ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 657:351
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА ВО ФРАНЦИИ И РОССИИ
В. Г. ШИРОБОКОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected]
Е. Ю. ДЬЯЧЕНКО,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
В статье проведен анализ возникновения и развития бухгалтерского учета в секторе государственного управления на примере Франции и России. На основании исторических данных определены этапы развития бюджетного учета. Изучены состояние бюджетного учета в указанных странах на современном этапе, а также возможность внедрения норм Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) в практику отечественных государственных учреждений.
Ключевые слова: МСФО ОС, бухгалтерский учет, государственные (муниципальные) учреждения.
В настоящее время активно ведется реформирование бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Однако
невозможно оценить все положительные и отрицательные стороны проводимой реформы без анализа становления и развития отечественного бюджетного учета в сравнении с такими западными странами, как Франция.
Следует отметить, что история развития учета государственных средств в зарубежных странах, в том числе во Франции, изучена достаточно детально. Так, на территории современной Франции после распространения христианства система учета и использования денег церковной казны подчинялась епископам и настоятелям крупных монастырей, которые выступали одновременно в роли сборщиков средств и распорядителей ими. Однако такая система в условиях децентрализации церковной власти была нестабильной и приводила к финансовым злоупотреблениям [7].
В светской части королевства был создан институт графов, которому королем были делегированы обширные полномочия по управлению государственными финансами на местах [7].
До IX в. во Франции использовались принципы записи имущества, предназначенные в основном для расчета величины взимаемого налога. Первые попытки реформировать методы учета были предприняты еще Людовиком VII. В 1190 г. в Париже создается первый орган бухгалтерского учета - комитет, состоящий из восьми чиновников, которые начинают систематически и на постоянной основе заниматься учетом поступлений от сборщиков налогов, прево и бальи (чиновники в средневековой Франции). В это же время вводится деление поступлений на статьи, унифицируются правила учета, и к 1226 г. создается единая для всей Франции система учета средств королевской казны. В 1320 г. была образована Счетная палата, а также принят закон о разделении функций распорядителя средств и бухгалтера. На протяжении XIV в. предпринимался целый ряд шагов по укреплению финансового единства страны, усилению контроля за этим единством, были образованы два казначейства, учитывающие средства, поступающие из владений короля, и выплаты налогов феодалами. Наконец, в 1329 г. Филипп VI Валуа ввел принцип, действующий до сих пор, - задолженность перед казной гасится в первую очередь [7].
В 1523-1552 гг. происходит ряд событий, в результате которых было ликвидировано деление государственных средств на два вида, ликвидированы и административные различия между чиновниками, учитывающими разные виды поступлений в казну (вводится единая должность главного казначея).
Однако к середине XVIII в. финансовые проблемы государства и неспособность монархов их решать привели к тому, что в 1778 г. король был объявлен банкротом, а в 1789 г. разразилась революция, обусловленная в том числе и финансовыми проблемами страны [3].
Стремясь избавиться от всего, что связано с монархией, Первая республика провела масштабную ревизию законодательства страны. При этом практически полностью были сохранены кадры старой королевской системы бюджетного учета, что позволило избежать многих революционных
нововведений и сохранить прежние теоретические основы учета и использования средств государственного бюджета.
Следующий этап развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в послереволюционной Франции тесно связан с именем Наполеона Бонапарта. Сохранив основополагающий принцип всеобщего равенства перед налогами, Наполеон заменил комиссариаты казначейства в провинциях единым главным управлением казначейства. Созданная Наполеоном административная структура и нормативно-правовая база являли собой эффективный механизм учета и контроля бюджетных средств [8].
До 1822 г. Франция не имела настоящего бюджета и формально - бюджетного учета. В 1814 г. парламенту был представлен первый ежегодный отчет об использовании средств государства, а в 1822 г. законодательно был оформлен бюджетный процесс в стране. Законом были впервые определены основные принципы государственных финансов: единый бюджет, ежегодное его утверждение парламентом, универсальность правил учета, жесткое целевое расходование средств, централизованный контроль за их использованием. В период с 1814 по 1838 г. был издан ряд законодательных актов, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.
В 1862 г. был принят закон о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях Франции. Следует отметить, что наряду с этим законом одновременно действовало около 6 000 различных законодательных актов, которые зачастую противоречили друг другу. В 1962 г. был принят новый декрет о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях. Первая часть декрета определила основные методы и принципы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, вторая -основные правила учета бюджетных средств, а третья - порядок применения правил учета в государственных учреждениях и ведомствах, а также были приняты подзаконные акты, которые обосновывают это применение [7].
Следующий важный этап развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях во Франции во второй половине XX в. - это его сближение с бухгалтерским учетом в коммерческих учреждениях. Бухгалтерский учет в бюджетных
учреждениях Франции был переведен на общий план счетов, который с 1982 г. согласно директиве Европейской комиссии соответствует нормам МСФО. Таким образом, Франция начала процесс не просто сбора, распределения и контроля за государственными средствами, но и определения эффективности использования бюджетных денег, т. е. государство стало выступать не только контролером, но и эффективным собственником [7].
Система бюджетного учета строится исходя из того, что финансовая отчетность должна отражать результаты исполнения бюджета и результаты движения активов. В связи с этим существуют и два вида счетов - счета исполнения и счета представления.
Консолидированная отчетность государства включает финансовую отчетность министерств и государственных учреждений. В состав финансовой отчетности входят баланс, отчет о финансовых результатах, дополнительные таблицы [7].
Большое внимание в стандартах бюджетного учета Франции уделено критериям отнесения расходов и доходов к текущему финансовому периоду. В случаях закупок, оказания контрагентом услуг, начисления заработной платы используется критерий момента поставки или подписания акта приемки услуг, момента начисления заработной платы.
Для каждого стандарта бюджетного учета Министерством финансов Франции разрабатываются инструкции, которые содержат определения, конкретные схемы учета, типовые корреспонденции, устанавливают особенности оценки, моменты признания и др. Инструкции лишь уточняют стандарты, но не дополняют их. Следует заметить, что в России стандарты бюджетного учета не разработаны.
При реформировании системы бюджетного учета и отчетности Министерство финансов Франции значительное внимание уделяет процессу автоматизации учетных операций, чего нельзя сказать о России. В нашей стране история развития учета государственных средств изучена гораздо слабее, чем в таких зарубежных странах, как Франция, США, Великобритания и Швеция.
С возникновением в 862 г. государства Киевская Русь начинается и история бюджетного учета на землях восточных славян. Князь, явля-
ясь абсолютным властителем своих земель, был единственным владельцем и всего имущества, поэтому государственное хозяйство, по сути, являлось его частной собственностью. В это время на территории всей Восточно-Европейской равнины применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором налогов и регистрацией торговых оборотов [7].
Следующий этап развития бухгалтерского учета на Руси связан с эпохой татаро-монгольского ига ХШ-ХУ вв. Татаро-монголы коренным образом изменили налогообложение, впервые введя персональные подати, которые должен был платить мужчина без различия состояния и возраста. Для этого в стране была проведена перепись населения.
Однако привнесенные извне персональное налогообложение и учет расчетов по дани не просуществовали долго. Убеждение, что богатые и бедные не должны выплачивать одинаковые подати, привело к возникновению круговой поруки. В России возникла новая национальная единица податного обложения - соха [3].
С ХУ по XVII в. в России вводятся твердые задания по объемам и срокам выполнения работ каждому работнику, причем данное нововведение появляется не только в государственных, но и в частных хозяйствах. В тот же период окончательно формируется приоритет вертикальных административно-правовых связей. Из этого вытекают такие последствия, как восприятие бухгалтерского учета в стране не столько как средства управления процессами хозяйственной деятельности, сколько как трудовой повинности, наложенной вышестоящими начальниками [7].
Дальнейшее развитие государственного и монастырского хозяйства привело к появлению принципа экономии средств. Прежде всего этот принцип нашел свое выражение в зарождении калькуляции и привел к тому, что цена предметов стала рассматриваться и пониматься не как баланс между спросом и предложением, а как величина, целиком зависящая от затрат, связанных с производством [8].
К концу XVII в. в стране сформировался довольно строгий порядок записи фактов хозяйственной деятельности, включающий требования к отражению операций.
В это же время создается специальный Приказ счетных дел. Его сотрудники были наделены полномочиями по проведению ревизий счетных книг различных ведомств, проверке выполнения ассигнований, выданных под отчет должностным лицам, изъятию в бюджет не использованных приказами денежных средств.
В началеXVШ в. Петр I признал отставание России от Европы и решительно взялся за всесторонние реформы, которые затронули многие стороны хозяйственной и социальной жизни, включая коренные изменения в бухгалтерском учете [3].
С этого момента бухгалтерскому учету и контролю стало уделяться огромное внимание на государственном уровне. Инструкции по организации учета впервые издаются как государственные акты, первый из которых датируется 22.01.1714. Эти положения были обязательны для государственного аппарата и органов ведения учета на предприятиях государственной промышленности.
Реформы Петра I были направлены на изменение отечественного бухгалтерского учета по примеру современного ему голландского учета, также были сделаны попытки полностью перенести в Россию французскую, немецкую и даже американскую систему бухгалтерского учета. Однако они не увенчались успехом.
Отечественная модель бухгалтерского учета на протяжении долгих лет, усваивая те или иные западные приемы и методы, оставалась своеобразно русской.
Преобразования всех сфер жизни нашей страны, начавшиеся в 1917 г., привели к тому, что в течение практически 70 лет в России существовали монополия государственной собственности и административное управление экономикой, что существенно упрощало ведение бухгалтерского учета.
До проведения коренных преобразований в начале 1990-х гг. учет в бюджетных учреждениях регулировался Инструкцией, утвержденной приказом Минфина СССР от 27.12.1973 № 323, согласно которой бюджетные учреждения осуществляли учет по мемориально-ордерной форме. Принятые впоследствии инструкции по бухгалтерскому учету государственных учреждений
сохраняли данную форму учета и вносили разъяснения относительно правил оценки активов, изменения лимита стоимости основных средств, доработки плана счетов и т. д. После признания решением Верховного Суда РФ от 30.07.1998 № ГКПИ98-283 незаконной (недействующей) Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 03.11.1993 № 122, бюджетные учреждения России практически в течение 1,5 лет формально руководствовались для целей бухгалтерского учета общими для всех организаций положениями.
Подобное положение дел было неудовлетворительным, поскольку общая нормативно-правовая база бухгалтерского учета не учитывала специфику бюджетных учреждений. Утверждение приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях внесло некоторую определенность в регулирование деятельности бюджетных учреждений, несмотря на значительное ее сходство с ранее действовавшей инструкцией № 122.
Следует отметить, что в 1993 г. в системе Минфина России было создано Федеральное казначейство. Вновь вводилась казначейская система исполнения бюджетов, отмененная в 1925 г. [7].
Основой бюджетного законодательства и функционирования бюджетной системы стал Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 г. и введенный в действие с 01.01.2000. С этого же времени была введена в действие Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 17.02.1999 № 15н [7]. Инструкция определяла единый порядок ведения бухгалтерского учета исполнения бюджетов всех уровней.
Приказ Минфина России от 15.03.2001 № 23н утвердил Инструкцию о порядке составления и представления годового бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ за 2000 г., которой предусматривалось составление отчета в соответствии со структурой кодов бюджетной классификации РФ [7]. Отчетность предназначалась как для внутренних, так и для внешних пользователей. Что касается информации о наличии имущества и обязательств, имеющихся у публично-правового образования,
то такая информация в отчетности не представлялась. Учет доходов и расходов об исполнении бюджетов осуществлялся кассовым методом.
Политические перемены в стране в конце XX - начале XXI в. предопределили необходимость внесения изменений в порядок ведения учета в бюджетных учреждениях и в бюджетный процесс в целом. Результатом работы специально созданных комиссий стала бюджетная реформа 2004 г. С начала реформы бухгалтеры-практики должны были учитывать бесконечную череду изменений, вносимых в порядок ведения учета. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.
Концепция была разработана во исполнение Бюджетных посланий Президента РФ, программ социально-экономического развития РФ и направлена на повышение результативности бюджетных расходов, оптимизацию управления бюджетными средствами.
Реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:
- реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета [1].
Данная реформа была направлена на создание условий для эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета привело к изменению кодов бюджетной классификации, появлению кода операций сектора государственного управления (КОСГУ). Таким образом, код счета бюджетного учета становится 26-значным.
Принят приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджет-
ному учету» (далее - Инструкция № 70н). Новая нормативно-правовая база, кроме данной инструкции, включала и другие приказы Минфина России:
- от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
- от 21.01.2005 № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» [7].
Согласно этим документам все учреждения должны были перейти на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, до 2005 г. Однако не все учреждения были готовы к данным изменениям, при этом в течение межотчетного периода приходилось вести учет по старому Плану счетов, учитывая новые принципы учета, адаптируя их к учету по счетам Инструкции № 70н.
В связи с этим многочисленная группа бюджетных организаций перешла на новую систему учета только к октябрю 2005 г. Среди них были учреждения, не готовые по организационно-техническим возможностям к ведению нового учета. Это были прежде всего малообеспеченные учреждения, не имеющие возможности на должном уровне организовать программное обеспечение ведения учета в соответствии с новыми требованиями.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 01.01.2006, прямо не касался работников бухгалтерий, но в большинстве небольших учреждений все вопросы, связанные с организацией закупок, оказались в ведении бухгалтеров.
Инструкция № 70н действовала очень недолго. Фактически в соответствии с этим документом был сдан только один годовой отчет за 2005 г. Вскоре издается приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее - Инструкция № 25н). Этот документ был введен в действие с 01.01.2006 [7].
Принципиальных отличий Инструкция № 25н не содержала. Были устранены недоработки, которые имели место в Инструкции № 70н.
Инструкция № 25н просуществовала 2 года. В этот период в бюджетный учет вносились отдельные изменения.
Был издан приказ Минфина России от
30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее - Инструкция № 148н). Действие этой Инструкции распространялось на отношения, возникшие с 01.01.2009. Между тем принципиальных изменений методология бюджетного учета не претерпела. Основные нововведения коснулись порядка отражения операций с нефинансовыми активами в части учета имущества казны и лимита стоимости их единовременного списания в момент ввода в эксплуатацию, а также санкционирования расходов, централизации средств, забалансовых положений.
Через полгода приказом Минфина России от
30.12.2009 № 152н в Инструкцию № 148н вносятся изменения.
В 2010 г. издается еще один важный документ, предполагающий внесение очередных радикальных изменений в учетный процесс, - Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ).
Основной причиной принятия Закона № 83-ФЗ явилось несоответствие новых социально-экономических условий системе бюджетных учреждений. Как указывалось в пояснительной записке к проекту данного закона, существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, в отрыве от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Основными целями Закона № 83-ФЗ являются:
- создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества;
- повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению;
- установление новых норм документов, направленных на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений;
- утверждение новых форм отчета о результатах деятельности учреждений, об использовании закрепленного имущества;
- введение новых норм контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством проверок финансового состояния (просроченной кредиторской задолженности, совершения крупной сделки, информации о деятельности бюджетного учреждения, выполнения государственного задания, результатов проведенных контрольных мероприятий) [5].
С принятием Закона № 83-ФЗ предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения.
Новый Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению были утверждены приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н [6] (далее - Инструкция № 157н).
Инструкция № 157н раскрывает общие принципы учета различных объектов, порядок отнесения объектов к той или иной категории. Она фактически стала выполнять функции положения по бухгалтерскому учету.
Через небольшой промежуток времени были изданы три инструкции для организации учета в государственных (муниципальных) учреждениях:
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н утверждены План счетов бюджетного
учета и Инструкция по его применению (данная инструкция предназначена для ведения учета в казенных учреждениях, а также в финансовых органах и органах Казначейства России);
- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н утверждены План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению (данная инструкция предназначена для ведения учета в бюджетных учреждениях);
- приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н утверждены План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению (данная Инструкция предназначена
для ведения учета в автономных учреждениях).
Предполагалось, что учреждения должны были перейти на новые планы счетов (новые инструкции) в соответствии с типом учреждения к июлю 2011 г. Однако методические рекомендации по переносу входящих остатков со старого плана счетов на новый Минфин России выпустил только в апреле 2011 г. Таким образом, до выхода этих методических рекомендаций учреждения продолжали вести учет по Инструкции № 148н.
Эволюция бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях России и Франции представлена в таблице.
Период Становление и развитие бюджетного учета Период Становление и развитие бюджетного учета
Россия Франция
862-989гг Князь является единственным владельцем государственного хозяйства, применяются примитивные формы учетных приемов, связанные со сбором налогов, зарождение бюджетного учета 476-859гг Зарождение учета в монастырях и церквях. В светской части королевства создан институт графов, которому были делегированы обширные полномочия по управлению государственными финансами на местах
XШ-XV вв. Изменяется система налогообложения, вводятся персональные подати, возникает круговая порука IX-XII вв. Переход к централизованному управлению и администрированию государственными средствами, отказ от наместников. Создание первого органа бухгалтерского учета - Комитета для учета поступлений от сборщиков. Образована Счетная палата, введено деление поступлений на статьи
XV-XVШ вв. Вводятся твердые задания по объемам и срокам выполнения работ, формируется приоритет вертикальных административно-правовых связей. Образован Приказ счетных дел. Петром I предпринимаются попытки перенести французскую, немецкую системы бухгалтерского учета. Уделяется большое внимание государственному учету и контролю XIV-XVIII вв. Усиление контроля за финансами страны. Образуются два казначейства, учитывающие средства, поступающие из владений короля. Вводится принцип: задолженность перед королевской казной гасится в первую очередь
XIX - первая половина XX в. Монополия государственной собственности и административное управление экономикой. Общая нормативно-правовая база не отражает потребности в регулировании специфических дел бюджетных учреждений XIX -первая половина XX в. Появление Главного управления казначейства, создание налоговых касс. Принятие закона о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях и издание ряда нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях
Вторая половина XX в. - по настоящее время Введение Бюджетного кодекса РФ и Концепции реформирования бюджетного процесса. Принятие ряда инструкций по бюджетному учету и Закона № 83-ФЗ, разделение бюджетных учреждений на автономные, казенные и бюджетные учреждения нового типа Вторая половина XX в. - по настоящее время Сближение бюджетного учета с учетом в коммерческих организациях. Бухгалтерский учет переведен на общий план счетов, который соответствует нормам МСФО. Начат процесс определения эффективности использования бюджетных средств. Разработаны стандарты бюджетного учета
Этапы возникновения и развития бухгалтерского учета в государственном секторе во Франции и России
Сравнительный анализ исторического пути развития бухгалтерского учета в отечественных и французских бюджетных учреждениях позволяет сделать следующие выводы:
- во-первых, бухгалтерский учет в учреждениях государственного сектора прошел долгую эволюцию, связанную с историческим развитием государств и бухгалтерского учета. В процессе становления государства понятия бухгалтерского учета, применимые для частного сектора и государственных учреждений, были синонимами. Причем более ярко это было выражено в России. Как в отечественной, так и во французской истории присутствовали исторические деятели, которые оказали огромное влияние на развитие бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
- во-вторых, бухгалтерский учет государственных средств как в России, так и в зарубежных странах всегда был предметом государственной регламентации, экономическая жизнь страны практически никогда не протекала вне государственного контроля. Основываясь на этом принципе, можно предположить, что заимствование некоторых элементов законодательной базы Франции положительно скажется на реформировании бюджетного учета в России;
- в-третьих, проанализировав историю развития бухгалтерского учета в государственных учреждениях в двух странах, можно сказать, что на протяжении всей истории государство решало задачи, в соответствии с которыми определялась система бухгалтерского учета. Чтобы понять, какие задачи стоят перед учетом в государственном секторе, необходимо определить дальнейший путь развития учета. Относительно бухгалтерского учета в коммерческих организациях в настоящее время происходит адаптация отечественных стандартов к нормам МСФО. Аналогичный процесс в бюджетной сфере даже не начинался.
Как отмечалось ранее, несмотря на существование МСФО ОС, бюджетные учреждения Франции в 1982 г. были переведены на общий план счетов, соответствующий нормам МСФО.
Следует отметить, что МСФО ОС направлены на содействие успешному и своевременному осуществлению бюджетной реформы в части совершенствования системы бюджетного учета и отчетности, повышения профессионального
уровня бухгалтерских работников сектора государственного управления в сфере МСФО в связи с признанием Российской Федерацией МСФО.
В настоящее время Комитет по МСФО общественного сектора Международной федерации бухгалтеров разработал 31 стандарт финансовой отчетности. При этом МСФО ОС предназначены для применения всеми организациями общественного сектора для целей финансовой отчетности общего назначения. К организациям общественного сектора относятся национальные правительства, региональные правительства (к примеру, на уровне штата, провинции, территории), местные органы власти (города, района) и их подразделения (департаменты, службы, комитеты, комиссии), если не указано иное. Стандарты не применяются к коммерческим организациям. Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользователей объясняется прежде всего публичным характером государственных доходов и расходов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» документами регулирования бухгалтерского учета являются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета [4]. Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является применение МСФО как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» установлено, что к применению на территории Российской Федерации подлежат документы международных стандартов на русском языке.
Таким образом, на территории России применение МСФО ОС будет осуществляться через принятие для сектора государственного управления федеральных стандартов (аналогов положений по бухгалтерскому учету для организаций коммерческого сектора) [2].
В марте 2012 г. начато общественное обсуждение разработанных проектов стандартов. Первыми из обсуждаемых и предполагаемых к введению в нашей стране были следующие проекты стандартов:
- «Основные средства»;
- «Аренда»;
- «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления»;
- «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
- «Обесценение активов».
В итоге внесено большое количество правок и предложений. Однако возникает вопрос, насколько применимы нормы МСФО ОС и национальных стандартов для таких бюджетных учреждений, как больницы, школы, вузы.
Вместе с тем анализ развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях наглядно демонстрирует, что современное бюджетное учреждение должно не только вести контроль за целевым использованием предоставленных средств, но и грамотно, экономно, результативно распоряжаться средствами внебюджетной деятельности. Это и обусловливает необходимость разработки национальных стандартов и внедрения норм МСФО ОС в деятельность бюджетных учреждений.
Список литературы
1. Глущенко А. В., Солодова С. В. Бюджетная реформа: изменения в учете // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 23. С. 6-12.
2. Гусева Н. М., Кузенкова Т. А. Процесс внедрения международных стандартов в бюджетную сферу // Учет в сфере образования. 2012. № 9. С. 5-8.
3. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Олма-Пресс, 2003. 587 с.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
7. Петрова В. И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия, Франция): учеб. пособие. М.: КноРус, 2010. 184 с.
8. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество» (НП АБС)
приглашает финансистов, экономистов, руководителей финансовых департаментов компаний любых сфер деятельности, главных бухгалтеров на бесплатные семинары школы МСФО, а также ряд бесплатных мероприятий, которые пройдут в августе-декабре 2013 г.
С полным перечнем можно ознакомиться на сайте ассоциации - www.npabs.ru.
НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество» объединяет организации и специалистов научной и практической сфер, специализирующихся в области бухгалтерского учета, МСФО, налогообложения, финансов, финансового контроля и др.
Члены НП АБС предоставляют профессиональные услуги по разработанным НП АБС стандартам и внедряют эффективные бизнес-решения на предприятиях.
За дополнительной информацией, а также для того, чтобы присоединиться к членам ассоциации, обращаться по телефону 8 (495) 544-78-66 либо E-mail: [email protected].
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» оказывает мероприятиям ассоциации информационную поддержку.
www.fin-izdat.ru