110
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Р Э Ц Э Н З І Я
Рецензия
на монографию А. Н. Асташовой
«Реализация дифференцированного подхода при обучении учащихся начальных классов»
Осуществление дифференцированного подхода к обучению является одним из эффективных путей решения гуманизации современного образования, поскольку образовательная система, построенная по принципу дифференциации, предполагает создание педагогических условий для развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом его готовности к школе.
Тема монографии актуальна и значима для теории и практики начального образования, которое нуждается в совершенствовании по следующим позициям: во-первых, ввиду её теоретической неразработанности применительно к учащимся младших классов; во-вторых, вследствие заинтересованности общества в организованном и управляемом процессе взаимодействия учителя и учащихся; в-третьих, из-за необходимости стимулирования и активизации познавательной активности, эмоционально-потребностной и когнитивной сфер личности учащихся различного уровня развития с учётом их индивидуальных особенностей.
Достоинствами монографии являются современность, глубина, убедительность. Внимания заслуживает тот факт, что работа основывается на идеях признания ценности в обучении общественного фактора. Представленные автором методологические основания составляют серьёзную теоретическую базу исследования, на основе которой получены эмпирические результаты.
В первой главе научной работы А. Н. Асташовой раскрыты исторические и социальные предпосылки проблемы исследования, представлен теоретический анализ научных и практических взглядов на природу и сущность дифференциации и дифференцированного подхода, рассматривается теоретическая модель дифференцированного подхода к обучению младших школьников, включающая в себя педагогическую технологию, основанную на учебном взаимодействии педагога и учащихся при демократическом стиле педагогического общения.
Во второй главе описаны организация, методология и методика проведения исследования; определены цели и задачи констатирующего и формирующего эксперимента, по показателям которых устанавливались уровни развития учащихся, проанализированы результаты экспериментальной работы.
Всё вышеизложенное позволяет констатировать научную ценность и практическую значимость подготовленной монографии, которая обогащает педагогический опыт учителя, расширяет видение условий обучения и т. д.
Содержание монографии может быть использовано для организации учебного процесса общеобразовательных школ, при подготовке студентов педагогических факультетов вузов, на курсах повышения квалификации и переподготовки работников учреждений системы образования.
Рецензент
В. Г. Игнатович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования
УО «БГПУ им. М. Танка»