Научная статья на тему 'Рец. На: Намруева Л.  В. Этническая социализация молодежи республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг. ). Элиста: калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015. 195 с'

Рец. На: Намруева Л.  В. Этническая социализация молодежи республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг. ). Элиста: калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015. 195 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Барсукова Т.  и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На: Намруева Л.  В. Этническая социализация молодежи республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг. ). Элиста: калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015. 195 с»

REVIEW

Copyright © 2018 by the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute for

Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Vol. 37, Is. 3, pp. 165-168, 2018

DOI 10.22162/2619-0990-2018-37-3-165-168

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

Барсукова Т. И.1 Рец. на: Намруева Л. В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.). Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015. 195 с.

Barsukova T. Book Review: Namrueva L. V. Etnicheskaya sotsializatsiya molodezhi Respubliki Kalmykiya (analiz 2000-2010-kh gg.) [The Republic of Kalmykia: ethnic socialization of youth (analysis of the years 2000 to 2010s)]. Elista: Kalmyk Institute for Humanities RAS, 2015. 195 p.

Обращение к теме этнической социализации молодежи — это не дань времени и не модный тренд в науке. Это, скорее, попытка разобраться с вопросом, как «жить единым человечьим общежитьем» (В. Маяковский) людям, принадлежащим к различным этносам, поддерживающим самобытную культуру, в русле которой осуществляется социализация молодого поколения. 1

Монография Л. В. Намруевой отражает результаты более чем десятилетней кропотливой работы ученого-социолога по изучению этнической социализации молодежи в одном из субъектов Российской Федерации — в Республике Калмыкия. Читая книгу, мы вместе с автором размышляем над вопросами: чем обусловлено стремление молодежи республики к сохранению этнической идентичности во всем ее многообразии; какую роль в этом процессе играют основные социальные институты; насколько этническая идентичность коррелирует с национальной и другими, не менее значимыми.

Исходный постулат, заявленный автором монографии: «этническая социализа-

1 Доктор социологических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь, Российская Федерация).

ция — многомерный социальный процесс» [Намруева 2015: 9], стал путеводной нитью исследования, в котором нашли отражение такие направления темы, как роль семьи, языка, религии, СМИ, традиционной культуры, рассмотренных в качестве факторов этнической социализации молодежи республики.

Интересна интерпретация ученым социальных институтов: семья, традиционная культура, религия и язык этнической принадлежности обозначаются автором как институты воспроизводства [Намруева 2015: 2]; СМИ, система национального образования, учреждения культуры — как институты конструирования [Намруева 2015: 3]. И первые, и вторые характеризуются в монографии как факторы этнической социализации.

Эмпирическое исследование предваряет глубокий анализ основных концептуальных подходов к исследованию проблем этнической социализации [Намруева 2015: 9-19] в таких аспектах, как общий понятийный аппарат социологии социализационных процессов, вопросы интеграции молодежи в современное общество, методология исследования социализации молодежи и другие.

Ошеотаь 8тцл1е8, 2018, Уо1. 37, 18. 3

Отметив наличие значительного объема материала и позитивный опыт изучения проблем социализации молодежи, автор справедливо отмечает отсутствие целостной концепции социализации молодежи российских регионов.

Определив задачу — представить научный синтез социологических концепций институционального развития и региональной идентификации как основу изучения процессов социализации молодежи в регионе — автор реализует ее в ходе исследования. Общую концептуальную основу монографии Л. В. Намруевой составляет подход к этнической социализации как системе приобщения индивида к этническому опыту, в котором центральное место отводится организованному влиянию этнической среды, повышению воспитательного потенциала институциональных форм социализации [Намруева 2015: 18].

Выстроенная в соответствии с требованиями логики научной работы, монография дает прежде всего достаточно полное представление об идентификационных процессах в молодежной среде Республики Калмыкия, которые представлены через призму эмпирических исследований, проведенных под руководством автора монографии [Намруева 2015: 19-38].

Интересные результаты получены в ходе исследования степени значимости видов идентичности для молодых людей Республики Калмыкия в возрасте от 18 до 29 лет. Так, выявлено, что этническая идентификация опережает конфессиональную и российскую, что позволило автору отметить это как тенденцию, характерную для постсоветской России [Намруева 2015: 24]. Исследование основных этноинтегрирую-щих детерминант этнической идентификации показывает, что более всего сближают молодых людей с представителями их народа культурно-традиционный, языковой, территориальный и религиозный факторы.

Дальнейший ход исследования в соответствии с концептуальными построениями автора направляет работу в русло изучения институтов воспроизводства как факторов этнической социализации. На первое место справедливо поставлен основной институт этнической социализации — институт брач-но-семейных отношений [Намруева 2015: 38-57].

В монографии представлен широкий спектр данных, полученных в ходе исследо-

вания: смешанные (межэтнические) браки, репродуктивное поведение женщин-калмычек, этническая самоидентификация метисов и другие. Особый интерес вызывает выявленное автором отношение молодых людей к смешанным бракам: почти половина опрошенных выразили готовность к межэтническим бракам; 13,4 % — относятся к ним отрицательно [Намруева 2015: 47]. Весьма значимо замечание о том, что отношение к смешанным бракам носит динамичный характер и обусловлено социальной ситуацией, оно основано на многолетних исследованиях данной проблемы, о чем свидетельствует проведенное автором монографии сравнение результатов социологических опросов разных лет.

Автор приходит к выводу, что отношения с родителями рассматриваются в Республике Калмыкия не как нормативно-ценностный ориентир, а как ближайшее окружение, к которому можно обратиться за поддержкой. Это обусловлено тем, что в этнических регионах до настоящего времени существуют устойчивые духовные контакты молодежи с родителями [Намруева 2015: 54].

Согласно авторской позиции, важным компонентом этнической идентичности являются элементы традиционной культуры как формы трансляции социокультурного опыта. Среди множества выводов о выявленных факторах влияния на молодежь Калмыкии нормативно-ценностных элементов культуры наиболее важным представляется следующий: разница в оценке, данной респондентами этнической культуре и собственным жизненным ценностям, очевидна. Молодые люди, находясь в поиске себя, стремясь самоутвердиться, испытывают противоречивость между ценностями этнической культуры и собственными жизненными взглядами, которые не дают им возможности адекватно вписаться в современные реалии.

К институтам воспроизводства Л. В. На-мруева относит и язык этнической принадлежности, справедливо отмечая его уникальные функции в процессе этнической социализации молодежи в силу его особой роли в структуре этнической идентичности и этническом самосознании народа [Намруева 2015: 71]. В ситуации, когда калмыцкий язык находится под угрозой исчезновения (причины этого явления приведены автором: 13-летняя депортация, приток русско-

REVIEW

язычного населения в республику, отсутствие мотивации к изучению калмыцкого языка и др.), осталось всего несколько «языковых оазисов», где калмыцкое население предпочитает общаться на родном языке [Намруева 2015: 71-72].

В монографии приводятся результаты многолетних исследований (2004, 2008, 2010, 2013 гг.) отдела социально-политических и экологических исследований КИГИ РАН (ныне — отдел комплексного мониторинга и информационных технологий КалмНЦ РАН), возглавляемого Л. В. Нам-руевой. Решая задачу определения языковой компетенции, ученые выявили преобладание ее низкого уровня у половины опрошенных [Намруева 2015: 74-76]. Большой объем материала в книге посвящен вопросам рассмотрения путей изменения сложившейся ситуации, среди которых — создание информационно-образовательных ресурсов на калмыцком языке.

Констатируя факт возрастания числа молодых людей, обращающихся в последнее десятилетие к вере как значимому фактору в их жизни, автор монографии приводит результаты осуществленных им или под его руководством исследований религии в контексте исследований этнической социализации молодежи Республики Калмыкия как института воспроизводства, который имел несколько направлений. Так, анализируя состояние конфессиональной идентичности молодых калмыков, автор отмечает фактор их невключенности в религиозную жизнь, в том числе и тех, кто идентифицирует себя как верующего человека, таких оказалось 41,8 %. При этом опросы показали, что в отношении религии у молодежи превалируют позитивные оценки.

Реализуя институциональный подход, заявленный в теоретико-концептуальной части работы, Л. В. Намруева обращается к такому аспекту, как институты конструирования, позиционируя их как факторы этнической социализации. Первым рассмотрен институт средств массовой информации как фактор этнической идентичности, и на основе эмпирического исследования сделан вывод о значимой роли республиканских СМИ в этнической социализации молодежи Республики Калмыкия. Выводы основываются на интервьюировании студентов калмыцких вузов, при этом акцент делался на знакомстве молодежи с калмыцкими СМИ — радио, калмыцкие сайты и др. Было

выявлено, что большинство респондентов не обращаются к национальным СМИ [На-мруева 2015: 104-105]. Мы можем отметить, что последнее, несомненно, является упущением в использовании этого важного источника трансляции социокультурного опыта как основы этнической социализации.

Закономерным представляется обращение к месту и роли регионального телевидения как институту этнической социализации молодежи. Сделав акцент на калмыцком ТВ (представленном в республике филиалом ФГУП ВГТРК — ГТРК «Калмыкия», а также телеканалом «Хамдан»), исследователи выяснили, что наиболее привлекательными для молодежи являются передачи, освещающие события в республике, и новости. Автор отмечает такую проблему, как искусственное отстранение русскоговорящего населения республики, не владеющего калмыцким языком — и русских, и представителей титульного этноса — от приобщения к контенту передач, идущих на калмыцком языке. Автор совершенно прав, указывая на необходимость решения этой проблемы [Намруева 2015: 112].

Большой интерес вызывает часть монографии, посвященная системе национального образования и деятельности учреждений культуры и их роли в этнической социализации калмыцкой молодежи, построенная на анализе положительного опыта Республики Калмыкия в этих сферах [Намруева 2015: 119-156].

Особую научную ценность и несомненное приращение социологического знания находим в разработанных Л. В. Намруевой моделях культурной социализации [Намру-ева 2015: 156-164] и описанных механизмах организации и самоорганизации, лежащих в ее основе [Намруева 2015: 165-190].

Предложенные автором монографии теоретико-методологические подходы могут найти применение в анализе культурной социализации различных групп населения в разных этнических регионах РФ.

Отмечая высокую научную ценность монографии, хотелось бы посоветовать автору более четко выражать собственную позицию в тех разделах работы, где она сопоставляется с мнением других ученых. Так, например, обращаясь к авторскому описанию моделей культурной социализации, мы видим традиционную модель, мобилизаци-

Oriental Studies, 2018, Vol. 37, Is. 3

онную модель, и еще выделена модерниза-ционная модель со ссылкой на другого ученого. Неясно, принадлежит ли она автору монографии. Такие неясности есть и в других разделах монографии, например, при определении институтов конструирования [Намруева 2015: 101].

В целом стоит отметить, что книга полезна не только социологам, интересующимся проблемами этнической социализации, но и всем, кого занимают вопросы этнической идентификации и роли в ней социальных институтов.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

Намруева 2015 — Намруева Л. В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.). Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015. 195 с. [Namrueva L. V. Etnicheskaya sotsializatsiya molodezhi Respub-liki Kalmykiya (analiz 2000-2010-kh gg.) [The Republic of Kalmykia: ethnic socialization of youth (analysis of the years 2000 to 2010s)]. Elista: Kalmyk Institute for Humanities RAS, 2015. 195 p.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.