Таким образом, зная расчетную влажность грунтов земляного полотна и фактическую толщину дорожной одежды, возможно в период избыточного увлажнения ограничивать движение по дороге по максимальным нагрузкам. С другой стороны, данная методика также позволяет при обследовании эксплуатируемых дорог решать вопросы по выбору слоев усиления для пропуска расчетных транспортных средств. Это позволит повысить эксплуатационную надежность как покрытий лесовозных дорог, так и земляного полотна.
Литература:
1. Лесосечные, лесоскладские работы и транспорт леса: межвуз., сб. науч. тр./ЛТА. Л., 1990, 108с.
2. Леонович И.И., Оковитый А.Л. Эксплуатация лесных дорог. Минск.: Вышейшая школа, 1972, 448 с.
3. ОДН 218.046 - 01 Проектирование нежестких дорожных одежд. - Москва: Росавтодор, 2001.
4. Тер-Мартиросян З.Г. Механика грунтов: учебное пособие М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005, 488 с.
5. Добров Э.М. Механика грунтов: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008, 272 с.
6. Бабков В.Ф., Безрук В.М. Основы грунтоведения и механики грунтов: учебник для студентов автомобильно-дорожных вузов. М.: Высшая школа, 1976, 328 с.
7. Шапошников М.А. Транспортное освоение заболоченных лесов. М.: Лесная промышленность, 1971, 192 с.
8. Маркуц В.М. Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов. Тюмень, 2010, 51 с.
9. Расчет стоимости строительства альтернативных участков лесовозных дорог / В.К. Катаров, Д.В. Рожин, М.В. Туюнен и [др.] // Транспортное дело России, 2010, № 2(75), с. 106 - 111.
10. Влияние ровности покрытий на работоспособность автомобильных дорог / Питухин А. В., Петров А.Н.// Транспортное дело России, 2010, № 5(78), с. 71 - 75.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ НЕСВЕТАЙЛОВА В.Ф. «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗНОГО БАЛАНСА И СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»
Рецензент: д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, Чайковская Л.А.
REVIEW OF THE NESVETAILOV V. MONOGRAPH «STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING IS BASED ON THE FORECAST BALANCE AND THE BALANCED SCORECARD»
Reviewer: Doctor of Economics, Professor, Plekhanow University of Economics, Chaykovskaya L.
Усиление стратегического составляющей в управлении российским бизнесом последние несколько лет способствовало росту потребности в соответствующем учето-аналитическом инструментарии, главной задачей которого являлось бы отслеживание контроль текущей стратегической позиции. Наиболее полно данный инструментарий реализуется в рамках систем стратегического управленческого учета.
Появившийся не так давно в западной практике корпоративного управления стратегический управленческий учет в настоящий момент занимает важное место в системе принятия стратегических управленческих решений. В российской практике, во многом повторяющей, но более быстрыми темпами, основные этапы становления западного менеджмента, данная категория является относительно новой. Внедрение систем стратегического управленческого учета на российских предприятиях осуществляется практически одновременно с системами классического управленческого учета. И хотя на сегодняшний день нет четкой и однозначно разделяемой всеми концепции стратегического управленческого учета, серьезным подспорьем для отечественного бизнеса выступает накопленный мировой опыт использования такого рода систем, и потому их внедрение рассматривается как естественный этап развития корпоративного управления.
Рассматриваемая работа посвящена проблемам организации системы стратегического управленческого учета в условиях российской экономики. Несмотря на то, что изложение построено на сквозном примере предприятий энергетики, основной материал работы имеет общий характер. Теоретические и практические разработки автора представляют интерес для самого широкого круга читателей, и могут быть использованы в системе корпоративного управления любой компании реального сектора экономики.
Несмотря на то, что в настоящий момент российскому бизнесу уже предложен ряд типовых технических решений вопроса информационной поддержки процессов планирования и реализации корпоративной стратегии, окончательный выбор всегда осуществляется индивидуально. Несомненным достоинством данной работы является то, что в ней предлагается подход, претендующий не столько на окончательность, сколько на практичность.
Логически работа может быть поделена на две самостоятельные части, логично дополняющие друг друга. Первая часть, объединяет в себе первые три главы и носит преимущественно теоретико-мето-
дологический характер. Автор последовательно выстраивает цепочку изложения, отталкиваясь от понятия учетной информации и переходя к информационным структурам, поддерживающими выбранную стратегию. Стратегический управленческий учет рассматр
ивается в монографии как логическое расширение традиционного управленческого учета, активно задействующее стратегическую составляющую управленческой информации.
Благодаря подробной и глубокой проработке основных ключевых понятий, теоретическая часть работы не только предваряет в смысловом плане практическую, но и носит самостоятельный характер. Особенно подробно автором рассматривается понятие стратегии, которое рассматривается как ключевое для понимания авторской концепции стратегического менеджмента и стратегического управленческого учета. При этом, отличительной чертой авторского подхода к пониманию стратегии, является системность взгляда на понимание стратегического процесса, который рассматривается применительно не только к экономической сфере, но и в более широком контексте, в частности, военном.
Последующие главы носят преимущественно практический характер. Особое внимание в них уделено двум основным моментам авторской концепции стратегического управленческого учета — прогнозному балансу и методологии сбалансированной системы показателей.
По мнению автора, прогнозный баланс представляет собой основную внутреннюю форму управленческой отчетности, используемую как в текущей деятельности, так и при принятии стратегических решений. Он составляется в агрегированном виде и включает в себя основные показатели, используемые для оценки и анализа текущей операционной деятельности. При этом укрупненные статьи активов и пассивов формируются на основе рассчитанных операционных бюджетов, бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и установленных (предполагаемых) заданных на начало бюджетного периода. Анализ исполнения прогнозного баланса за часть отчетного периода, позволяет регулировать основную деятельность компании «по отклонениям», в режиме постоянного мониторинга ограниченного числа избранных показателей.
Стратегическое измерение в авторской концепции появляется благодаря использованию методологии сбалансированной системы показателей. Разработанная в 90-х годах прошлого века американскими специалистами в области управленческого учета Д.Нортоном
и Р.Капланом и получившая известность во всём мире благодаря своей относительной ясности и наглядности, данная методология является в какой-то мере универсальной. В своих основных положениях она не противоречит большинству существующих подходов к формированию систем стратегического управленческого учета, что позволило наложить её на авторскую концепцию прогнозного баланса.
Использование сбалансированной системы показателей в прогнозном балансе дает возможность сформировать относительно простую методику отслеживания исполнения принятой стратегии и дать необходимый аналитический инструментарий для постановки новых стратегических целей. Построенная на данной основе система стратегического управленческого учета позволяет получить комплексное представление об основных стратегических процессах, происходящих как внутри предприятия, так и в его внешней среде. При этом во внимание принимаются как стоимостные, так и нефинансовые показатели деятельности компании.
Используемый подход может реализовываться как на уровне бизнеса в целом, так рамках отдельных его сегментов или основных подразделений. При этом, оказывает возможной реализация сразу двух временных горизонтов управленческого анализа: оперативный, когда используются прогнозы и планы имеющие в своей основе квартальный либо годовой бизнес-план, и долгосрочный (стратегический), при котором решения менеджмента опираются на стратегические карты центров финансовой ответственною сформированные с учетом нефинансовых показателей на основе долгосрочного планирования деятельности (свыше 1 года и до 10 лет).
Несомненным достоинством работы является её хорошо проду-
манная техническая часть, посвященная детальному описанию последовательности формирования прогнозного баланса и процессам анализа текущей стратегической позиции компании. Хочется отметить также и то, что автор при написании монографии активно опирался на собственный опыт построения систем стратегического управленческого учета.
Вместе с тем, содержание отдельных элементов предлагаемой системы стратегического управленческого учета следовало бы рассмотреть более подробно. В частности, не достаточно полное освещение получил в работе процесс прогнозирования отдельных показателей прогнозного баланса. Кроме того, следовало более глубоко остановиться на проблемах практической организации системы стратегического менеджмента и его внутренней взаимосвязи с системой стратегического управленческого учета. Кроме того, фактически осталась вне рассмотрения вопрос стратегического управления затратами, что позволило бы расширить рамки проведенного автором исследования. Вместе с тем, несмотря на важность, указанные замечания не имеют принципиального характера, поскольку даже с учетом перечисленных недостатков работа носит самодостаточный и новаторский характер.
Помимо прочего, следует отметить важность и актуальность выбранной темы. В настоящий момент и в научных кругах, и в бизнес-сообществе ощущается всё более настоятельная потребность в подобного рода исследованиях, книга увидела свет вполне своевременно. И потому можно по праву сказать, что каков бы ни был первоначальный замысел автора, поставленные им перед собой при написании работы цели и задачи выполнены успешно.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВЬЕТНАМА
Дау Хоанг Хынг, МИИТ
В статье рассматриваются перспективы, этапы, содержание развития железнодорожного транспорта Вьетнама, а также финансовое обеспечение развития железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, этапы развития, финансовое обеспечение.
PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT OF VIETNAM
Dau Khoang Khing, MIIT
The article discusses the prospects, the steps, the content development of rail transport of Vietnam, as well as financial support for development of rail transport.
Keywords: rail transportation, stages of development, financial support.
Генеральный план развития железнодорожного транспорта до 2020 года является основой для равномерного строительства и развития сети железных дорог по всей стране, в размерах соответствующих каждой территории, создает централизованную инфраструктуру для оказания услуг железнодорожным транспортом и развития его потенциальных возможностей.
Постепенное развитие сектора железнодорожного транспорта Вьетнама обеспечит синхронное развитие и модернизацию всей сети, станций, складов, платформ, дворов, системы информации и сигналов, технического обслуживания, производства деталей инструментов, материалов для инфраструктуры и транспортных систем, оборудования для погрузочно-разгрузочных работ, механических систем производства, монтажа и ремонта транспортных средств для удовлетворения спроса грузового и пассажирского транспорта, повышения качества, умеренной цены, удобства и безопасности перевозок. При этом будут удовлетворены потребности индустриализации и модернизации железнодорожного транспорта на основе внутренних ресурсов, инвестиции в ключевые объекты из всех источников капитала для устойчивого развития, наращивания потенциала системы управления, расширения услуг для обеспечения безопасности дорожного движения, развития и укрепления существующих экономического и технического преимуществ сектора.
Генеральным планом предусматриваются следующие этапы:
а) Период до 2010 года
- Модернизация существующих маршрутов до установленных технических параметров и строительство ряда веток, линий, соединяющих с портами, промышленными, ключевыми экономическими зонами в стране, а также модернизация уже существующих маршрутов в первую
очередь на направлениях Север - Юг и Восток - Запад, проведение электрификации маршрута Ханой - Хайфон в качестве основы для развития электрической тяги на следующий период.
- Одновременно со строительством городских железных дорог в Ханое и Хо Ши Мин Сити предусмотрено вести новое строительство и синхронизацию станций, ремонт железнодорожных объектов.
- Обновление телекоммуникационной системы: оптический кабель, цифровые электронные АТС, сигналы полуавтоматические к автоматическим, автоматическая остановка поездов, система автоматически предупреждения перекрестков.
- Реконструкция предприятий по производству строительных материалов, запасных частей и деталей инструментов для текущего ремонта, техническое обслуживание и обновление железнодорожной инфраструктуры.
- Обновление и модернизация, постепенное совершенствование системы пассажирских и грузовых станций в ключевых районах, уделяя особое внимание пассажирскому терминалу в центре столицы Ханое и Хо Ши Мин Сити. Они являются центральными железнодорожными вокзалами транзитного узла, соединяющего все виды транспортных средств и многофункциональных центров обслуживания.
б) Период до 2020 года.
Завершить модернизацию железнодорожных линий для достижения оптимальных технических требований, построить двухколейную линию, электрифицировать маршруты Ханой-Винь, Сайгон - Нячанг, продолжить строительство новых железнодорожных линий, чтобы создать единую совершенную железнодорожную сеть в соответствии с современными стандартами. На направлении Север - Юг, в дополнение к существующему железнодорожному маршруту Тхонг Нят необходи-