Рецензия Review
институтом для адаптации детей-мигрантов должна быть школа. Автор статьи правомерно указывает на важность наличия системной государственной политики в отношении мигрантов, в том числе образовательной, разработки и массового внедрения моделей обучения детей-мигрантов, а также подготовки и переподготовки учителей для работы в контексте поликультурного образования.
Рассмотренные в статье вопросы действительно представляют собой новые подходы к реализации проблемы, возникающей в школьном образовании. Выявление и анализ факторов, негативно влияющих на готовность учителей к работе с детьми-мигрантами, в определенной мере способствуют решению данной проблемы. Статья отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам данного рода, и рекомендуется к опубликованию в журнале «Известия самарского научного Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» (ст. опубл., том 20, номер 5(62) указанного журнала, с. 43 - 46).
Рецензия на статью
Т.А. Колышева «Методы
формирования готовности к
профессионально-личностной
рефлексии у будущих бакалавров /
магистров музыкального
образования»
© 2018 О.М. Буранок
Доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой русской и зарубежной литературы, и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета. Самара, Россия
Статья профессора Колышевой Татьяны Александровны посвящена актуальной и малоизученной проблеме музыкальной дидактики - профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта, а точнее методам ее развития у будущих бакалавров / магистров музыкального образования в период их вузовской профессиональной подготовки. Автор справедливо отмечает, что профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе является ступенью в достаточно продолжительном по времени и затратном по усилиям периоде дополнительного, предпрофес-сионального обучения в колледжах, детских школах искусств, музыкальных школах и лицеях. Использование собственного опыта вхождения в
мир музыки, в искусство преподавания, его осмысление и анализ позволяет вдумчивому студенту взглянуть на процесс музыкального воспитания глазами учащихся, их родителей, то есть занять рефлексивную позицию педагога-исследователя. Она необходима и важна в процессе написания выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации.
В статье даны теоретическое обоснование и апробация методики формирования готовности к профессионально-личностной рефлексии у студентов педагогического вуза будущих бакалавров / магистров музыкального образования. Среди них особый интерес представляют художественно-педагогические задачи, поисковые игры, сторителлинг, рефлексивное жизнеописание, рефлексивный анализ материалов мастер классов, интервью, живого педагогического опыта, педагогическое эссе.
Методологической основой предлагаемой технологии является личностно-ориентиро-ванное образование, а также актуализация рефлексивного характера профессиональной подготовки бакалавров / магистров музыкального образования в вузе.
В статье обобщен авторский опыт профессора Т.А. Колышевой по формированию готовности будущих бакалавров / магистров музыкального образования к профессионально-личностной рефлексии в процессе исследовательской деятельности. Его результаты могут успешно использоваться в практике музыкально-методической подготовки будущего педагога-музыканта. Автор приходит к закономерному выводу о том, что способность к рефлексивному осмыслению музыкально-педагогической действительности является важным показателем совершенствования профессиональных качеств, личностно-творческого самосознания будущего педагога-музыканта. К пожеланиям следует отнести предложение снять кавычки со слова аксиома (стр. 36, 16 строка сверху).
В целом, статья представляет несомненный интерес для преподавателей гуманитарных дисциплин, продолжает многолетние исследования Т.А. Колышевой актуальных проблем музыкально-педагогического образования (Ст. опубл. - Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, том 20, номер 5(62), 2018, с.34 - 39).