Раздел II. Социальные революции в контексте Отечественной истории
УДК 93/94 (47)
РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ. КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА К СТАНОВЛЕНИЮ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Б.И. Королев, Российский государственный университет правосудия (Нижний Новгород,
Россия), e-mail: korolev-boris@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается роль революции 1905-1907 гг. в развитии гражданского общества и правового государства в России. Данный процесс был обусловлен борьбой общественности с монархическим режимом за ограничение власти императора, связан с деятельностью общественных организаций, с прессой. Автор изучает влияние революции 1905-1907 гг. на генезис гражданского общества и правового государства в российской действительности начала ХХ века.
Ключевые слова: революция, гражданское общество, правовое государство, конституция, общественные организации, периодическая печать.
THE REVOLUTION OF 1905-1907 AS AN INCENTIVE TO THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AND THE TRANSITION TO THE FORMATION OF A LEGAL
STATE IN RUSSIA
Abstract. The article discusses the role of the revolution of 1905-1907 in the development of civil society and the rule of law in Russia at the beginning of the twentieth century. This process was driven by the public struggle against the monarchist regime of limiting the power of the emperor is related to the activities of non-governmental organizations, the media. The author examines the influence of the revolution of 1905-1907 on the genesis of the civil society and the rule of law in the Russian reality of the early twentieth century.
Keywords: revolution, civil society, rule of law, the constitution, civil society organizations, periodicals.
В эпоху «цветных» революций полезно обратиться к отечественному историческому опыту революционных событий, их влиянию на политическую жизнь и развитие правосознания населения. Кроме роли и значения революции 1905-1907 гг. в становлении правового государства и гражданского общества в России, актуальным остается вопрос об ответственности адептов революции за «судьбы Родины».
Формирование политического сознания отечественного гражданского общества происходило в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX в., подъема освободительного общественного движения на рубеже XIX-XX вв. Именно в условиях революции 1905-1907 гг. была реализована цель освободительного движения начала ХХ века - добиться введения конституции, создания народного представительства в России. Подъем земского освободительного движения в рамках революции был вызван нежеланием власти проводить реформы по ограничению абсолютной власти императора и ликвидации других феодальных пережитков, неудачами русской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг.,
распространением западноевропейских конституционных идей, решением земских съездов.
Революция 1905-1907 гг. стала стимулом и условием развития политического сознания населения, способствовала его реализации в условиях давления «общественности» на историческую власть «снизу». Термин «общественность» подразумевал «образованное общество», которое противопоставлялось чиновникам. «Общество» не являлось правовой категорией, к нему причисляли обладателей определенного имущества, образованных людей. «Общество» было незначительно, отделяло себя от «народа», отличаясь оппозиционной манерой поведения [6, с. 69, 77]. Сферу общественного мнения, как самостоятельную силу, часто открыто противопоставляли государственной (официальной) точке зрения, выражая представление о двух конкурировавших источниках власти - исторической государственной власти и авторитета гражданского общества. Генезис политического сознания образованного элемента нарушал баланс между царской администрацией и обществом, позволяя последней претендовать на роль альтернативы власти.
Средствами развития гражданского общества и реализации его политического сознания в России являлись: становление независимой внесословной коммерческой прессы; практика земского местного самоуправления; заимствование западноевропейских конституционных идей; деятельность многочисленных общественных, земских, сословных организаций. К 1905 г. «общественность» стали прочно ассоциировать с общественным мнением, с критически настроенной пишущей и читающей публикой, с земской интеллигенцией, с правым, доступным судом. В новых политических условиях пресса объединяла образованные слои общества; институт земства был в известной степени независим от центрального правительства, участвовал в общественной жизни; скорый, гласный и открытый суд позволял разрешать социальные деликты. Земская и городская образованная общественность приветствовала отмену предварительной цензуры в условиях революции 1905-1907 гг.
В начале ХХ в. под гражданским обществом понималось общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из соглашения отдельных членов общества, т.е. свободное взаимодействие индивидов на основе общественного единства. Исследователи подчеркивают важность в России таких структур, как церковь, семья, община, добровольные объединения - посредников между индивидом и государством. Общественные организации являлись одной из основ гражданского общества. Формируя «публичную сферу», они предоставляли возможности обмена опытом различных слоёв населения, «цементируя» общество. Революция 1905-1907 гг. способствовала всплеску популярности общественных организаций, их формированию, влиянию на общественное мнение посредством принятых решений, выраженных через печать.
На основе анализа публикаций либеральных периодических изданий («Волгарь», «Нижегородская земская газета», «Нижегородский листок») за 1905-1907 гг. выделим несколько типов общероссийских и региональных организаций (на примере Нижегородской губернии), гласные которых обсуждали конституционные идеи, высказывали свои представления: общероссийские, губернские земские и городские организации (Земские съезды, Городская Дума, Губернские и уездные земские управы и собрания); профессиональные организации (Собрание приказчиков, Биржевые комитеты, Съезд представителей биржевых комитетов); региональные партийные организации (местный комитет кадетов, конституционно-демократический клуб, местное бюро октябристов, местный комитет умеренно-прогрессивной партии, Партия «Белого знамени» (комитет СРН), предвыборные со-
брания различных партий); сословные организации (Дворянские собрания, Всесословный клуб, Собрания мещан, Крестьянский съезд); Государственная Дума и Общество распространения начального образования. Так, именно через региональные земские собрания «Союз Освобождения» в октябре 1904 г. стремился провести политическую резолюцию о необходимости конституции.
Под конституционными идеями и представлениями понимали необходимость конституции, определение статуса и функций представительного органа и установление справедливой избирательной системы, обеспечение правового статуса личности. Реализация в российской политической практике конституционных идей должна была обеспечить переход к правовому государству.
Перспективы перехода к буржуазной монархии были связаны как с общественным, так и правительственным конституционализмом. Выражением правительственной и общественной форм конституционализма стали требования съездов городских и земских деятелей, Союза земцев-конституционалистов, Союза Освобождения 1905 г. Земское движение к 1905 г. выросло в политическую силу, вступившую в борьбу за конституцию [2, с. 77-152; 5, с. 111]. «Освобожденцами» и «земцами-конституционалистами» было представлено несколько конституционных проектов: «Основной Государственный Закон Российской Империи» группы членов «Союза Освобождения» (В.М. и И.В. Гессены, П.И. Новгородцев, Ф.Ф. Кокошкин и другие - октябрь 1904 г.); «Проект Основного и Избирательного Законов» С.А. Муромцева и Ф.Ф. Кокошкина (июль 1905 г.) [1, с. 283-300, 304-371; 3, с. 11]. С изданием манифеста 17 октября 1905 г. образованная либеральная общественность стала отождествлять манифест с конституцией, формируются политические партии. Так, съезд созданной конституционно-демократической партии (5-11 января 1906 г.) потребовал законодательных прав для Думы, всеобщего, прямого, равного, тайного избирательного права [1, с. 372-373; 2, с. 566-576; 6, с. 106-107].
Царское правительство в условиях революции разработало Положение о выборах в Государственную Думу 1905 г., издало манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г., избирательный закон 11 декабря 1905 г., Учреждение Государственной Думы, Учреждение Государственного Совета 20 февраля 1906 г. Итогом стали Основные законы 23 апреля 1906 г. Как продукт правительственного конституционализма (октроированный способ издания), они внесли дуализм в распределение полномочий между правительством, Государственной Думой при сильной власти императора. Их появление усугубило оппозиционные настроения депутатов Думы. В дальнейшем историческая власть стремилась минимизировать или вообще отказаться от изменений в период революции. Спад революции, перенесение дискуссии о государственном строе в Думу повлияли на отношение власти к «уступкам» в пользу общественности. Так, исследователь А.Н. Медушевский считает: первоначально всеми крупнейшими революциями, и в России в 1905 г., провозглашался подлинный конституционализм, который в ходе самих революций постепенно сползал к мнимому [3, с. 11].
В годы революции возникли институты, связывающие государство и личность: политические партии, партийная агитация, выборы в Думу, общественные организации и объединения (земские и городские, сословные и межсословные, религиозные и культурные). Партии активно использовали избирательные технологии: составление партийных избирательных списков, проведение предвыборных собраний. Это способствовало росту политического сознания населения в условиях протестных настроений образованной обществен-
ности по отношению к власти. Представители общественности одновременно состояли в различных партиях. Так, в Нижегородской губернии земского деятеля Е.М. Ещина, издателя «Нижегородского листка», в Департаменте Полиции относили к членам партии социалистов-революционеров и партии кадетов [4, с. 153-165, 228-230; 7, л. 79-81; л. 80-90].
Итак, в России в 1905-1907 гг. стал возможен переход к правовому государству, как компромиссу между властью и обществом. Революция подтолкнула процесс становления правового государства и развития гражданского общества. После революции 1905 г. реальность и «гражданское общество» разошлись: либеральные партии, выросшие из земства, оказались не в состоянии воздействовать на большую часть населения страны. Элементы «гражданского общества» развивались в России вплоть до 1917 года.
Литература:
1. Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVIII-XX веков. Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА,
2000. 680 с.
2. Либеральное движение в России. 1902-1905 / Сост. Д.Б. Павлов. М: РОССПЭН,
2001. 648 с.
3. Медушевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории. 1996. № 6. С. 3-14.
4. Общественно-политические процессы, партии и движения в Нижегородской губернии в конце XIX - начале XX вв.: учебное пособие в 2 т. / Автор-составитель Г.В. Набатов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2001. Т. 1. 262 с.
5. Савельев A.A. Земство и власть. Из истории местного самоуправления в России. Арзамас: АГПИ, 1995. 381 с.
6. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. Т. 1-3. / Т. 1: 1905-1907 гг. М.: РОССПЭН, 1997. 742 с.
7. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 918. Оп. 8. Д. 373, 443.
References:
1. Konstitucionnoe pravo Rossii. Osnovnye zakony, konstitucii i dokumenty XVIII-XX vekov. Hrestomatija / Sost. A.P. Ugrovatov. Novosibirsk: OOO Izdatel'stvo JuKJeA, 2000. 680 s.
2. Liberal'noe dvizhenie v Rossii. 1902-1905 / Sost. D.B. Pavlov. M: ROSSPJeN, 2001. 648
s.
3. Medushevskij A.N. Konstitucionnye proekty russkogo liberalizma i ego politicheskaja strategija // Voprosy istorii. 1996. № 6. S. 3-14.
4. Obshhestvenno-politicheskie processy, partii i dvizhenija v Nizhegorodskoj gubernii v konce XIX - nachale XX vv.: uchebnoe posobie v 2 t. / Avtor-sostavitel' G.V. Nabatov. N. Novgorod: Izd-vo Nizhegorodskogo universiteta, 2001. T. 1. 262 s.
5. Savel'ev A.A. Zemstvo i vlast'. Iz istorii mestnogo samoupravlenija v Rossii. Arzamas: AGPI, 1995. 381 s.
6. Sezdy i konferencii konstitucionno-demokraticheskoj partii. T. 1-3. / T. 1: 1905-1907 gg. M.: ROSSPJeN, 1997. 742 s.
7. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). F. 918. Op. 8. D. 373, 443.
— • —
Сведения об авторе
Борис Иванович Королев, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства, права и судебной власти, Российский государственный университет правосудия (Нижний Новгород, Россия).
— • —