© Т.В. Максимова, 2009
УДК 81’1 ББК 81.00
Рец. на кн.: Ильинова, Е. Ю. Вымысел в языковом сознании и тексте [Текст] : [монография] / Е. Ю. Ильинова. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 513 с.
Рецензируемая монография посвящена комплексному описанию одной из форм речемыслительной деятельности - вымыслу и анализу лингвокреативных процессов, обеспечивающих его концептуализацию в языке и тексте.
Существует немало глубоких работ, в которых сформулированы теоретические основания к изучению особенностей концептуализации и категоризации и их репрезентации посредством системности языка, обоснованы положения об отражении мира в сознании, языке и тексте, а также выделены отдельные аспекты референции ситуаций из мира реального и/или «возможных миров» к предикативной структуре предложения и категориальносемантической структуре слова (см., например, работы J. Lyons, N. Johnson-Laird, J.D. Fodor, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, В.З. Демьянкова, А.А. Залев-ской, Е.С. Кубряковой, А.В. Кравченко, а также В. Изер, С.В. Ионовой, Т.Б. Радбиля, И.А. Щировой и других отечественных и зарубежных исследователей). Однако вопрос о соотношении стереотипных и креативных форм речевой деятельности, о вариативных способах отражения мира в сознании, языке и речи остается актуальным для современной когнитивной и дискурсивной лингвистики.
В данной монографии объектом исследования стал вымысел, который определяется автором как особая форма речемыслительной деятельности, мотивированная стремлением модифицировать представления о мире [«иной вариант видения и описания мира» (с. 470)], как деятельность, основанная на процедурах творческого использования категориально-семантического потенциала единиц языка. Когнитивно-дискурсивная природа фено-
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
мена вымысла раскрывается в книге логично и последовательно. Опора на интердисциплинарную парадигму исследования позволила Е.Ю. Ильиновой выделить его логические, аксиологические, когнитивно-психологические и дискурсивно-прагматические характеристики (гл. 1 и 2), рассмотреть лингвокогнитивные условия концептуализации вымысла (гл. 3), установить основные закономерности и семантические процессы, сопровождающие вербализацию вымысла в языке и тексте (гл. 47). Каждый из указанных аспектов получил аргументированное и детальное рассмотрение в работе.
Вымысел представлен как феномен, находящийся между истиной и ложью. Для него характерна различная степень правдоподобия при изображении мира словом. Логическое основание вымысла, по мнению автора, базируется на гипотетической референции, устанавливающей некоторую воображаемую предметную область приложения единиц языка и получающей выражение в форме высказываний, построенных на ложных суждениях о мирах, существующих только в воображении человека. Деятельность воображения позволяет человеку выходить за пределы существующего опыта и знаний и придумывать новообразования, которые невозможно получить эмпирическим или логическим путем, при этом дескрипции возможных миров непременно соотносятся с онтологическими свойствами мира реального. В лингвокогнитивном аспекте появление искаженной пропозиции связано с ложным употреблением имени, не соответствующим базовым признакам самого концепта, к которому апеллирует говорящий.
Отметим, что методологическим основанием работы выступает положение о том, что речемыслительная деятельность сознания базируется на тесно связанных процессах концептуализации и категоризации, которые получают косвенное воплощение в языке. Первый процесс способствует осмыслению всех ощущений, всей информации, при-
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ходящей к человеку в результате работы органов чувств, логической и эмоциональной оценки этой деятельности, второй направлен на дискретное рассмотрение признаков, значимых для общесистемной категоризации мира реального. Указанные критериальные признаки определяют системность отражения мира в языке, создают основу для смысловых изменений при последующих обращениях к системе знаний о мире в ходе дискурсивной деятельности. В работе убедительно доказано, что отношения между категориальными признаками различаются не только степенью обобщения и детализации выделяемых понятий в рамках системы рациональных представлений о мире, что проявляется в категориально-смысловой асимметрии единиц языка и мышления, но и характером актуализации критериальных признаков при повторном обращении к ним в ходе речевой (текстовой) деятельности. Данные изменения рассматриваются как процессы вторичной категоризации и концептуализации. Они сопровождаются рядом сложных категориально-смысловых перестроек и приводят к семантико-модуляционным изменениям в категориально-семантической структуре слов в момент их актуализации в тексте. В ходе исследования были выявлены следу-
ющие разновидности модуляционных изменений, сопровождающих концептуализацию вымысла в тексте - семантическая актуализация, семантическая специализация, семантическая трансформация, смысловая гибридизация.
Монография Е.Ю. Ильиновой «Концептуализация вымысла в языковом сознании и тексте» посвящена актуальной и, безусловно, значимой проблеме. В ней предложен новый ракурс изучения речемыслительного процесса, имеющий многообещающие перспективы, -лингвокреативный характер дискурсивной деятельности и участие семантики слов в этом процессе. При этом чрезвычайно увлекает стиль изложения: строгая последовательность, научная точность сочетаются с яркими примерами и их детальным анализом, полемичным изложением концепции. Серьезная научная книга читается легко. Она будет интересна не только специалистам в области теоретической лингвистки, логики, когнитиви-стики, теории текста, но и преподавателям филологических дисциплин, исследователям, делающим первые шаги в лингвистике, и всем интересующимся проблемами человеческого сознания и его языковыми репрезентациями.
Т. В. Максимова