Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Ковыршина Н. Б. Проза Иордании. - М. : РУДН, 2005'

Рецензия на монографию: Ковыршина Н. Б. Проза Иордании. - М. : РУДН, 2005 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Ковыршина Н. Б. Проза Иордании. - М. : РУДН, 2005»

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:

Ковыршина Н.Б. Проза Иордании. - М.: Изд-во РУДН, 2005

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в российском востоковедении все отчетливее прослеживается тенденция к дифференциации и специализации исследований в области современной арабской литературы. Этого объективно требовали возрастающий объем материала, более отчетливо проявляющиеся в арабской литературе региональные и национальные различия, наконец, развитие теоретического литературоведения и методов литературоведческого анализа. Вышедшие в 90-е гг. XX в. очерки истории новой арабской литературы в Алжире (О.Н. Демкина), Марокко (О.А. Власова, А.Б. Дербисалиев), Тунисе (Э.А. Али-заде, Ф.А. Асад-дулин, К.О. Юнусов), Ливии (Ф.А. Асаддулин), Ливане (М.В. Николаева), Ираке (Б.В. Чуков), а также двухтомник «Истории египетской литературы XIX-XX вв.» (В.Н. Кирпиченко, В.В. Сафронов) выявляют как типологическую общность современного арабского литературного процесса, так и национальное своеобразие отдельных литератур, обусловленное историческими условиями их развития. В связи с этим, несомненный интерес вызывает монография Ковыр-шиной Н.Б., прежде всего, благодаря тому, что до сих пор в российской арабистике нет ни одного серьезного научного исследования, посвященного иорданской литературе, и рецензируемая работа заполняет этот пробел.

В монографии представлены важнейшие проблемы современного литературоведения: существование устойчивой культурной традиции и ускоренное освоение достижений мировой литературы, расширение контактов с Западом, формирование литературных направлений и т. д. Опираясь на традиции российской востоковедной школы (труды И.Ю. Крачковского, А.Е. Крымского, А.А. Долининой, В.Н. Кирпиченко и др.), Ковыршина Н.Б. стремится выделить наиболее оригинальные и перспективные явления в литературе Иордании, их связи с культурной и общественной ситуацией в стране, с инонациональным влиянием Запада, с Россией прежде всего, пытается дать оценку национальному своеобразию иорданской литературы.

Исследуемая автором иорданская проза занимает достаточно неординарное, специфическое положение среди других арабских литератур, ибо изначально она зародилась как национальное ответвление от другой национальной литературы - палестинской. Как справедливо отмечает автор, «в подъеме социально-экономических и культурных условий жизни в Иордании активнейшее участие принимали притекавшие в страну многие представители других арабских стран и, прежде всего, палестинцы» (с. 6). «Открытый» характер исторического формирования культуры Иордании сказался в синтезе многих, принадлежащих разным эпохам культурных и духовных традиций Ближнего Востока и Европы, в том числе России. Кроме того, другой особенностью литературы Иордании является ускоренное развитие, обусловленное тем, что движение «ан-

нахда» («Возрождение») в стране значительно запоздало и приходится на 20-40-е гг. XX в. по сравнению с другими, более развитыми арабскими странами -Египтом, Сирией, Ливаном (сер. XIX в.).

В своей основной части работа построена на совершенно новом материале, впервые подвергающемся специальному рассмотрению - 15 сборников рассказов, 19 романов, критические исследования иорданских литературоведов. Все это впервые вводится в научный оборот и дает представление о творчестве крупнейших писателей этой страны. При этом автор стремится осмыслить фактический материал самостоятельно, рассмотрев различные формы и жанры иорданской прозы XX в., - новеллы и романа - ведущих жанров современной литературы Иордании, показав их национальную специфику (палестинская тематика, взаимоотношения бедуинов и оседлых, просветительский характер творчества писателей, влияния русской литературы (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова) и т. д.

Новелла, повесть и особенно роман в Иордании рассматриваются в общем контексте основных проблем литературной жизни страны, социально-политического и историко-культурного развития иорданского общества на протяжении длительного исторического периода (20-80-е гг. XX в.).

В книге выделяются основные этапы идейно-художественной эволюции прозаических жанров иорданской литературы:

1) 20-40-е гг. XX в.;

2) 50-60-е гг. XX в.

3) 70-80-е гг. XX в.

Сохраняя хронологическую последовательность исторических событий, автор отказывается от традиционного поэтапного рассмотрения творчества каждого из 20 рассматриваемых писателей и строит работу в соответствии с идейно-художественной доминантой их творческой ориентации. Так, в главе «Художественная модель мира. Метафоризация действительности» подчеркивается стремление иорданских просветителей (Иса ан-Наури, Хусни Фариз, Фаиз Махмуд и др.) постичь «национальные бытийные универсалии» и осмыслить через них «общее состояние мира» через миф, легенду, притчу, включающих в себя «единичное и всеобщее, сиюминутное и вечное» (с. 221-222). Совмещение принципов реалистического изображения и условно-сказового (романы «Марс пожирает свое чрево» Исы ан-Наури, «Аблах» Фаиз Махмуд, новеллы Фахри Каавара), как показано в книге, приводит к смещению в стиле иорданских писателей временных и пространственных связей, появлению дискретных сюжетно-композиционных форм, инверсии, когда реальное (действительность) и ирреальное (пространство «подсознания» внутреннего мира героя) сосуществуют и постигаются одно через другое.

Несомненной заслугой автора монографии является попытка исследовать разные уровни романной формы в прозе Иордании, поджанровую специфику иорданского романа, в недрах которого рождаются элементы философского («Аблах» Фаиза Махмуда), любовного («Ради денег» Фуада ал-Касуса), исповедального («Где хащитники добродетели?» Тайсира Зубийани, «Приключения кающейся» Хусни Фариза), автобиографического («Воспоминания» Шукри Шаашаа, «Ветры» Талиба Халсы), политического («Ты сегодня» Тайсира Субу-ля, дилогия «Дом за границей» и «Новые раны» Исы ан-Наури) и психологического («Ты умрешь в одиночестве» Муайида ал-Атили).

Таким образом, тщательно отобранные и подробно исследуемые образцы иорданской прозы свидетельствуют о тематическом разнообразии, оригинальном творческом решении социально-политических проблем действительности, особом национально-самобытном стиле, авторском почерке современных писателей Иордании. Книга, безусловно, представляет большой интерес для литературоведов, специалистов по арабской литературе, всех интересующихся проблемами Ближнего Востока.

В.Н. ДЕНИСЕНКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.