Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Н. Я. Сипкина "я - сын веры в завтра. . . ": творчество Р. И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов, часть i, II. - абакан: Издательство ООО "Событие", 2017. - i Ч. - 286 с. , II Ч. - 274 с'

Рецензия на монографию: Н. Я. Сипкина "я - сын веры в завтра. . . ": творчество Р. И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов, часть i, II. - абакан: Издательство ООО "Событие", 2017. - i Ч. - 286 с. , II Ч. - 274 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кошелева А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Н. Я. Сипкина "я - сын веры в завтра. . . ": творчество Р. И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов, часть i, II. - абакан: Издательство ООО "Событие", 2017. - i Ч. - 286 с. , II Ч. - 274 с»

стрелках», романтично-любовные «повести» в «Балладе о двух лебедях», «Балладе о любви» В. Высоцкого и др.

Характерные особенности реалистического поэтического стиля: реальное отображение событий в сказочных и фантастических ситуациях/ «Фантастическая баллада», «Баллада о телефонных звонках» Р Рождественского, «Про Джинна» В. Высоцкого.

Модернистский поэтический стиль выразился в образной суггестивности: в «трагической» интонации, соединённой с бытовым разговором («Байкальская баллада», «Чудо-юдо»); поэтической образности, отличающейся «художественной типичностью», т. е. в процессе образного обобщения распознаются характерные черты современной реальности, что является, в итоге, средством познания природы, человека и общества («Сказка с несказочным концом», «Монолог царя зверей» Р. Рождественского, «Песня о Вещем Олеге» В. Высоцкого).

Выявлены новаторские стилевые образования: сарказм, сюрреализм (иллюзии, парадоксальные сочетания форм иронии, эротики), эпитеты-глаголы, гротескные диссонансы, актуальная проблематика, поэтическая правда, парадоксы и др. В поэтически-стилевую отечественную «копилку» Р. Рождествен-

ский и В. Высоцкий внесли: совмещение временных дистанций, антиномические споры, аллегорически-пародийное изображение современной для поэтов действительности, автоприметы и др.

Тем самым, в балладно-сказочное творчество Р. Рождественского и В. Высоцкого привнесло значимый вклад в развитие жанра баллады и сказки в отечественную литературу вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг.

Таким образом, в «Бронзовый век» русской поэзии, наряду с другими выдающимися поэтами, Р. И. Рождественский внёс новаторские элементы стихотворного изложения, которые позволили продолжить дальнейшее развитие отечественного поэтического процесса: «зачатки» концептуализма - центонность, реминисци-рование, пародирование; «порочно»-эротические эпизоды стихотворений, эффект открытого финала, финальная кульминация произведения, совмещение временных измерений (будущее как настоящее), совмещение реализма с модернизмом, пародии и парадокса, смелое изменение устоявшихся понятий, автобиографическая аллегория, «уловка» от цензуры, индивидуальный способ использования поэтических иносказаний (художественный фигуры) и др., расширившие возможности стихотворного слога поэзии второй половины ХХ века.

Библиографический список

1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Жуховицкий, Леонид. Каждый день хоть кто-нибудь произносит его имя. Роберт Рождественский: удостоверение личности. Москва: Эстепонт, 2002.

3. Сипкина Н.Я. «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА...»: творчество Р.И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов. Часть I. Абакан: Издательство ООО «Событие», 2017.

4. Сипкина Н.Я. «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА.»: творчество Р.И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов. Часть II. Абакан: Издательство ООО «Событие», 2017.

5. Рождественский Р.И. Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе. Москва: Эксмо, 2014.

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. А.Н. Веселовский: ред., вст. ст., примеч. В.М. Жирмунского. Изд. 3. Москва: Издательство ЛКИ, 2008.

7. Литературный энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. Москва: Советская энциклопедия, 1987.

8. Мальгин А.В. Роберт Рождественский: Очерк творчества. Москва: Художественная литература, 1990.

9. Рождественский Р.И не кончается земля. Путевые публицистические очерки. [крат. предисл. ред.] Худож. Ю. Васильев. Москва: Известия, 1971.

10. Гинзберг А. Поэма «Вопль». Иностранная литература. 1961.

11. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. References

1. Lejderman N.L., Lipoveckij M.N. Russkaya literatura HH veka. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

2. Zhuhovickij, Leonid. Kazhdyj den' hot' kto-nibud'proiznosit ego imya. Robert Rozhdestvenskij: udostoverenie lichnosti. Moskva: 'Estepont, 2002.

3. Sipkina N.Ya. «Ya - SYN VERY V ZAVTRA...»: tvorchestvo R.I. Rozhdestvenskogo vtorojpoloviny 1960-h - pervojpoloviny 1980-h godov. Chast' I. Abakan: Izdatel'stvo OOO «Sobytie», 2017.

4. Sipkina N.Ya. «Ya - SYN VERY V ZAVTRA.»: tvorchestvo R.I. Rozhdestvenskogo vtoroj poloviny 1960-h - pervoj poloviny 1980-h godov. Chast' II. Abakan: Izdatel'stvo OOO «Sobytie», 2017.

5. Rozhdestvenskij R.I. Sobranie stihotvorenij, pesen ipo'em v odnom tome. Moskva: 'Eksmo, 2014.

6. Veselovskij A.N. Istoricheskaya po'etika. A.N. Veselovskij: red., vst. st., primech. V.M. Zhirmunskogo. Izd. 3. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2008.

7. Literaturnyj 'enciklopedicheskij slovar'. Pod obschej redakciej V.M. Kozhevnikova, P.A. Nikolaeva. Redkol.: L.G. Andreev, N.I. Balashov, A.G. Bocharov i dr. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1987.

8. Mal'gin A.V. Robert Rozhdestvenskij: Ocherk tvorchestva. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1990.

9. Rozhdestvenskij R.I ne konchaetsya zemlya. Putevye publicisticheskie ocherki. [krat. predisl. red.] Hudozh. Yu. Vasil'ev. Moskva: Izvestiya, 1971.

10. Ginzberg A. Po'ema «Vopl'». Inostrannaya literatura. 1961.

11. Zajcev V.A. Istoriya russkoj literatury vtoroj poloviny ХХ veka. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

Рецензия на монографию: Н.Я. Сипкина «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА...»: творчество Р. И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов, часть I, II. - Абакан: Издательство ООО «Событие», 2017. - I ч. - 286 с., II ч. - 274 с.

Монография посвящена одной из актуальных проблем современного литературного процесса - изучению художественных произведений второй половины хХ века. Творчество Р.И. Рождественского является ключевым в поэтических течениях обозначенного периода. Монография Сипкиной Н.Я. осуществляет попытку осмысления лирики и прозы Р.И. Рождественского вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. В основу работы положены результаты исследований кандидатской диссертации, многочисленных статей, двух книг автора монографии о творчестве поэта. В научном исследовании даётся литературоведческая оценка стихотворениям, известным поэмам («Пятнадцать минут до старта», «Посвящение», «Двести десять шагов»), балладному творчеству, поэтическим сказкам и лирической прозе в сопоставительном аспекте с творчеством Е.А. Евтушенко, В.С. Высоцкого и др.

Монография актуальна для студентов филологических направлений, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов,

учащихся общеобразовательных школ и учителей, любителей русской поэзии. Материалы монографии могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «История русской литературы», «Актуальные проблемы изучения русской поэзии» и др., а также для дальнейших исследований при изучении истории русской литературы второй половины ХХ века.

Цель монографии - рассмотреть творчество Р.И. Рождественского вт. пол. 1960 х - перв. пол. 1980-х гг., определить его значение в литературном процессе второй половине ХХ века.

Актуальность и новизна исследования обусловлена решаемыми задачами научного исследования: впервые в отечественном литературоведении подводится итог творческим исканиям Р.И. Рождественского в сфере тенденций литературного развития второй половины 1960-х - первой половины 1980-х гг. Автором монографии прослеживается эволюция творческой парадигмы Р.И. Рождественского в лирике и прозе вт. пол. 1960-х гг. - перв. пол 1980-х гг. В научной работе определен поэтический дискурс художественного «космоса» Р.И. Рождественского в системе мирового литературного процесса вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. Выявлено жанровое развитие баллады и поэтической

сказки в отечественной литературе вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. на примере сопоставительного анализа произведений РИ. Рождественского и В.С. Высоцкого. Выбранный ракурс исследовательских задач позволил определить вклад Р.И. Рождественского в развитие русской литературы.

Так, поэма «Посвящение» Р.И. Рождественского, по мнению учёного, послужила предтечей развития постмодернистских течений в отечественной поэзии второй половины ХХ века. Данное утверждение доказывается продолжением модернистских традиций «Серебряного века» русской поэзии (футуризм-кубизм, сюрреализм) и разработкой новых модификаций в методах изложения поэтического содержания поэмы «Посвящение» (трансцендентность, трансцендентальность, экзистенциализм и др.).

Впервые в литературной науке подверглась литературоведческому анализу лирическая проза поэта-«шестидесятника» РИ. Рождественского, которая, парадокс, написана по законам поэзии. Прозаическая книга «И не кончается земля» имеет новаторские черты: автором в очерк смело вводятся жанры, характерные для индивидуального почерка поэта. Путевые очерки Р Рождественского внесли новое жанрово-художественное образование в отечественную литературу и заняли особое место в литературном процессе второй половины ХХ века.

Впервые было исследовано в сопоставительном аспекте балладно-сказочное творчество Р.И. Рождественского и В.С. Высоцкого. Сочетание поэтически-стилевых традиций: (народно-поэтических: фольклорная поэзия, былинный эпос, скоморошничество, карнавальный фольклор («Баллада о спасённом знамени», «Баллада о бессмертии, «Летопись», «Сказка о кузнеце, укравшем лошадь», «Сказка с несказочным концом», «Монолог царя зверей» Р. Рождественского; «Две судьбы», «Песня-сказка про нечисть», «Лукоморье», «Чудо-юдо», музыкальная сказка «Иван да Марья» В. Высоцкого); «Золотого века» русской поэзии XIX века (романтизм, реализм): «Сказка о медных трубах», «Летопись» 1 часть, «Баллада о зенитчицах», «Баллада о молчании», «Байкальская баллада» Р. Рождественского; «Он не вернулся из боя», «Баллада о борьбе» «Баллада о

вольных стрелках», «Баллада о двух лебедях», «Баллада о любви» В. Высоцкого; «Серебряного века» русской поэзии конца XIX - начала ХХ века (модернизм): («Баллада о красках», «Баллада о телефонных звонках», «Фантастическая баллада» Р. Рождественского, цикл стихотворений из дискоспектакля «Алиса в стране чудес» В. Высоцкого) и новаторства (жанровых модификациях баллад и поэтических сказок Р. Рождественского и В. Высоцкого: мифологизм, сюрреализм, современный апокалипсис, парадоксальность и афористичность, пародийность современного социального мира, карикатура на бюрократическую систему эпохи «застоя», бесфинальность художественного произведения и др.) позволило определить, что балладно-сказочное творчество Р. Рождественского и В.С. Высоцкого привнесло значимую лепту в развитие жанра баллады и сказки в отечественную литературу вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг.

Особую ценность в книге составляет результаты поискового исследования учёного: «Родословная Р.И. Рождественского», «Летопись жизни и творчества Р.И. Рождественского». В монографии использованы редкие материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, Российской государственной библиотеке. Дополнен библиографический список книг Р.И. Рождественского, вышедших в СССР и постсоветской Росси.

Встречающиеся в тексте отдельные опечатки и неточности не могут снизить в целом высокую оценку работы и её весомый вклад в изучение актуальных проблем современного литературоведения.

В результате проведённого исследования автор делает справедливый вывод о том, что в «Бронзовый век» русской поэзии, наряду с другими выдающимися поэтами, Р.И. Рождественский внёс новаторские элементы стихотворного изложения, которые позволили продолжить дальнейшее развитие отечественного поэтического процесса, расширившие возможности стихотворного слога поэзии второй половины ХХ века.

Кошелева А.Л., доктор филологических наук.

Статья поступила в редакцию 16.08.18

УДК 811.161.1

Smirnov E.S., postgraduate, teaching assistant, Institute of Philology and Language Communication of Siberian Federal

University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

REPRESENTATION OF THE CONCEPT FUGITIVES IN THE ANGARA LINGUO-CULTURE (BY THE MATERIAL OF THE ANGARA BASIN RESIDENTS' ORAL STORIES AND INTERVIEWS OF THE NORTH ANGARA RIVER BASIN). The article is dedicated to analyzing the structure and contents of a concept FUGITIVES in the Angara linguo-culture. The research is pursued on oral stories and interviews of the Angara basin residents, indwelling in Kezhemsky, Bogychansky and Motyginsky districts of Krasnoyarsk Region (the North Angara river basin). The topicality of the study is determined, firstly, by its inclusion in the anthropocentric megaparadigm of the modern linguistics; secondly, in the necessity of research of the conceptual sphere of the regional linguo-culture; in the scientific importance of the research of the conceptual domain THE OTHERS. A conceptual analysis method identifies the prevalence of zones with negative values of the concept FUGITIVES, expressed in evaluative adjectives and verbs, which semantics concerned with actions, contradicting moral norms. The originality of the study is in the fact that the concept FUGITIVES is for the first time subjected to the linguo-culturological analysis; original oral texts are included in the science.

Key words: concept FUGITIVES, Angara linguo-culture, oral story, interview, conceptual analysis method, North Angara river basin.

Е.С. Смирнов, аспирант, преподаватель, Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального

университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «БЕГЛЫЕ» В АНГАРСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТНЫХ РАССКАЗОВ И ИНТЕРВЬЮ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО ПРИАНГАРЬЯ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Красноярского края и Краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 17-14-24008.

В статье проанализированы структура и содержание концепта «БЕГЛЫЕ» в ангарской лингвокультуре. Исследование выполнено на материале устных рассказов и интервью русских старожилов, проживающих в Кежемском, Богучанском и Моты-гинском районах Красноярского края (Северное Приангарье). Актуальность работы определяется, во-первых, её включением в антропоцентрическую мегапарадигму современной лингвистики; во-вторых, необходимостью изучения концептосферы региональной лингвокультуры, а также научной значимостью исследования концептуального поля «чужие». Концептуальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.