УДК 343.82
DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.201 -203
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ДЕТКОВ,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ИЛИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ» ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА А. А. КРЫМОВА И НАУЧНОЙ РЕДАКЦИЕЙ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТА А. П. СКИБЫ
Для цитирования
Детков, А. П. Рецензия на монографию «Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения» под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Крымова и научной редакцией доктора юридических наук, доцента А. П. Скибы / А. П. Детков // Уголовно-исполнительное право. - 2019. - Т. 14(1-4), № 2. - С. 201-203. - DOI : 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.201-203.
Аннотация. Отмечается актуальность монографии, обусловленная тем, что на практике исправительные учреждения сталкиваются с серьезными проблемами при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также совершении иных действий, непосредственно направленных на дестабилизацию их нормального функционирования. Между тем законодательное определение режима особых условий в исправительных учреждениях является расплывчатым и не учитывает особенности самих стихийных бедствий, специфику иных обстоятельств, послуживших основанием для введения режима особых условий. Ввиду этого подтверждается теоретическое и практическое значение рассматриваемого монографического исследования, в котором анализируются основы уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения.
© Детков А. П., 2019
(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, режим особых условий в исправительных учреждениях, стихийное бедствие, чрезвычайное положение, военное положение.
Практика уголовно-исполнительной деятельности свидетельствует о том, что в ряде случаев исправительные учреждения сталкиваются с серьезными проблемами при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожары, наводнения, землетрясения, крупные аварии систем жизнеобеспечения и т. п.), а также совершении иных действий, непосредственно направленных на дестабилизацию их нормального функционирования (при массовых беспорядках и групповых неповиновениях осужденных, захвате заложников, реальной угрозе вооруженного нападения на сотрудников учреждения и т. п.). Для нейтрализации соответствующих отрицательных последствий в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 85) предусмотрен режим особых условий в исправительных учреждениях, при котором может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, введен усиленный вариант охраны и надзора и т. д.
Вместе с тем объективно такой подход законодателя является расплывчатым и не учитывающим особенности самих стихийных бедствий и специфику иных обстоятельств, послуживших основанием для введения режима особых условий. Это негативно влияет на эффективность как исполнения наказания в виде лишения свободы в целом, осуществления исправительного и предупредительного воздействия в отношении осужденных, так и регламентации их правового положения в период действия режима особых условий.
Более того, действие данного режима не распространяется на исправительные центры, а деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и др.), вообще на законодательном уровне не корректируется. Между тем очевидно, что наступление вышеуказанных ситуаций природного, техногенного и иного характера будет непосредственно влиять на деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также на правовое положение осужденных.
В теории уголовно-исполнительного права данная проблематика затрагивалась лишь вскользь и преимущественно в контексте исследования отдельных действий сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, очевидна актуальность данной темы исследования, а также ее теоретическое и практическое значение.
Основу авторского коллектива монографии составляют сотрудники Академии ФСИН России (А. А. Крымов, А. П. Скиба, И. Н. Коробова, Ю. А. Кашуба, В. Е. Южанин, А. В. Родионов, Ф. В. Грушин, И. А. Давыдова, А. Н. Сиряков и др.), активное участие в ее создании приняли также А. В. Звонов (Владимирский юридический институт ФСИН России), Н. В. Кийко (Академия МВД Республики Беларусь), А. В. Петрянин (Нижегородская академия МВД России) и др.
С учетом разносторонности изучаемой проблематики принимались во внимание современные достижения в области криминологии, уголовно-исполнительного, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права. Так, в монографии преимущественно рассмотрены исторические, теоретические, нормативные и современные аспекты функционирования уголовно-исполнительной системы в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения, зарубежное уголовно-исполнительное законодательство (Испания, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Франция
и др.), международные правовые акты о правах человека в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения, а также предложены направления формирования отечественного уголовно-исполнительного законодательства в вышеназванных условиях.
Возможно, монография имела бы более завершенный вид, если бы авторский коллектив сформулировал конкретные редакции предлагаемых норм УИК РФ для повышения эффективности исполнения наказаний в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения. Однако это замечание не снижает высокую положительную оценку данного исследования.
Вывод: второе издание рецензируемой монографии «Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения» обладает необходимым теоретическим и практическим значением и может быть опубликовано.