стояние одурачиванием людей, за блуд, противостояние с советской властью и т.д. В то же время критика отдельных дуа, в частности аманту, бад-риюн, сугубо пародийно-шаржированное изображение духовных лиц не оставляют сомнений в идеологической ангажированности советских авторов.
Ссылки на то, что антиклерикальные произведения создавались и дореволюционными авторами, также представляются неубедительными. Действительно, и М. Алибеков, и А. Акаев, и М. Дибиров, и другие критиковали мулл, кадиев. Однако они критиковали их, будучи религиозными деятелями, ратуя за религию, которая способствует воспитанию нравов, улучшению ситуации в духовной сфере. Советские же авторы выступали за искоренение религии. На наш взгляд, следует учитывать, чтов 19201930-е годы проводилась антирелигиозная кампания,поэтому любое произведение указанного выше характера воспринималось читателями как ан-тирелигиозное,и авторам это было известно.
Приподобного рода исследованиях невольно задумываешься: нужно ли об этом писать, зачем ворошить прошлое? Дагестанские писатели в внесли значительный вклад в развитие художественной мысли нашего края. Их перу принадлежат значительные произведения, в которых не затрагивается тема религии. Их значение и авторитет непререкаемы. Даже если считать зыбкими, спорными их суждения духовного содержания, это не дает оснований сомневаться в их таланте. Дагестанские писатели были, выражаясь языком А. Ахматовой, «с народом, где тогда народ, к несчастью, был»,и не более того. История, в т. ч. литературная, изучается не затем, чтобы кого-либо обелить или очернить. История имеет ценность в том плане, что дает возможность извлечь уроки и не повторять ошибок.
Литература
1. Абакаров К. Жертва невежества. - Махачкала, 1928. - На кум.яз.
2. Гереев Ю. «Сапар ёлдаш» Молла Насрутдина. - Махачкала, 1928. -На кум.яз.; Гереев Ю. «Сапар ёлдаш» и «Дуа мажмуа» Молла Насрутдина. - Махачкала, 1929. - На кум.яз.
3. Гусейнов М.А. Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920-1940-е гг.). - Махачкала, 2006; Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920-1930-х годов. - Махачкала, 2009.
4. История дагестанской советской литературы:в 2 т.- М., 1967. - Т. 1.
5. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М., 2001.
Поступила в редакцию 5 марта 2013 г.
РЕЦЕНЗИИ
К.Г. Гусаева
Рецензия
на коллективную монографию «Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления» /под общ.ред. проф. Яхьяева М.Я. - М.: Парнас, 2011. - 296 с.
В конце XX - начале XXI в. целый ряд государств столкнулся с многообразным проявлением крайнего экстремизма. Перед российским обществом также остро стоит проблема многочисленных проявлений этно-националистического и религиозно-политического экстремизма. Традиционно он находился в сфере интересов политологов, однако общественная опасность, исходящая от таких явлений, как радикализм и терроризм, требует более пристального изучения этих явлений и другими науками, в т. ч. философией, религиоведением, социологией, правоведением.
В связи с этим особый научный интерес вызывает появление монографического издания по столь актуальной тематике, так как религиознополитический экстремизм характеризуется деструктивной направленностью, является серьезным фактором манипуляции сознания и поведения верующих. В то же время отношения религии и экстремизма являются столь малоизученной областью, что до сих пор так и не выработано сущ-ностногоопределения понятия религиозно-политический экстремизм. Актуальной остается и проблема разработки комплексной государственноправовой политики противодействия религиозно-политическому экстремизму в контексте обеспечения национальной безопасности России.
Рецензируемая монография на высоком научно-теоретическом уровне разрешает некоторые из обозначенных проблем. В ней представлен комплексный анализ религиозно-политического экстремизма с учетом исследования его онтологических, религиоведческих, культурологических, социальных и правовых аспектов. Объектом рассмотрения монографии является религиозно-политический экстремизм как феномен, имеющий социально-историческую природу, специфику, формы и причины проявления. Предметом исследования являются конкретные разновидностирелигиозно-политического экстремизма, их сущностные характеристики и многообразные формы проявления, их специфические особенности и структура.
Авторами научного исследования определены сущностные признаки религиозно-политического экстремизма, установлены основные причины возникновения и формы его проявления,критически проанализированы современное российское законодательство и основные международноправовые документы, направленные на реализацию свободы совести и вероисповедания, а также обоснованы пути совершенствования федерально-