УДК 930 DOI: 10.23683/2500-3224-2018-2-222-228
Рецензия на работу: Польская С.А. Христианнейший король: образы власти в репрезентативных стратегиях французской монархии (IX-XV вв.). М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 495 с.
В.С. Савчук
Аннотация. В рецензии анализируется труд ставропольского медиевиста С.А. Польской, посвященный «образам власти в репрезентативных стратегиях французской монархии» эпохи Средневековья. Вышедшая книга в значительной мере подытоживает многолетнюю исследовательскую работу автора по изучению проблем политической культуры и, в частности, королевского церемониала. В ритуалах и мифологии власти находят отражение, как показывает в своей работе С.А. Польская, многие аспекты жизни и политической практики средневекового французского общества - взаимоотношения церкви и светской власти, государя и его подданных, публично-правовые функции королевской власти и др. Достоинством книги, несомненно, является включение в нее переводов средневековых источников (в частности, ordo Карла V Мудрого) и воспроизведение миниатюр из «Коронационной книги Карла V». Книга С.А. Польской займет достойное место в ряду исследований политической культуры средневекового Запада.
Ключевые слова: С.А. Польская, образы власти, королевский церемониал, Хинкмар Реймсский, аббатство Сен-Дени, Карл V Мудрый.
Савчук Вячеслав Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, v.s.savchuk@mail.ru.
Review on: Polskaya S.A. Christian King: Images of Power in the Representative Strategies of the French Monarchy (IX-XV centuries). M., SPb.: Center for Humanitarian Initiatives, 2017. 495 p.
V.S. Savchuk
Abstract. The review deals with the book of Svetlana Polskaya, Stavropol scholar, Russia, whose academic interests refer to the European medieval history. The volume is devoted to images of power in representative strategies of the French monarchy in Middle Ages. The book summarized the research lasted few years and which was devoted to the issue of political culture in general and Royal ceremonies in particular. As Svetlana Polskaya demonstrates, a lot of elements of everyday life and political practice were introduced in rituals and mythology. These elements include relations between the Church and the State, king and vassals, as well as political and legal functions of the monarchy. In the analysis the translations of medieval sources were used. The reviewed book can take an important place among researches about political culture of the Medieval West.
Keywords: Svetlana Polskaya, images of power, Royal ceremonies, Hincmarus, Saint-Denis Abbey, Charles V.
Savchuk Viacheslav S., Candidate of Science (History), Associate Professor, Institute of History and International relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, v.s.savchuk@mail.ru.
Едва ли не для всякого человека, обладающего властными полномочиями, важно не только то, кем он в сущности является и каковы его реальные политические действия, но и то, каким он представляется своим соратникам, подданным, соперникам - словом, всем, кто с ним имеет дело. И, в зависимости от своих предпочтений и воспитания, а в еще большей мере - исходя из предположений, каким ему желательно выглядеть в глазах современников, а может быть, и потомков, политик «лепит» свой образ - то ли благочестивого короля, то ли сурового, но справедливого полководца, то ли грубоватого, но доступного людям народного вождя, то ли привлекательного мачо, сохраняющего и в пожилом возрасте спортивную фигуру... При этом ближайшие преемники порой резко меняют «образы власти»: достаточно вспомнить разный стиль жизни двух императоров из династии Гогенцоллернов (Вильгельма I и Вильгельма II) или столь непохожие поведенческие практики И.В. Сталина и Н.С. Хрущева. Но это - применительно к эпохе относительно недавней. В Средние века традиция сдерживала поведенческое «своеволие» казалось бы всесильных монархов, хотя по мере развития медиевистики становится ясно, что даже в агиографических памятниках не все святые «на одно лицо»!
Исследованию проблем репрезентации высшей политической власти в средневековой Франции посвящена рецензируемая работа кандидата исторических наук, доцента Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) Светланы Анатольевны Польской. Сам автор по-разному называет свою книгу - и «сборником научных трудов, написанных автором в разное время, но объединенных общей темой», и монографией. Вероятно, противоречия здесь нет, поскольку отдельные сюжеты неплохо выстраиваются в единую исследовательскую панораму, создающую многоплановую картину «образов власти в репрезентативных стратегиях французской монархии».
С.А. Польская уже многие годы изучает проблемы политической истории и политической культуры средневековой Франции, круг которых был в значительной мере очерчен ее научным руководителем - профессором Московского университета Ниной Александровной Хачатурян. За примерно четверть века организованная Н.А. Хачатурян исследовательская группа «Власть и общество» провела ряд научных конференций, материалы которых легли в основу нескольких изданных сборников, по сути - коллективных монографий, освещающих различные аспекты политической истории средневекового Запада. Работы С.А. Польской публиковались в книгах «Королевский двор в политической культуре средневековой Европы: теория, символика, церемониал» [Польская, 2004], «Священное тело короля: ритуалы и мифология власти» [Польская, 2006], «Искусство власти: Сборник в честь профессора Н.А. Хачатурян» [Польская, 2007], в нескольких выпусках издаваемого Ростовским отделением РОИИ альманаха истории идей «Cogito» [Польская, 2011], а также во многих других научных изданиях. Нет сомнения, что исследования ставропольского медиевиста давно уже обратили на себя внимание не только коллег по профессиональному цеху, но и более широкого круга читателей, интересующихся средневековой историей Запада.
И все же: одно дело статьи, разбросанные в различных, пусть даже очень авторитетных, изданиях, а другое - когда подобные работы собраны в единую книгу! Сразу становятся видны и масштабы исследовательского поля автора, и наиболее интересующие его проблемы, и все разнообразие привлекаемых им источников, и любимые «герои повествования»!
В структуре рецензируемой книги прослеживаются несколько принципов, в частности проблемный и хронологический, а также выделены своеобразные монографические разделы, посвященные наиболее важным для понимания изучаемой темы личностям (Хинкмару Реймсскому и Карлу V Мудрому) и топосам (аббатству Сен-Дени). Можно поэтому констатировать вполне логичный переход автора от одного сюжета к другому, позволяющий и читателю данного труда естественным образом то «погружаться» во все нюансы процедур инаугурационной церемонии и церемонии королевского въезда в Париж, то постигать публично-правовые функции королевской власти, а потом, уже ознакомившись с этими основополагающими репрезентациями французского двора и прерогативами средневекового монарха, как бы «идти дальше», узнавая подробности биографии и разносторонней деятельности Хинкмара, архиепископа Реймсского, или все богатство сокровищницы аббатства Сен-Дени.
Своеобразной кульминацией повествования об «образах власти в репрезентативных стратегиях французской монархии» являются, на наш взгляд, главы V и VI, посвященные потестарным тенденциям Карла V в эпоху Столетней войны, коронационному ordo французской монархии 1364 г. и формированию образа «христианнейшего короля (rex christianissimus). В двух следующих главах представлены, как нам кажется, интересные, но все же дополнительные к основной линии повествования сюжеты. Кроме того, бросается в глаза то обстоятельство, что затронутые в этих главах вопросы носят выборочный характер и ни по сути своей, ни хронологически друг с другом прямо не связаны, хотя, несомненно, имеют отношение к общей проблематике исследования С.А. Польской. В главе VII («Традиции историописания королевского дома эпохи абсолютизма») читатель знакомится с трудом юриста (позже - королевского нотария) XVI в. Жана Дю Тийе, который, как и его младший, но более знаменитый современник Жан Боден, может быть «удостоен звания историка». Этот труд стал предтечей целого ряда сочинений эрудитов эпохи абсолютизма, имевших, по мнению С.А. Польской, «общую цель - доказать легитимность притязаний короны, преемственность правящей династии по отношению к предыдущей, ее либо континуитетные, либо исключительные качества по сравнению с прочими монархиями» (с. 394). В главе VIII («Матримониальные стратегии власти») автор анализирует два любопытных, но отстоящих друг от друга на несколько столетий эпизода: «героиней» первого из них является Юдифь Французская (старшая дочь Карла Лысого), родившаяся в 844 г., а второго - три венгерские принцессы второй половины XIII - начала XIV в. Последняя глава книги («Королевское посвящение за пределами Франции: акценты влияния»), как явствует из ее названия, должна, по замыслу автора, показать и общность формирующегося или эволюционирующего европейского церемониала, и его своеобразие
в каждом (в данном случае - восточнофранкском и польском) регионе. Возможно, труд С.А. Польской выглядел бы еще более цельным, если бы последние главы (или хотя бы VII и VIII) были вынесены в раздел «Дополнения» и опубликованы в виде статей, логично продолжающих основную тему исследования.
Вернемся, однако, к основным разделам книги С.А. Польской. Обращает на себя внимание глубина источниковедческого анализа автора, которая сочетается с широким привлечением историографического материала. Как отмечает в самом начале своего труда С.А. Польская, «основными источниками для изучения инаугураци-онной церемонии французских королей (le sacre royal) служат тексты королевских порядков или чинов (в оригинале - ordines; если быть более точными, то ordines ad consecrandum et coronandum regem - сборники записи литургии, сопровождающей церемонию и в несколько меньшей степени - процедурной ее части)» (с. 13). Автор высказывает мысль, что отнюдь не случайно значительные перемены в порядке проведения церемонии монаршего посвящения приходятся на «знаковые для эволюции Французского государства периоды», и называет три подобных этапа - вторую половину IX - конец Х вв. (завершение раннефеодальной стадии); эпоху правления Людовика IX Святого, то есть середину XIII в.; и, наконец, время правления Карла V Мудрого (1364-1380) (с. 247). Особенно подробно С.А. Польская анализирует (главы I и III) четыре ordines второй половины IX в., автором которых принято считать Хинкмара Реймсского, предложившего «первое теоретическое обоснование процедуры церемонии королевского посвящения», и предписания ordo Карла V (глава V). При сопоставлении «королевских порядков» IX в. С.А. Польская часто цитирует сохранившиеся памятники того времени (иногда - во фрагментах), а при анализе ordo Карла V дает его перевод (с. 269-294) на основе рукописи из собрания т.н. «Генеральной коллекции древних французских законов». Эти части рецензируемого труда, как и перевод «Описи сокровищницы аббатства Сен-Дени 1666 г.» (с. 175-192), могут использоваться студентами и начинающими исследователями в качестве важных источников для изучения не только инаугурационных церемоний, но и всего «образа власти» в Средние века. Наконец, отметим наличие в книге С.А. Польской 38 цветных иллюстраций, представляющих собой репродукции миниатюр из «Коронационной книги Карла V» и позволяющих визуально проследить все этапы коронационных торжеств. Наряду с вышеперечисленными, в книге используются и другие виды источников: законодательные и документальные акты, исторические сочинения, юридические и политические трактаты и пр.
Исследование С.А. Польской свидетельствует о том, что автор прекрасно ориентируется в поистине трудно обозримой научной литературе по проблемам политической истории средневековой Франции. При этом хочется обратить внимание на такую деталь: даже в работах авторитетных ученых порой заметно, что они используют почти исключительно труды, написанные на языке той страны, историю которой они изучают. А если приводят цитаты из сочинений, написанных на другом языке, то делают это по имеющимся переводам. В книге С.А. Польской, наряду с огромным числом ссылок на труды французских авторов, что вполне естественно,
есть неоднократные упоминания и полемика со многими учеными других стран (ФРГ США и пр.). Это позволяет рассматривать рецензируемую работу в самом широком историографическом контексте.
Возможно, с появления труда Марка Блока «Короли-чудотворцы» в науке стала утверждаться тенденция рассматривать в тесной взаимосвязи вопросы политической культуры, образов власти, религиозного миросозерцания и менталитета людей Средневековья. Такую связь этих и многих других вопросов истории Франции мы видим и в книге С.А. Польской. Образы и символика власти, столь подробно изучаемые автором сквозь призму королевского церемониала, интересны не только «сами по себе»: они позволяют глубже понять сакральную природу и публично-правовые функции королевской власти, ее взаимодействие как с церковными институтами, так и со своими подданными, роль традиции в системе власти и многое другое.
Как бы ни оценивать пути развития отечественной медиевистики в постсоветскую эпоху, несомненно одно: «образ Средневековья» перестал быть столь упрощенным, каким он выглядел и во многих исследовательских, и особенно в учебных изданиях до рубежа 90-х гг. прошлого века. Ныне непредубежденный читатель гораздо полнее и ярче представляет ту давнюю эпоху. Этому способствуют и издание на русском языке замечательных средневековых памятников (например, сочинений Жана де Жуанвиля и Жана Фруассара), и многочисленные переводы работ зарубежных авторов (от Марка Блока и Фернана Броделя до Эрнста Канторовича, Жана Флори и Мишеля Пастуро), и, что особенно приятно отметить, все чаще появляющиеся серьезные исследования по проблемам политической культуры средневекового Запада отечественных медиевистов. Относительно недавно вышел капитальный труд М.А. Бойцова о «политическом символизме в средневековой Европе» [Бойцов, 2009]. Теперь в этом ряду можно назвать и серьезное исследование С.А. Польской. Выход в свет рецензируемой книги, на наш взгляд, стал заметным событием для российской медиевистики.
В заключение хотелось бы отметить, что книга С.А. Польской издана Центром гуманитарных инициатив в серии "Mediaevalia". В этой серии за непродолжительный срок уже издано немало интересных работ, в том числе книги В.Н. Ерохина, А.В. Свешникова, Л.В. Софроновой, О.И. Тогоевой, Л.Н. Черновой. Можно лишь поблагодарить А.К. Гладкова, составителя и главного редактора серии, за столь плодотворное начинание.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М.: РОССПЭН, 2009. 550 с.
Польская С.А. «...Прими власть как испытание...»: королевское помазание и коронация в протоколах франкских коронационных порядков // Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти. М.: Наука, 2006. С. 263-292.
Польская С.А. Сакральная и политическая символика комплекса регалий французской монархии (IX-XV вв.) // Cogito: Альманах истории идей. Ростов н/Д, 2011. Вып. 5. С. 181-202.
Польская С.А. «...Суверенитет, права и достоинство короны Франции...»: юрисдикция монархии в инаугурационных клятвах французских королей (XII-XIV вв.) // Искусство власти: Сборник в честь проф. Н.А. Хачатурян. СПб.: Алетейя, 2007. С. 221-235.
Польская С.А. Французский монарх, церковь и двор: ролевое участие сторон в церемонии королевского посвящения // Королевский двор в политической культуре средневековой Европы: Теория. Символика. Церемониал. М.: Наука, 2004. С. 249-278.
REFERENCES
Boytsov M.A. Velichiye i smireniye. Ocherkipoliticheskogo simvolizma v srednevekovoy Evrope [Greatness and humility. Essays on political symbolism in medieval Europe]. M.: ROSSPEN, 2009. 550 p. (in Russian).
Pol'skaya S.A. "... Primi vlast' kak ispytaniye ...": korolevskoye pomazaniye i koronatsiya v protokolakh frankskikh koronatsionnykh poryadkov ["... Accept the power as a test ...": royal anointing and coronation in the protocols of the Frankish coronation orders], in Svyashchennoye telo korolya: Ritualy i mifologiya vlasti [Sacred body of the king: Rituals and the mythology of power]. M.: Nauka, 2006. Pp. 263-292 (in Russian). Pol'skaya S.A. Sakral'naya i politicheskaya simvolika kompleksa regaliy frantsuzskoy monarkhii (IX-XV vv.) [Sacral and political symbols of the complex of regalia of the French monarchy (IX-XV centuries)], in Cogito: Al'manakh istorii idey [Cogito: Almanac of the history of ideas]. Rostov-na-Donu, 2011. Is. 5. Pp. 181-202 (in Russian). Pol'skaya S.A. "... Suverenitet, prava i dostoinstvo korony Frantsii ...": yurisdiktsiya monarkhii v inauguratsionnykh klyatvakh frantsuzskikh koroley (XII-XIV vv.) ["... Sovereignty, rights and dignity of the Crown of France ...": the jurisdiction of the monarchy in the inaugural vows of French kings (XII-XIV centuries)], in Iskusstvo vlasti: Sbornik v chest'prof. N.A. Khachaturyan [The art of power: A collection in honor of prof. ON. Khachaturian]. SPb .: Aleteyya, 2007. Pp. 221-235 (in Russian).
Pol'skaya S.A. Frantsuzskiy monarkh, tserkov' i dvor: rolevoye uchastiye storon v tseremonii korolevskogo posvyashcheniya [French monarch, church and courtyard: role participation of the parties in the ceremony of royal initiation], in Korolevskiy dvor v politicheskoy kul'ture srednevekovoy Evropy: Teoriya. Simvolika. Tseremonial [Royal court in the political culture of medieval Europe: Theory. Symbolism. Ceremonial]. M .: Nauka, 2004. Pp. 249-278.