2011 - ГОД РОССИИ В ИСПАНИИ И ИСПАНИИ В РОССИИ
РЕЦЕНЗИЯ НА: ИСПАНСКИЙ АЛЬМАНАХ. ВЫП. 1. ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ. ОТВ. РЕД. С.П. ПОЖАРСКАЯ. М: НАУКА, 2008
О.В. Волосюк
1967 г., апрель. В Москве начинает работу Международная конференция по проблемам новейшей истории Испании. Открывая это собрание, академик И.М. Майский говорил о важности изучения истории этой страны для лучшего вза-имопознания и понимания народов СССР и Испании. «История взаимоотношений между двумя странами... сравнительно молода — она насчитывает около 200 лет. До того, на протяжении многих и многих веков, громадные пространства, разделявшие обе страны, различие естественноисторических, экономических, политических, национальных, религиозных условий, в которых они развивались, исключали возможность каких-либо серьезных контактов между ними» (1). На основе материалов этой конференции издается первый сборник статей «Проблемы испанской истории», членами редколлегии и авторами публикаций в котором были и молодые советские ученые, имена которых к настоящему времени стали классикой российской испанистики — С.П. Пожарская, Л.В. Пономарева, Х. Висенс, Х. Гарсия, В.В. Кулешова, А.В. Авилова и многие другие. Хотелось бы назвать поименно всех тех, на трудах которых сформировалось современное поколение российских испанистов.
Предметом исследования того далекого сборника «Проблемы испанской истории» стала «Гражданская война в Испании»: историография войны, испанская церковь и война, участие советских добровольцев, польских и итальянских антифашистов — эти и многие другие проблемы поднимались на страницах издания.
Прошло чуть менее 30 лет. Многое изменилось в истории Испании: рухнул режим Франко, страна пошла по пути демократических перемен, вступила в общеевропейские структуры, стала полноправным и активным членом Европейского Сообщества. За эти годы было издано несколько сборников, посвященных этим и другим проблемам испанской истории. Последний из них вышел в свет в 1992 г. И только тяжелый период смены политического режима в России и сопровождавшие его годы экономического кризиса вынудили отечественных испанистов прервать публикацию своих работ. Изменение политической и экономической си-
туации в нашей стране в последние годы повлияло и на возможности активизации научной деятельности. 2008 г. в этом смысле стал знаменательным для российской испанистики — появилась возможность вновь объединить научные изыскания российских ученых — удалось восстановить сборник «Проблемы испанской истории» под новым названием — «Испанский альманах».
Эту мысль емко и образно выразил в приветствии к изданию сборника академик РАН, директор Института всеобщей истории А.О. Чубарьян: «„Испанский альманах“ продолжает традиции своего предшественника — сборника научных статей „Проблемы испанской истории“ и будет способствовать обогащению отечественной науки и культуры, развитию российско-испанских культурных связей и установлению продуктивного диалога по проблемам, актуальным как для России, так и для Испании» [С. 5]*.
Первое ощущение, которое приходит, когда начинаешь листать эту книгу, — что и не прошло тех тридцати лет: так же возглавляет редколлегию С.П. Пожарская, так же входят в ее состав И.С. Пичугина и В.А. Ведюшкин — авторы многочисленных статей в «Проблемах испанской истории». Так же, как и тридцать лет назад, сборник открывается материалами, посвященными гражданской войне в Испании. Однако при более внимательном рассмотрении обращаешь внимание на то, что рядом с мэтрами российской испанистики стоят имена молодых ученых, ставших продолжателями дела тех, кто составляет славу и гордость российской исторической науки.
Первый раздел альманаха, посвященный гражданской войне, отражает новые тенденции, которые развились в изучении этого сюжета в последние годы. Об истоках этой войны, о «духовной сфере», о «проблеме двух Испаний» размышляет С.П. Пожарская, согласуя свою концепцию с идеями Х. Висенса, П. Вилара, П. Престона и называя их современного последователя — Х.П. Фуси. Обзор политики республиканских правительств первой половины 30-х гг. XX в. профессор Пожарская завершает выводом, что время пребывания у власти республиканцев не позволило «устранить то наследие прошлых десятилетий и даже столетий, которое препятствовало установлению хотя бы хрупкого гражданского мира — необходимого условия для достижения консенсуса» [С. 34] двух Испаний.
Исследование концептуальных споров о гражданской войне продолжается в статье профессора Мадридского университета Комплутенсе А. Виньяса. «Гражданская война повторяется на бумаге» [С. 46], — утверждает он, развенчивая позицию П. Моа (автора монографии «Мифы гражданской войны») и Х.М. Савалы — создателей «старых франкистских мифов, но уже языком, адаптированным к современным реалиям». Касаясь тех же вопросов, которые затронула в своем исследовании С.П. Пожарская, А. Виньяс подчеркивает, что «историографическое размежевание» в современных условиях, в основном, наблюдается по вопросам происхождения гражданской войны, ее характера и причин поражения республиканцев.
Этот раздел завершается двумя интресными статьями: В.П. Штрауса о латышах, принимавших участие в войне, и Е.О. Гранцевой о кинематографе как источ-
* Здесь и далее ссылки на рецензируемое издание.
нике информации о гражданской войне. Автор рассматривает развитие документального и художественного кино, начиная с периода самой войны и до наших дней, указывая, что «с 1936 по 2004 г. о гражданской войне было снято 253 фильма» и что «некоторые кинематографисты до сих пор пытаются найти для себя ответы на не решенные до конца вопросы, разобраться в причинах конфликта» [С. 79].
Второй большой раздел альманаха сосредоточил в себе исследования современных российских медиевистов. Большинство статей этого раздела посвящено изучению вопросов «интеллектуальной истории». Это и статья О.В. Аурова, развенчивающая устоявшиеся в современной историографии «германистические» мифы (испанский историк Э. де Инохоса) «о муниципальном характере консехо», истоки которого усматриваются «в местных собраниях вестготского времени» [С. 89]. Автор противопоставляет этому взгляду концепцию романтического направления историографии по истории средневекового пиренейского города (португальский историк А. Эркулану).
Это и размышления Г.А. Поповой о творческом наследии испанского историка и антрополога Х. Каро Барохи. «Историк все-таки или антрополог?» — так ставит вопрос автор, кропотливо изучая труды именитого испанца по истории морисков и иудеев, жизни и быте берберских племен, религии и традициях в Испании и подчеркивая, что в рассуждениях о взаимодействии истории и антропологии «чаще обращались к попыткам историков использовать методы антропологов, нежели наоборот» [С. 105]. Теме интеллектуального наследия лидера движения кордовских мучеников IX в. Евлогия посвящена статья М.В. Рыбиной. Собрав материалы «по крупицам на страницах его работ», автор открывает перед нами неизвестные страницы жизненного пути этого знаменитого кордовского мученика.
Ряд статей сгруппирован вокруг интеллектуальной истории Испании XIV— XV вв. И.М. Калитеевская, подчеркивая, что XIV в. стал «эпохой глубокой трансформации образа короны» [С. 182], сравнивает интерпретацию образа короля и его власти в сочинениях придворного хрониста четырех кастильских королей Педро Лопеса де Айялы; племянника Альфонса X, инфанта дона Хуана Мануэля и иудейского автора Сем Тобе. Этому же сюжету посвящена и работа Г.С. Зелениной, которая рассматривает развитие образа короны в XV в. в лице католической королевы Изабеллы на примере текстов испанского хрониста А. Бернальдеса (за ее «христианнейшие добродетели и совершенства» «достойна вечной памяти и славы» [С. 130], а также жертв ее религиозной политики — новохристиан-маранов («Божественная Дева») и изгнанных евреев («Проклятая супруга» короля Фердинанда»). Изабелла Кастильская является центральной фигурой публикации и Н.В. Фоминой, в которой тщательно «препарируются» хроники XV в. Фернандо дель Пульгара, Алонсо де Паленсии, Андреса Бернальдеса, Диего де Валеры, Херонимо Суриты, показана оценка в этих хрониках деятельности антикоролев-ской лиги в войне 1475—1479 гг. «и периода правления Католических королей в целом» [С. 149]. Один из хронистов, Ф. дель Пульгар в «Хронике Католических королей», подробно останавливается на деятельности кардинала Педро Гонсалеса де Мендоса. Этому незаурядному политическому и церковному деятелю последней трети XV в., меценату, фигуре сложной, незаурядной, противоречивой —
«третьему королю Испании», как называли его современники — посвящено специальное исследование В.А. Ведюшкина, который показывает, что он, активный и решительный сторонник Фердинанда и Изабеллы, покровитель Христофора Колумба, инициатор Тордесильясского договора, «вел жизнь... скорее отданную политике и дипломатии, чем пастырской деятельности» [С. 166].
Вопросы контактов двух цивилизаций — христианской и исламской — поднимаются в публикации И.И. Варьяш о положении мусульман в христианских государствах в XIII—XV вв. В ходе размышлений о существовании и развитии контактной зоны в Испании исследователь приходит к выводу, что вопрос о конце этой контактной зоны можно рассматривать только исходя из определения самого этого термина. «Если же под контактной зоной понимать определенную историческую форму, способную на основе синтеза создавать качественно новое и с течением времени воспроизводить его», то конец испанской контактной зоны выйдет далеко за рамки крещения мавров или изгнания из Испании морисков [С. 193—194].
Третий раздел альманаха посвящен проблемам новой и новейшей истории Испании. Один из ведущих российских специалистов по гербоведению А.П. Черных рассматривает теоретические сочинения по геральдике XVIII в. как итог развития геральдической традиции Испании. Наиболее известным и репрезентативным из них он называет сочинение Х. де Авилеса «Героическая наука», полагая, что именно оно «заложило традицию испанской геральдической литературы не только XVIII, но и XIX — начала XX века» [С. 209]. Е.Э. Юрчик, продолжая свои изыскания по истории просветительской мысли в Испании, предложила публикацию «Конституционного Кодекса» М. Агирре, члена Общества друзей отечества Страны басков, снабдив его довольно обширным исследовательским комментарием. Автор справедливо подчеркивает важность этой малоизученной работы, «автор которой внес свою, хотя и скромную лепту в развитие испанских конституционных идей» [С. 220].
«Во второй половине XIX в. в Испании побывало около полсотни русских путешественников», — начинает свою статью С.В. Ведюшкина, в которой она пытается разобраться в «ворохе впечатлений, фактов, обрывков разговоров, ликов той загадочной, чарующей Испании, которая издавна манила иностранцев» [С. 229], в первую очередь уделяя внимание их отношению к испанской религии и церкви, разделивших страну на две части: Испанию консервативно-клерикальную и либеральную.
Многосторонне и многопланово рассмотрена проблема кризиса 1917 г. в Испании в статье И.Ю. Медникова. Первые ассоциации, которые вызывает статья — параллели с событиями в России лета 1917 г. Автор не обходит своим вниманием этот вопрос. Как и в России шли разговоры о «германском экспорте» революции, так и в Испании ходили слухи о роли германских агентов в создании правительственного кризиса 1917 г. Немцы, правда, в свою очередь, упрекали французов, что те намеревались создать испанское правительство из сторонников Антанты [С. 264]. Ценным источником, использованным автором для прояснения обстановки, стали свидетельства современников — донесения российских дипломатов
из Испании, сосредоточенные в АВПРИ. Важным представляется и размышление И.Ю. Медникова о том, что, если бы Испания участвовала в Первой мировой войне, ей пришлось бы повторить судьбу России [С. 266].
Испания сохраняла нейтралитет и в Первой, и во Второй мировой войне, что, как утверждает А.А. Сагомонян, получило принципиальное значение при рассмотрении испанского вопроса в ООН в 1946 г. «Проблема отношения к франкистской Испании и ее политического будущего явилась одним из факторов, разделивших недавних союзников-победителей» [С. 271], — указывает автор, рассматривая в статье политику СССР в отношении партизанского движения в Испании 1944—1945 гг., позицию Советского Союза по испанскому вопросу на Потсдамской конференции и в Совете Безопасности ООН.
Завершает раздел обзор положения Испании в период правления консервативной Народной партии во главе с Х.М. Аснаром, представленный Л.М. Бухар-медовой. В статье приводятся данные о положении Испании к моменту прихода правых во власть, экономические успехи страны за время их правления, рассмотрена социальная и образовательная политика, положение Испании в мире, национальный вопрос и культура, изменение политики Аснара после 2000 г. и причины поражения партии в 2004 г., которые привели к власти партию социалистов во главе с Х.Л. Родригесом Сапатеро.
Как видим, представленный сборник объединил комплекс разнообразных и разнонаправленных научных исследований, свидетельствующих о дальнейшем развитии испанистики и преемственности поколений. Завершить хотелось бы открывающими альманах словами посла России в Испании А.И. Кузнецова: «В современном глобальном мире, открывающем невиданные ранее возможности для общения народов, отечественные исследования в области испанистики приобретают новое значение и смысл. Они призваны способствовать взаимопониманию и дальнейшему сближению наших стран, служить укреплению духовных основ дружественных российско-испанских отношений. Убежден, что издание „Испанского альманаха“ обогатит нашу испанистику новыми интересными работами, которые позволят российскому читателю лучше понять прошлое и настоящее этой замечательной страны» [С. 6].
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Проблемы испанской истории. — М.: Наука, 1971. — С. 9.
REVIEW: SPANISH ALMANAC. -VOL. 1. POWER, SOCIETY AND PERSON IN HISTORY. ED. BY S.P. POZHARSKAYA. MOSCOW: NAUKA, 2008. 366 P.
O.V. Volosyuk