Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Е. В. Ивановой "религиозная мифология как феномен культуры"'

Рецензия на монографию Е. В. Ивановой "религиозная мифология как феномен культуры" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакеева Е. В.

В современной науке можно констатировать самые различные аспекты исследования мифа: от рассмотрения его функционирования во многих культурных традициях до расширения самого семантического поля слова "миф". Автор монографии считает, что миф в человеческой деятельности выступает универсальным знаковым комплексом, отарываю-жим человеку смысл его жизни. Миф это мировоззренческий способ выражения скрытых сверхчувственных реальностей через эмоционально значимые для человека знаковые комплексы, обладающие повседневной эмпирической наглядностью. Зародившись в определенный период истории человечества и существуя вместе с ним на протяжении истории культуры, миф не утрачивает своей значимости, а приобретает ее вновь, наполняя новым мировоззренческим смыслом и значением, является не "отжившим", а реально существующим и функционируемып в сфере сознания человека в различных сферах, в том числе и в религии. Поэтому в данном монографическом исследовании основное внимание уделяется анализу понятия "религиозная мифология" и особенностям функционирования религиозной мифологии в современной культуре. С момента возникновения исследований мифа перед культурологами, этнографами, религиоведами актуальной стала проблема взаимодействия мифа и религии, которая важна и в современный период, так как сегодня оба феномена существуют, взаимодействуют, переплетаются. Иногда очень сложно выявить для исследования, где религиозные компоненты мировосприятия, а где мифические. Автор монографии последовательно анализирует различные точки зрения навзаимодействие мифа и религии, мифа и ритуала, мифа и сказки. На большом количестве примеров раскрывается содержание понятия "религиозная мифология". Данное понятие позволяет уточнить смысловое поле новых религиозных движений, выявить общие тенденции функционирования данного феномена в различных культурных образцах поведения, например, в ролевых играх в стиле жанра "фэнтези". Таким образом, работа интересна, концепция ясна, актуальность несомненна. Монография Е.В. Ивановой отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода научным изданиям, и рекомендуется к печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Е. В. Ивановой "религиозная мифология как феномен культуры"»

О СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ВУЗАХ РОССИИ

Камынин В.Д.

19. Камынин В.Д., Рогожин Н.М., Чернобаев А.А., Шикло А.Е. Русская историография XI - начала XXI века. С. 396.

20. См.: История России с позиций разных идеологий / Под ред. Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону, 2007; Личман Б.В. Толерантная история России: Многоконцептуальность. Екатеринбург, 2008.

21. История России с позиций разных идеологий. С.5.

96

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Е.В. Ивановой "РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ"

REVIEW

THE MONOGRAPHY OF E.V. Ivanova "THE RELIGIOUS MYTHOLOGY AS A CULTURAL PHENOMENON"

В современной науке можно констатировать самые различные аспекты исследования мифа: от рассмотрения его функционирования во многих культурных традициях до расширения самого семантического поля слова "миф". Автор монографии считает, что миф в человеческой деятельности выступает универсальным знаковым комплексом, отарываю-жим человеку смысл его жизни. Миф - это мировоззренческий способ выражения скрытых сверхчувственных реальностей через эмоционально значимые для человека знаковые комплексы, обладающие повседневной эмпирической наглядностью. Зародившись в определенный период истории человечества и существуя вместе с ним на протяжении истории культуры, миф не утрачивает своей значимости, а приобретает ее вновь, наполняя новым мировоззренческим смыслом и значением, является не "отжившим", а реально существующим и функционируемып в сфере сознания человека в различных сферах, в том числе и в религии. Поэтому в данном монографическом исследовании основное внимание уделяется анализу понятия "религиозная мифология" и особенностям функционирования религиозной мифологии в современной культуре.

С момента возникновения исследований мифа перед культурологами, этнографами, религиоведами актуальной стала проблема взаимодействия мифа и религии, которая важна и в современный период, так как сегодня оба феномена существуют, взаимодействуют, переплетаются. Иногда очень сложно выявить для исследования, где религиозные компоненты мировосприятия, а где мифические. Автор монографии последовательно анализирует различные точки зрения навзаимодействие мифа и религии, мифа и ритуала, мифа и сказки. На большом количестве примеров раскрывается содержание понятия "религиозная мифология". Данное понятие позволяет уточнить смысловое поле новых религиозных движений, выявить общие тенденции функционирования данного феномена в различных культурных образцах поведения, например, в ролевых играх в стиле жанра "фэнтези".

Таким образом, работа интересна, концепция ясна, актуальность несомненна. Монография Е.В. Ивановой отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода научным изданиям, и рекомендуется к печати.

Бакеева Е.В.,

доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания Уральского государственного университета им. А.М.Горького,

г. Ектеринбург

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.