потоковыми процессами, выражающими функционирование данной системы. Управление такой системой логично будет осуществлять на основе оптимизации потоковых процессов. С экономической точки зрения поток - это экономическая величина, измеряемая в движении с учетом того периода времени, для которого делается расчет. Размерность потока определяется как объем, деленный на время.
Главными задачами логистики являются разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков в логистической цепи. В соответствии с задачами логистика выполняет два вида функций: оперативные (управление) и координационные.
К оперативным функциям относится управление движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения, что, по существу, является материально-техническим обеспечением.
К координационным функциям относятся выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах производства, анализ рынков сбыта, конкурентов, обработка данных о заказах и потребностях клиентуры. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны (маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует). Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого производителем предложения, базирующегося на соответствующей информации.
Логистическая интенсификация, являясь методологией и средством функционирования и развития, формирует и реализует направления экономии времени и, соответственно, пути и принципы ускоренного качественного достижения целей систем, а экономическая эффективность характеризует результат функционирования и развития, обусловленный воздействием логистической интенсификации. Указанное воздействие в равной мере и синхронно должно распространяться на все фазы воспроизводственного процесса. Иначе
экономическая эффективность, образованная за счет логистической интенсификации в одном звене логистической цепи, будет сокращена или даже потеряна при застое или недостаточно интенсивном развитии последующего или последующих звеньев цепи системы. Логистическая интенсификация экономических систем -это оптимальное динамическое изменение социально -экономического, функционально-организационного, организационно-технологического и иного целесообразного состояния систем, обеспечивающее более ускоренный рост сбалансированных между собой хозяйственными потребностями и возможностями масштабов, надежности, качества и объемов с ростом совокупных затрат на него в собственной и обслуживаемой системах.
Наиболее существенными условиями экономии как живого, так и овеществленного труда в логистических системах являются оптимальность использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, средств производства и необходимое с позиций рынка повышение надежности и качества всех этапов логистического обслуживания. Эти условия прежде всего и определяют интенсивность развития систем, т. е. являются основными факторами логистической интенсификации.
Согласно концептуальному подходу логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей организации, отрасли, комплекса при минимальных издержках. Критерий - максимальное соотношение выгод и затрат. Дальнейшее развитие концепции «общей ответственности» подразумевает балансирование целей получения прибыли и решения социальных задач.
Таким образом, для управления социальной сферой как системой необходимо учитывать потоковые процессы, происходящие в социальной сфере, и определять направления и оценку эффективности оптимизации развития социальной сферы в современных социально-экономических условиях.
УДК 338.43
ОДОБ I Й ТДЁОЁА ШЁ АГАЁЁ£ ВАдАЁОЁВ ЙДЁиЙЁТОТдВЁЙОАДГ ГТЁ ЁТТТДОАОЁЁ
Современный этап становления рыночной экономики и необходимость развития наиболее эффективных форм хозяйствования в аграрном секторе обусловили объективную необходимость изучения наиболее эффективных формирований, заложенных в организационно-правовом поле аграрной экономики. Их многообразие означает отказ от монопольного положения государственной и коллективно-долевой форм собственности, многие годы являвшихся единственно функционирующими. Ликвидация монополий и провозглашение свободы различных видов предпринимательской и хозяйственно-экономической деятельности привели к закреплению их юридического и экономического равноправия и, как следствие, актуализировали проблему поиска принципиально новых подходов к формированию и функционированию наиболее эффективных их форм, одной из которых является кооперация в аграрной сфере.
На протяжении последних 150 лет кооперация в аграрной сфере является важнейшим фактором, определяющим хозяйственный уклад и
N.1. Ё
1а,
ёаТа ёаао уёТТТ/ ё+а-пёёд Табё, аТоаТо, 1 Тда Тапёёё аб / а Тё-оадТиё еТпоеобо
ШОГЁЁ. 2008. № 5(24)
образ жизни сельского населения. Важность и непреходящее значение развития кооперативного движения на селе, создания и функционирования различных форм и видов кооперативов объясняется их многосторонними отличительными характеристиками и преимуществами перед другими организационно-правовыми формами хозяйствования, утвердившимися в сельской экономике в процессе проведения аграрной реформы, активное развитие которой началось в 1992 г.
По характеру производственных отношений функционирующие в аграрном секторе экономики коллективные формы хозяйствования следует объединить в три группы: сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Специфика производственных отношений в кооперативах четко просматривается по отношениям, складывающимся по таким признакам, как владение, распоряжение и использование собственности, участие в трудовой деятельности, форма распределения валового дохода и прибыли, система управления и принятия решений, основная целевая функция деятельности.
Кооперативам присуща кооперативная форма частной собственности на средства производства и произведенную продукцию, в то время как в хозяйственных обществах и товариществах используется собственность частная, а для унитарных предприятий характерна государственная собственность, которая включает как федеральную, так и муниципальную.
В кооперативах обязательным является участие их членов в трудовой или хозяйственной деятельности. В обществах и товариществах такое участие не является обязательным.
Система управления в кооперативах относится к числу самых демократичных и характеризуется как самоуправление. Участие в управлении не зависит от размера имущественного пая, а голосование при принятии решений осуществляется по принципу: один член -один голос. В открытых и закрытых акционерных обществах голосование при принятии различного рода решений проводится по количеству акций, находящихся в собственности акционера.
Важным отличительным признаком социально-экономических отношений в кооперативах является распределение доходов преимущественно по труду и по участию в хозяйственной деятельности. Размер имущественного пая при этом имеет ограниченное значение по сравнению с ролью акций в хозяйственных обществах.
Следует сказать и об отличии основной целевой функции деятельности названных коллективных форм хозяйствования. В кооперативах это повышение доходов их членов, в хозяйственных обществах и товариществах - получение прибыли, в государственных унитарных предприятиях - освоение и распространение инноваций в аграрной сфере.
Производственные отношения в сельскохозяйственных кооперативах представляют собой систему связей, взаимодействий и зависимостей определенного типа, что позволяет выделить их самостоятельный хозяй -ственный уклад - кооперативный.
Вместе с частнохозяйственным укладом, к которому принадлежат хозяйственные общества и товарище-
ства, и государственным укладом, представленным унитарным предприятиям, кооперативный хозяйственный уклад формирует крупнотоварный общественно-экономический уклад в АПК.
В крупнотоварном общественно-экономическом укладе кооперативный хозяйственный уклад занимает наибольший удельный вес по числу предприятий. В среднем по Российской Федерации на долю сельскохозяйственных производственных кооперативов приходится 58% общей численности коллективных форм хозяйствования аграрного сектора экономики. В ряде федеральных округов России кооперативы занимают более высокий удельный вес.
Кооперативы являются более крупными предприятиями по размеру площади сельскохозяйственных угодий и пашни (на 15%) по сравнению с другой, наиболее распространенной группой форм хозяйствования - обществами и товариществами. Кроме того, общий производственный потенциал среднего кооператива (земля, рабочая сила, фонды), выраженный в стоимостной оценке, на 10% выше, чем в хозяйственных обществах и товариществах. А это означает, что удельный вес кооперативов в производственном потенциале коллективных форм хозяйствования выше, чем их процент в общей численности сельскохозяйственных организаций. Другими словами, по нашим оценкам, в сельскохозяйственных кооперативах сосредоточено около 65% всего производственного потенциала, которым располагают коллективные формы хозяйствования, и производится несколько более 60% продукции крупнотоварного уклада.
Эти отличительные признаки кооперативов и прежде всего их социальные преимущества дают основания полагать, что данная форма хозяйствования и в перспективе останется наиболее приемлемой и преобладающей для абсолютного большинства сельских тружеников.
Однако развернувшееся после принятия в конце 1995 г Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кооперативное движение на селе в последние годы снизило свою активность. В частности, наблюдается сокращение численности сельскохозяйственных производственных кооперативов, крайне недостаточно создается сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Среди причин, сдерживающих активность кооперативного движения на селе, следует выделить необходимость уточнения концептуальных основ кооперации, ее социально-экономической и политической значимости для сохранения и развития сельских территорий, выявление тенденций и определения приоритетных направлений развития основных форм и видов кооперативов, всестороннего изучения внутрихозяйственного механизма их функционирования, законодательного и правового обеспечения развития кооперации, ее государственного регулирования. Поэтому целесообразным представляется в ретроспективе рассмотреть состояние кооперативного движения в тесной связи и зависимости его от политического и социально-экономического курса, который осуществляется в определенные периоды развития отечественной экономики, ее отраслей и сфер деятельности.
Коллективное ведение сельского хозяйства, развитие которого обозначилось после проведения земельной реформы 1861 г, началось с создания кооперати-
вов. С середины 70-х гг. Х1Х в. объединительный процесс в сельском хозяйстве приобретает системный характер, создаются первые ссудосберегательные товарищества при содействии земств и в основном на их средства. Наметился рост крестьянской кооперации, маслосыродельных артелей и сельскохозяйственных крестьянских обществ. В 1905 г. существовало 1 274 потребительских кооперативов. На этом этапе имело место и создание земледельческих артелей - характерного для России коллективного типа хозяйства.
Годы после революции 1905 - 1907 гг. характеризуются дальнейшим развитием коллективизма в сельском хозяйстве. Их начало совпадает с началом проведения аграрной реформы П.А. Столыпина. На этом этапе российская сельскохозяйственная кооперация развивалась особенно быстро и имела многочисленные разновидности.
В 1918 г кооперативную сеть России представляли: потребительские общества (16,5 тыс. единиц), кредитные кооперативы (25 тыс.), сельскохозяйственные общества (6 тыс.), сельскохозяйственные товарищества по закупке, переработке и сбыту (2,4 тыс.), маслодельные артели (3 тыс.), кустарные и другие кооперативы (1,5 тыс.). Всего - 54,4 тыс. кооперативов. Существовало 294 кооперативных союза. Объединение кооперативов в территориально-отраслевые и центральные союзы явилось важной ступенью развития кооперации в России. По числу кооперативов Россия в это время занимала второе место в мире после Германии.
Новый этап для коллективного хозяйствования в аграрной сфере наступил после Октябрьской революции 1917 г Специфика исторического момента не могла не отразиться на состоянии кооперации. Советская власть рассматривала сложившуюся кооперативную систему как буржуазную структуру Однако она сохранила прежнюю кооперативную сеть, ее структурное построение и материальную базу и использовала кооперацию в деле снабжения и продовольственного обеспечения. Были приняты меры по огосударствлению всех видов кооперации.
В эти годы в сельской местности возникли новые формы общественного хозяйства: коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), общественные запашки и другие сельскохозяйственные объединения. Первые коммуны и артели создавались главным образом на бывших помещичьих, монастыр -ских, частновладельческих землях и на землях госфон-да, в то время как товарищества по совместной обработке земли организовывались преимущественно на надельных землях. Инициаторами и организаторами первых коммун и сельскохозяйственных артелей были прибывшие в деревню промышленные рабочие. Большинство коммун и артелей состояло из батраков и бедняков. В силу новизны и неопытности их членов эти формы хозяйствования имели несовершенную и слабую внутреннюю организацию хозяйственного управления и поэтому часто распадались. Динамика сельскохозяйственных коммун, артелей и простейших объединений представлена в табл. 1.
Следует отметить, что коллективные сельскохозяйственные предприятия этого периода имели небольшие размеры. Так, в среднем на одну сельскохозяйственную артель приходилось 14 крестьянских дворов и около 100 десятин земли.
Т а б л и ц а 1
Динамика новых сельскохозяйственных коллективных форм хозяйствования
Формы Годы
1918 1919 1920 1921
Коммуны 950 1 617 2 160 3 040
Артели - 3 888 9 155 10 490
Простейшие
объединения - 804 1 469 2 039
Всего 950 6 309 12 784 15 569
Успешно развивалась сельскохозяйственная кооперация в годы нэпа. К концу 1928 г. в Российской Федерации из общего числа (21,9 тыс.) коллективных хозяйств 53% составляли товарищества по совместной обработке земли, 40% - сельскохозяйственные артели, 7% - сельскохозяйственные коммуны. Существовало 10,6 тыс. пунктов проката сельскохозяйственной техники, в основном принадлежащих кооперации.
В 1929 г. страна вступила в полосу развернутого социалистического переустройства деревни, и это означало новый этап кооперации - сплошную коллективизацию. Из различных форм коллективных хозяйств наиболее жизненной была признана сельскохозяйственная артель, в которой правильно сочетались интересы общественного хозяйства с личными интересами крестьянства. ТОЗы и сельскохозяйственные коммуны преобразовались в артели. Сельскохозяйственная артель становилась единственной формой коллективного хозяйства - колхозом.
Массовая коллективизация сельского хозяйства, начавшаяся во второй половине 1929 г, в последующие годы проводилась высокими темпами, что подтверждается данными табл. 2.
Т а б л и ц а 2 Темпы проведения коллективизации
Годы 1929 1930 1931 1932 1933 1934
Процент коллективизации 3,7 20,3 50,9 59,3 65,5 71,6
К концу 1932 г среди коллективных хозяйств сельскохозяйственные артели составляли 96,7%, коммуны -2%, ТОЗы - 1,3%. Если в 1928 г в колхозах было сосредоточенно 2,2% всей посевной площади, то в 1932 г -78,5%. В колхозном секторе сосредоточились основные ресурсы рабочей силы - 62% трудоспособного крестьянского населения. В 1937 г было коллективизировано 93% крестьянских хозяйств. Сельское хозяйство России было переведено на кооперативно-колхозную систему
Вместе с тем процесс коллективизации проходил весьма сложно, так как проводился по инициативе сверху, без должной подготовки, осуществлялся в очень сжатые сроки, нередко с элементами принуждения и насилия, был чрезмерно политизирован и поэтому встречал пассивное, а порой и активное сопротивление сельского населения. В первые годы коллективизации трудно шло обобществление продуктивного животноводства. Только в 1931 г в артелях стали появляться животноводческие товарные фирмы. Неподготовленность и чрезмерная поспешность проведения компании по обобществлению крестьянского скота нанесли крупный урон животноводству России. Поголовье скота было восстановлено только к 1940 г
Коллективизация в основном была завершена во второй половине 1930-х гг В 1937 г. в стране насчитывалось 243,7 тыс. колхозов, в них объединилось
18.5 млн крестьянских дворов (93% их общей численности). На долю колхозов приходилось 99,1% всей посевной площади крестьянских подворий.
Разрушительными для сельского хозяйства и для колхозов были годы Великой Отечественной войны. На оккупированной территории сельскохозяйственные предприятия были разграблены. Под оккупацию врага попали наиболее экономически развитые земледельческие районы. Здесь проживало около 40% всего населения страны, производилось 38% довоенной продукции зерна, 84% сахара, находилось 38% всей численности крупно рогатого скота и 60% всего поголовья свиней. В период оккупации было разрушено и разграблено 1 876 совхозов, 98 тыс. колхозов, 2 890 машиннотракторных станций. В районах оккупации уничтожено 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов, 46 тыс. зерновых тракторных сеялок, 35 тыс. сложных и полусложных молотилок, 285 тыс. животноводческих построек, 505 тыс. га плодовых насаждений и 153 тыс. га виноградников. В сельской местности фашистами было уничтожено
3.5 млн жилых домов из 12 млн их общей численности.
Начиная с 1950 г в стране систематически проводилось укрупнение колхозов, а с конца 1950-х гг - и создание на этих землях совхозов. Важным мотивом для этого мероприятия выступало положение о том, что мелкие колхозы по размерам закрепленных за ними земель не могут успешно развивать общественное хозяйство и применять современную машинную технику. Имелось в виду что крупные колхозы легче обеспечить более квалифицированными кадрами руководителей и специалистов. Это мероприятие активно проводилось в жизнь (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Темпы укрупнения колхозов
Укрупнение колхозов рассматривается как новый этап в колхозном строительстве.
К концу 1960-х гг. в сельском хозяйстве четко обозначился этап межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции предприятий. Межхозяй-ственная кооперация и агропромышленная интеграция имела место во многих отраслях и направлениях деятельности АПК и в первую очередь в сфере производства продукции животноводства, производства и переработки винограда, фруктов и овощей, в строительстве, в техническом и агрохимическом обслуживании. В системе АПК в целом по стране в 1980 г было 9 638 межхозяйственных предприятий и организаций, из них 4 329 сельскохозяйственных, в которых работали 522 тыс. человек.
В марте 1988 г состоялся IV Всесоюзный съезд колхозников . В резолюции съезда принят курс на всемерное развитие кооперативного движения. Съезд выдвинул в качестве важнейшей задачи колхозного крестьянства на современном этапе всемерное увеличение производства продовольствия на основе широкого развития всех форм кооперации, освоения достижений научно-технического прогресса, передового опыта, осу-
ществления перехода на полный хозяйственный расчет, самофинансирование и подлинное самоуправление. Признано необходимым широко развивать собственными силами и на кооперативной основе переработку сельскохозяйственной продукции, производство товаров народного потребления, торговлю, оказание услуг населению. Отставание убыточных и низкорентабельных хозяйств предлагалось преодолевать за счет использования возможностей производственных и научно-производственных систем, кооперации с экономически крепкими хозяйствами и промышленными предприятиями на договорной и арендной основе. Указывается на необходимость усиления интеграции личных подсобных хозяйств с общественным сектором на договорных условиях. Важное значение придается дальнейшему развитию и углублению кооперации внутри колхоза, а также с другими предприятиями и организациями, созданию таких форм интеграции, при которых объединяются производство, переработка и сбыт продукции, осуществляется агросервисное обслуживание и научное обеспечение. Все это свидетельствовало о начале нового курса в развитии сельскохозяйственной кооперации. Для него характерно создание интеграционных формирований - агропромышленных объединений , агрофирм, производственных и научно-производственных систем, а также и организация новых, отличных от колхозов сельскохозяйственных кооперативов.
Агропромышленные комбинаты и объединения, как правило, включали все предприятия и организации районного уровня АПК (сельскохозяйственные, перерабатывающие, обслуживающие), имели свою торговую сеть. Входящие в состав данных формирований субъекты хозяйствования сохраняли свою юридическую самостоятельность. Агрокомбинаты относились к государственным структурам хозяйствования, а объединения - к кооперативным или государственно-кооперативным. В агрофирмы преобразовывались крупные сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы), имеющие или вновь создающие собственную переработку производимой продукции, обслуживающие подразделения, подсобное производство, а также собственную торговую службу Основным отличительным признаком комбинатов, объединений и фирм являлось осуществление ими всего процесса воспроизводства основных видов сельскохозяйственной продукции от собственно производства до реализации.
Новые сельскохозяйственные кооперативы организовывались как самостоятельные товаропроизводители отдельно от совхозов и колхозов или на их базе, т. е. при сельскохозяйственных предприятиях. Эти кооперативы создавались в соответствии с законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 г и допускающим многообразие видов кооперативов, объединенных в два основых типа - производственные и потребительские. На конец 1990 г в стране насчитывалось 214 агрокомбинатов, 297 агропромышленных объединений и 252 агрофирмы. В этих формированиях состояло 12 738 предприятий, из которых 7 854 сельскохозяйственных, 1 281 промышленное, 671 строительная и 380 торговых.
Однако данный курс развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции был крайне не продолжительным. В принятом 25 декабря 1990 г в законе РСФСР «О предприятиях и предприни-
Годы 1940 1950 1960 1970 1980
Количество колхозов, тыс. 236,9 123,7 44,9 33,6 25,8
мательской деятельности» о кооперативах нет даже упоминания. Кооператив как организационно-правовая форма хозяйствования оказался лишенным права гражданства.
Юридическое признание сельскохозяйственного производственного кооператива восстановлено Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994 г. Здесь производственные кооперативы выделены в самостоятельную организационно-правовую форму, представлен порядок их образования, изложены вопросы имущественных отношений, управления в них, прекращения членства, реорганизации и ликвидации.
Окончательное восстановление сельскохозяйственных кооперативов в правах состоялось с принятием Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (принят Государственной Думой 15 ноября
1995 г). Закон определяет систему кооперации и трактует ее как многообразие различных видов сельскохозяйственных кооперативов - производственных и по-требительских. Колхозы (сельскохозяйственные артели) названы как основные производственные кооперативы.
Именно с принятием Гражданского кодекса РФ и закона «О сельскохозяйственной кооперации» законодательную основу для создания и деятельности коллективных форм хозяйствования в агропромышленном комплексе можно считать сформировавшейся.
Современный этап развития кооперации и агропромышленной интеграции характеризуется многообразием их форм и видов и, по нашему мнению, должен рассматриваться в качестве основного направления дальнейшего развития АПК, функционирующего в условиях многоукладной экономики.
УДК 330.322:658
АГтйи уооДёоёАГ 1йоё ёГАДйоёоёё А ёГ ГТААоёТГ мА вАдАЁОЁД ТвДАТоёвоёё
Процесс развития технико-технологического потенциала, внедрения новых оборудования и технологий имеет системный характер и требует действенного механизма инвестирования в капиталовложения. Наблюдающееся сейчас развитие финансового рынка существенно расширило и диверсифицировало источники средств. Так, наряду с внутренними инвестициями у предприятий есть реальная возможность привлечь вне -шние средства отечественных и иностранных инвесторов, государства, инвестиционных компаний, банков, предпринимателей и т.д. Это позволяет надеяться, что привлеченные средства приведут к достижению заданного уровня и дальнейшему повышению качества производимой про -дукции, сокращению затрат живого труда и росту его производительности, снижению материалоемкости и энергоемкости и повышению гибкости технологических процессов, что в конечном итоге и обусловливает повышение эффективности единовременных вложений. И чем выше отдача последних, тем больше реальных возможностей предприятия для коренного перевооружения производства и его интенсификации.
Решение об инвестировании в новое оборудование зависит от наличия финансовых ресурсов и достоверности информации о состоянии основных средств предприятия. Руководители предприятий, на которых осуществляется хороший учет работы оборудования, состояния основных фондов, их износа, как правило, принимают правильные решения в процессе разработки планов капитальных вложений.
Следует учесть, что стоимость замены технологического оборудования необходимо сопоставлять со стоимостью ремонта действующего оборудования. Дело в том, что изношенное оборудование всегда требует час -того ремонта, большого расхода материальных и денежных ресурсов, затрат живого труда ремонтников. А это, в свою очередь, ведет к увеличению расходов по содержанию и эксплуатации оборудования. Поэтому замена части оборудования может оказаться более рациональной.
Помимо этого, потребность в новом оборудовании может возникнуть вследствие недостатка его при увеличении объемов производства продукции или же в случае морального устаревания тех или иных основных фондов. Проведение таких мероприятий позволяет повысить конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.
Выполненный нами анализ деятельности таких крупных предприятий машиностроения, как ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО ВАСО, ОАО СЭПО, показал, что в условиях дефицита денежных средств
А.А. Еёдааа,
ёаТаёаад уёТТТ/ё+а-пёёд Таоё, пТёпёаоаёи ёаоаади уёТТТ/ёёё ё б'ТдааёаТёу аТаоТаё уёТТТ/ ё+апёТё аау-даёиТТпдир, ШМУй
А.А. АаГёпТа,
ОёТаТпТаау аёааа/ёу Тдё Ї дааёдаёипдаа ВО (а. Ї Тпёаа)
ААйОГЁЁ. 2008. № 5(24)