онного будущего вопроса о суровых пространствах России» (с. 111), обосновывается необходимость всемерной их поддержки и развития.
В главе «Формула российской государственной идентичности» изучаются материалы дискуссии, развивающейся вокруг концепции «суверенной демократии». По мнению авторов, «основной недостаток сурковского определения заключается не в содержательной формулировке термина, которую вполне можно считать описанием желаемой модели демократии, а в самой формуле «Россия - суверенная демократия» (с. 118.). С.Ю. Наумов и Н.Н. Слонов считают, что дефиниция «суверенная демократия» недостаточна для обозначения цивилизационного будущего России, с одной стороны, в силу некоторой узости («как характеристика именно политической стороны жизни общества»), а с другой - в силу разнородности ее конкретного содержания в разных странах и в разные исторические эпохи. Эту задачу, по их мнению, возможно решить с помощью формулы «Россия - суверенная цивилизация» на основе осмысления собственной цивилизационной идентичности, общественной консолидации цивилизационного сознания и разработки национального цивилизационного проекта (с. 124).
В целом авторам монографии удалось концентрированно, ярко и убедительно представить свою позицию по самым злободневным, политически и социально значимым проблемам современной России, от решения которых зависит не просто ее будущее, но самый факт существования. Книга написана живым, образным языком и будет интересна как профессиональным обществоведам, так и всем интересующимся историей России, современным ее положением, всем, кому не безразлична дальнейшая судьба страны.
T.P. Fokina Monograph Review:
Lysikova O.V. Socio-Cultural Practices of Tourism: Sociological Analysis. - Saratov: Saratov State Technical University, 2008. - 135 p.
УДК 316.3:008 ББК 60.55
Т.П. Фокина
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Лысикова О.В. Социокультурные практики туризма: социологический анализ. - Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2008. - 135 с.
настоящее время в социокультурной сфере общества заметное место занимают туристические практики, которые воздействуют на формирование образа жизни человека,
на распространение культурных ценностей, норм, обыкновений, принципов организации жизни больших масс людей. Туризм выступает составной частью процессов глобализации и способствует не только формированию универсальных черт культуры, но и продвижению в центр внимания уникальных, локальных ее образцов. В этом состоит актуальность темы рецензируемой работы, посвященной комплексному анализу социокультурных практик современного российского туризма с учетом их связи с традициями советского туризма и основными тенденциями его развития как в России, так и за рубежом.
Основной акцент в книге сделан на двух аспектах. Во-первых, в ней рассмотрены концептуальные основания исследований социокультурных практик туризма, его типов и видов. Во-вторых, анализируются конкретные практики российского туризма с разных позиций: с точки зрения моды, групповых предпочтений, реального и виртуального туризма, музейно-экскурсионного туризма. В работе предпринимается попытка воспользоваться возможностями метода кейс-стади для изучения и организации туризма (практики курортного поселка Дедеркой). В монографии широко представлены результаты социологических исследований, проведенных в разное время различными исследовательскими группами, что придает работе дополнительную доказательность. В ряде исследований автор принимала участие лично.
Рецензентами работы выступили доктор социологических наук, профессор СГТУ П.В. Романов и доктор социологических наук, профессор СГСЭУ Ю.Г. Быченко. Работа состоит из трех глав.
В первой главе монографии «Теоретико-методологические основы исследования социокультурных практик туризма» автор рассматривает концептуальные и методологические возможности использования достижений современной социально-гуманитарной мысли для анализа туризма. О.В. Лысиковой проанализированы: теория социальных фактов и социального контроля М. Вебера, структурный функционализм Т. Парсонса, теория аномии, явных и латентных функций Г. Маркузе и А. Турена, радикальная теория Ж. Бодрийяра, теория глобального общества Э. Гидденса и 3. Баумана, теория социальной мобильности Дж. Урри. В определенной мере рассмотрены концепции отечественных и региональных исследователей. К сожалению, не привлечены работы П. Бурдье, что необходимо для обоснования главного концепта - социальных практик. Это в определенной мере сказалось на глубине рассмотрения видов туристских практик и типов туристов, хотя автору удалось внести определенный порядок в имеющиеся классификации.
Во второй главе «Социокультурные практики советского туризма» прослеживаются два сюжета: оздоровительный туризм советских санаториев и курортов и туристская авторская песня. Первый сюжет содержит целостную систему сведений об особенностях туризма начиная с 1930-х и до конца 1980-х годов. Автором использована обширная литература по данной проблеме, в том числе зарубежные исследования по истории советского туризма. Представлен обширный анализ развития санаторно-курортного лечения и рекреации в Саратовской области на основе изучения материалов ГАНИСО. Автор резюмирует этот анализ в виде обобщенной характеристики советского туризма и указывает на
важность более глубокого изучения этого феномена для понимания современных российских туристических практик.
В специальном параграфе второй главы показана тесная взаимосвязь туризма и авторской песни. Здесь О.В. Лысикова, по сути, покидает хронологические рамки советского туризма и доводит свой анализ до современности, размышляя о бардах как «поющих поэтах». Специальный раздел посвящен творчеству Тимура Шаова, которое изучено автором с помощью структурированного интервью в декабре 2007 - январе 2008 года. Песни этого барда характеризуются как песни о народе, интеллигенции, власти и вообще о современном обществе. И, конечно, о туризме советского образца. 3аметим все же, что в творчестве Т. Шаова советский туризм присутствует как воспоминание, как ностальгия по ушедшему времени. В этом смысле присутствие данного материала в главе не получило полного объяснения. Все-таки туристская песня не тождественна туризму как виду социокультурной практики.
Третья глава «Современные социокультурные практики российского периода» посвящена последним 15-20 годам, в течение которых новые практики рождались, дифференцировались и институционально оформлялись. Туризм раскрывается как практика среднего класса, характерной чертой которой автор считает отпуск, проведенный за границей. Вслед за другими экспертами О.В. Лыси-кова полагает, что туризм становится проявлением социального статуса человека. Эта мысль подтверждается в материалах параграфов, где с социологических позиций рассматриваются культурные предпочтения «новых» россиян, феномен моды в туризме, практики виртуально туризма как созвучные культуре постмодерна. Музейно-экскурсионный туризм представлен как сфера коммуникативных практик, объединяющих усилия музеев и предприятий туристической индустрии. Глава составлена в основном из материалов статей, прежде опубликованных автором, поэтому читатель столкнется с фрагментарным, хотя и интересным анализом социокультурных практик современного туризма.
Содержательная часть книги завершается подробными характеристиками туристических особенностей и потенциала курортного поселка Дедеркой, с помощью которых автор стремится построить модель туристических практик современных россиян.
Авторское заключение скорее направлено в будущее, нежели подводит итог рассмотренному материалу, что мешает в полной мере достичь той цели, которая была сформулирована во введении: дать комплексный социологический анализ социокультурных практик туризма.
Тем не менее О.В. Лысиковой удалось сделать рассмотрение своего объекта достаточно аналитичным и всесторонним. В целом монография представляет собой серьезное социологическое исследование современных социокультурных практик туризма. Содержащиеся в ней материалы будут интересны всем, кто стремится улучшить свои компетенции в области отечественного и мирового пространства туризма.