предусмотренных международными соглашениями
об избежании двойного налогообложения18.
2 место - введение 10-процентной ставки страховых взносов на заработные платы свыше 512 тысяч рублей19.
3 место - отказ Президиума ВАС РФ возместить налогоплательщикам досудебные расходы в виде оплаты консультационных услуг, связанных с оценкой решения налогового органа по проверке, и услуг оценщи-
ка20.
4 место - ограничение права применения вычетов по НДС, когда налогоплательщик не заявляет о них в налоговой декла-рации21.
5 место - признание обязательного досудебного порядка обжалования решения налогового органа об отказе в возмещении (о возмещении) НДС22.
6 место - Президиум ВАС РФ ограничил (по сравнению с существовавшей до этого судебной практикой) применение факсимильной подписи уполномоченных лиц в счетах-фактурах23.
7 место - новое толкование Президиумом ВАС РФ терминов части второй НК РФ, применяемых при налогообложении - капитальный ремонт или реконструкция?24
8 место - отказ налогоплательщику в вычете НДС, уплаченного в составе общехозяйственных расходов, в части (пропорции), приходящейся на операции по производству и реализации товаров (работ, услуг), не признаваемых объектом обложе-
ния25.
9 место - Правительство Российской Федерации не подготовило проект закона о внесении изменений в главу 25 НК РФ, касающихся норм учета товарных потерь, хотя еще в начале 2009 года этот законопроект был предусмотрен в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (см. Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ).
16 О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество : распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 года № 1410-р.
17 Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 года № ММВ-7-7/147@).
18 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 года № 8654/11 по делу ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс».
19 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды : Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ.
20 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 13923/10 по делу холдинга «Давпон» и от 18 октября 2011 года № 5851/11 по делу «Газпром добыча Астрахань».
21 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 23/11 по делу «Форвард».
22 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 № 18421/10 по делу «Агротехмаш-Т».
23 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 4134/11 по делу Красноярского завода холодильников «Бирюса».
24 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 11495/10 по делу ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».
25 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 года № 1407/11 по делу ЗАО «Лаборатория Касперского».
В числе негативных событий также назван отказ Верховного Суда Российской Федерации признать незаконным постановление Правительства Российской Федерации от 1 4 октября 201 0 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»26.
Неоднозначные налоговые события
Оценивая события прошлого года, 16 опрошенных налоговых юристов признали неоднозначными следующие:
• урегулирование вопросов налогового контроля за трансфертным ценообразованием и о консолидированной уплате налога на прибыль организа-
ций27;
• борьба с фирмами-однодневками путем введения уголовной ответственности за создание юридического лица через подставных лиц28.
Закон о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием 10 опрошенных юристов назвали позитивным событием 2011 года, а 4 - негативным.
7 опрошенных юристов отнесли Закон о борьбе с фирмами-однодневками к позитивным событиям, 7 - к негативным.
О практике применения Президиумом ВАС РФ постановления Пленума ВАС РФ об обоснованности налоговой выгоды
Более пяти лет назад, 12 октября 2006 года, Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было принято постановление № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
(далее - Постановление № 53). С помощью информационно-правовых систем и сайта ВАС РФ специалисты аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» отобрали, обобщили и проанализировали принятые Президиумом ВАС РФ за весь период действия Постановления № 53 решения, в которых судом так или иначе разрешался вопрос обоснованности налоговой выгоды. Были получены следующие результаты.
1. Президиумом ВАС РФ принято 71 постановление, касающееся налоговой выгоды. Из них наибольшее количество дел (18) принято в 2010 году (см. рис. 1).
В пользу налогоплательщиков (в том числе частично) окончательно разрешено 39 судебных дел (больше всего - 10 -в 2008 году), в пользу налоговых органов -15 (больше всего - 6 - в 2010 году). 17 налоговых дел возвращено Президиумом ВАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Стоит заметить, что в десяти случаях решение принималось по инициативе (по надзорной жалобе) налогового органа, в семи - по инициативе налогоплательщика.
Как правило, основными причинами такого решения ВАС РФ были следующие:
• суды должны были дать оценку установленным по делу обстоятельствам;
• суды не оценили все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи;
• суды не оценили ряд представленных инспекцией доказательств и не привели мотивы, по которым эти обстоятельства были отвергнуты и т. п.
Итого из постановлений, касающихся налоговой выгоды, в пользу налогоплательщиков Высшим Арбитражным Судом Рос-
26 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2011 года № ГКПИ11-1668.
27 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения : Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ;
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков : Федеральный закон от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ.
28 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 419-ФЗ.
>;| 18
1 16 ей
° 14
СО
£ 12 с
8 10 £
® 8
§ 6
2006 2007 2008 2009 2010 2011
годы
Рис. 1. Количество постановлений ВАС РФ, касающихся налоговой выгоды
2006
2007
2008
2009
2010
2011 годы
□ решение принято в пользу налогоплательщиков (в том числе частично), включая дела, направленные на новое рассмотрение - 46
□ решение принято в пользу налогового органа (в том числе частично), включая дела, направленные на новое рассмотрение - 25
Рис. 2. Динамика дел в ВАС РФ, касающихся налоговой выгоды
сийской Федерации принято 46, в пользу налогового органа - 25 (см. рис. 2).
2. Чаще всего оспаривались решения судов Московского (27), Уральского (11) и Западно-Сибирского (10) округов. Скорее всего, это связано с большой концентрацией бизнеса, производства и финансов на этих территориях (см. рис. 3).
3. Среди налогов больше всего споров ведется вокруг НДС (52 решения), налога на прибыль организаций (18) и единого социального налога (9). Три постановления Президиума ВАС РФ касались деятельности налогоплательщиков, уплачивающих налоги по упрощенной системе налогообложения (см. рис. 4).
ФАС УО, 11
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Рис. 3. Количество оспоренных решений судов по округам (всего 71)
60
50
40
30
20
10
52
18
НДС - 52 налог на ЕСН, НДФЛ - 3 УСН - 3
прибыль страховые организаций - взносы - 9
18
ЕСН - единый социальный налог
НДФЛ - налог на доходы физических лиц
УСН - упрощенная система налогообложения
Рис. 4. Количество оспоренных налогов (в том числе в одном деле)
9
0
4. Если обратиться к мотивировочной части постановлений Президиума ВАС РФ, то в 25 из них есть ссылка на Постановление № 53, хотя и без указания какого-либо конкретного положения (пункта), а в 18 постановлениях, несмотря на то, что спор касался налоговой выгоды, ссылки ни на пункты Постановления № 53, ни на само Постановление № 53 нет. Такой подход суда, на наш взгляд, не способствует определенности в регулировании налоговых правоотношений и разрешении споров.
В 15-ти постановлениях Президиум ВАС РФ ссылается на пункт 9 Постановления № 5329, в котором зафиксирована доктрина деловой цели.
В 8-ми постановлениях есть ссылка на пункт 1 Постановления № 53 об обязанности налогового органа доказать, что сведения, содержащиеся в документах налогоплательщика, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В 4-х постановлениях используется пункт
10 Постановления № 53, согласно которому факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
В 3-х делах есть ссылка на пункт 3 Постановления № 53 о том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
В 2-х делах приведен пункт 4 Постановления № 53, согласно которому налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Также указывается, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком
путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
И наконец, в 2-х постановлениях есть ссылка на пункты 2 и 8 Постановления № 53
об обязанности сторон спора доказать обстоятельства, на которые они ссылаются и соответственно о последствиях изменения юридической квалификации гражданско-правовых сделок в налоговом споре.
* * *
По состоянию на конец января 2012 года в информационно-правовой системе «Кон-сультантПлюс» опубликовано 98 постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам о налогах, сборах и страховых взносах, принятых в 2011 году. Из них 50 решено в пользу налогоплательщиков (в том числе с направлением дела на новое рассмотрение - 12) и 48 - в пользу налоговых органов и внебюджетных фондов (в том числе с направлением дела на новое рассмотрение - 9).
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 7854/10 по делу «Ар-ктиксервис».
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2011 года № 16240/10 по делу предпринимателя Тарасовой Л.И.
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2011 года № 10519/10 по делу «Моэллер Электрик Продукцион».
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 17393/10 по делу «Руфь».
5. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими
29 В ряде постановлений есть ссылка на несколько пунктов (как правило, два) Постановления № 53.
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования : Федеральный закон от 27 июля 201 0 года № 229-ФЗ.
6. О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ.
7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ.
9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах : Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 245-ФЗ.
10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 года № 3844/11 по делу «Тулацемент».
11. Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 201 1 года № 1 4223/10 по делу ООО «Проектно-строительное предприятие «Уралстроймеханизация».
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.
13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 марта 2011 года № 8905/10 по делу «Северсталь».
14. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 15093/10 по делу «САБМиллер РУС».
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды : Федеральный закон от
3 декабря 2011 года № 379-ФЗ.
16. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 330-ФЗ.
17. О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество : распоряжение Правительства Российской Федерации от
11 августа 2011 года № 1410-р.
18. Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 года № ММВ-7-7/147@).
19. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 года № 8654/11 по делу ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс».
20. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 13923/10 по делу холдинга «Давпон».
21. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 октября 2011 года № 5851/11 по делу «Газпром добыча Астрахань».
22. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 23/11 по делу «Форвард».
23. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 № 18421/10 по делу «Агротехмаш-Т».
24. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 4134/11 по делу Красноярского завода холодильников «Бирюса».
25. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции от 1 февраля 2011 года № 11495/10 по делу ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».
26. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 года № 1407/11 по делу ЗАО «Лаборатория Касперского».
27. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2011 года № ГКПИ11-1668.
28. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения : Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ.
29. О внесении изменений в части пер-
вую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков : Федеральный закон от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ.
30. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 419-ФЗ.
31. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 53.
* * *
Окончание. Начало на с. 24
Впоследствии Департамент направил в адрес ООО «БИЗНЕСКОНСАЛТ» уведомление об отказе от договора аренды. Поскольку ООО «БИЗНЕСКОНСАЛТ» требование не выполнило, Департамент обратился в суд с иском о выселении из нежилого помещения и об обязании в освобожденном виде передать ему помещение.
Суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, руководствуясь общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что в случае заключения договора аренды на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, заранее предупредив об этом другую сторону, что и было сделано Департаментом.
Основанием для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) стало предположение, что поскольку спорное помещение включено в Перечень государственного (муниципального) имущества, свободного от прав третьих лиц, права собственника по распоряжению эти помещением ограничены. Однако ВАС РФ не согласился с таким подходом и поддержал позицию судов первой и кассационной инстанций.
III. Не подлежат приватизации здания, строения и сооружения, составляющие инфраструктуру общедоступных парков и подлежащие использованию как функциональная принадлежность этих парков, даже если арендатором такого недвижимого имущества является субъектом малого и среднего предпринимательства, имеющим право на приобретение арендуемого помещения
(Общество «Ставропольские парки культуры и отдыха» VS Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя. Дело № ВАС-16662/11).
Общество «Ставропольские парки культуры и отдыха» (далее - Общество) непрерывно пользовалось зданиями и иным недвижимым имуществом на территории двух муниципальных городских парков культуры и отдыха города Ставрополя по договорам аренды. Однако в связи с тем, что эти договоры не были зарегистрированы в установленном порядке, Комитет по управлению муниципальным имуществом отказал Обществу в реализации преимущественного права на приобретение этого имущества, в связи с чем Общество обратилось в суд.
Суды 3-х инстанций требования Общества удовлетворили. Суды пришли к выводу о том, что Общество имеет преимущественное право на приобретение муниципального имущества, поскольку это соответствует требованиям законодательства.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), передавая дело на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, отметила, что поскольку спорные здания, строения и сооружения являются инфраструктурой общедоступных парков, построены и используются как функциональная принадлежность парков в целях реализации задач, ради которых создаются такие парки, и являются неотъемлемой частью парка, такое недвижимое имущество не подлежит приватизации. Кроме того, приватизация спорных объектов противоречит принципу единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов, закрепленного статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и отказал в удовлетворении требований Общества.