Сакаева З.Л. Рецензия на открытый онлайн курс «Философия» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00423.pdf. - ISSN 2413-4066
Сакаева Зарема Лаврентьевна
Ассистент кафедры философии, истории, экономической теории и права ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Рецензия на открытый онлайн курс «Философия»
Платформа, на которой расположен ООК: Национальная платформа открытого образования
Организация - создатель ООК: НИУ ВШЭ
Введение
Онлайн-курс «Философия» ориентирован, в первую очередь, на студентов, но в целом будет полезен всем, кому интересна философия. Актуальность курса несомненна, поскольку философия является базовой учебной дисциплины в университетах.
Курс размещён на современной образовательной платформе «Открытое образование». Продолжительность курса составляет 16 недель и требует посвящения ему около трёх часов в неделю. Содержание курса включает 15 разделов. Тематика курса:
1. Что такое философия?
2. Проблема начал и проблема идеального
3. Природа души. Проблема соотношения души и тела
4. Понятие справедливости. Полезное, должное и соразмерное
5. Человек как существо политическое. Феномен полиса и республики
6. Философские проблемы бытия Бога
7. Проблема универсалий в средневековой мысли
8. Проблема человеческой свободы и теория предопределения
9. Формы познания и критерии достоверности знания
10. Основания познания и его границы
11. Вопрос об источниках морали
12. Модерное государство как философская проблема
13. Смысл истории и направленность исторического процесса
14. Критика основ классической метафизики
15. Критика идеализма в современной философии
16. Итоговый экзамен в виде теста
Данный курс может быть рекомендован студентам в качестве дополнительного материала в ходе изучения курса философии, истории философии, онтологии, социальной философии.
Констатирующая часть
В качестве цели курса заявлено знакомство с основными проблемами и вопросами классической философии, а также с основными современными философскими концепциями.
Данный курс имеет научную направленность. В нем представлен обзор ключевых стратегий решения философских проблем, и подробный разбор логики их аргументации.
Каждая лекция подкреплена, во-первых, ссылками на дополнительную литературу (24 источника), во-вторых, контрольным заданием в виде теста, состоящего из десяти вопросов либо заданием, которые авторы обозначили как «peer review». Peer review предполагает самостоятельные ответы на поставленные лектором вопросы. В данном виде заданий предусмотрено четыре вопроса.
На форуме курса студенты имеют возможность оставлять свои комментарии, пожелания, обсуждать с лекторами и между собой любые вопросы, но в рамках заявленных в лекциях тем. Данная возможность активно и положительно используется обучающимися. Лекторы команды курса дают своевременные и аргументированные ответы на поставленные перед ними вопросы.
Тестовые задания основаны на размещённых в курсе видеолекциях, что обеспечивает возможность успешного завершения раздела. Ответы на тестовые вопросы могут быть откорректированы обучающимся, что позволяет обучающемуся самому контролировать процесс усвоения материала. При выполнении тестовых заданий у обучающихся иногда возникают следующие сложности: обучающийся выбирает верный ответ, но система даёт ему противоположную оценку; сложности с загрузкой видеоматериалов, которые также объясняются авторами курса как «технический сбой».
Аналитическая часть
Курс достаточно длительный и объемный по содержанию. Длительность курса и достаточно большая продолжительность видеолекции требует от студента соответствующих временных ресурсов и проявления волевой решимости освоить данный курс.
Видеоматериал лекций обладает хорошим качеством, лекторы доходчиво репрезентируют материал. Контрольные задания, предусматривающие написание самостоятельных ответов, формируют у обучающихся навык философствования, развивают творческое мышление.
В качестве рекомендации можно лишь обозначить минимизацию технических проблем, связанных с демонстрацией и коммуникацией между командой лекторов и обучающимися. В целом ошибок и замечаний не выявлено. Заявленная авторами курса цель, на наш взгляд, достижима.
Заключение
Обучение по данному курсу может быть рекомендовано студентам всех направлений подготовки при изучении таких дисциплин как: философия, история философии, онтология, социальная философия в качестве дополнительного материала.
Курс делает изучение философии технически доступным для человека постгутенберговой эры, а также облегчает восприятие сложной для понимания обыденным сознанием информации, снабжённой свойственной философии категориальным аппаратом. Также курс может быть полезным для преподавателей и исследователей по данной тематике.