Б01: 10.12731/2218-7405-2015-12-2 УДК 37.06
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ НАРКОТИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Гизятова Л.А.
В статье рассматривается проблема распространения наркотиков и их употребления молодежью в России во взаимосвязи с общественными, политическими и социальными факторами, а также эволюция научных подходов к изучению молодежного наркотизма в разные периоды исторического развития общества. Анализируется реакция самого государства на рост употребления наркотических веществ населением и предпринимаемые им попытки решения проблемы. Автор проводит связь между наркотической ситуацией и социально-экономической жизнью российского общества.
Цель. Проведение ретроспективного анализа подходов к проблеме наркотизации молодежи сквозь призму исторических характеристик социальной и политической жизни нашего государства.
Метод и методология проведения работы. В процессе работы над статьей были использованы методы теоретического анализа исторической, социологической, политологической, психолого-педагогической литературы по теме, периодической печати разных лет, законодательных актов, общенаучные методы классификации, обобщения и сравнения. Применение исторического метода позволило показать эволюцию научных подходов к проблеме молодежного наркотизма и важность ее изучения на всех исторических этапах развития российского общества.
Результаты. Были определены два пика эпидемии молодежной наркомании и обозначены три периода в эволюции антинаркотической политики России. Исследовательская база, разработанная отечественными учеными, послужила научным обоснованием формирования государственной стратегии по борьбе с наркотизацией населения, в том числе молодежи как приоритетной группы, подчеркнув необходимость изменения социально-экономических условий для искоренения наркомании.
Ключевые слова: молодежь; молодежная наркомания; профилактика наркотизации молодежи; отечественные исследования наркотизма; антинаркотическая политика.
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO A PROBLEM OF DRUG ADDICTION AMONG YOUTH IN RUSSIA
Gizyatova L.A.
The article examines spread and use of drugs in Russia in its relation to political and social factors, as well as the evolution of scientific approaches to a problem of drug abuse among young people across the historical development of society. The response of the state to the spread of youth drug addiction and its efforts to find some solution to the problem are analyzed. The author draws a connection between the drug situation and the social and economical conditions in Russian society.
Purpose. To undertake a retrospective analysis of approaches to a problem of youth narcotics abuse through the scope of historical transformations in Russia since the end of the 19 th century to nowadays.
Methodology. Method of theoretical analysis of scientific literature, periodicals, legal acts as well as general scientific methods such as classification, generalization and comparison were used. The use of historical method allowed the author to demonstrate the development of scientific attitudes towards a problem of youth drug abuse and the importance of its study.
Results. There were marked basic stages of development of Russian drug policy and two outbreaks of youth drug epidemic. Research in this field carried out by Russian scientists had a great impact on the shaping of a national drug strategy focusing on young people as a priority group.
Keywords: youth drug addiction; youth, drug abuse prevention; domestic approaches to a problem of narcotism; drug control policy.
Проблема наркотизации в современном обществе - это не новое явление, однако актуальность ее возрастает с каждым днем. Темпы роста наркомании требуют тщательного и осмысленного подхода к ее всестороннему решению. В последние годы сильную озабоченность вызывает факт снижения возрастной границы наркотизации и явное омоложение этого социального феномена. Молодежный наркотизм является предметом исследования для специалистов разных профилей: психологов, педагогов, юристов, медиков, социологов, биологов, что свидетельствует о междисциплинарном характере изучаемого явления. Основная миссия по борьбе с наркотизацией молодежи и ее первичной профилактике, несомненно, лежит на государстве.
При отсутствии грамотной государственной антинаркотической политики отдельные старания специалистов в узких областях научных знаний не обеспечат долговременный положительный результат.
На протяжении истории исследователи по-разному объясняли суть и причины феномена наркотизма, что объясняет вариативность концепций борьбы с незаконным употреблением запрещенных веществ. Первые отечественные работы, затрагивающие тему наркотиков (Корсаков С.С., Мержеевский И.П.), датируются второй половиной 19 века и содержат идеи о пользе применения опиума в психиатрической практике. Опубликованные в конце 19 века исследования русских этнографов (Моравицкий С.И., Кушелевский В.И., Левитов И.С., Арсеньев В.К.) представляли детальное описание жизни населения Русского Туркестана и Дальнего Востока, широко использовавшего различные виды наркотиков в силу традиций и укладов, а также упоминали случаи детского наркотизма.
В конце 19 - начале 20 веков наркотики получили масштабное распространение среди русского населения дальневосточных регионов в результате активной колониальной политики российского государства на восточных рубежах и миграции населения из приграничных территорий Китая. Последующему проникновению наркотиков в другие области страны также способствовали необоснованное медицинское использование наркотических веществ; произведения литераторов и художников, пропагандировавших идеи притягательности и загадочности наркотиков.
В начале 20 века появляются первые теоретические работы, поставившие перед обществом вопрос о вреде потребления наркотиков (Данилло С.Н., Реймер Н.К., Косоротов Д.П., Сикорский И.А., Левитов И.С.). Исследователи приводили приблизительные данные по количественному и социальному составу наркоманов и алкоголиков, подробно описывали процесс воздействия ядов на человеческий организм [12].
Последовавшие политические, исторические и социальные изменения в жизни российского общества (первая мировая война, крах Российской империи, революция 1917 года и гражданская война) превратили наркоманию в серьезную социальную проблему, послужив толчком к ее всплеску. На этом фоне в 1920х годах произошла активизация изучения вопросов, связанных с наркотизмом. Результаты исследований публиковались в специализированных медицинских журналах. В медицинском аспекте наркоманию изучали Бахтияров В.А., Рапопорт А.М., Шоломович А.С., Голант Р.Я., Зиман Р., Футер Д.С., Топорков Н.Н., Белоусова М.Т., Кута-нин М.П., Введенский И.Н., Забугин Ф.Д., Дубровин В.Г., Горовой-Шалтан В.А., Прозоров Л.А. Исследования правового содержания принадлежат Гернету М.Н., Люблинскому П.И.
С ростом числа наркоманов наблюдалось изменение их качественного состава. Крестьянские и рабочие слои населения, а также молодежь оказались вовлеченными в процесс наркотизации. Весомый вклад в изучение молодежного наркотизма в 1920-е годы внесли Гернет М.Н., Дубровин В.Г., Забугин Ф.Д., Шоломович А.С., Футер Д.О., Зиман Р., Люблинский П.И., Рапопорт А.М. Подростковый наркотизм этих лет следует рассматривать в тесной связи с бес-призорничеством, а именно, как его следствие. Проведенные опросы детей-беспризорников [4, 7, с. 28], чье количество достигло большого масштаба на фоне социально-экономической неустроенности жизни в рассматриваемый период, выявили высокий процент кокаинистов. Специалисты обращали внимание на исключительно вредное воздействие наркотической интоксикации на психическое и физическое здоровье молодого организма: более быстрое привыкание, тяжелое протекание абстинентного синдрома [15, 7, 6]. Находясь под действием одурманивающих веществ, дети были безразличны к холоду, голоду и бытовым лишениям, что говорило в пользу социально-бытовых причин детской наркомании [16]. Способ решения проблемы виделся в улучшении бытовых условий жизни подростков, их социальной адаптации. С этой целью были предприняты следующие взаимосвязанные действия органов власти на всех уровнях: создание совета по защите детей, комиссии по улучшению жизни детей; основание детской милиции; открытие приемников - распределителей; разработка комплекса мер по организации питания, лечения, летнего отдыха подростков; помощь в трудоустройстве и квоты на обучение. Политика государства по искоренению беспризорности и вытекающих из нее последствий, таких как наркомания, преступность показала свою эффективность. Система антинаркотического воспитания населения в целом в 1920-е годы включала следующие методы: просветительские брошюры, лекции, беседы, фильмы, импровизированные суды над наркоманами. Особое внимание уделялось группам риска (дети, молодые люди, беспризорники, преступники) [15, с. 61]. Масштабное распространение подросткового наркотизма в первой половине 1920х годов можно с основанием рассматривать как первую серьезную эпидемию молодежной наркомании в России. В последующие годы активное изучение наркотизма было приостановлено, поскольку эта тема в некоторой степени стала запретной. Кроме того, политические и социально-экономические условия в нашей стране в эти годы объективно замедлили темп наркотизации населения.
Последующее пробуждение интереса научного сообщества к проблеме наркотизма наблюдалось в 1950-х годах в медицинских работах (Стрельчук И.В., Голанд Я.Р., Бориневич В.В., Портнов А.А., Случевский И.Ф.) и трудах криминологов (Орлов М.Ф., Николаева Л.П).
Период «оттепели» ознаменовал возросший спрос на наркотики. В ответ на увеличение числа наркоманов и сопряженных с этим явлением преступлений государство ужесточило антинаркотическое законодательство, приняв нормы, предусматривающие наказание за сбыт, хранение, перевозку и потребление наркотиков. Справедливости ради нужно отметить, что всплеска молодежной наркомании в этот период не было зафиксировано. Неформальные субкультуры, получившие широкую популярность на Западе, не оказали существенного влияния на наркотизацию советской молодежи.
Основные направления развития научной мысли оставались подчиненными государственной идеологии, что означало отрицание наркомании как социального явления в Советском Союзе и отношение к ней как к отдельным случаям злоупотребления запрещенными веществами [1]. Вместе с тем, наркомания не исчезла полностью, а перешла в латентное состояние. Подобный подход государства к проблеме объяснял отсутствие четко организованной системы антинаркотической пропаганды.
На протяжении 1970-80-х годов постепенно создавались предпосылки для последующего наркотического бума среди молодежи: усилившееся влияние западной культуры проявилось возникновением в СССР неформальных молодежных движений со своей субкультурой и стереотипами группового поведения (рок-культура, панки). Впервые реальный масштаб нар-котизма в СССР, в том числе среди молодежи, был эмпирически обоснован исследованиями Габиани А.А. Самое эффективное средство борьбы с наркоманией автор видел в первичном недопущении обращения к наркотикам, поскольку, по его наблюдениям, полного излечения больных почти не наблюдалось [3].
С 1980-х годов тема молодежной наркомании, ее причин и последствий стала основной в работах социологов (Габиани А.А., Левин Б.М., Иконникова Ю.Н., Позднякова М.Е., Гилин-ский Я.И., Дунаевский В.В., Кессельман Л.Е., Кириллов И.Н., Шереги Ф.Э., Колесов Д.В., Гришко А.Я., Силласте Г.Г.), медиков (Битенский В.С., Лукачер Г.Я., Макшанцева Н.В., Пятницкая И.Н., Данилин А.Г., Данилина И.В. , Вдовиченко А.А., Ковалев В.В., Братусь Б.С.), юристов (Гасанов Э.Г., Гричко А.Я., Двойменный Н.А., Омигов В.И., Миньковский Г.М., Авру-тин Е.А.). Педагогические аспекты наркотизма раскрывают Макеева А.Г., Аверина Е.В. Смирнов В.В. Как предмет исследования психологии наркоманию рассматривают Личко А.Е., Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Лисецкий К.С. и другие.
В качестве некоторых причин наркотизации молодежи авторы выделяют давление со стороны группы сверстников и стремление к необычным ощущениям [8, 2], низкий уровень самооценки [10], влияние микросоциума [9]. Условно к мотивам приобщения к наркотической
культуре относят личностные, средовые и семейные факторы, комплекс взаимодействия которых и создает риск наркотизации подростка [2].
В 1990-х годах после распада СССР Россию захлестнула вторая мощная волна молодежной наркомании, вызванная целым рядом причин: отсутствием государственной молодежной политики; несовершенством законодательства, выразившегося в его либерализации и декриминализации; политической и экономической нестабильностью и резким расслоением общества; активной пропагандой западного стиля жизни; низким уровнем правовой грамотности населения; высоким уровнем преступности. С распадом Союза развалилась система молодежных и детских досуговых учреждений, произошла их коммерциализация, что затруднило возможности самовыражения для многих подростков. Критическим моментом явилась утрата молодежью и обществом в целом ценностных и духовных ориентиров.
К примеру, вместо комсомола как эффективного инструмента идейного воспитания подрастающего поколения не было создано аналогичной по функциям структуры.
Ситуация в начале 21 века по-прежнему характеризуется высоким темпом роста числа наркоманов и их омоложением. Обширная исследовательская база по проблеме наркотизма позволила научно обосновать разработку стратегических подходов к решению задачи, среди которых выделяют информационный, социально-профилактический, медицинский, ограничительный подходы. Если в рамках рестриктивного и медицинского направлений специалисты имеют дело с последствиями наркомании, то первые два подхода направлены на первичное недопущение обращения к наркотикам. Таким образом, ведущая роль в борьбе с наркотизацией молодежи сегодня отводится профилактике. Она подразумевает повышение качества знаний учащихся о вреде и последствиях употребления наркотиков; формирование у них установки на здоровый образ жизни как неотъемлемую часть их общего благополучия и процветания общества в целом; профилактику социально-бытовых факторов риска наркотизации и формирование поддерживающего климата в микросреде подростка.
Осознание важности защиты молодежи как группы риска определило разработку различных программ по профилактике наркомании, в том числе образовательных, т.к. преимуществом образовательной среды в процессе привития учащимся чувства неприятия к наркотикам является мощный воспитательный потенциал и длительный временной промежуток воздействия на подростков и детей. Перед педагогами и психологами стоит задача раскрыть потенциал личности учащегося, его внутренние ресурсы, освоение которых будет способствовать выработке «по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях» [14, с. 173].
В антинаркотической политике России можно условно выделить три периода: относительный контроль за наркопотреблением и оборотом наркотиков (до 1991 г.), период попустительского отношения к проблеме (годы перестройки), возврат к контролю над незаконным потреблением наркотиков (с 1997 г. по настоящее время). Поскольку подъемы молодежной наркомании в России явились результатом глобальных трансформаций в отечественной истории, необходимо учитывать социально-экономические условия для искоренения наркомании. Воспитание подрастающего поколения в духовно-нравственном и гражданском аспектах также является фактором профилактики его наркотизации и видится приоритетной задачей государства.
Список литературы
1. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987. 336 с.
2. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токси-команий у подростков // Психол. журнал. 1991. Т. 12. С. 87-93.
3. Габиани А.А. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 78-83.
4. Гернет М.Н. Сотня детей-наркоманов // Вопросы наркологии. Вып.1. - М.,1926. C. 34-38.
5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Мир Рос-сии.1997. №1. C. 163-184.
6. Забугин Ф. Оценка личности детей-наркоманов // Вестник наркологии. 1928. №2. C. 59.
7. Зиман Р. О кокаинизме у детей // Вопросы наркологии. - М., 1926. Вып. 1. C. 28.
8. Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания // Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1977. C. 61-70.
9. Лукачер Г.Я., Макшанцева Н.В., Чудновский В.А. Одурманивающие средства в подростковой среде // Социологические исследования. 1990. № 4. С. 80-85.
10. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 576 с.
11. Реймер Н.К. Яды цивилизации. - СПБ, 1899.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. - М.: Радуга, 2004. 192 с.
13. Фахрутдинова А.В. Теоретико-методологические составляющие современного гражданского воспитания: компаративный анализ // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2010. № 12-1. С. 169-174.
14. Футер Д.С. О детях-наркоманах // Моск. мед.журнал. 1925. №10. C. 59-63.
15. Шоломович А.С. Кокаин и его жертвы. - М., 1926 [Электронный ресурс http://alcdata.narod. ru/Sholomovitch_1926_1/Sholomovitch_Cocaine_1926.pdf].
References
1. Babajan Je.A., Gonopol'skij M.H. Narkologija [Narcology]. - Moscow: Medicine, 1987. 336 p.
2. Bitenskij V.S., Lichko A.E., Hersonskij B.G. Psihologicheskie faktory v razvitii toksikomanij u podrostkov [Psychological factors contributing to youth addiction], no. 12 (1991): 87-93.
3. Gabiani A.A. Kto takie narkomany? [Who are drug addicts?], no. 2(1992): 78-83.
4. Gernet M.N. Sotnja detej-narkomanov [A hundred of addicted children], no. 1(1926): 34-38.
5. Gilinskij Ja.I. Sociologija deviantnogo povedenija i social'nogo kontrolja [Sociology of deviant behavior and social control], no. 1 (1997): 163-184.
6. Zabugin F. Ocenka lichnosti detej-narkomanov [Assessment of teenage abusers' personality], no. 2 (1928): 59.
7. Ziman R. O kokainizme u detej [About cocaine addiction among children], no. 1 (1926): 28.
8. Lichko A.E. Narkotizm (upotreblenie narkotikov) ipodrostkovaja narkomanija [Narcotism (drug taking) and youth addiction] (1997): 61-70.
9. Lukacher G.Ja., Makshanceva N.V., Chudnovskij V.A. Odurmanivajushhie sredstva vpodrostko-voj srede [Intoxicating substances among teenagers], no. 4 (1990): 80-85.
10. Maksimova N.Ju., Miljutina E.L. Kurs lekcijpo detskojpatopsihologii: Uchebnoe posobie [Lectures on children's psychopathology]. - Rostov n/D.: Feniks, 2000. 576 p.
11. Rejmer N.K. Jady civilizacii [Civilization's poisons]. - Saint-Petersburg, 1899.
12. Sirota N.A. Jaltonskij V.M. Jeffektivnyeprogrammyprofilaktiki zavisimosti ot narkotikov i drugih form zavisimogo povedenija [Effective programs of prevention of drug abuse and other addictions]. - Moscow: Raduga, 2004. 192 p.
13. Fahrutdinova A.V. Teoretiko-metodologicheskie sostavljajushhie sovremennogo grazhdanskogo vospitanija: komparativnyj analiz [Theoretical and methodological components of modern civic education: comparative analysis], no. 12-1(2010): 169-174.
14. Futer D.S. O detjah-narkomanah [About young drug abusers], no. 10 (1925): 59-63.
15. Sholomovich A.S. Kokain i ego zhertvy [Cocaine and its victims] online resourse http://alcdata. narod.ru/Sholomovitch_1926_1/Sholomovitch_Cocaine_1926.pdp].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Гизятова Ландыш Афраимовна, преподаватель кафедры английского языка в сфере медицины и биоинженерии Института международных отношений, истории и востоковедения Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420111, Российская Федерация E-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Gizyatova Landysh Afraimovna, teacher of the department of English in the field of medicine and bioengineering, Institute of International relations, history and oriental studies Kazan (Volga region) federal university 18, Kremleovskaya st., Kazan, 420111, Russian Federation E-mail: [email protected]