ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ, 2005, № 3, С. 119-122.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КУЛЬТУР НАРОДОВ ЮГА РОССИИ: В 9 т. Т. 1.
Народы Юга России. - Ростов-на-Дону: Издательство СК НЦ ВШ, 005. - 244 с.
Вышел в свет первый том «Энциклопедии культур народов Юга России» - «Народы Юга России» (объем 30,5 п.л., тираж 500 экз.). Издание десятитомной «Энциклопедии осуществляется под эгидой крупных научных центров г. Ростова-на-Дону - СевероКавказского научного центра высшей школы, Научно-исследовательского института Кавказа, Ростовского государственного университета, Института управления, бизнеса и права и Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук. Г лавный редактор издания - член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов.
Редакционный совет по изданию «Энциклопедии» представлен видными учеными-гуманитариями многих научных центров Южного федерального округа РФ, в том числе представителями научного сообщества Дагестана - академиком РАН Г. Г. Гамзатовым и членом-корреспондентом РАН А.И. Османовым.
Редколлегия первого тома издания сформирована из авторитетных и известных ученых, авторов важных исследований по археологии, истории и этнологии Северного Кавказа и сопредельных регионов. Из дагестанских ученых в нее вошли: д.и.н. P.M. Гасанов и д.и.н. О.М. Давудов.
Первый том «Народы Юга России» посвящен характеристике историко-культурного развития народов (зафиксированных письменными историческими источниками или проживающих в настоящее время), включенных в ареал современной территориальной административной структуры - Южный федеральный округ РФ (Юг России). Предметом исследования стали как современные народы Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии, Чечни, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областей, так и племена, обитавшие в регионе в древности и средневековье.
Издание открывается обширным историческим очерком Н.С. Абдулова и В.В. Черноус «Векторы этнокультурных процессов на Юге России» (С. 3-27), в котором дана панорама развития этнической истории региона на протяжении от времени первичного заселения Северного Кавказа древнейшими людьми до современных этнических реалий. В шести разделах очерка, название и содержание которых отражают как хронологические вехи основных этнических процессов, так и тематические рубежи, обусловленные их спецификой, дана панорама развития этнической истории региона.
Для понимания этногенеза и этнической истории коренных народов Юна России представляют собой интерес два первых раздела очерка - «Палеокавказская
этнокультурная общность» и «Древние цивилизации, степной мир и этногенетические процессы на Юге России» (С. 3-9), охватывающих обширный исторический период: от начального заселения Юга России древнейшим человеком до IX в. включительно, когда этнический облик региона в основном сформировался. Опираясь на современные разработки ученых (библиография очерка насчитывает 74 наименования), авторы в этих разделах акцентируют свое внимание на важнейших, основополагающих исторических фактах, связанных с древней и средневековой историей населения региона.
К таковым отнесены следующие:
- Кавказ входил в область формирования человека современного вида, а Юг России является областью первичного заселения древнейшим человеком;
- Кавказ заселялся с территорий Передней Азии двумя путями - восточным (по Прикаспийской трассе) и западным (по Причерноморской трассе);
- Характер материальной культуры Кавказа древнейших эпох свидетельствует о постоянном, непрерывном обитании человека в этом регионе;
- Первичный ареал проживания - предгорье и труднодоступные ущелья Кавказа;
- В процессе исторического развития древние кавказские племена сталкивались с масштабными иноэтническими миграциями населения, шедшими как с юга, так и с севера;
- Особенность этнической истории Кавказа, и в частности Северного Кавказа, в древнейшие эпохи состоит во взаимодействии аборигенов и пришельцев (С. 3);
- Кавказ - один из очагов расообразования. Его население входило в эпоху бронзы «в ареал формирования европейской, точнее южно-европеоидной расы» (С. 4);
- В древности существовала культурное и языковое единство кавказских народов; В 1У-Ш тыс. до н.э. палеокавказская этнокультурная общность распалась на три самостоятельных общности - западную (абхазо-адыгскую), восточную (нахо-дагестанскую) и южную (кварельскую);
- В эпоху энеолита и бронзы на территории Северного Кавказа формируются самобытные культуры земледельческо-скотоводческого типа;
- В первой пол. IV до н.э. в степях Евразии появляются кочевые скотоводческие общности, взаимоотношения которых с местным населением Северного Кавказа определили этнокультурное развитие региона на протяжении 111-1 тыс. до н.э. (С. 5-6).
Столь глубокий экскурс в историю этнического развития региона, проделанный авторами, вполне обоснован. На фоне исторических фактов ярче высвечиваются проблемы этнической истории, в том числе и этногенез современных коренных народов Юга России. Авторы очерка в противовес вульгаризированным видам некоторых «историков» о чистокровности, исключительности отдельных представителей обширной семьи народов Северного Кавказа показывают развитие сложного процесса формирования современных этносов. Их позиция состоит в том, что, «в различные периоды своей этнической истории народы Юга России переживали процессы консолидации (слияние родственных по языку и культуре племен и народностей), ассимиляции (растворение этнических групп одного народа в среде другого) и интеграции (взаимодействие в языково-культурном отношении этносов, в результате которого формируются общие черты культуры)» (С. 5).
Авторы также подчеркивают, что немаловажную роль в развитии этногенетических процессов на Юге России в период I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. сыграли периодические проникновения в регион степных племен (киммерийцы, скифы, савроматы, сарматы, аланы, гунны, болгары, авары, хазары и др.) (С. 6-9). Болшое своеобразие в культуру народов Юга России в несли военно-политические проникновения в регион в вв.
сильнейших государств Востока (Сасанидский Иран, Арабский халифат, Византия).
Важным представляется рассмотрение авторами проблем сохранения этнокультурной идентичности народов Юга России под натиском мировых империй в период с X по первую половину XVIII в. (С. 9-13) и развитие этнических и культурных процессов во второй половине XVIII - первой половине XIX в. (С. 13-17), проходивших на фоне закрепления позиций России на Кавказе и обострения ее отношений с большей частью народов Северного Кавказа.
В очерке показаны в качестве положительных явлений налаживание связей национальных культур народов региона с русской культурой во второй половине XIX -нач. XX в., а также интеграция их в российскую социокультурную систему и развитие национальных культур Юга России в условиях советской модернизации.
В завершающем разделе очерка «Культура народов Юга России и вызов рубежа XX-XXI вв.» авторами отмечена тенденция возрастания значения традиционных форм культуры народов Юга России, обусловленная современными реалиями экономического и политического развития как регионального, так и общероссийского уровней, а также влиянием международных факторов.
Несомненно, написанный блестящим, изысканным стилем, вобравший в себя достоверные научные факты по многим отраслям гуманитарных наук, основанный на современных исследованиях большой плеяды ученых и к тому же отражающий беспристрастную авторскую позицию по проблемным темам, исторический очерк «Векторы этнокультурных процессов на Юге России» является своеобразным «Введением» ко второй части первого тома «Энциклопедии» - собственно статьям, характеризующим культурный облик многочисленных народов Юга России. Однако при ознакомлении с содержанием первого тома создается впечатление некой недоказанности, отсутствия необходимой информации для читателей. Учитывая, что первый том «Энциклопедии» открывает весь проект 9-томного издания, читателю было бы интересно узнать о его целях и задачах, названиях и основном содержании составляющих «Энциклопедию» книг, а также сроках издания.
Основная часть первого тома издания включает 176 авторских статей историкоэтнографического характера о народах, племенных и этнических группах, создавших современное этнокультурное пространство Юга России (С. 28-238).
Авторский коллектив включает 80 исследователей, чей профессиональный интерес связан с проблемами этнической истории народов Юго-Восточной Европы, а зачастую конкретно - с проблемами большой семьи народов Юга России.
Материалы о народах Дагестана написаны в основном учеными Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН - этнологами (М.А. Агларов, Б.М. Алимова, А.Г. Булатова, Г.А. Гаджиев, М.-РА. Ибрагимов, А.И. Исламмагомедов, С.А. Лугуев, М.М. Магомедханов, М.К. Мусаева, М.-З.О. Османов, М.Ш. Ризаханова), археологами и историками (Давудов О.М., М.Р. Гасанов, М.С. Гаджиев Ш.О. Давудов).
Сведения о народах размещены в алфавитном порядке. Открывает раздел статья об абадзехах (С. 28), завершает - статья об ясах. Каждая статья снабжена списком использованных источников и литературы. Дагестанским народам (историческим племенным образованиям и современным этносам) в «Энциклопедии» посвящены 48 статей.
На фоне природно-географических, социально-экономических и общественнополитических условий, этнодемографической ситуации в статьях освещены наиболее важные аспекты гражданской и этнической истории, культуры народов (название, самоназвание, территориальное расселение, численность, природно-географические условия, язык и диалекты, государственные образования и социальная организация и движения, экономика, хозяйственно-культурная и духовная жизнь, поселения и жилище, одежда, система питания, семья и семейная обрядность, общественный быт, народное образование, медицина и педагогика, нормы права и этикета).
Показано материальное и духовное богатство культуры народов, отражены многообразие, большая палитра специфических особенностей. Одновременно авторы обращают внимание, что многие проявления и феномены культуры народов Юга России, воспринимаемые как этноспецифические особенности, по сути - варианты, дереваты, местные проявления более общих моделей, имеющих общекавказский и даже общечеловеческий характер.
Авторы преодолели лингво-этнокультурную направленность в понимании и рассмотрении этносов, игнорирующую факторы и обстоятельства, способствующие образованию общих черт в культуре: общие генетические корни, сходные условия экологический ниши и хозяйственных занятий, общность исторических судеб, этнокультурные контакты, общение и взаимодействие на почве хозяйственноэкономических (взаимный отгон скота по направлению горы-равнина, сельскохозяйственный отход с гор, обмен продукцией и др.), культурных и военнооборонительных интересов.
В «Энциклопедии» рассматриваются и противоречивые процессы экономического и культурного роста, с одной стороны, и определенного нигилизма в отношении традиционной народной культуры, горского менталитета - с другой, прослеживаемые в советское время.
Прогрессивные изменения в советское время (рост благосостояния, урабанизационные процессы, унификация нивелировки), внедрение промышленных стандартных предметов и изделий материальной культуры, освоение новых форм русской и европейской культуры и др. объективно способствовали сближению, общему употреблению современных форм культуры и быта народов Юга России. Вместе с тем идеологическая политика советского времени способствовала ввиду отождествления народных традиций и обычаев с пережитками феодально-патриархальной культуры и быта угасанию и исчезновению многих элементов народной культуры, подрывала положительные стороны и устои горского менталитета. Еще одна проблема, рассматриваемая в статьях, проблема сохранности этнической самобытности в процессах этнической консолидации, ассимиляции и деформации. Этническая пестрота -объективная реальность Юга России, но она как бы имеет спонтанные пружины, которые тормозят ее отрицательные проявления и удерживают их в корректных этнополитических параметрах. Хотя, конечно, для этносов по-прежнему важно сохранение своего этнонима, самоназвания, языка, наиболее характерных (выделяющих) элементов традиционнобытовой культуры, а также возможности определенного представительства в органах управления и власти, но преимущественно в легитимных рамках.
В «Энциклопедии» в определенной степени (возможно, недостаточной, особенно в статьях) затрагиваются вопросы этнической консолидации по группам народов. Материалы показывают, что в этом вопросе в советское время имели место перегибы, поспешность и директивность.
Издание снабжено указателем этнонимов (С. 239-241) и списком авторов статей (С.
242).
Большая работа не лишена и недостатков. Отдельные статьи неполные, в них не охвачен весь круг подлежащих освещению вопросов. Не всегда выдерживается единый
принцип и стиль изложения, единые методологические подходы. Встречаются несогласованности в разных статьях.
Хотя в литературе господствует мнение о том, что «горские евреи» и «таты» - одна народность, известная как «таты», тем не менее в издании им посвящены отдельные статьи как разным этническим группам.
Несмотря на указанные пожелания, «Энциклопедия культур народов Юга России» является крупным вкладом в науку. О высоком научном качестве, тщательности исследования говорить излишне. Книга, насыщенная идеями и размышлениями, оставляет самое благоприятное впечатление. Поэтому она будет полезна для самого широкого круга читателей - учащихся, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных работников, всех интересующихся историей и этнографией Юга России и всей страны, а также для читателя многих зарубежных стран. Остается посетовать, что тираж этого нужного справочного издания столь мал - 500 экз.
Х.Х.Рамазанов, И.Г.Ибрагимов