Научная статья на тему 'Революция в поэтическом восприятии А. Ганина'

Революция в поэтическом восприятии А. Ганина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМНОЙ РАЙ / КРЕСТЬЯНИН / МИФ / РЕВОЛЮЦИЯ / СИМВОЛ / СКИФ / ТЕЗИСЫ / УТОПИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солнцева Н. М.

Революционная тема поэзии А. Ганина (1893-1925) рассмотрена как пример идеологии «скифов» 1910-х гг. Во многом его понимание революций 1917 г. близко взглядам С. Есенина, Н. Клюева, отвечает идеям Т. Карлейля и представляет собой социальную и антропологическую утопию, сменившуюся впоследствии дистопией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revolution in poetic perception of A. Ganin

Theme of revolution at poetry of A. Ganin (1893-1925) is considered as an example of Scythians ideology in 1910 years. In many respects his understanding of the revolution of 1917 was similar to views of S. Esenin, N. Kluev, responds to the ideas of T. Karleil and represents social and anthropological utopia, substituted by dystopia later.

Текст научной работы на тему «Революция в поэтическом восприятии А. Ганина»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 229-231.

УДК 82.091 Н.М. Солнцева

РЕВОЛЮЦИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ А. ГАНИНА

Революционная тема поэзии А. Ганина (1893-1925) рассмотрена как пример идеологии «скифов» 1910-х гг. Во многом его понимание революций 1917 г. близко взглядам С. Есенина, Н. Клюева, отвечает идеям Т. Карлейля и представляет собой социальную и антропологическую утопию, сменившуюся впоследствии дистопией.

Ключевые слова: земной рай, крестьянин, миф, революция, символ, скиф, тезисы, утопия.

А. Ганин «по-скифски» мифологизировал социальные потрясения 1917 г. как пассионарный взрыв, грандиозный импульс, в результате которого Россия станет земным раем, Новым Городом. К «скифам» он примкнул в 1917 г. Судя по письму А. Белого, тогда (с 30 января по 8 марта) произошло знакомство Ганина, С. Есенина, Н. Клюева с Р.В. Ивановым-Разумником [1, с. 96]. Иванов-Разумник привлек Ганина к сотрудничеству с газетами «Дело народа», «Знамя труда», журналом «Наш путь», особенно широко его поэзия представлена во втором номере альманаха «Скифы» (1918). Отзываясь об авторах сборника, Иванов-Разумник 16 сентября 1917 г. писал Белому о Ганине: «...новый мужичок, подает небольшие надежды» [1, с. 134], но в эмиграции Иванов-Разумник назвал опубликованные в «Скифах» ганинские «Облачные кони» яркими, а в вологодских книгах Ганина (1921) увидел «силу растущего мастера» [2, с. 52].

В лирике Ганина скифского содержания один из главных символов -«огнерыжие, крылатые» кони, «кони огневые»; уже в 1916 г. появился «огненный», «огнехрапый» конь [3, с. 35, 36, 59, 101] - символичный образ для новокрестьян-«скифов». Например, красный конь в «Пантократоре» (февраль 1919 г.) Есенина, он же у Клюева («Красный конь», 1919). Возможно, это цитата раннего образа К. Петрова-Водкина («Купание красного коня», 1912; позже - «Фантазия», 1925), вдохновленного красными конями на новгородских иконах («Святые Борис и Глеб на конях», Х1У в.; «Чудо архангела Михаила», ХУП в. (?)) и впоследствии оформившего сборники «Скифы». В начале 1920-х гг. не принадлежавший скифству новокрестьянин А. Ширя-евец деромантизировал этот символ: «.Солнце на красной лошади / Скачет - пьяный опричник злой. / Господи! / Господи! / Сжалься над Русской Землей!..» («Голодная Русь», 1921-1922) [4, с. 246].

Поначалу Ганин придал революции космогонический смысл. В поэме «Звездный корабль» (1916-1917) воинственный Ангел рассекает полнеба, огневые реки опоясали небо, разрушен черный Город, появляется «Новый Город / С всемирным храмом, / С лазурными башнями / В золотом частоколе» [3, с. 155]. Герой скифской лирики Ганина - избранник космогонической истории: «Из облачной рощи, с небесных полей, / Где звездные гроздья горят средь ветвей - / Четыре великие Ветра-Огня / На крыльях могучих умчали меня» [3, с. 58], и это сближает его с харизматическими участниками российского и вселенского преображения из маленьких революционно-мистических поэм Есенина 1917-1918 гг., из «Песни Солнце-носца» (1917) Клюева.

При всем своем титанизме герой Ганина, противостоящий Змию, созидает новый мир с Богом, что опять же сближает его представления о революции с идеями и Есенина, и Клюева. «Причастье тайны» (общее название его стихотворной подборки в «Скифах») начинается с эпиграфа из Псалма 41 («Вся высота Твоя и волны Твои на мне преидоша»), в кото-

© Н.М. Солнцева, 2015

230

Н.М. Солнцева

ром рассказано, как душа возжаждала Бога Живого и дивного Божьего «селения». В утопии Ганина с этими «селениями» коррелируют крытые золотом «дворец и изба», там люди-братья за общим столом вкушают «Медовые хлебы под птичий псалом», и эти образы, конечно, родственны есенинскому («Отчарь», 1917; «Ключи Марии», 1918) и клюевскому («Четыре вдовицы к усопшей пришли...», 1916) представлению о рае.

В революцию Ганин пришел сознательно. В 1918 г. поэт служил на Северном фронте фельдшером, в госпитале написал стихотворение «Братья, плотнее смыкайте ряды.» - о «красной родине», которая «сдавлена черным кольцом» Зверя [3, с. 66]. Ганин не идеализировал реальную деревню, она, как Россия, уже в лирике 1915 г. -«грешная, печальная и убогая» [3, с. 36]. Но он поэтизировал крестьянский труд. В его сознании бытие и сермяжный быт не антитезы, отсюда сентенция: «Кто будет выбивать лабазнику медали / И строить палачам для завтра мавзолей? / Отныне алтарей, всех библий и скрижалей / Священней во сто крат упругая мозоль» [3, с. 84]. Однако когда Городецкий («Обзор областной поэзии», 1921) одобрительно писал о том, что Ганин воспевает упругую трудовую мозоль, он был не совсем прав. Здесь мозоль - не столько социальный, сколько бытийный образ: в новом мире рождается новая телеология. Мы можем лишь предполагать, что между Есениным и Ганиным возникали разговоры о номинативности (автологии, ада-мизме) и тропеичности «низких» образов. В «Ключах Марии» (1918) Есенин нападал на клюевскую изобразительность, сравнивал его стиль с идилличностью английских гравюр, иронизировал по поводу того, что Клюев вставлял мужицкую мозоль в пятку, как в алтарную ладанку. Действительно, у Клюева есть такие строки: «И морем сермяжным, к печным берегам / Грома-корабли приведет ли Адам, / Чтоб лапоть мозольный, чумазый горшок / Востеплили очи - живой огонек» («Белая Индия», между 1916 - 1918) или «Как воск алтарный - мозоль на пятке» («Революцию и Матерь света.», 1918) [5, с. 309, 381]. Через эту же мозоль в поэзии Ганина преломляются смыслы существования и крестьянина, и всего мира, поскольку крестьянин приблизит человечество к земному раю. Скорее всего, Ганин был знаком с идеями Т. Карлейля о религиозной и социальной миссии крестьянина: труд его свят, сам он свят и главная сила социализма, он приведет человечество в новый Назарет и т. д. Перевод книги Карлейля «Крестьянин - святой» вышел в России в 1912 г. с предисловием знакомого Клюеву по голгофскому христианству И. Брихничёва. Из «скифов» Кар-лейлем был увлечен и А. Белый. Идеи Кар-лейля могли быть известны в России по ре-

цензиям К. Маркса и Ф. Энгельса («Положение Англии. Томас Карлейль. “Прошлое и настоящее”», 1848; «Томас Карлейль. “Современные памфлеты” № 1. “Современная эпоха” № 2. “Образцовые тюрьмы”», 1850).

Но, как Есенин и Клюев, Ганин достаточно быстро увидел колоссальную разницу между своими мечтами о революции и реальной революцией. В его лирике действительность начала представать «сегодняшней» бедой, «татарской былью», пиром «ханской орды» [3, с. 56, 85] и т. п. В его поэме «Былинное поле» (1917-1923) пахарь, правнук Микулы, на огнекрылом коне устремляется к Ладе, чтобы освободить ее из плена Ночи. Ему противостоит лесная нежить, которая обморочила крестьянский мир словами о несправедливой жизни: «В думах мужичьих просторно, как в поле, / гуляй, кому надо, / что хочешь, топчи, / Только про счастье мужичье шепчи, / Да жалобней вякай про горькую долю» [3, с. 123]. Поскольку сила Микулыча - мирская, а крестьянский мир сбит с толку и «черносошная сила» гибнет «от Камчатки до Волги» [3, с. 125, 126], гибнет и он.

Об обманутых надеждах рассказано в самой оппозиционной поэме Ганина - дистопии «Сарай». Возможно, поэт намеренно датировал изданный в 1921 г. текст 1917 годом. Герой ждет с неба «светлого хранителя», но ему является «темный проводник Земли», он показывает ему дорогу в рай, однако путь привел героя к «глухому Сараю»: из щелей плывет «дух мертвечины», «дверь в крови», гости на дьявольском пиру пьянеют «трупным запахом», поедают «обрывки ног своих и рук», чьи-то черепа, «шумно хвалят повара», по стенам развешены кишки, на подносе - мозги (они кричат «ура»), в ковшах кровь, каша из грязных тел [3, с. 131-133]. Символика жесткого натурализма, в целом не свойственная стилю новокрестьян, ярко проявилась и в «сне» Клюева «Мертвая голова» (1922) - его реакции на репрессии: «на прилавках колбаса из человеческих кишок», обсыпанная луком мертвая голова, туловище «на крюке висит», и всем этим торгуют демоны, «люди с собачьими глазами» [6, с. 81, 82]. Итак, «В кумире дьявол обнаружился.», он уничтожает обманутых грезами о храме: «И слышу: дети в рваных лапотках / Хрустят у Дьявола в зубах» [3, с. 136].

1923 год - переломный в жизни Ганина. Он стал участником известного «Дела четырех поэтов», получившего резонанс в общественной жизни и в литературе (мы имеем в виду и эпиграммы на поэтов, и эпизод в ресторане из первой редакции «Мастера и Маргариты» М. Булгакова). В 1924 г. Ганина арестовали, были изъяты его антисоветские тезисы «Мир и свободный труд народам», в которых очевидны мотивные совпадения со «Страной негодяев» (1923) Есенина. Есенину

Революция в поэтическом восприятии А. Ганина

231

же он предлагал после переворота возглавить министерство народного просвещения. Ганин писал об авантюристах от революции, о РКП - воинствующей секте, о терроре в деревнях, произволе Ревтрибунала, псевдонаучности марксизма, гибели России как христианского государства, а также гибели христианско-европейского Запада и Америки. Стилистически тезисы близки эмигрантской публицистике (Ганин, предлагая вступить в организацию П. Карпову, сказал ему и о больших деньгах из-за границы). Он был расстрелян во внутренней тюрьме ВЧК 30 марта 1925 г. По-видимому, арест не был для него неожиданным. О.Н. Вышеславцева, тайная монахиня Мария, вдова известного и в Серебряном веке, и в советские годы художника Н.Н. Вышеславцева, рассказывала мне, как накануне он пришел к ней домой и сказал: «Ну, охота за мной хорошая идет, други. Пожалуй, что мы не увидимся больше». Было арестовано тринадцать человек, группу следователи квалифицировали как «Орден русских фашистов». Ганина определили главой заговора.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / публ., вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова, Дж. Мальмстада. СПб. : Atheneum : Феникс, 1998. 736 с.

[2] Иванов-Разумник. Писательские судьбы //

Иванов-Разумник. Писательские судьбы.

Тюрьмы и ссылки / вступ. ст., сост. В. Г. Белоуса. М. : НЛО, 2000. 544 с.

[3] Ганин А. Стихотворения. Поэмы. Роман / сост., предисл., коммент. С. Ю. Куняева, С. С. Куняе-ва. Архангельск : Северо-Западное изд-во, 1991. 218.

[4] Ширяевец А. Песни волжского соловья // Избр. / предисл. С. И. Субботина, вступ. ст. Е. Г. Кой-новой. Тольятти : Фонд «Духовное наследие», 2007. 276 с.

[5] Клюев Н. Сердце Единорога / предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова, сост. и примеч. В. П. Гарнина. СПб. : РХГИ, 1999. 1072 с.

[6] Клюев Н. Словесное древо / вступ. ст. А. И. Михайлова, сост. и примеч. В. П. Гарни-на. М. : Росток, 2003. 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.