Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие А. П. Валицкой "теория образования в контексте современности"'

Рецензия на учебное пособие А. П. Валицкой "теория образования в контексте современности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИСА ПЕТРОВНА ВАЛИЦКАЯ / ALISA PETROVNA VALITSKAYA / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION / ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАО / CORRESPONDING MEMBER OF RAE / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CULTURE-FOCUSED CONCEPT OF EDUCATION / ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маранцман Елена Константиновна

Рецензия на книгу Алисы Петровны Валицкой «Теория образования в контексте современности» содержит краткое описание и анализ её основных глав. Автор статьи предваряет рецензию вступительным словом о личных качествах и юбилейных датах в научно-профессиональной деятельности доктора философских наук, члена-корреспондента РАО. Недавний личный юбилей автора книги А.П. Валицкой перекликается с 25-летием её членства в Российской академии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF A.P. VALITSKAYA’S MANUAL "THEORY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERNITY"

A review of the book "Theory of Education in the Context of Modernity" by Alisa Petrovna Valitskaya contains a brief description and analysis of its main chapters. The author of the review presents an introductory statement on the Doctor of Philosophy, corresponding member of the Russian Academy of Education, A.P. Valitskaya’s personal qualities and anniversary dates in her scientific and professional work. The recent personal jubilee of the author of the book, Alisa P. Valitskaya, echoes with the 25 th anniversary of her membership in the Russian Academy of Education (RAE).

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие А. П. Валицкой "теория образования в контексте современности"»

ISSN 2227-8591. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No. 22 E.K. Marantsman

УДК 37.01 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.22.12

Е.К. Маранцман

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ А.П. ВАЛИЦКОЙ «ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ»

МАРАНЦМАН Елена Константиновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования и художественного развития ребенка Института детства; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия; e-mail: [email protected]

MARANTSMAN Elena K. - The Herzen State Pedagogical University of Russia. 48, Moika embankment, St. Petersburg, 191186, Russia; e-mail: [email protected]

Рецензия на книгу Алисы Петровны Валицкой «Теория образования в контексте современности» содержит краткое описание и анализ её основных глав.

Автор статьи предваряет рецензию вступительным словом о личных качествах и юбилейных датах в научно-профессиональной деятельности доктора философских наук, члена-корреспондента РАО. Недавний личный юбилей автора книги А.П. Валицкой перекликается с 25-летием её членства в Российской академии образования.

АЛИСА ПЕТРОВНА ВАЛИЦКАЯ; РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАО; КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ссылка при цитировании: Маранцман Е.К. Рецензия на учебное пособие А.П. Валицкой «Теория образования в контексте современности» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 22. С. 98-101. Б01: 10.18720/НиМ/!88М 2227-8591.22.12

Начиная разговор о книге А.П. Валицкой «Теория образования в контексте современности», невозможно обойти молчанием удивительную личность её автора.

Имя Алисы Петровны Валицкой - советского и российского искусствоведа, культуролога, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования - широко известно в научном и культурно-образовательном пространстве нашей страны.

Любознательный читатель легко отыщет в Интернет-пространстве научную биографию руководителя научно-педаго-

гической школы - А.П. Валицкой,* а также списки её многочисленных наград, званий и разнообразных научных и педагогических регалий.

Для автора этих строк Алиса Петровна, прежде всего, - УЧИТЕЛЬ!

В реалиях сегодняшнего времени не столь много осталось коллег, которым можно позвонить на День Учителя не по долгу профессионального братства, а по самой глубинной сути! Алиса Петровна -учитель учителей!

* https://www.herzen.spb.ru/main/activity/science/ 1215421405/1215426471/

Чувство бесконечного восхищения масштабом её личности и жизнелюбия вызывает уже сам факт такого плодотворного и преданного Служения делу Учительства: почти полвека преподавательской работы и четверть века в статусе члена-корреспондента Российской академии образования по Отделению философии образования и теоретической педагогики.

И в настоящее время профессор А.П. Ва-лицкая читает современным магистрантам РГПУ им. А.И. Герцена «Методику освоения языков культуры в начальной школе» по своей авторской концепции.*

Культуротворческая концепция образования, созданная и реализованная Алисой Петровной на практике в российских школах, удивительный педагогический феномен, который, к сожалению, еще недостаточно понят и оценен нашим педагогическим сообществом. В предлагаемой концепции органично связаны все школьные дисциплины, которые рассматриваются с точки зрения культуры. Именно такой ракурс проблем нужен педагогике сегодня! Это подробно и пошагово описано в ряде научных работ Алисы Петровны [1], [2], [3].

Представим более подробно состоящую из семи глав новую книгу А. П. Валицкой «Теория образования в контексте современности».

Привлекает внимание и вызывает профессиональный интерес, прежде всего, её название! В российской традиции, образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения индивидуума в его личных интересах, интересах общества, интересах государства» в широком смысле [4, с. 212]. В узком же - как «совокупность знаний, полученных как результат обучения» [1, с. 213]. А.П. Ва-лицкая рассматривает образование более широко, соединяя философские, социо-

* https://atlas.herzen.spb.ru/teacher.php?id= 134

культурные и личностные (психологические) парадигмы образовательного процесса в единую структуру. Такое образование становится стереоскопичным, и может выступать моделью жизни. По мнению А.П. Валицкой, каждый взгляд -философский, социологический, культурологический, психологический, педагогический является основой образования, заложен в его сути. Проблемы образования становятся вопросами, решение которых ищут все эти науки.

Такое объемное рассмотрение образования позволило А. П. Валицкой содержательно выстроить все компоненты философского дискурса - от европейской философии XX века, современной российской философии образования до структуры познавательных способностей.

Во второй главе рассматривается генезис образования в системе культуры. Определение образования как компонента культуры, взгляд на него как культурный феномен, абсолютно естественно приводит автора пособия к глубокому раскрытию сущности культурно-исторической парадигмы образования. А. П. Валицкая подчеркивает, что «одно только рациональное знание фактов, событий, имен и ситуаций мировой культуры - несостоятельно в становлении поликультурного сознания личности» [2, с. 36].

В третьей главе книги автор размышляет над вопросами взаимосвязей образования и общества с точки зрения социальной природы образовательных систем. Здесь отметим оригинальную модель социализации личности, предложенную А.П. Валицкой: «... тоталитарная - где социум предъявляет жесткие требования к личности; рыночная (именуемая «свободной», где личность погружена в ситуацию выбора, в тех условиях, которые заданы идеей успеха), третья модель, назовем ее условно гуманитарной (культуротворческой), основа-

ISSN 2227-8591. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No. 22 Е.К. МагаМэтап

на на принципах .понимания современных социокультурных процессов и своей нравственной позиции, своего места в мире» [5, с. 59].

В четвертой главе «Аксиосфера культуры и образование» рассматриваются ценностные структуры образования, где автор подробно описывает механизмы наследования нравственно-эстетических констант в образовательном процессе и в целом в истории образования.

Пятая глава «Знание в образовательном модусе» посвящена рассмотрению различных сторон знания - морфологии, подробному описанию учебной стороны знания, раскрытию понятий «картина мира» и «образ мира». В этой главе А.П. Валицкая справедливо отмечает, что «задача вузовского преподавателя состоит не столько в изложении (объяснении) предмета., сколько в том, чтобы помочь студенту понять современный мир и самого себя: философия - не самоцель, а способ понимания» [5, с. 94].

Особое внимание необходимо уделить шестой главе книги, где раскрываются проблемы диалога субъектов образования. И главным в этой части пособия становится описание нового типа школы - культу-ротвоческой, где вместо термина «развитие» употребляется «становление». И это меняет все! Снимается «агрессивно-волюнтаристский смысл формирующей воли учителя» [5, с. 134]. Предлагаемый подход к образованию позволяет А.П. Ва-лицкой заботиться о междисциплинарной интеграции разных предметов, основой которой является «Человек» - его становление, его жизнь в обществе и с самим собой! Здесь нельзя не отметить главенствующую роль изучения художественной литературы, которая позволяет не только разобраться в современности, но и выбрать тех собеседников, которые нужны человеку сегодня и всегда. И, одна из главных

проблем сегодняшнего мира - одиночество

- уходит. Человек становится творцом своей жизни!

Подводя итог своим размышлениям, А.П. Валицкая пишет: «Цель образования

- становление личности, ... единство образовательного пространства России, ... приоритетность и опережающее развитие педагогического образования, ... региональный компонент, вариативность программ и маршрутов...» [5, с. 162].

Несомненную ценность имеет принцип приоритетности и опережающего развития педагогического образования, права образовательных учреждений «на самостоятельное конструирование образовательных программ» [5, с. 162].

В данном контексте встает особенно остро общекультурная и методическая компетентность современного учителя. Уход от рецептурной методики преподавания предметов к философскому обобщению не только целей педагогической деятельности, но и широкого взгляда на мир любящими ученика, умными глазами Учителя - вот путь развития современного образования.

Учебное пособие А.П. Валицкой может быть рекомендовано для чтения и изучению самому широкому кругу читателей -профессиональным педагогам, студентам высшей школы. Несомненно, самыми заинтересованными читателями этой книги могут стать учителя, преподаватели широкого круга гуманитарных дисциплин.

Остается только сожалеть о том, что книга, изданная по решению Бюро Северозападного отделения РАО в Центре научно-информационных технологий "Астери-он", вышла скромным тиражом. Хочется надеяться, что содержание представленной книги получит дальнейшее развитие, будет продолжено и дополнено многочисленными учениками-единомышленниками её автора - Алисы Петровны Валицкой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валицкая А.П. Культуротворческая миссия школы в процессах демократизации общества. // Диалоги об образовании. Российский и шведский опыт. / глав. ред. Х.К. Остер, отв.ред. А.П. Валицкая, Л.М. Мосолова. -СПб.: Лань, 1999.

2. Валицкая А.П. Новая школа России : Культуротворческая модель / монография: СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -146 с.

3. Валицкая А.П. Образ России в национальном самосознании и образовательной

практике / ст. в сб.: Образ России. - РГПУ им. А.И. Герцена, факультет философии человека, кафедра эстетики и этики. СПб.: Изд-во: Пневма, 2009. С. 6-22. ISBN: 978-5-901151-12-8

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Издательство «Азъ», 1992. - 437 с.

5. Валицкая А.П. Теория образования в контексте современности. Теория образования в контексте современности: учебное пособие / СПб.: Астерион, 2014. - 167 с. ISBN: 978-500045-090-1

Marantsman E.A. Review of A.P. Valitskaya's manual «Theory of Education in the Context of Modernity». A review of the book "Theory of Education in the Context of Modernity" by Alisa Petrovna Valitskaya contains a brief description and analysis of its main chapters. The author of the review presents an introductory statement on the Doctor of Philosophy, corresponding member of the Russian Academy of Education, A.P. Valitskaya's personal qualities and anniversary dates in her scientific and professional work. The recent personal jubilee of the author of the book, Alisa P. Valitskaya, echoes with the 25 th anniversary of her membership in the Russian Academy of Education (RAE).

ALISA PETROVNA VALITSKAYA; RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION; CORRESPONDING MEMBER OF RAE; CULTURE-FOCUSED CONCEPT OF EDUCATION; THEORY OF EDUCATION

Citation: Marantsman E.A. Review of A.P. Valitskaya's manual «Theory of Education in the Context of Modernity». Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 22. P. 98-101. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.22.12

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.