Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ разработки проблемы формирования самостоятельности в обучении'

Ретроспективный анализ разработки проблемы формирования самостоятельности в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Майя Ивановна

В статье дан ретроспективный анализ подходов к вопросу о роли самостоятельности в обучении и путей ее формирования. Изучен вклад отечественных дидактов в развитие проблем самостоятельной познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ разработки проблемы формирования самостоятельности в обучении»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

профессор КФ КрУ МВД РФ, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В статье дан ретроспективный анализ подходов к вопросу о роли самостоятельности в обучении и путей ее формирования. Изучен вклад отечественных дидактов в развитие проблем самостоятельной познавательной деятельности.

Ключевые слова

Самостоятельность, самостоятельная работа, самостоятельная познавательная деятельность

Концепция определяющей роли активности личности в собственном развитии и необходимости ее стимулирования в процессе воспитания и обучения стала общепризнанной. Многие современные дидакты и педагоги единодушны в утверждении, что главной ценностью образования становится формирование в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывного и гибкого самообразования в течение всей жизни [1, с. 4].

Ретроспективный анализ педагогического опыта СССР, Украины, России показывает, что развитие отечественной педагогической мысли ХХ века характеризуется периодами повышенного интереса к проблемам активности и самостоятельности, признанием принципа активизации познавательной деятельности учащихся.

На 60-80-е годы приходится наибольшее количество публикаций по проблемам активизации познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Дидакты и педагоги-практики стали на путь поиска средств управления самостоятельной познавательной деятельностью, ее активизации. Две противоположные тенденции господствовали в педагогической науке того времени: с одной стороны, осуществлялись поиски эффективных средств управления процессом обучения человека, а с другой -изучались возможности познавательной активности обучающихся, формирование у них умений «приобретать» знания самостоятельно.

Самым известным в СССР в исследовании проблем активизации познавательной активности и самостоятельности был опыт учителей Новосибирской, Ростовской областей, Татарской республики.

Первая конференция специально по проблеме самостоятельной работы учащихся была проведена в марте 1957 в Новосибирске. На основе материалов исследований, отражающих передовой опыт учителей Новосибирска, была подготовлена и опубликована статья, в которой выделены существенные признаки самостоятельной работы; названы основные ее виды, исходя из различных этапов процесса обучения.

Заслуживают особого внимания поиски и интересные открытия педагогов из Казани (И. Г. Огородникова, Л. П. Аристовой, Н. А. Половниковой) [2,3]. Установлено, что в процессе познавательной деятельности происходит формирование потребности в самообразовании, определены условия развития познавательной активности ученика, выделены виды самостоятельности (познавательная и прикладная) и три главные стороны познавательной самостоятельности как качества личности.

С начала 60-х годов в школах с распространением идеи активизации обучения зарождается новый, проблемный, развивающий тип обучения. Проблемное обучение, обоснованное М. И. Махмутовым [4], рассматривается как тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоение ими готовых выводов науки, а система методов строится на основе принципа проблемности. Основными функциями проблемного обучения М. И. Махмутов определяет развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся, воспитание навыков творческого усвоения и использования знаний. Теория проблемного обучения как новой дидактической системы была, безусловно, важным шагом в решении проблем активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Анализ педагогических исследований 60-70-х годов показывает, что в центре внимания педагогов находились три основных вопроса, которые не потеряли своей актуальности сегодня: 1) значимость формирования и развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения и поиск средств и путей активизации их познавательной деятельности; 2) разработка методических, организационно-практических средств совершенствования самостоятельной работы учащихся; обсуждение ее форм, видов, сфер применения; 3) обсуждение психологических и дидактических основ самостоятельной деятельности учащихся.

Особо значимым для разработки проблем активизации самостоятельной познавательной деятельности является ретроспективный анализ исследования и развития учения о самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации, сделанный в 1980 году П. И. Пидкасистым» [5]. Автор проводит психологический и дидактический анализ самостоятельной деятельности школьника в процессе обучения. Он указывает, что самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Самостоятельная деятельность, самостоятельная работа в большинстве работ в 60-80-е годы рассматривается при обсуждении процесса обучения школьников, но выводы педагогов представляют значительный интерес для развития теории и практики организации самостоятельной работы в вузе. Уровень развития самостоятельности и проявления творчества в учебной деятельности - типичная черта, отличающая высшую школу от средней. Высшая школа отличается от средней не только специализацией подготовки, степенью сложности и большим объемом учебного материала, но, главным образом, методикой учебной работы и степенью самостоятельности студентов [6, с. 84].

В исследованиях 80-90-х годов подчеркивается особое место преподавателя в процессе обучения. Говоря об особенностях учебного процесса в вузе, П. И. Пидкасистый признает изменение целей деятельности преподавателя: «В самом процессе совершенствования образования акцент деятельности преподавателя все больше смещается в разработке новых методов и форм активизации собственной деятельности на стимуляцию активности студента» [5]. Обучение превращается в общение, в котором студент и преподаватель взаимодействуют, проявляя совместную активность.

Как справедливо отмечает В. М. Вергасов, новая, специфическая роль преподавателя заключается в том, чтобы активизировать самостоятельную умственную деятельность студентов, заставить пытливый ум студента действовать, приобретая знания, но заставлять не насилием, а интересом, возбуждением любознательности [7, с. 34].

Признавая самостоятельную работу одним из действенных средств активизации познавательной деятельности студентов, педагоги, начиная с 60-х годов, стали вести интенсивные исследования форм, видов самостоятельной работы, их эффективности в процессе обучения; определение сути понятий "самостоятельность", "активность", "самостоятельная работа", "самостоятельная деятельность".

Одним из первых дал определение самостоятельной работы Г. М. Микельсон (в 1940 г.). В дальнейшем определение сути самостоятельных работ нашло отражение в исследованиях Е. Я. Голанта, Н. Г. Дайри, Р. Б. Сроды, Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого, А. В. Усовой и др. Различные классификации самостоятельных работ были предложены В. А. Добромысловым, Е. Я. Голантом, В. П. Стрезикониным, Б. П. Есиповым, Б. А. Сахаровым и др. П. И. Пидкасистый, проанализировав этот опыт, выделил общий принцип организации самостоятельных работ и принцип классификации их типов и видов - соотношение между воспроизведением и творчеством. М. Г. Гарунов и П. И. Пидкасистый также рассмотрели формы и методы активизации СРС в учебном процессе, выделив проблемное обучение как один из генеральных путей в этом. Исследователи коснулись вопросов культуры самостоятельной работы студентов [8].

В. К. Буряк анализирует суть самостоятельной работы, выделяя и характеризуя ее внешнюю и внутреннюю стороны. Исследователь выдвигает дидактические требования к руководству самостоятельной учебной работой, выделяет следующие дидактические условия, которые способствуют успешности самостоятельной работы: 1) наличие у обучаемых знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения; 2) присутствие в смысле задачи нового материала, который придает задаче поисковый характер и требует самостоятельного решения; 3) необходимость фиксации результатов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

самостоятельной работы в записях, рисунках, схемах; 4) работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы; 5) самостоятельная работа обучаемых, соответствующим образом оценивается [9, с. 39].

С именем украинского педагога В. А. Казакова связан новый, значительный этап в исследовании вопросов теории и методики самостоятельной работы студентов. Можно говорить о создании нового направления в теории и практике внедрения самостоятельной работы студентов. В. А. Казаков выдвинул деятельностную концепцию СРС, где она представляется как самостоятельная деятельность, во время которой самостоятельность формируется как черта личности студента [10].

Теоретические выводы и рекомендации ученых, разрабатывающих вопросы формирования самостоятельности в обучении и проблемы самостоятельной работы составляют ценный опыт для решения проблем активизации познавательной деятельности студентов.

Список использованной литературы:

1. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. — 204 с.

2. Половникова Н.А. О разработке проблемы "Воспитание познавательной самостоятельности и активности школьников в процессе обучения". — Казань, 1970. — 29 с.

3. Проблемы развития познавательной активности студентов / Науч. ред. Р.А. Низамов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. — 175 с.

4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.

5. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

6. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. - М.: Высшая школа, 1975. - 314 с.

7. Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. - К.: Вища школа, 1979. - 216 с.

8. Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов: Учеб.-метод. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 80 с.

9. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.

10. Козаков В.А. Самостоятельная работа студентов: Учеб. пособие. — К.: УМК ВО, 1989. — 252 с.

© Смирнова М.И., 2016

УДК 37

Соколова Лада Александровна

студентка 4 курса

ИГПИ им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО "ТюмГУ"

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСОВ СОЦИУМА, ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

Сиротство одна из важнейших проблем современного мира, но большей проблемой является социализация и адаптация таких детей. Автор статьи описывает вариант решения - помощь в налаживании межличностного общения подростков оставшихся без попечения родителей в их классном коллективе.

Ключевые слова подросток, опека, попечительство, сиротство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.